Несколько слов к Слову пацана

Поскольку смотрелось в растяжку (с перерывами, редко по две серии) аж дней десять, отношение и настроение к продукту менялось.
Об отношении. Эмоционально-психологическое, «интеллектуальное», «художественно-эстетическое».
Такого, чтобы фильм в какой-то момент захватил и не отпускал – не было.
Отчего – так?! «Не для меня» – в смысле, допустим, возраста?
Не факт. Ибо «любви все возрасты покорны». Кстати, любовная тема шла по фильму сразу по нескольким линиям (по крайней мере – четырём: Марат – Айгуль, Вова (Адидас) – Наташа (медсестра), Андрей – Ирина, мама Андрея – Ильдар (майор милиции). Главной (эту тему) назвать трудно, но «сквозной» (от начала и до конца) она-таки является.
И – вообще. Фильм – как-то о всей совокупности человеческих отношений (семья, школа, улица, социалка в целом), об их переплетении до абсурда. Где-то – в шарж (не говоря уже о концовке). Насколько получилось?! Некоторое напряжение (закрутка-интерес) возникало, но последняя серия (в независимости от её версии) угробила это почти напрочь. «Почти» – допускает некоторую сатисфакцию.
Эмоциональное... Допускалось что-то потрясно ужасное по жестокости и дикости. Как-никак – феномен бандитских группировок конца 80-х-начала 90-х. Пусть – и почти «пионерских», на стадии становления.
Мордобоя было достаточно. Убийств и смертей – не так, чтобы очень много, но – вполне. Насилие (над малолетней), пусть и оставшееся за кадром.
Однако, чтобы в шокирующий ужас – пожалуй, нет. Элемент шаржа (ещё до той, выходящей за рамки всего сериала, последней) делал своё дело. Задумка самих создателей?! Слабый актёрский состав?! Следование «инструкции партии и правительства» (не героизировать, не романтизировать)?!
С той поры – минуло не мало (35 лет), случилось зашмат. Поколение, не заставшее (в осознанку) те времена, может тое-сёе и подчитать. Или – почерпнуть-сопоставить из уст очевидцев.
А и очевидцев это коснулось по-разному.
В моё подростково-юношеское «дворы-улицы» существовали, но тогда (70-е), скорее, доживало своё наследие ещё 50-х (послевоенных). Причём – доживало уже переформатировавшись-выродившись. А тут – новый пых (как-то – тоже послевоенный (Афган)). Ну, и под развал Союза.
К своим «дворам-улицам» я слегка прикоснулся. Но у нас оно было (как уже сказал) несколько иначе, да меня глубоко и не затянуло. Притом, что в самой «структуре» были отсеки и посерьёзнее простой «коробки».
Не затянуло, но... Драться-рубиться (вернее, бить-за себя постоять) я научился прилично. Махач (коллективный) – изначально было не моё. А вот «выяснение отношений» (типа – поставить на место или – за свой статус): один на один, а то и «один-в два» и наоборот – такого хватило за милую душу. С явным перевесом на моей стороне. Слава Богу, без поножовщины и монтировок с кастетами.
Где-то к 17-18-ти я совершенно остепенился, и имевшие место быть инциденты в последующем были уже эпизодическими и почти случайными. Последним же по годам моей младости стала буза, случившаяся в сезон пребывания в 96-м ПТУ. Когда назревал, но таки не пыхнул конфликт со своими бывшими одноклассниками (по 1-8 классам в 15 СШ) «фрунзенцами», ходившими в те времена (73-74-й) под сыном серьёзного мента Серёгой Ганиным. Коего, ещё за 3 года до этого я «строил» по полной программе.
