О благодарности

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Беседа в миссионерской поездке в Крым. Черноморский район.
   
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы с вами сегодня собрались за трапезой в селе Кировском после Божественной Литургии на беседу-чаепитие.
В Евангелие мы с вами сегодня слышали, что Апостол Петр дал лодку для Иисуса Христа – для Спасителя.
Сегодня мы празднуем Праздник Преподобного Сергия и Преподобного Никона Радонежских, празднуем прежде всего Воскресный день.
Воскресный день – это прежде всего благодарение Богу. Когда люди воскресный день отмечают не как положено, то этот Воскресный день идёт им только в осуждение и, можно сказать, перечёркивает их жизнь. Люди думают, что, если я до обеда посплю, то у меня будет больше сил. Но, когда человек просыпается в обед, в 12 часов, вроде бы он поспал долго, но оказывается, что он разбитый, и у него нет никаких сил, и он вообще не сможет встать с постели. А, когда христианин встаёт рано утром и идёт на Божественную Литургию, то оказывается за трапезой после Литургии он чувствует такой прилив сил после Божественного причастия, что ему хочется горы свернуть. Почему так происходит? Да потому, что мы соприкоснулись с нашим Богом, с нашим Творцом. Он причастил нас своею Благодатью.
Некоторые люди, христиане недооценивают беседу, трапезу после Божественной Литургии. Почему это так важно? Первохристиане устраивали после Богослужения трапезу по заповеди Господа о возлюблении ближнего. На Божественной Литургии Господь соединился с нами: дал Себя нам, т.е. мы приняли Христа, его Божественная Кровь течёт по нашим жилам (жила в переводе это вена). Его Божественное Тело соединилось с нашим телом, мы вступили в процесс обожения. После Литургии, Божественной трапезы все мы разбежались по своим домам, и каждый живёт своей жизнью.
Как же мы можем Божественную жизнь воплотить в свою жизнь? Как мы можем исполнить заповедь о любви к Богу? Никаким образом мы дома это исполнить не можем. Когда человек находиться дома, то он служит своим близким: родителям, мужу или жене, т.е. это есть обыденная наша повседневная жизнь. Через это мы тоже можем стяжать любовь к ближнему. Но это делают и язычники. Помните, Господь сказал: «Какая вам благодарность, если вы будете любить любящих вас?» Бог хочет, чтобы мы полюбили тех, кто делает нам какие-то неприятности. Вот именно полюбить такого человека и сложнее всего. В этом и заключается встреча после Литургии. Трапеза, за которой мы присутствуем сейчас, она называется Агапа. Агапа переводится как «вечеря любви», когда мы приносим еду и делимся ею с другими. Очень важно, чтобы человек проявил как-то своё причастие. Если он затаился, и как мышка схватил причастие и ушёл в свою норку, и в этой ноке думает, что причастие поможет ему, то он глубоко ошибается.
Удержать солнце за пазухой невозможно: оно всё равно выскочит и исчезнет. Почему? Потому что у солнца есть свой маршрут на небе. И Бог не будет оставаться в наших сердцах, если мы никак Бога, никаким образом не вместили в свою жизнь.
Самая главная задача трапезы после Божественной Литургии – это каким-то образом реализовать то, что мы услышали за Божественной Литургией в нашей жизни. А наша жизнь начинается, конечно, с подкрепления нашей плоти. Когда мы делимся самым ценным, самой лучшей едой со своими близкими, мы как раз делимся едой с Самим Богом. То есть Бог поделился Собой с нами, т.е. Он дал Себя нам во время Божественной Литургии, а нам нужно делиться с Богом через то, что мы поделились с ближним.
В первый век христианства Апостол Павел укоряет некоторых богатых людей, которые приносили еду, которую сами съедали после Службы и не делились с ближними.
Очень важно, чтобы люди приносили ту еду, которая у них самая лучшая и делились друг с другом – и вот этот момент очень важен.
Сегодня за проповедью отец Роман сказал очень важную вещь. У нас было два Евангельских чтения. Одно чтение было посвящено Преподобным, где рассказывалось о Заповедях Блаженства.
- Чем отличаются десять Заповедей Закона Божьего от Заповедей Блаженства?
- В Законе Божьем десять Заповедей запретов: четыре первые Заповеди посвящены тому, что нельзя делать против Бога, а остальные шесть заповедей посвящены тому, что нельзя делать против человека. А Заповедей Блаженства всего девять – это Заповеди о том, как можно быть счастливым.
