Мы выбираем, Или рецепт гениальной песни
Ибо в сдавленных каменными громадами домов-человейников на узких улицах бьются неслитные, разобщенные, индивидуализированные обстоятельствами времени, места, причины, цели, образа действия, условий, сравнений и уступок миллионы живых жизней.
А на эстрадах, тонущие в лучах электрического света, снопах дыма и блестках мишуры, застегнутые на все пуговицы джентльмены с великолепными шевелюрами или расстегнутые на все пуговицы, а то, и преимущественно, максимально обнаженные дамы пытаются спасать души нашего человечества пустыми ненужными словами и мелодиями, зримо и публично испепеляясь в пафосе надуманной речистости.
На случайно увиденном мною фото три таких разных и, безусловно, талантливых человека: композитор Эдуард Колмановский, актер и певец Марк Бернес, поэт Евгений Евтушенко.
Эдуард Колмановский — композитор и прекрасный мелодист, который нес свой музыкальный крест скромно, без суеты и публичной помпы — родился 9 января 1923 года в Могилёве (Белоруссия), и не подумайте предвзято, в еврейской семье.
В 1936—1941 годах Эдик учился в музыкальной школе, а позднее в музыкальном училище им. Гнесиных в Москве у О.Ф. Гнесиной (фортепиано), Е. О. Месснера и Ф. Е. Витачека (композиция). За годы войны окончил Московскую консерваторию по классу композиции В.Я. Шебалина. В 1947—1952 годах — стал ответственным редактором музыкального вещания Всесоюзного радио.
Творческую, а главное, разножанровую деятельность начал, будучи еще студентом, в 1943 году.
Какой композитор не гордится произведениями крупной формы. Колмановский сочинял музыку к драматическим спектаклям («Двенадцатая ночь» У.Шекспира, «Старые друзья» Л.А. Малюгина, «Женский монастырь» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского, «Том Кенти» С.В.Михалкова, «Голый король» Е.Л. Шварца, «Сталевары» Г.К.Бокарева и др.). Отметился в жанрах музыкальной комедии «Ох, уж этот Вронский» (1976) и музыкальной сказки-оперы «Белоснежка» (1965), в музыке для кинофильмов, мультфильмов, телефильмов, радиопостановок. Сочинял инструментальную музыку, оркестровые сочинений, в том числе сюиты: «Лирическая» (1945), на греческие темы (1948), «Славянская» (1950), концерты для альта (1945), пьесы для эстрадного оркестра.
Но настоящее призвание и известность пришли к Колмановскому в середине 50-ых в жанрах романса (на стихи М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Р. Бёрнса), и эстрадной песни.
Колмановский сочинил свыше двухсот песен на стихи замечательных поэтов: К.Я. Ваншенкина, Е. А. Долматовского, Е. А. Евтушенко, М.Л. Матусовского, Л.И.Ошанина, И.Д. Шаферана и других.
В творческом багаже Эдуарда Колмановского не один десяток суперпопулярных лирических песен, исполненных в 60-ые, 70-ые годы мастерами советской эстрады: «Я люблю тебя, жизнь», «Вы служите, мы вас подождем», «Я работаю волшебником», «Алеша», «Бирюсинка», «Когда разлюбишь ты», «Перекресток», «За окошком света мало», «Ты говоришь мне о любви», «Хотят ли русские войны», «Я улыбаюсь тебе».
Романс «Черное и белое» (Мы выбираем, нас выбирают…) в кинофильме режиссёра Алексея Коренева «Большая перемена»(1972) на стихи Михаила Танича прозвучал в исполнении молодой актрисы Светланы Крючковой. После феерического успеха фильма «Большая перемена», где Крючкова исполнила роль Нелли Леднёвой, актриса стала знаменитой на весь Советский Союз, а песня «Мы выбираем, нас выбирают…» на многие годы стала ассоциироваться со Светланой Крючковой. В дальнейшем песню исполняли певицы Мария Пахоменко, Вероника Круглова и другие.
Попытка перечислить всех исполнителей песен Колмановского, наверняка, закончится неудачей, однако среди них были великие Клавдия Шульженко и Георг Отс, Майя Кристаллинская и Владимир Трошин, Владимир Макаров и Эдуард Хиль, Людмила Зыкина и Гелена Великанова, Иосиф Кобзон и Нина Бродская, Дмитрий Гнатюк и Ирина Бржевская. Не обошли вниманием творчество Колмановского кумиры последующих поколений: Александр Градский, Наталья Ветлицкая, Башлачев, Митьки, Запрещенные барабанщики.
Секрет гениальной песни прост и неуловим: современный поэт и композитор, утончившись, обособились, отделились от человека, живущего рядом, который в свою очередь тоже пошел своей индивидуальной дорогой. И души творцов — песен и жизни — перестали звучать в унисон, а всего-то нужно захотеть услышать друг друга и донести свою индивидуальность до слушателя не опошлив ее, не расплескав не капли того лучшего, что есть в каждом авторе, того что и станет песней души, которую захочется подхватить и петь.
Свидетельство о публикации №124010805281