«Наказал» я тогда шестерившего на эту шайку Брыля (Брылёва). За подставленного им (под разборку) моего одногруппника сельчанина Колю Павленко. «Одноклассники» были за то (за обиду их человека) недовольны. Ганин назначил мне стрелку. Один в один. Постояли. В глаза друг другу посмотрели. Парой слов перекинулись. Я за Колю замолвил. На том и закончилось.
А здесь (в «годы лиховые») – всё складывалось капитально. Насколько фильм схватил-передал то, что было в действительности?! – Не мне судить. Да и задачи у авторов могли быть существенно иными.
По-любому, мордобоем удивить меня было трудно. Об «отношениях» (в подобных группировках) мы тоже как-то наслышаны-начитаны. И даже Наташка (а она-то – как раз из того поколения, рождённых в середине 70-х), при просмотре, лишь слегка морщилась: мол, ожидала чего-то позабористее, пожутчее.
Мордобоя хватало (в фильме), а градус как-то особо и не поднимался. То ли приедалось, то ли чего-то не доставало. После выразительных пинков и тычков подвергаемые экзекуции восстанавливались аки оловянные (или, напротив – гуттаперчивые) солдатики. И это – пацаны, а не мастера рукопашного боя!
Интеллектуальное... Я – о замысле. Вероятно, скрытом от наивного взгляда обывателя. Вероятно... А мабыть, того, что виделось (по крайней мере, до какого момента) мне, там и не закладывалась.
Однако, важно, что оно кому-то виделось.
Переклик с днём сегодняшним. Под новую Войну («СВО»). Куда более серьёзную, чем афганская. И по масштабу, и по субъекту противостояния. Понятно, что не только с «киевским режимом», но и с самой Украиной (которой для кого-то нет). Понятно, что за таким субъектом как-то стоит Запад. Стоит – по-разному. Но и за «моджахедами» много чего-кого стояло. Как и сами «моджахеды» были не просто бандюки, но и собственно народ Афганистана. Ну, или как это образование (племён и пр.) называть.
А украинцы и афганцы, в отношении России, как не крути – большая разница. И велеречивое – мол, мы не воюем с украинским народом (отсылая всё – то к «нацистскому режиму», то к Европе, НАТО, Штатам) – для тупого «пабла».
Погибают (тысячами), с той стороны, украинцы. Страдают (миллионами) – украинцы. То есть – при всей разности народов – как-то свои. С «братьями» я бы язык уже давно прикусил.
Особенность (странность – и не только по субъектности) этой войны снова проявится в особенности феномена «улицы» (а и бандитизма вообще), могущего (должного) возникнуть на волне её выгорания. При любом («победном» или позорном) конечном итоге.
Впрочем, о том, что фильм задумывался, как «сериал-предупреждение», уже говорилось (хотя бы «РИА Новости»). Предупреждение или, скорее, ожидание-пророчество.
Тут важнее (забавнее) другое: Насколько фильм задуман как антивоенный?! А значит – и критический в отношении всей политики современной России.
За всё надо (придётся) платить. По фильму это проходит чуть ли не лейтмотивом. А платить, в конечном счёте, придётся именно за Войну. За Войну как-то со своими.
Вова-Адидас...
Я ить – тоже Вова. А тут ещё и Наташа. Но это – уже в шутку.
Не в шутку – если другой Вова. Который... Перепечатаю «памятку» из своего «Разум Бедный» (2022):

