Видимо, надеждой и упреком

  Помолимся.
Упокой, Господи, душу приснопоминаемой рабы Твоей Валентины, прости ей все её согрешения, вольные и невольные, и даруй Царствие Твое небесное. Аминь.

***
Памяти Валентины Михайловны Баранник, учителя русского языка и литературы школы N 11 пос.Майский г. Узловая Тульской области.
(29.09.1931 - 18.10.2019)

"Видимо, надеждой и упреком служат человеку журавли..."
     Валентина Михайловна стала нашим классным руководителем и учителем русского языка и литературы, когда мы пришли в 5 класс, в 1986 году. Репутация строгого завуча, принципиального, сильного и грамотного учителя была известна и нам, одиннадцатилетним подросткам, хлебнувшим один учебный год свободы в четвертом классе после трехлетней суровой опеки первой учительницы Марии Фотеевны Ильюшкиной. К слову сказать, "суровая опека" для меня лично окончилась похвальным листом "За отличную учебу", а "год свободы" - тройкой по математике, которую я не смогла исправить до окончания школы. Русский язык мне давался легко, и я любила читать. В раннем детстве мне много читал отец - он познакомил меня с прекрасной детской поэзией Маршака, Чуковского и Михалкова, вечными сказками Пушкина, Бажова, Одоевского. А способность схватывать на лету интересные для себя новые темы "про существительное, прилагательное и глагол" приучили меня относиться к выполнению школьных заданий как к формальности. И когда в моих тетрадях по русскому языку стали появляться тройки и даже двойки, я искренне недоумевала. 
  Очень хорошо помню наше первое сочинение. Мы писали о любимом домашнем животном. Валентина Михайловна учила нас, как нужно писать - как наиболее точно и ярко описать внешность питомца, как выразить свое отношение к нему, как построить свой рассказ, чтобы он был интересным. С каким воодушевлением, придя домой, я взялась за работу! Это был порыв вдохновения, я получала неведомое ранее удовольствие, описывая нашего дворового кота, и оценку "четыре-четыре" восприняла тогда как признание строгим учителем своих способностей.  Одним из первых полномасштабных произведений, прочитанных мной в юности, стал роман Николая Островского "Как закалялась сталь". Его главного героя, Павку Корчагина, Валентина Михайловна часто упоминала в беседах с нами. Примеры его жизни и подвигов, которые она приводила нам, казались такими живыми и яркими, что не взять в руки книгу было просто невозможно. Помню, за чтением провела две бессонные ночи, которые перевернули мое детское сознание. Но рассказать Валентине Михайловне о том, что я прочла эту книгу, и ее герой заставил меня посмотреть на себя со стороны, я не осмелилась.   
       Я не помню, чтобы Валентина Михайловна хвалила меня. Но моей четвертной и годовой отметкой всегда оставалась твердая (как она любила говорить) четверка, и я знала ее цену. Она лишь изредка повторяла, что я могу учиться и ленюсь, но истинную ценность этой фразы я поняла уже тогда, когда стала совсем взрослой и, оглядываясь назад, смогла увидеть, сколько предоставляемых мне жизнью возможностей упустила из-за этой лени.          Конечно же, вспоминаются сегодня дополнительные занятия, когда, оставляя после уроков, Валентина Михайловна дарила нам свое личное время, пыталась в каждого, начиная с отличников и заканчивая просто неспособными ребятами, вложить то, что всем нам пригодится в жизни - знания родного языка. Эти знания (и только они!) помогли мне дотянуться до итоговых четверок по русскому и литературе в аттестате, они же помогли поступить в педагогический колледж, а затем окончить филологический факультет Тульского педуниверситета.
Впоследствии для меня, как учителя русского языка, воспоминания об этих занятиях стали лучшим методическим пособием, лучшим учебником, лучшим практическим занятием, которому не научит ни один университет.   
     Одним из самых замечательных мероприятий в школе была ярмарка. Ученики, родители, учителя изготавливали своими руками поделки: игрушки, сувениры, предметы одежды, а также угощения, сладости: торты, орешки со сгущенкой, шоколадную колбасу. Отменялись последние уроки, и начинался праздник. Одна из таких ярмарок проводилась 22 марта (я запомнила эту дату, потому что это день рождения моей подруги). И каково было наше изумление, когда Валентина Михайловна принесла большой пакет  печеных птичек, обсыпанных сахаром с глазками-изюминками и веточками в клювиках. С какой трогательной нежностью, кротостью и смущением выкладывала она своих птичек и как открылась она тогда перед нами с совсем другой стороны! Она рассказала, что сегодня - особенный праздник, посвященный сорока святым, и именно в этот день на Руси пекли таких вот птичек, "жаворонков", как символ приближающейся весны и скорого прилета птиц. Я купила двух таких жаворонков и угостила ими своих родных. Таких моментов, когда она казалась родной и близкой, было не так много - тем они памятны и дороги - эти моменты.   
       Мы оказались неблагодарными учениками. Не побоюсь даже фразы "самыми неблагодарными учениками из всей ее сорокалетней педагогической деятельности". Конец 80-х - время перемен, и мы, отроки неразумные, догнав ростом своих учителей, возомнили себя взрослыми и имеющими право на собственное мнение. Мы захотели быть свободными! Но такой развязки подростковой авантюры не ожидал никто. В середине учебного года Валентина Михайловна ушла из школы. Свобода, о которой так мечтал наш класс, свобода от обязанностей, свобода от ответственности, свобода от суровой, но такой важной для неокрепших детских душ, опеки лично мне обошлась очень дорого. Способность "схватывать на лету" исчезла с появлением сложных тем, и уже не было рядом требовательного классного руководителя, который, как я поняла чуть позже, боролся за каждую МОЮ оценку в четверти, и не только по своему предмету. Я наказала себя не только троечным аттестатом, но и не умолкающим по сей день голосом совести. Все эти годы я жила надеждой - найти, приехать, увидеть своего Главного учителя и выразить то, что невозможно передать словами - великую благодарность и любовь, которую несу и буду нести всегда. Я знала, что Валентина Михайловна жива, что ей уже немало лет, и где-то подсознательно чувствовала, что она ждет меня, а вместе со мной и всех своих учеников, которых она в той или иной степени сделала людьми. Я думала, что еще успею. Не успела.   
... Каждое первое сентября Валентина Михайловна ставила нам песню Марка Бернеса "Журавли". И сегодня мне все яснее и яснее кажется, что, находясь там, в небесных обителях, она простила нам все, превратив упреки нашей поздно проснувшейся совести в спасительную надежду.

https://youtu.be/za6QQt6Xdrs?si=Jtq8SAN68EbEolNw

https://youtu.be/f0RFDcdB5BM
       


Рецензии