Нескончаемое потворство часть 17
Рождение небесной карты
Каким образом и когда случилось так, что древний человек разделил небо на созвездия, населив его рыбами, птицами и людьми? Откуда, из глубин каких культур пришли такие названия, как Кит, Гидра, Волопас! Почему, например, созвездие, которое мы зовем Большой Медведицей, у разных этносов связано с обозначением одного и того же зверя! Эти вопросы не имели и, казалось, не будут иметь однозначного ответа. Но похоже, что это совсем не так. Читателю предоставляется возможность оценить новый и достаточно неожиданный подход к решению задачи, долгое время воспринимавшейся как своего рода квадратура круга.
Гипотеза, предлагаемая А.А. Гурштейном, построена на методе, который одновременно использует точные астрономические данные, представления об исторических традициях древней европейской культуры и семантику символов. Синтез всех этих элементов выявляет поразительную закономерность: названия самых древних созвездий отражают представления о трёх мировых стихиях (и связанных с ними сущностях): воде (Корабль Арго, Рыбы, Гидра и др.), земле (Дева, Стрелец, Орион) и воздухе (например. Лебедь, Орёл, Пегас). Эти три класса созвездий образуют три пояса на небесной сфере, которые соответствуют символике и последовательности трёх воображаемых древними миров — Нижнего, Среднего и Верхнего. Допустив, что пояса созвездий располагались в момент формирования этих представлений симметрично Полюсу мира, и учтя произошедшее с тех пор отклонение оси вращения Земли, автор гипотезы приходит к датировке рождения древнейшей картины неба.
Убедительна ли гипотеза астронома! Примут ли такой подход археологи и историки культуры! Обо всём этом можно с известной осторожностью судить по предлагаемой ниже подборке статей.
А. А. Гурштейн
Небо поделено на созвездия в каменном веке
Грек Эмпедокл из города Акраганта на южном берегу Сицилии — астроном, жрец, политолог, врач и геометр V в. до н. э. — в поэме „О природе“ вслед за своим великим наставником Пифагором изложил сущность чувственного мира: „…Вначале услышь, каковы суть четыре корня всего: сияющий Зевс и Гера, приносящая жизнь, и Гадес, и, конечно, Нестида, что людские источники своими слезами питает…“ [1]
В переводе на будничную прозу имена четырёх богов служат пифагорейцу Эмпедоклу аллегориями четырёх вечных и неразрушимых первоэлементов: огня, воздуха, земли и воды. Осенённые гением Аристотеля, „четыре корня всего“ — четыре мировые стихии греческой метафизики — оставались европейской философской традицией вплоть до Нового времени.
Между тем в современной литературе возобладало мнение, „что в VIII–VII вв. до н. э. взгляды греков на природу и человека находились под сильным (но отнюдь не господствующим) влиянием мифологических представлений. Начиная с VI в. до н. э. на месте этих представлений начинают утверждаться рационалистические идеи, опирающиеся на практический опыт и эмпирическое сознание… Наряду с этим в философских воззрениях VI–V вв. до н. э. нередко можно встретить следы мифологических представлений и традиционных ходов мысли“ [2]. Традиционных ходов мысли — каких, хотелось бы выяснить, народов и каких, хотелось бы знать, эпох?
Честно признаемся, на заре наших разысканий не возникало и мысли о возможности связать древнейшую картину неба с древнегреческим восприятием мировых стихий. Но, как гласит латинская поговорка, по когтям узнают льва, по ушам — осла. Образно говоря, следы и того и другого отыскались в древнейших пластах человеческой культуры.
Зодиак
В октябрьском выпуске „Природы“ за 1991 г.— кстати, впервые — была кратко изложена реконструкция представлений о происхождении зодиакальных созвездий. Это удалось сделать путём анализа их символики с учётом кинематики небесной сферы [3]. Вскоре эти данные увидели свет в полном объёме на русском и английском языках [4], получив в дальнейшем определённое признание на ряде отечественных и международных научных форумов [5].
Ключевые моменты разработанной концепции сводятся к следующим основным положениям.