Ищите Мальчика…
Если кто-то ещё не догадался (с «Бичом Божьим»), подскажу – в кого я целю-выгоняю. Что по прошлому веку – «сладкая парочка» Адольф-Иосиф – понятно. Через Кима мы к ним ещё вернёмся…
А выгоняю я, разумеется, под нонешнее Чудо-Юдо. Под ВВП. Но это – не сразу. А «предварил» сие, дабы не ускользнул (а вдруг забуду!?) только что прилетевший штришок-осколок.
Mole… Акутагавы (из «ЗК»). Английский «крот», превратившийся у Рюноскэ (в пару секунд) во французское la mort. Смерть!
Ну, а мы в русское обернём: Моль! «Белая (бледная) моль». Кликуха (не суть важно, кто навешал), прилепленная к чекисту-разведчику Путину. При желании, главную его кличку – Окурок – можно подтянуть и к Кроту. «Крот» – агент, работающий под прикрытием. Типа: «засланный казачок». Кем засланный?! Откуда?! – Мабыть, и из Преисподней.

А с «коварного Запада» я грехов не снимаю...
Только «Мальчик» – из Наших будет.
Уж больно мы настрадались-намучились... Средоточие. Прямо «ядерный реактор» в Битцевском парке (как у дружбана Проханыча архитектора Пчельникова).

Или – чуть позже (из 2023-го):

Как только ядерный пацан (гопник) заявил, что мир без России (без Бога) «нам-ему» не нужен, он тут же стал своим (в доску, до гроба) для апантаных обожествлённой Родиной долбоёбов. Православных! Патриотов…
Правда, к христианству (адекватному) такое «православие» никакого отношения уже не имеет. Скорее – наоборот. В смысле – карикатуры-обезьяны. Хоть с шарманкой, хоть без.

Случайно?! – Вова...
Так, Жора Крыжовников (Андрей Першин) привязывал свой сценарий к книге Роберта Гараева («Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х»).
А там – всё реально (документально), а не плод художественного воображения или «герменевтической ассоциации». Хотя, по первой читке (скорее, листанию) «исповеди» бывшего пацана, главные герои сериала слеплены из иного теста. Ни «Адидасом», не пристреленным им «Жёлтым», вроде, как и не пахнет.
Полистав книжку (и не только), я куда как больше ориентируюсь в том, что там (в Казани) творилось. Группировки, входящие в них «коробки» (дворы). А когда смотрел, всё было «в слепую». «Улица»... Даже не схватил откуда они (с какого микрорайона, по городской схеме) эти «адидасовские». И с кем конкретно «****ились».
Ах, да... «Универсам». «Банды» с такой кликухой за Казанью как бы и не числилось.
По книжке – понятно. Понятно – откуда началось. С «Тяп-Ляп» (группировка с «Теплоконтроля»). Сергей Антипов. Едва ли ещё не с конца 60-х...
Знаковый пробег-набег «тёплых» на «новотатарских» в 1978-м. С последующим судом по этому делу и двойным расстрелом (включая лидера Завдата (Джавды) Хантимирова).
Справка (из Вики)

Во главе банды стояло три человека, которым удалось превратить подростковую шайку в крупнейшую ОПГ СССР:
Завдат Файзрахманович Хантимиров по кличке «Джавда» (1955–1982); прирождённый лидер, властный, мстительный, физически сильный, занимался боксом, однако вместо спортивной злости испытывал к противникам самую настоящую ненависть; весьма ценил порядок, следил за соблюдением кодекса банды. Официально Хантимиров числился электриком молодёжного центра, однако на работе появлялся нечасто. Даже его непосредственный начальник не смел наказать Джавду за прогулы.
Сергей Леонидович Скрябин по кличке «Скряба» (1956–1994); по национальности еврей; в 1977 году окончил Казанский педагогический институт, был весьма умным человеком, являлся мозговым центром группировки, подводил все её действия под своего рода идеологию, разрабатывал разнообразные комбинации, занимался самбо, был другом Джавды с начальной школы.
Сергей Иванович Антипов по кличке «Антип» (род. 1949); к моменту создания группировки он уже отсидел несколько лет за хулиганство и грабёж, до колонии занимался боксом. В колонии он изучил все типичные ошибки криминальных группировок и методику работы правоохранительных органов, что впоследствии при создании ОПГ «Тяп-ляп» стало неоценимым знанием.

Про национальность Скрябы – неправда. Евреем был его отчим. И только.
После фактической ликвидации «тёплых», с конца 80-х по Казани заводила «Жилка» (Жилплощадка) Хайдера (Закира Хейдарова), пристреленного казанцами же (а вовсе не тамбовцами) в Санкт-Петербурге в 1996-м.
Так что (как и положено в кино) Жора К. всё переиграл по-своему.
Та же фамилия «Суворов» (по фильму – «адидасы» Вова и Марат) в «Слове пацана» Гараева встречается лишь один раз. В воспоминании одной из свидетельниц.

