***
Самое популярное объяснение смысла названия романа М.Ю.Лермонтова: Печорин - герой времени, так как является типичным представителем своего поколения. Вступление к роману "От автора" делает данное толкование жизнеспособным. Но есть и другое, отраженное в "Предисловии к журналу Печорина":
"Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю".
То есть автор считает Печорина именно яркой, выдающейся личностью. В чем же это заключается? Печорин не совершал не только подвига, но даже и благородного поступка; не погиб ни в неравном бою, ни на дуэли, а просто... умер по дороге из Персии. Слишком прозаично для героя. Неправда ли, блеклый финал? Кроме того, за свою короткую жизнь он не сделал ничего полезного для мира. Или всё-таки сделал? Или завершение его жизни не такое уж тусклое? Давайте разберемся.
Начнем с необычной композиции, в которой нарушена хронология событий. Хочет ли Лермонтов создать интригу? Использует принцип постепенного узнавания героя и приближения читателя к нему? Пожалуй, так. Но есть и ещё кое-что: автору очень важно разговаривать с интеллектуальным читателем, таким, который, подойдя к финальной главе, понял бы всю суть романа.
Сначала мы должны заинтересоваться "странным" Печориным. Лермонтов знал, что всё непонятное вызывает интерес. Но в этой главе много динамики фабулы, даже больше логичных действий героя для достижения цели, чем странностей. Читателю дается прекрасная возможность увидеть психологизм, смелость, настойчивость героя и, пожалуй, восхититься им. "Странность" же здесь, кроме того, что называет этим словом Максим Максимыч, в двух моментах: в слишком быстром охлаждении к достигнутому желаемому и в поведении после смерти Бэлы. Впоследствии всему найдется логичное объяснение.
Начнем с того, что Максим Максимыч не просто человек из другой среды и другого поколения (не это разъединяет людей); у штабс-капитана принципиально иной вектор жизненного ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. Можно было бы на этом и остановить объяснения, если бы читатель первоначально не был согласен с тем, что смех в трагичной ситуации - явление крайне не подходящее. Можно сказать, что это стрессовая реакция, но, опять же, странная реакция:
"Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха..."
Опытный военный, не раз видевший смерть, впервые столкнулся с таким поведением, интуитивно почувствовав в нем что-то неподвластное пониманию, оттого страшное.
Следующая встреча-расставание Максима Максимыча с Печориным произойдет на постоялом дворе. Старик видит (опять же в силу своих представлений) в Григории Александровиче приятеля, с которым его сблизили нетривиальные обстоятельства. В миропонимании штабс-капитана такие люди не могут быть чужими, а вот в печоринском - вполне. Он осознает, что непонятен старику, да и сам на дружбу неспособен. К тому же, вероятно, он знает о своем будущем, с учетом этого, видеть свидетеля не его вины, а его неудачи нет никакого желания и необходимости. Финал их встречи - холодное расставание и откровения Печорина, замеченные молодым писателем, случайным попутчиком штабс-капитана.
"Что делать?.. всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться, — бог знает!.. — Говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи.— Постой, постой! — закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за отдверцы коляски, — совсем было забыл... У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... Что мне с ними делать?..— Что хотите! — отвечал Печорин. — Прощайте...— Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. — кричал вслед Максим Максимыч...Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?.."
Именно после этой главы следует ещё одна композиционная особенность - второе предисловие. На этот раз к журналу (дневнику) самого героя.
Для кого пишется дневник? Правильно,ни для кого. Это способ высказать то, что нельзя или не хочется поведать людям. Отсутствие всех морально-этических барьеров гарантирует предельное откровение.То есть Михаил Лермонтов посчитал нужным предельно обнажить внутренний мир своего непростого героя. Кроме того, объяснить, что Печорин, и правда, герой, то есть тот, кто совершает незаурядный поступок во благо других, жертвует собой.
Все главы журнала держат читателя в напряжении в первую очередь из-за динамики событий. Во всех - герой сам ставит себя в экстремальные ситуации и разрушает мир вокруг.
В "Тамани" он поселяется в "нехорошем доме", следит за слепым, хотя имеет предубеждения против всех калек, сообщает девушке о том, что может доложить в полицию о деятельности контрабандистов, садится с ней в лодку, не умея плавать, рискуя погибнуть.
в "Княжне Мери" дискредитирует Грушницкого, увлекает Мери в роман, провоцирует дуэль, а впоследствии - убивает соперника, идет до конца в желании восстановить справедливость.
А ещё здесь появляются откровения:
-Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!
-..Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления...
То есть Григорий Печорин понимает, что несчастен фатально сам и так же, по воле рока, делает несчастными других. Неслучайно роман завершается новеллой
под названием "Фаталист". Хронологически её события происходили после пребывания Печорина в Пятигорске, но до гибели Бэлы.
Это мистическая глава. В ней открыто звучит ключевой вопрос всего романа: зависит ли что-то от самого человека или он просто марионетка, которой управляет высшая сила? В начале новеллы - пари Печорина с Вуличем. Кто такой этот офицер-серб? Что мы о нем знаем? Совсем немного и... самое главное: "Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зеленым столом он забывал все, и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство".
Это упрямство знакомо и главному герою, неправда ли? В настойчивости - вызов злой доле, по сути, борьба за смысл существования человека. Вулич - отражение самого Печорина, потому последний и поддерживает поручика в его судьбоносной авантюре, когда другие офицеры пытаются остановить подвыпившего серба. Ему интересно в очередной раз проверить свою теорию о том, что, во-первых, судьба есть, во-вторых, что у неё большая власть над людьми, в-третьих, что сам Печорин верно чувствует эту самую судьбу. Последнее подтверждается дважды: и гибелью Вулича (которую Григорий Александрович и предсказывает), и собственной неуязвимостью (время не пришло) при пленении разбушевавшегося пьяного казака. После этих происшествий должна быть поставлена финальная точка в понимании героя. Настоящий пытливый читатель, безусловно, по замыслу М.Лермонтова, должен оглянуться на прочитанное и понять то, что не смог объяснить себе Максим Максимыч: дерзкий смех Печорина при гибели Бэлы. Печорин смеялся над собой, над тем, что ему, стремящемуся к счастью, в очередной раз дают понять свыше, что на него совершенно другие планы: он должен быть несчастен и делать несчастными других. Незавидная участь... Следовательно, история с Бэлой - очередная попытка переписать предначертанное, но, увы, неудачная.
Так кто же такой Григорий Александрович Печорин? В борьбе за свободу человеческой воли он бросил вызов самой судьбе. Это смелый шаг, а по мнению автора, - героический. "Но ведь Печорин ничего не добился", - скажете вы. Борьба с судьбоносной скукой от жизни не завершилась успехом, да и, похоже, бунтовщик сдался и ушёл как-то незаметно и тихо. Именно в этом никак не объясненном автором уходе, похоже, и скрывается последняя загадка. Думающего читателя терзают вопросы и сомнения. Да и с безразличием отданные личные дневники говорят в пользу версии о самостоятельном уходе из этого мира. Если подытожить, то Печорин борется за право человека на счастье, на собственный выбор. Но окончательно убедившись в злом роке, делавшем его разрушителем чужих судеб, Печорин выходит из игры, всё же проявив свою волю. Чем не героический поступок?
Свидетельство о публикации №124011108037