1. В силу известной в этнографии устойчивости культурных традиций — ив частности, устойчивости топонимов, гидронимов и звёздных наименований (астронимов) — карта звёздного неба у этносов, наследовавших более древние культуры, не подвергалась радикальным преобразованиям. Разумеется, случались корректировки границ отдельных созвездий, они могли возникать, упраздняться или переименовываться, однако даже при переходах из культуры в культуру карта звёздного неба по своему наполнению и наименованиям созвездий не претерпевала резких трансформаций.
2. Названия созвездий носили символический характер и в зримых образах отражали культурный и духовно-идеологический мир их творцов. Процесс, который мы наблюдаем в Древней Греции — связывание астронимов с местной мифологией, — вторичен; это не более чем внедрение мнемонических правил для удобства запоминания уже существующей астронимики.
3. Единый ряд из 12 зодиакальных созвездий на пути Солнца — эклиптике — появился как следствие длительного процесса наблюдений за его ежегодными перемещениями среди неподвижных звёзд, благодаря которым были зафиксированы точки весны, лета, осени и зимы. С середины VI тысячелетия до н. э. и на протяжении 4.5 тыс. лет вдоль эклиптики последовательно было введено три поколения созвездий. Первое из них по характеру символики было преимущественно антропоморфным, причём созвездия всех трёх поколений, фиксирующие точки зимнего солнцестояния, оказались по своей символике относящимися к воде.
4. В доказательстве корректности выполненной реконструкции серьёзную роль сыграл критерий размеров, согласно которому по мере возникновения новых созвездий, занимаемые ими площади на небесной сфере в среднем, уменьшаются; наиболее крупные по площади созвездия среднестатистически принадлежат к числу наиболее древних.
Выполненная нами реконструкция свидетельствовала, что маркировка на небе зодиакальных созвездий произошла значительно позднее, чем сформировалась сама концепция созвездия, т. е. позднее, чем древний человек счёл правомерным рассматривать на небе не только одиночные светила, но и устойчивые, символически выделенные совокупности звёзд. Применённые при реконструкции истории Зодиака методы открыли пути к решению следующей по сложности задачи — реконструкции древнейшей карты неба в таком виде, как она могла выглядеть при её формировании.
Великая Медведица
Многие историки астрономии давно указывали, что созвездие Большой Медведицы наверняка относится к числу древнейших. Доводами были:
распространённость именно этого названия в различных географических регионах Земли и у различных этносов;
легко выделяемый на небе силуэт созвездия с семью бросающимися в глаза яркими звёздами;
близполюсное положение созвездия, в связи с чем в средних широтах Северного полушария оно видимо вне зависимости от времени года в любую безоблачную ночь.
Насколько известно автору, профессор Гарвардского университета в США О. Гингерич первым открыл путь к аргументированной оценке возраста Большой Медведицы в абсолютной шкале времени [6]. Он обратил внимание, что такое название — среди прочих районов Земли — распространено и фонетически взаимосвязано как у ряда народностей Сибири, так и у коренных жителей Аляски.
Напомним особенности этого региона к концу последнего, так называемого вюрмского оледенения. Сибирь и Аляска скованы единым ледниковым покровом; эта геологическая формация называется в литературе либо Арктидой, либо Берингией. Её характеризует морозный, сухой климат с безоблачным, благоприятным для астрономических наблюдений небом. Летом среди сочной травы разгуливают по Арктиде длинношерстые, привыкшие к лютым морозам животные: мамонты, бизоны, шерстистые носороги, медведи. Вслед за ними мигрируют племена верхнепалеолитических охотников. В отсутствие Берингова пролива они беспрепятственно перемещаются из Сибири на Аляску и обратно. Среди них возникают языковые общности.
Ситуация коренным образом меняется в связи с глобальным потеплением: Арктиду замещает нынешнего образца тундра, длинношерстые животные по большей части вымирают, небо заволакивает низкая облачность, моря смыкаются в Беринговом проливе.