1971 г.р. Татьяна Николаева
Жила на территории группировки «Перваки»
24 сентября 1986 года. Мы собираемся фоткаться на альбом после восьмого класса. Ждем наших мальчиков, а их нет. Нам четырнадцать лет, уже умудрились обидеться, сфоткаться и по домам. А потом звонок в дверь, мальчики и слова, что Лёшу Шелуханова убили. Вот вышел наш Лёша из подъезда, весь такой красивый, в костюме в кой-то веки, а тут «павлюхинские» гопники [приехали] за что-то мстить и монтажкой Лёше по сонной артерии. Умер сразу. У своего подъезда. Нашли потом. Был показательный суд, восемь лет вроде дали. Фамилию убийцы запомнила на всю жизнь – Суворов. Лёша с «Перваков» был, конечно. Мне кажется, на Первых горках процентов восемьдесят парней точно участники были, особенно во дворе, где Лёша жил. Тогда это было нормально и естественно, мальчишки другой жизни и не знали.

Непохоже... Если к киношному Суворову. Монтажкой по сонной (а не пиф-паф). Да и просто – пацанчика (а не лидера другой группировки – «Дом быта» – Жёлтого). Пусть фамилиями (убиенные) чуть и аукаются (Желтухин – Шелуханов).
В переклик (из книги) к сериалу можно и такое

1972 г.р. Ольга Р.
Жительница Казани
Я помню, у нас были похороны Лебедева. Это было, когда я в школе училась, год, наверное, 1987-й. Стояли менты и нас из школы не выпускали. Прямо как Корлеоне хоронили. Димка Лебедев жил на Вишневского, 14, знала его хорошо. Он был с «Калуги», забили его «зининские», потому что они всегда с «Калугой» воевали. Со «Сквером» дружили, а с «Калугой» воевали.
Помню, у нас девочка выкинулась из «Модницы» (это тоже на Вишневского), потому что ее изнасиловали гопники. А как девчонок затаскивали в вишневые «девятки»? Это же пипец, что было. Брали и затаскивали. Дело было очень невеселое. Но это мой город. Было и было, никуда мы от этого не уйдем. История не любит сослагательного наклонения.

