Ад - часть комедии, хотя и Божественной

*  это странное, на первый взгляд, заглавие

Почему? Почему не трагедией,
                а именно Комедией

озаглавил Данте свою "божественную"
                поэму?
               
Это странное,
на первый взгляд, заглавие
 
так не гармонирует с сюжетом
                "хождения

по мукам"?  Это прояснил сам Данте
в письме к Кан Гранде делла Скала,

своему покровителю: трагедия, как род повествования,
отличается от Комедии тем, что вначале внушает

спокойствие, а конец её полон ужаса и страха,
а комедия, начинаясь сурово,  кончается счастливо...

Становится ясно,
                почему Данте

назвал свою поэму
          комедией: в начале сюжет
               
ужасен (именно Ад),
а конце полон счастья и радости
                (Рай).

*  гипнотизирующий своей беспредельно-мрачной поэзией

Первая часть
дантовской трилогии - "Ад",

без всякого сомнения
производит впечатление

ужаса и кошмара всей обстановки -
                эти кровавые потоки;
                озера

кипящей смолы;
         зловонные рвы;

адские замки,
           охваченные пламенем;
               

навеки застывшие
ледяные поля, пустыни;
                ужас пытки
осужденных, несущихся в вихре

мрачного урагана,
стоящих вниз головой в грязных ямах,
         
сгибающихся под тяжестью  свинцовых ряс
                или замурованных в горящих гробах.

Полны ужаса
образы адских привратников и прислужников -
                демонов, герион, фурий,

Ужасом обвеяны,
эпизоды скорбного хождения

Данте
           по адским

кругам, где "в воздухе беззвездном
разносятся и плач, и крик, и стон...".
   

Среди этих жутких эпизодов
                есть один, особенный,
                при чтении которого

ледеет кровь в жилах -
          то рассказ графа Уголино,

всех гипнотизирующий
своей беспредельно-мрачной поэзией.

 *   Башня голода

Его,  вместе с сыновьями,
                заперли
в Башне, и он своими глазами
видел их  муки и как  они умирали,
                а он питался их мясом....

ведь голод
    был посильней, чем горе!"

* рассказ графа Уголино.
   
"... вот забивают склеп ужасной башни:
                Три дня молчали

мы в темнице мертвой,
Но наступает день четвертый.

И вот, стеная,
              Гаддо
                пал
                к моим ногам,

и умер. От пятого и до шестого дня
                все  остальные сыновья

пали тоже...
         но голод
               был посильней, чем горе!"


*когда адский ландшафт сменяет ласкающий пейзаж

...  вся эта мрачная эпопея
                ужасных сцен

пыток и казней
              завершается
                явлением "князя".
               
Дьявол велик:
      три  лика

венчали
    его колоссальное

туловище: "Шесть грозных крыл
                по два выходили
                над каждым ликом.
         
Бесперые, они походили
               на крылья

лесного  Нетопыря.
            "Князь"  ими махал,
                и одновременно мял,
               
дробил в своих зубах,
               казня зараз,

по грешнику
        в страшных мучениях..."
*

Но как
 дантовский "Ад"

ни мрачен, его сумрак постепенно
                золотит луч надежды:

адский ландшафт
 сменяет ласкающий взгляд
                иной пейзаж -

"Чистилища"...

* потом она стала светлым ангелом

по адским кругам
                Дант

ходит в сопровождении Виргилия,
"вождя и  учителя",

maestro e duca, олицетворяющего
          человеческий разум,   знание,

а за его плечами
          ясно и явственно
                чувствуется могущественное влияние:

влияние той, что на земле звалась Беатриче...
Данте узнает об этом от самого же Виргилия:

тот рассказывает,.
          что потом она стала светлым ангелом.


Рецензии