дура
Воздух в медленном-медленном танце,
Лепестками махровой гардении,
Белой розы и померанца,
Обращает дома в усыпальницы.
Опахала ресниц восьмиклассницы
Тяжелы и опущены долу.
Снежной пташкой вспорхнула за школу.
Сквозь Нескучный и Петергофский.
Сквозь Центральный, Бэйхай в Кенсингтонский…
Сделав круг, возвратилась к школе.
Дура, что ли?
Возвернуться в Саратов, в глушь.
Где расхлёстывают тушь
Под глазами метель и вьюга.
Кость программы, Олимп досуга –
телевизор. Ты – по приколу,
Снова в школу?
Синь чулок, белизна блузона,
В рюкзачке сочиненья Вийона.
Да – Бродяга, и «О!» – убийца.
Каждой русской ноченькой снится
«Как изыскан… что за фигура…»
Что ли – дура?
Рядом Вася и Ваня рядом.
Только ей подавайте яду.
Подавайте ей башибузука,
Рыбу-зебру и рыбу фугу,
Фугу смерти и фугу жизни.
Вася – сбрызни!
И Ваня – сбрызни!
Вася сбрызнул и Ваня сбрызнул,
Защищать от врагов Отчизну.
Подставлять плечо, огребать дюлей
От всемирной армии упырей,
ей-ей!
Это явь или сновидение…
Воздух в медленном-медленном танце,
Лепестками махровой гардении,
Белой розы и померанца,
Обращает дома в усыпальницы.
Вася, Ваня — г(к)остьми на Радоницу.
Что лежите вы, как убитые?
Принесла вам рубахи расшитые
От сиятельнейшего Авгура,
Дура.
Не встаёте? Слегли за Родину?
Вот от Родины вам по ордену.
На проезд по монетке вот.
Да по горстке овса вам в рот –
Прорастёт.
Свидетельство о публикации №124011302771
Плюсы:
1. Игры с образами — стихотворение наполнено образами, которые часто меняются и переходят друг в друга. Есть метафоры, которые заставляют задуматься, такие как «Опахала ресниц восьмиклассницы» или «Снежной пташкой вспорхнула за школу», что создает ощущение зыбкости и неопределенности происходящего.
2. Смесь разных культурных и литературных ссылок — упоминания Петергофа, Бэйхая, Вийона, Бродяги, «О! убийца», телевизор, синь чулок, рыба-фугу — все эти образы создают многослойную картину, насыщенную отсылками. Это может быть интересно тем, кто любит разгадывать скрытые смыслы в стихах.
3. Эмоциональная амбивалентность — в стихах чувствуется не только игра слов, но и запутанность, противоположности, противоречия — с одной стороны, мы видим задумчивость и почти нежную лирику, с другой — довольно жесткие и даже абсурдные сцены («Подавайте ей башибузука, Рыбу-зебру и рыбу фугу»). Этот контраст создаёт сильное ощущение дезориентации.
4. Тема самопознания и сомнений — главный вопрос, который поднимает стихотворение: «Дура, что ли?» отражает неуверенность и сомнение в себе, вечную борьбу с внутренними демонами и поисками себя. Это делает стихотворение глубоким и личным, несмотря на поверхностную игру слов.
Минусы:
1. Трудности восприятия — из-за множества аллюзий и неожиданных переходов от образа к образу, стихотворение может быть сложно воспринято без глубокого анализа. Для некоторых читателей оно может быть слишком абстрактным и перегруженным символами.
2. Некоторые абсурдные элементы — порой стихотворение уходит в абсурд, что может быть и преимуществом, и недостатком. Например, сцена с подачей рыбы-фугу или с «сбрызгиванием» Васей и Ваней может быть воспринята как чрезмерно гротескная или неуместная.
3. Неоднозначность финала — вопросы, которые задаются в конце («Что ли – дура?»), остаются без ответа, и такая неопределенность может оставить у читателя ощущение незавершенности. Это может быть как плюсом, если читатель ищет философский подтекст, так и минусом, если ему важна завершенность.
Итог:
Стихотворение Татьяны Вебер — это сложный и многослойный текст, в котором сочетаются элементы абсурда, лирики и философии. Автор мастерски использует образы и отсылки, чтобы создать запутанную картину жизни, в которой героиня теряется в своем собственном восприятии реальности. Это произведение не для всех читателей, но тем, кто готов проникнуться его атмосферой и разгадывать смыслы, оно может показаться захватывающим и глубоким.
Оценка: 8 из 10 — стихотворение уникально, но его сложность и абстрактность могут затруднить восприятие.
Владимир Василевич Недевиченко 17.01.2025 15:50 Заявить о нарушении