Про «процент» – не знаю. Одни показывают больше, другие меньше. В целом по Казани с четверть могло набираться («пацанчиков» – из «молодёнов»). А то и...
Круто, конечно!
Так что «Вову» можно свободно загонять под ассоциацию. Многоуровневую-витиеватую. А хоть и...
Пусть «питерский пацанчик», мабыть, в реале гопником и не был. И «казанка» нашего шкловского про их «родство» (кто – со «двора», а кто – с «улицы») – больше в его (АГЛ) обычное «сбрехалово». Пусть и в знаковое. Однако, рядом с пацанвой державный Пахан где-то «постоял». Типа, как и я. И это – по-молодняку. А уж по 90-м... Будучи при «кормушке»...
Кстати, по книжке тема «причастности» органов (и именно КГБ) к становлению «пацанства» поднимается не раз. Например, в противовес «неформалам-диссидентам». Пусть и с оговоркой – мол, на любителя (на любителя «конспирологии»).
У Гараева (и не только) в сотрудничестве с гэбнёй подозреватеся расстрелянный (в 1980-м?) Джавда. По фильму, чекистов как бы и не видно...
Но за «засланного казачка» вполне мог сойти именно «афганец» Адидас. Вова Суворов... Тем более, что пристрелили его не совсем по-настоящему (в зачем-то переделанной последней серии, больше напоминающей комедию, чем драму).
И вообще... Вова этот – какой-то ненастоящий получился. Занадта «вымученный». Непацанский. И на одного Янковского-младшего я бы это вешать не стал.
Странноват и музыкант Андрей (Васильев-Пальто). Притом, что юный Леон (Кемстач) играет достойно. Тот же Гараев где-то намекнул, что этот герой как-то срисован с него. Вовремя выскочившего из пацанской уздечки.
Роберт сам не чужд музыке (музыкальный критик).  А из настоящих казанских по этой части (но ещё в 70-х) славился бывший морпех «тяп-ляповец» Николай Даньшин. Забитый своими (по указке Джавды) в подозрение в стукачестве (уже – ментам). Ну, это – тоже, слегка, как бы в тёрки-нестыковки между андроповскими и щёлоковскими.
«24 февраля» – начертанное на классной доске. Разом с «Героем нашего времени».
К чему?!
К чему – ладно. С каким умыслом?! Да ещё в пару с «героем». Типа: пацан и есть герой. Да ещё и затребованный (под начертанную дату).
Тяжбы (в Казани) по самому фильму пришлись на тот же февраль 2022-го. Неравнодушные лица (что-то там заподозрившие) упёрлись. Потому и съёмки проходили в Ярославле.
По фильму...
Мне (из главных) понравился Маратик. А сыгравшему его (как бы 14-ти летнего) Рузилю Минекаеву – уже хорошо за 20-ть (19.05.1999). И даже женат. И сына имеет.
А не скажешь! Так натурально подростково он смотрится.
В общем, память всколыхнули. Сериалом этим.
Каждому – в своё. От кулачных в дурь боёв (стенка на стенку) в где-то чем-то «святой Руси», до дней нынешних. В «спор славян между собой». В путинско-пригожинское ЧВК. И т. п.
Вплоть до фамилии затравленной пионерки Айгуль. Но это – уже в сугубо моё-стихирное. Тем более, что А. А. сама предпочитает «травить» других. Да и «прозвище» это (А) по Казани едва ли не по первому ряду будет. Включая клан именитых «международников» (из ГРУ).
Ну, и – «художественно-эстетическое».
Меня-таки наморщило смешение жанров. Концовка – откровенно в шарж (карикатуру). Весь драматизм слинял начисто.
Ладно бы ограничились пародией на ОКОД (Оперативный Комсомольский Отряд Дружинников) и «комсомолию» вообще. А то ведь и «пацанов» подставили. Ради «дегероизации», что ли?!
Я ведь и про метания сентиментального Адидаса, присохшего к медсестре. Вот и ноги уже собрался делать, а с полдороги поворачивает назад, чтобы посочувствовать обиженному папику.
Ну, да. Простое человеческое и «крысино-братское». Эмпатия, совесть и «чувство долга». В их несовместимость. Как и у музыканта Андрея (Пальто).
У младшего Суворова (Марата) – о том же, но чуть естественнее.
Как-то – так. В сумбур.
А из своего (старого-неуклюжего) – несколько строк, как-то в тему (11.10.2011)

Сколько драк! Сколько дружб здесь закошено.
Пацаны вы мои, пацаны!
Где – всерьёз, а где – так, по нарочному, –
Мы решали простое и сложное.
В наше время – советски-безбожное,
Подзабывшее эхо войны.

Или из более «зрелого» (9.06.2015). Снова к Большой Войне...

И я частенько воевал
на той, Великой, хоть ни разу
окоп не рыл, но, сжав штурвал,
подбитый «Ил» тянул на базу,
сажал на брюхо, без шасси…
Как наяву! Война – не цацки.
Я не видал её вблизи.
Она спала в душе пацанской.

8-11.01.2024

«Из Ново-Огарёво в Юзовку»

Первый Пу (который главный) ублажает вдов-сирот.
В день Христова Рождества, по-семейному, провластно.
Слов его витиеватых разливается сироп.
Лицемерно, но зато – безо всякого соблазна.
– Ваши папы отстояли интерес родной страны.
Глазки-щёлочки вождя заостряются крысино.
Были замыслы злодеев и коварны, и черны.
Посягнули упыри на величие России.
Мы не бросим, не оставим. Всех обнимем-наградим.
О погибших сам Кирилл у Смотрящего отмолит.
За Отечество народы встали вместе, как один,
И поставили заслон мракобесью и крамоле.

Пу второй (пахан донецкий) Верховода поддержал.
Мол, давно пора вернуть Гаджибей и Николаев.
За такую справедливость многих тысячей не жаль.
Лишь бы Чудище росло, со стозев озорной лаяй.

8.01.2024


Рецензии