Залы Питера. Эрмитаж. Рыцарский зал

    Величье Эрмитажа –
В умении очаровать и увлекать всегда - 
Сюда же!

    Средневековое рыцарство окутано пеленой тайн и романтических легенд.
В Рыцарском зале Нового Эрмитажа оживает образ благородного рыцаря в доспехах, способного на подвиги ради своего государя, отечества, веры, чести и прекрасной дамы.
     Основой богатейшей коллекции оружия и доспехов Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов, стало личное собрание Николая I. Российский правитель увлекался историей рыцарства, читал романы Вальтера Скотта, устраивал карнавалы в средневековом стиле и даже проводил настоящие рыцарские турниры.
Первую трофейную турецкую саблю будущему императору Николаю Павловичу подарили в 13 лет. С тех пор император стал гореть идеей собрать собственную уникальную коллекцию оружия и рыцарских доспехов.
   Николай I приобретал ценные экземпляры во время зарубежных поездок, а экспонаты с европейских аукционов привозили его личные представители. Не случайно государя называли последним рыцарем Европы. Собрание императора хранилось в Царскосельском Арсенале и к концу его жизни составляло около 5 тысяч экземпляров. Позднее эту коллекцию дополнили Александр II и Александр III. В середине 1880-х годов это крупное собрание перенесли в императорский Эрмитаж.
   В Рыцарском зале Эрмитажа хранится богатейшая музейная коллекция оружия и доспехов. Среди них предметы парадного, турнирного и охотничьего вооружения XV–XVII веков, рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. Экспонаты в свое время были изготовлены знаменитыми оружейниками в лучших европейских мастерских.
   Комплект боевых доспехов в среднем весил от 20 до 25 килограммов. Благодаря тому, что изделия часто создавались индивидуально для каждого воина, их вес равномерно распределялся по телу. Тем не менее длительное ношение доспеха было непростой задачей, особенно в жару, и требовало хорошей физической подготовки. Каждый рыцарь знал, что снимая с себя снаряжение, даже частично, он рисковал своей жизнью.
   Порой на сумму, которую мастера просили за изготовление индивидуального доспеха, можно было жить целый год.
   По мере становления абсолютизма при дворе стали появляться крупные дворцовые мастерские. Здесь создавали защитную броню не только для короля, но и для воинов королевской армии, а также частных лиц.
   Для коней, верных товарищей рыцарей на полях сражений, ковали отдельные доспехи из металлических пластин, кожи, простеганной ткани или кольчуги. Шанфрон защищал морду лошади, пейтраль — грудь, критнет — шею, фланшард — бока, а круппер — круп (заднюю часть корпуса лошади от середины спины до хвоста). Конские доспехи весили от 30 до 45 килограммов.


Рецензии