О проходных стихах

Иногда можно слышать такое утверждение — не судите по одному стихотворению о поэте, у всех есть «проходные» стихи. Вот об этом хотелось бы чуток поговорить, причем в ракурсе этой страницы, носящей критически-исследовательский характер.

Во-первых, можно и нужно судить об отдельном стихотворении. Если оно неудачное, оно неудачное, даже если его автор признанный гений. Во-вторых, суждение об одном отдельно взятом стихотворении не распространяется на творчество поэта в целом. В-третьих, судить надо не о поэте (человеке, личности), а о его творчестве. На этой странице я надеюсь выполнить эти три принципа.

Далее. Существует масса не слишком удачных стихотворений у признанных и великих поэтов? Да, существует. Но здесь обязательно надо разобраться, как, когда и где они были опубликованы. Если вы берете полное собрание сочинений поэта NN, то при анализе отдельных стихотворений обязательно надо посмотреть историю их публикации. В очень многих случаях выясняется, что сам поэт их при жизни не публиковал. Не считал нужным публиковать, по существу, забраковал.

Отличный пример – Михаил Юрьевич Лермонтов. При жизни он опубликовал совсем небольшую книжку стихотворений, между тем написано им в детстве и юности было очень много, в том числе ряд очень сильных стихотворений. Хотя среди огромной массы его опытов есть и неудачные. То же самое применимо к многим поэтам. Этот вид «проходных» стихов критиковать не нужно, суд над ними произвел сам автор.

Есть и другие примеры – когда даже известные поэты публикуют практически все, что удалось сочинить. Это уже смахивает на графоманию, и в таком случае совершенно законна любая, в том числе самая суровая критика отдельно взятых стихотворений данных авторов.

И последний из возможных случаев. Некоторые поэты пишут книги стихов с единым замыслом, композицией, единой темой. В этом случае нередко выходит так, что многие стихи такой книги читаются и воспринимаются хорошо лишь в контексте данной книги — их еще называют «книжными» стихами. В этом случае можно лишь посочувствовать автору, которому не удалось выдержать взятую ноту (если она вообще была взята!) на протяжении всей книги.

Итак, я не признаю смягчающих обстоятельств, кроме одного – если стихотворение было забраковано автором и не публиковалось им. Во всех остальных случаях критика одного, отдельно взятого стихотворения уместна.


Рецензии
Эрнст, здравствуйте! Я внимательно прочитал ваш анализ и полностью согласен. И это рифмуется с моими убеждениями, «книжными» стихами занимаются здесь очень многие. Иногда даже не хочется ни с кем общаться. Но естественно есть настоящие авторы.
Спасибо Вам за эту публикацию. Хотелось бы чтобы ее прочитали и поняли как можно больше писателей.

Вячеслав Зуев   05.02.2024 23:48     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Вячеслав. Я немного поясню. Я знаю, что здесь, на этом, открытом для всех ресурсе, много людей, не имеющих отношения к поэзии. Это и те, кто использует стихи как повод познакомиться, и те, кто посредством стихов общаются между собой (как в оные годы одноклассники переписывались стихами во время уроков, да, было такое), и начинающие, из сотни которых, может быть, один представляет некие перспективы, которые еще туманны, и графоманы, которым лишь бы нарифмовать строчку, и много еще кто. Но они-то меня не волнуют нисколько. Мое внимание привлекают люди, занимающие видные позиции в литературном мире. Те, у кого куча премий, несчетное лауреатство, представительство в секретариатах и редакциях, те, кто себя нескромно именуют - "поэт", а то еще и "русской поэт" или "настоящий поэт". Вот им я не прощаю проходных и вообще плохих стихов. Ты сам свой высший суд - сказал Пушкин. Они не следуют этом правилу. И за это должны получать соответствующую оценку. Этим я понемногу занимаюсь - в рубрике "Оперблок" можно познакомиться с анализом некоторых творений сих "мастеров пера".

Эрнст Эренберг   07.02.2024 11:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.