Естественно, языковая общность в названии небесного объекта может возникнуть среди народов по разные стороны Берингова пролива только в эпоху их постоянных и беспрепятственных контактов, т. е. до возникновения пролива. Читатели „Природы“ имели случай познакомиться с обстоятельной публикацией геологов по этому вопросу [7]: раскрытие Берингова пролива произошло 15 тыс. лет назад, и следовательно, Большая Медведица взошла на небосвод никак не позднее этого срока.
Почему, однако, созвездие получило такое название? Сегодня собраны горы фактов, которые помогают ответу на этот вопрос.
В 1972 г. А. Маршак в США [8] и независимо от него в 1974 г. Б.А. Фролов в СССР [9] в своих монографиях привели убедительные иконографические свидетельства рождения лунного месяца как единицы календарного счёта времени в верхнем палеолите. По вновь открывшимся обстоятельствам сегодня есть основания полагать, что рождение лунного месяца, относящееся к палеолиту, в абсолютной шкале отстоит от нас на 30–20 тыс. лет [10]. Семидневная неделя — четвёртая часть продолжительности лунного месяца — восходит к той же эпохе. Нельзя исключить, что именно к той же эпохе относится и известное всем нам соотнесение семи дней недели с семью яркими блуждающими среди звёзд небесными светилами (Солнце, Луна и пять видимых невооружённым глазом планет) [11]. В этом случае выделяющийся, никогда не скрывающийся под горизонт, гипнотизирующий взгляд семизвёздный ковш становился природным звёздным иероглифом, которому следовало присвоить имя наиболее близкого пещерному человеку живого существа. А им был пещерный медведь.
Наиболее значительный вклад в разработку проблемы появления медведя на небе, на наш взгляд, сделан в работе 1985 г. П. Шепарда и Б. Сандерса [12], а также в ряде материалов американского филолога из Айовы Р. Фрэнк [13]. Надёжно установлено, что почитание медведя и его первые ритуальные погребения отстоят от нашего времени никак не менее, чем на 50 тыс. лет. С кем мог сопоставить себя пещерный человек — с мамонтом, оленем, носорогом? Пещерный медведь оказался гораздо ближе других животных к пещерному человеку по среде обитания, внешнему облику, повадкам.
Сакральная миссия медведя отразилась в запрете произносить его подлинное имя. В русском языке нет прямого имени медведя, ибо медведь — „мёд ведающий“ или „мёд поедающий“ — его косвенная, иносказательная кличка. То же и в английском, так как bear — это не подлинное имя, а лишь иносказательное прозвище „носильщик“. Проблема табуирования имён не нова и подробно исследована; табу распространялось лишь на сущности божественные.
Между тем мотив седьмиричного небесного божества неоднократно вновь возникает в гораздо более позднее историческое время в Шумере, где первым в списках созвездий значится MUL. MUL — Плеяды, характерная тесная группировка семи звёзд. В ряду наших ассоциаций нельзя не вспомнить и о свящённом сосуде иудаизма — семисвечнике-меноре. Разве не может семисвечник также служить образным напоминанием о семи бродячих небесных светилах?
При этом нет сомнений, что в условиях матриархата на небе должен был появиться не медведь-самец, а пещерная медведица — табуированный тотем пещерного человека. В гордом одиночестве царит Великая Медведица среди прочих древнейших созвездий, нам же теперь предстоит разобраться именно в них, классифицировать символику остальной части древнейшей карты небесного свода.
Греческие ключи к древнейшему небу
Итак, сформулируем в явном виде последовательность целей, которые мы преследуем. Сверхзадача — установить характер символизма древнейших созвездий на всём небесном своде. Во имя этой задачи требуется выполнить тематический анализ наименований древнейших созвездий. Но подобный замысел осуществим лишь после того, как мы наберём по возможности полный список древнейших созвездий с отождествлением их местоположения, не допустив засорения более молодыми созвездиями. На самом деле в каждом спорном случае мы будем вставать перед дилеммой: что лучше — допустить разрастание списка за счёт созвездий, которые могут оказаться более молодыми, или же заведомо сужать его, рискуя выплеснуть и некоторую долю древнейших?
