Ад - часть комедии, хотя и Божественной
Почему? Почему не трагедией,
а именно Комедией
озаглавил Данте свою "божественную"
поэму?
Это странное,
на первый взгляд, заглавие
так не гармонирует с сюжетом
"хождения
по мукам"? Это прояснил сам Данте
в письме к Кан Гранде делла Скала,
своему покровителю: трагедия, как род повествования,
отличается от Комедии тем, что вначале внушает
спокойствие, а конец её полон ужаса и страха,
а комедия, начинаясь сурово, кончается счастливо...
Становится ясно,
почему Данте
назвал свою поэму
комедией: в начале сюжет
ужасен (именно Ад),
а конце полон счастья и радости
(Рай).
* гипнотизирующий своей беспредельно-мрачной поэзией
Первая часть
дантовской трилогии - "Ад",
без всякого сомнения
производит впечатление
ужаса и кошмара всей обстановки -
эти кровавые потоки;
озера
кипящей смолы;
зловонные рвы;
адские замки,
охваченные пламенем;
навеки застывшие
ледяные поля, пустыни;
ужас пытки
осужденных, несущихся в вихре
мрачного урагана,
стоящих вниз головой в грязных ямах,
сгибающихся под тяжестью свинцовых ряс
или замурованных в горящих гробах.
Полны ужаса
образы адских привратников и прислужников -
демонов, герион, фурий,
Ужасом обвеяны,
эпизоды скорбного хождения
Данте
по адским
кругам, где "в воздухе беззвездном
разносятся и плач, и крик, и стон...".
Среди этих жутких эпизодов
есть один, особенный,
при чтении которого
ледеет кровь в жилах -
то рассказ графа Уголино,
всех гипнотизирующий
своей беспредельно-мрачной поэзией.
* Башня голода
Его, вместе с сыновьями,
заперли
в Башне, и он своими глазами
видел их муки и как они умирали,
а он питался их мясом....
ведь голод
был посильней, чем горе!"
* рассказ графа Уголино.
"... вот забивают склеп ужасной башни:
Три дня молчали
мы в темнице мертвой,
Но наступает день четвертый.
И вот, стеная,
Гаддо
пал
к моим ногам,
и умер. От пятого и до шестого дня
все остальные сыновья
пали тоже...
но голод
был посильней, чем горе!"
*когда адский ландшафт сменяет ласкающий пейзаж
... вся эта мрачная эпопея
ужасных сцен
пыток и казней
завершается
явлением "князя".
Дьявол велик:
три лика
венчали
его колоссальное
туловище: "Шесть грозных крыл
по два выходили
над каждым ликом.
Бесперые, они походили
на крылья
лесного Нетопыря.
"Князь" ими махал,
и одновременно мял,
дробил в своих зубах,
казня зараз,
по грешнику
в страшных мучениях..."
*
Но как
дантовский "Ад"
ни мрачен, его сумрак постепенно
золотит луч надежды:
адский ландшафт
сменяет ласкающий взгляд
иной пейзаж -
"Чистилища"...
* потом она стала светлым ангелом
по адским кругам
Дант
ходит в сопровождении Виргилия,
"вождя и учителя",
maestro e duca, олицетворяющего
человеческий разум, знание,
а за его плечами
ясно и явственно
чувствуется могущественное влияние:
влияние той, что на земле звалась Беатриче...
Данте узнает об этом от самого же Виргилия:
тот рассказывает,.
что потом она стала светлым ангелом.
Свидетельство о публикации №124011204192