Павел Карлович Вениг ч. 1
(глава и книги)
Одним из дарителей музея, который откликнулся на письмо К.Головкина, был Павел Карлович Вениг (29 окт.1870- 1.02. 1942 Санкт-Петербург) Он принадлежал к творческой семье, по женской линии к знатному роду Фаберже,дед был музыкантом, композитором, многие в роду были архитекторы, художники, среди которых были даже бунтари - родной племянник отца,художник Богдан Вениг участвовал в «бунте 14» состоявшийся 9 (21) ноября 1863 года, скандальный отказ четырнадцати лучших выпускников Императорской Академии художеств, возглавляемых И. Н. Крамским, от участия в конкурсе на большую золотую медаль, проводившемся к 100 -летию Академии художеств. Они покинули стены Академии, не получив Большую золотую медаль и пансион на шесть лет в Италию, как обычно давали лучшим живописцам после окончания Академии. Бунтовщики требовали свободу выбора в написании темы диплома. Отец Карл Богданович Вениг – был востребованным художником, профессором, академиком исторической и портретной живописи. Писал великолепные портреты представителей разных сословий и венценосных особ тоже. Его работы можно встретить в Эрмитаже и Русском музее. Младший сын Павел пошёл по стопам отца, учился сначала у него в училище Карла Мая на художника, а позднее в Академии художеств, а с 3-го курса стал вольнослушателем, так как из-за болезни потерял слух, и не смог окончить Академию по курсу наук. Учился живописи с 1887 года у академиков Б. П. Виллевальде – известного как художник- баталист, положивший начало военно- бытовому жанру, и у. академика П. П. Чистякова, который считался лучшим педагогом и теоретиком в истории Академии, в которой он проработал пятьдесят лет. Учил своих учеников по своей методе живописи. Его учениками были Врубель, Серов, Коровин, Головин и многие другие талантливые художники. Павел был награждён двумя малыми(1889) и двумя большими (1890,1891 серебряными медалями. В 1898 получил звание художника.
На дипломе в Академии Павлу Венигу достался сюжет о Прометее. Это стало доминантой его жизни и подарком нашему музею. «Прометей прикованный», которым он пополнил позднее художественную коллекцию при Публичном музее Самары в 1898г. Зажигательный, пламенный образ Прометея преследовал его до конца жизни. Он много работал над сюжетом, увлёкся, делал и позднее разные варианты на эту тему, так этот герой был ему близок по духу, в каком-то смысле, он стал его «Альтер эго» - вторым его «Я». Ещё бы! Ведь Прометей любил людей! И это была главная и важная черта этого героя. Видимо, поэтому Вениг возвращался к этому сюжету неоднократно в своей жизни, тоже любил людей и сопереживал им. В характере и поступках Прометея есть то, что отражается в личности автора. Эта картина является одной из самых заметных работ экспозиции. Она находится на площадке между вторым и третьим этажом. Эту работу помнят все, кого я спрашивала о любимых работах музея, и мимо нее никто не пройдёт. Она сразу привлекала внимание посетителей, так как каждый, поднимаясь по лестнице, первое, что видел - это «Прометея прикованного», вот он глоток свободы…. Известно, что театр начинается с вешалки, а музей, видимо, с лестницы. Вся жизнь Павла прошла под знаком творческого горения и преодоления трудностей, которые обрушила на него судьба. Образ смелого Прометея не мог не воодушевить юношу, и оставить равнодушным художественную натуру художника, тонко чувствующего и переживающего за обездоленных и несчастных. Прометей один из титанов в древнегреческой мифологии, защитник людей от произвола богов. Вызов Богам - это смелый поступок, даже слишком…По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста, унёс с Олимпа и подарил его людям, обучил как им пользоваться, передал многие знания по земледелию, медицине. Он научил людей строить жилища и добывать металлы, плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за планетами и звёздами. Вклад весомый был им сделан для людей. По некоторым древним источникам он даже сотворил людей, вылепил из земли, а Афина вдохнула в них жизнь, наделив дыханием, согласно Гесиоду и поздней традиции (IV в. до н. э.). По другой версии - слепил из глины, соединив землю с водой. Следовательно, обладал мастерством скульптора! Творческая натура как бы покровительствовала и творческим людям- художникам, поэтам, музыкантам. Так он оказался прямым родителем людей, поэтому и помогал им, как заботливый отец. Всем известно, что «знания – это сила» которой совсем не хотели делиться боги с простыми смертными, включая Зевса, он считал, что Богу- Богово, а остальным не дОлжно владеть знаниями богов. Прометей нарушил правила богов. За свой смелый просветительный акт и настоящее шоу с огнём, который передавался искрами через тростниковые полые стебли, от человека к человеку, скрывая искру в «огневые палочки», все присыпалось красиво пеплом. Вспомните, как мы любим бесконечно смотреть на огонь… Это зрелище завораживало и людей, и животных, да и богов. Прометей был строго наказан за то, что пошёл в народ, да ещё с подарками. Зевс приказал приковать его к скале Кавказских гор за ослушание, и обрёк титана на страшные муки.