На наш взгляд, сомнений при разрешении указанной дилеммы быть не должно: введение в состав исходного списка более молодых созвездий чревато смысловыми искажениями при анализе их символики, в то время как исключение ряда древнейших обедняет список, однако не искажает существа анализа. Сказанное означает, что мы не считаем большой размер созвездия необходимым условием, однако видим в нём достаточное условие его глубочайшей древности.
Какими же материалами можно воспользоваться? Древнейшие письменные свидетельства — клинописные таблички с шумеро-аккадскими астрономическими сюжетами. Однако применительно к нашим целям они обладают серьёзными изъянами: фрагментарностью текстов; наличием пробелов в их осмыслении (переводы наименований, местоположение, видимость и т. п.). и, наконец, пожалуй, самое серьёзное — отсутствие полных и однородных по своему составу списков созвездий. В одних и тех же клинописных текстах с одним и тем же детерминантивом mul перечисляются и созвездия, и планеты, и отдельные звёзды, и даже некоторые части созвездий. Нам же надлежит прибегнуть к списку, охватывающему не отдельные избранные участки неба (как, например, созвездия на пути Луны), а весь небесный свод в целом. Самый древний такой список широко известен. Он содержится в дидактической поэме древнегреческого поэта Арата Солийского „Феномены“ [14].
Как считают филологи, поэма Арата написана на заказ в 275 г. до н. э., вскоре после походов Александра Македонского. Поэта занимала исключительно форма изложения. Что же касается содержания, то он добросовестно перелагает в стихах данные, заимствованные у Евдокса Книдского (около 408–355 до н. э.).. математика, астронома и географа, близкого к Платону.
Из 88 современных созвездий Арат называет 46; в это число не входят аратовские Лук и Плеяды, ныне не являющиеся отдельными созвездиями. На южном небе Арат упоминает самое большое по площади среди всех остальных созвездие Корабль Арго. Из-за огромной площади этого созвездия астроном Никола Лакайль (1713–1762) разделил его на четыре — Корма, Паруса, Киль и Компас; в таком расчленённом виде оно и дожило до наших дней. Естественно, нам надлежит рассматривать его в оригинальном виде.
Анализу списка Арата посвящены два важных современных исследования [15]. Во втором из них А. Рой на основе геометрии небесной сферы показал, что описания восходов и заходов звёзд в поэме Арата относятся вовсе не к эпохе Евдокса Книдского, а отражают положение дел в 2000 г. до н. э. Отсюда следует исключительно серьёзный вывод о том, что Арат, не будучи астрономом, механически воспроизвёл результаты гораздо более древних наблюдений, выходящих за пределы древнегреческой культуры. Между тем есть все основания предполагать, что и список Арата неоднороден: в нём могут присутствовать как архаичные, так и более молодые пласты. Как избавиться от более поздних напластований?
Информация к размышлению
Древние созвездия — крупные по площади созвездия; этот признак эффективно сработал при исследовании Зодиака. Применим его вновь для всех 88 созвездий современного неба (табл. 1).
Таблица 1
Современные созвездия в порядке убывания их площадей
№ Площадь,
кв. градус Название Наличие
у Арата
1–4 1888 Корабль Арго +
5 1300 Гидра +
6 1290 Дева (зодиак) +
7 1280 Большая Медведица +
8 1230 Кит +
9 1225 Геркулес +
10 1138 Эридан +
11 1121 Пегас +
12 1083 Дракон +
13 1060 Кентавр +
14 980 Водолей (зодиак) +
15 948 Змееносец +
16 947 Лев (зодиак) +
17 907 Волопас +
18 889 Рыбы (зодиак) +
19 807 Стрелец (зодиак) +
20 804 Лебедь +
21 797 Телец (зодиак) +
22 757 Жираф
23 722 Андромеда +
24 657 Возничий +
25 652 Орёл +
26 637 Змея +
27 615 Персей +
28 598 Кассиопея +
29 594 Орион +
30 588 Цефей +
31 545 Рысь
32 538 Весы (зодиак) +
33 514 Близнецы (зодиак) +
34 506 Рак (зодиак) +
35 497 Скорпион (зодиак) +
36 482 Единорог
37 475 Скульптор
38 469 Феникс
39 465 Гончие Псы
40 441 Овен (зодиак) +
41 414 Козерог (зодиак) +
42 398 Печь
43 386 Волосы Вероники
44 380 Большой Пёс
45 378 Павлин
46 366 Журавль
47 334 Волк
48 314 Секстант
49 295 Тукан
50 294 Индеец
51 291 Октант
52 290 Заяц +
53 286 Лира +
54 282 Чаша +
55 270 Голубь
56 268 Лисичка
57 256 Малая Медведица
58 252 Телескоп
59 249 Часы
60 247 Живописец
61 245 Южная Рыба +
62 243 Южная Гидра
63 239 Насос
64 237 Жертвенник +
65 232 Малый Лев
66 210 Микроскоп
67 206 Райская Птица
68 201 Ящерица
69 189 Дельфин +
70 184 Ворон +
71 183 Малый Пёс +
72 179 Золотая Рыба
73 179 Северная Корона +
74 165 Наугольник
75 153 Столовая Гора
76 141 Летучая Рыба
77 138 Муха
78 132 Треугольник +
79 132 Хамелеон
80 128 Южная Корона +
81 125 Резец
82 114 Сетка
83 110 Южный Треугольник
84 109 Щит
85 93 Циркуль
86 80 Стрела +
87 72 Малый Конь
88 68 Южный Крест
Таблица свидетельствует, что 18 крупнейших по размерам созвездий присутствуют в списке Арата. Из неаратовских созвездий первым появляется Жираф, выделенный мореплавателями XVI в. Далее вновь следуют восемь аратовских созвездий, список которых прерывается Рысью (введена в XVII в. Яном Гевелием). И, наконец, вслед за ещё четырьмя созвездиями из текста Арата появляется череда наименований, у него отсутствующих. Вывод: если среди созвездий размерами менее 490 квадратных градусов массовым образом присутствуют созвездия, не упомянутые Аратом, именно здесь проходит та граница, ниже которой в поисках древнейших созвездий не следует спускаться и в самом списке Арата. Вновь подчеркнём, что мы следуем принципу: для последующего анализа лучше отсечь лишнее древнейшее созвездие, чем включить в список лишнее молодое (признак достаточности для выделения древнейшего пласта созвездий).
Итак, базу данных для последующего анализа мы вычленим из табл. 1 путём исключения:
совершенно особого созвездия Большой Медведицы, резоны появления которой на небе обсуждены ранее;
восьми зодиакальных созвездий второго и третьего поколений (Телец, Лев, Скорпион, Водолей, Овен, Рак, Весы, Козерог), которые, согласно нашим предыдущим исследованиям, появились на небе гораздо позднее первой четвёрки (Близнецы, Дева, Стрелец, Рыбы);
молодых созвездий Жирафа и Рыси, которых нет у Арата;
всех созвездий, начиная с Единорога, размеры которых не отвечают достаточному условию их глубокой древности.
Остающиеся 23 созвездия (и, конечно, Большая Медведица), на наш взгляд, представляют собой древнегреческое копирование гораздо более древних созвездий (табл. 2).
Анализ этой таблицы выявляет поразительную особенность: все заключённые в ней наименования отражают символику трёх миров — Нижнего, Среднего и Верхнего, т. е. трёх мировых стихий, с которых мы начали настоящую работу,— воды (существа и объекты водоплавающие), земли (персонажи преимущественно антропоморфные) и воздуха (существа и персонажи летающие). В расположении выделенных трёх тематических групп на небесной сфере существует определённая закономерность: все воздухоплавающие сосредоточены плотной группой недалеко от Северного полюса эклиптики лишь в Северном полушарии; антропоморфные существа равномерно охватывают воздухоплавающих кольцом со всех сторон; наконец, водоплавающие сосредоточены в форме подковы в Южном полушарии, в основном ниже небесного экватора. С точки зрения наблюдателя-практика, такой расклад может получиться только в единственном случае. Наблюдатель должен объединять в созвездия с водными названиями группы звёзд, кульминирующие низко над горизонтом, а в „воздушные“ созвездия — группы звёзд, кульминирующие в различные сезоны над его головой. Антропоморфными же будут созвездия, кульминирующие выше созвездий „водного“ пояса. В этом случае все пояса, и в первую очередь „воздушные“ созвездия, на момент их образования должны быть симметричны относительно тогдашнего полюса мира.