Прометей
Роль палача досталась орлу, в обязанности которого входил ритуал прилетать к Прометею ежедневно и клевать ему печень. Прометей был бессмертным, поэтому печень вырастала за ночь, и каждый раз Орел имел на завтрак свежую печень, а страшные муки продолжались весь героический век (по различным античным источникам от нескольких столетий до 30 тысяч лет по Эсхилу[,) пока Геракл не освободил его от этих мук, убил орла стрелой, выпущенной из лука, и уговорил Зевса сменить гнев на милость. Ну, сколько можно! Зевс снизошёл и послал людям в наказание первую женщину - Пандору со своим волшебным ящичком, содержимое которого, приносило людям несчастья на земле.
Имя Прометей означало --«предвидящий». О! Святая простота!» Очевидно, он решился на такое выступление против тирании богов, зная, что он бессмертный и всё равно будет жить, а остальное было не так важно. Кто мог подумать, что Зевс придумает такую иезуитскую муку! Ведь в печени жила душа, по понятиям греков, и терзание её приносило страшные муки и страдания. (Хотя, у некоторых душа пряталась в пятках навсегда) К. Маркс назвал его «самым благородным святым и мучеником в философском календаре».
Картина впечатляет и по живописному решению, сдержанная палитра как у Рембрандта -три краски, нет лишней крови и, жутких подробностей, раздирающих душу, только светлое тело цвета оникса, вырванное лучом света в тёмном ущелье на алтаре – скале, сразу притягивает взгляды зрителя. Это акт жертвоприношения во имя Человечества.
Тут так и приходят на ум аналогии с Христом. И по композиции интересно задумано. Тело лежит в центре на скале, и есть ощущение невесомости и зыбкости под ним, хотя мощные тёмные плиты каменных громад обступают Прометея, словно стремятся сдавить его тело, хотят сомкнуться, желая закрыть последний проход- портал, между той и этой жизнью, и только тот кусочек со снежной вершиной горы и голубым небом на заднем плане картины - оставляет последнюю надежду, мечту, намекает, что есть ещё выход, нельзя терять надежду, и никогда не сдаваться!
Сколько он писал эти горы, эту вершину, которая манит к себе, и всегда отсылает к вершинам духа. Здесь явно видим переход на духовный план. Эта картина заставляет задуматься каждого зрителя о своём «Я», о нравственном выборе, который всегда стоит перед любым человеком практически каждый день, и от его правильности зависит его будущее. И словно задаёт вам вопрос - на какие жертвы готов, ты, чтобы не потерять человеческое лицо и называться человеком. Ведь между владеть истиной и донести, подарить её другому, лежит пропасть. И только смельчак способен её перешагнуть.
Эта картина - философское осмысление и обобщение нравственных проблем человека, его выбора и предназначения, смысла жизни. и поступков. Является ли грехом то, что совершил Прометей? И что тогда милосердие Богов? Здесь вспоминаю строки М. Цветаевой, что «грех не в темноте, а в нежелании света». Эта картина является безусловным шедевром нашего Художественного музея.
Культ Прометея процветал во все времена, особенно в тех эпохах, где всё озарялось долгожданной свободой и борьбой за новую жизнь, за справедливость. В обществе всегда живёт потребность в Прометее. Гордая непримиримость изображённого у Эсхила богоборца дала основание всем полюбить Прометея на века. Многие великие творцы отдали дань уважения этому храброму безумцу, рискнувшему связаться с высшими Богами.
К его образу обращались писатели, поэты, композиторы и художники. Апофеоз любви к титану создал великий трагик Эсхил в своих трагедиях, где за любовь к людям, герой готов нести все мучения. отстаивая свою правоту. Это мы встречаем и у Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв, Кальдерона, Т. Г. Шевченко, Гете, Готье, в музыке- Ф. Лист, А. Н. Скрябин, Л. Бетховен , и в изобразительном искусстве Тициан, Ф. Г. Гордеев . Даже любители звёздного неба нашли ему там уютный уголок.
По некоторым данным, он стал созвездием с романтичным названием Коленопреклонённого. Когда сегодня я рассматриваю свои кольца на пальцах, то тоже вспоминаю Прометея, потому, что по легенде, когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом на память, чтобы помнил о содеянном. С тех пор люди носят кольца. Вот такой образ волновал нашего дарителя долгие годы.
Жизнь художника была трудной, судьба не осыпала его подарками. Но, несмотря на недуг, и ограниченность в общении, он много работал, был любимым преподавателем в двух институтах и училище для глухонемых, преподавал рисование. Он писал интересные картины, которые с удовольствием раскупали у него в частные коллекции. Больше 230 картин, рисунков, акварелей были куплены коллекционерами, приобретены музеями Санкт- Петербурга, Москвы, Нарвы, Самары, Грузии и т. д. Главные сюжеты его картин всегда были связаны с борьбой за жизнь, с преодолением каких -либо трудностей, преград, с борьбой за высокие идеалы, за правду и справедливость, и отличались искренностью. Ещё сложные годы войны, блокады Ленинграда и годы голода в стране, неустроенности, вносили свою лепту в жизнь семьи художника и в выбор тематики работ.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №124010903982