Если мы принимаем эту идею — а никакого другого разумного объяснения для астронома-практика, похоже, существовать не может — мы получаем право найти центр площадки „воздухоплавателей“, который должен совпадать с положением полюса мгновенной оси мира для эпохи введения созвездий.
Датировка
Вследствие прецессии оси вращения Земли в пространстве её „отражение“ на небе — ось мира — движется по небесной сфере вокруг полюса эклиптики с периодом в 26 тыс. лет. На рис. 2 приведена карта движения Северного полюса мира на три десятка тысяч лет.
Перед нами стоит задача отыскать центр симметрии трёх выделенных на небе пластов созвездий (воды, земли, т. е. людей, и воздуха); поскольку этот центр симметрии суть Северный полюс мира (в эпоху введения этих созвездий), он должен находиться на пунктирной окружности рис. 1. Использовать для отыскания центра симметрии созвездия, удалённые от полюса, затруднительно, так как это снижает точность результата, и в целях достижения большей точности достаточно ограничиться созвездиями „воздушными“, находящимися близ полюса. В таком случае задача с точностью 1–2 тыс. лет решается графически: цветной крестик на следе движения Северного полюса (см. рис. 1) оптимальным образом отвечает центру площади, занятой „воздушными“ созвездиями. В переводе на шкалу времени этот результат означает, что три символических пласта среди созвездий были симметричны относительно Северного полюса мира (т. е. введены на небо) 16 тыс. лет назад.
В нижней строчке табл. 2 приведены данные по средним площадям созвездий каждого слоя. Разумеется, эти данные отражают средние размеры типичных крупных созвездий. Повторимся, что в качестве отдельных астральных символов (астеризмов) на древнейшем небе могли быть и, вероятнее всего, в действительности были отдельные яркие звёзды и малые группировки звёзд; все они, однако, были исключены нами из рассмотрения и не попали в табл. 2.
Напомним, что средняя площадь первого поколения зодиакальных созвездий была установлена нами в прежних публикациях равной 890 квадратным градусам. Это достаточно убедительно согласуется со средними размерами созвездий в табл. 2 в группе антропоморфных (801 квадратный градус) и воздушных (915 квадратных градусов) созвездий. Водные же созвездия отличаются большей средней площадью. Есть ли у этого разумное объяснение?
Водные созвездия выделялись близ горизонта, где из-за большой толщи атмосферы условия наблюдений намного хуже и в созвездия приходилось включать в среднем несколько более яркие звёзды, что, конечно, вело к увеличению средней площади. Но это, скорее всего, не главное. Главное же состоит в прецессионном движении Южного полюса мира. На рис. 1 его положение, соответствующее положению Северного полюса на момент введения созвездий, также отмечено цветным крестиком; Южный полюс приходится на созвездие Корабля Арго. Поскольку в средних широтах Северного полушария Земли Южный полюс находится под горизонтом, вокруг него расположена зона невидимости. Размеры созвездий Корабля Арго и Эридана (за исключением их не видимых в это время частей) при этом вполне умеренны.
По мере смещения Южного полюса наблюдатели должны были из столетия в столетие наблюдать новые звёзды. Так, вблизи Южного полюса формировалась „зона наращивания“, и именно этот фактор мог стать причиной того, что Корабль Арго превратился в чудовищного монстра — самое крупное созвездие небосвода. То же сказалось на созвездиях Эридана, Кита. С противоположной стороны от Южного полюса должна была возникать „зона стирания“, где размеры созвездий неуклонно уменьшались. Поскольку зона стирания в конечном счёте подошла к ногам Стрельца и Кентавра, нижележащие созвездия оказались стёртыми полностью — и кольцо „водного“ пояса разомкнулось до полукольца, приняв форму подковы.
Свидетельство о публикации №124010801742