В Ветхом Завете Заповедей Блаженства не было, было только десять Заповедей запретов, потому что люди ещё не созрели быть счастливыми, они ещё жили в страхе, они жили среди языческого народа. Но, когда пришёл Иисус Христос он дал девять Заповедей Блаженства – девять путей, как можно стать счастливым.
- Вы хотите быть счастливыми?
- На самом деле человек хочет быть счастливым, но он может выбрать неправильный путь. Так вот Господь Иисус Христос указал заповеди, по которым мы можем стать счастливыми.
Быть в запретах – это быть в состоянии раба. А мы знаем, что есть три состояния в любви к Богу: состояние раба, состояние наёмника, состояние сына.
Состояние раба – это выполнение десяти заповедей. Если мы, например, мы придём на Страшный Суд и скажем: «Господи, а я все десять заповедей выполнил. Я не никого не убил, не украл, я ничего плохого не сделал». А Господь скажет: «А это уровень Ветхого Завета. Ты исполнил ли Законы счастья? Прикоснулся ли ты Бога? Прикоснулся ли ты радости? Прикоснулся ли ты Блаженства?»
Так вот, дорогие братья и сестры, это очень важный момент: нельзя останавливаться только на запретах, нам нужно ещё и принимать вот эту радость. Но, чтобы её принять, нужно попытаться отдать. Есть такой удивительный закон, он действует у учителей. Когда молодой учитель только что выучился в педагогическом лицее, то он ещё не умеет преподавать, но его ставят преподавать. Он ошибается, но ему говорят: «Чтобы научиться преподаванию, ты должен начать преподавать». Только тот человек, который начинает идти, только тот сможет дойти. Если человек не начал путь, он никогда не придёт.
Как же все обстоятельства, о которых мы сегодня говорим: Вечеря Господня, Заповеди Блаженства, Заповеди Закона Божьего – как они все соединяются в сегодняшнем дне? Как они соединяются со вторым Евангелием? Первое Евангелие – Заповеди Блаженства, посвящённые Преподобному Сергию. А ещё одно Евангельское чтение посвящено было Воскресному дню: Иисус Христос вышел на берег и увидел две лодки (Проповедь о ловле рыбы). Апостол Петр отдал свою лодку. Представьте себе, если сейчас в 21 веке пришёл Иисус Христос и сказал: «Отдай Мне свою квартиру или отдай Мне твою машину». Вот, что сказал Иисус Христос для Апостола Петра. Апостол Петр отдал всё, что у него было.
- Как вы думаете: что значит для современного христианина отдать свою лодку Иисусу Христу?
- Отдать самое дорогое.
- Что самое дорогое для современного человека?
- Жизнь.
- Разве человек сейчас ценит жизнь? Посмотрите сколько сейчас самоубийств. Люди окунаются в наслаждения, а потом совершенно не хотят жить, потому что у них теряется смысл жизни.
- Удовольствия, наслаждения, блага, радости.
- У человека появились радости, с которыми он не хочет распрощаться, т.е. у человека появились сладкие грехи. Эти грехи настолько его поработили, что грехи стали дороже жизни.
Когда человеку предоставляется возможность отдохнуть, повеселиться. Ему родные говорят: «Тебе нельзя пить, у тебя предынсультное состояние. Куда тебе идти и наслаждаться?» А человек всё равно идёт и рискует своей жизнью. Представляете, сейчас жизнь человека ничего не стоит. Сейчас человеку нужно только мгновение наслаждения, больше ничего. Человек совершенно не правильно понимает сейчас, что такое жизнь.
- Скажите: «Что такое для христианина жизнь?»
- Спасение души.
- С чем ещё можно жизнь сравнить?
- Когда у человека есть душа.
- Пример: когда беременная женщина идёт. Можно ли сравнить жизнь человека, с нахождением младенца в утробе?
- Смерть – это рождение в Вечность. И пребывание здесь на земле нас – это тоже самое, что мы находились в утробе 9 месяцев, а потом мы из утробы матери вышли и находимся 90 лет, в лучшем случае, на этой земле.
Наша земля, а в частности Матерь Церковь – это Мать, которая вынашивает нас в своей утробе. Мы, приходя в Церковь, попадаем внутрь Церкви. Мы сейчас, причастившись Христовых Тайн, все находимся, как многодетная семья, в одной утробе. И вот это детское состояние нужно сохранить как можно дольше.
- В чём заключается это детское состояние?
- Господь говорит: «Будьте, как дети». Это искренность, простота, доверие по отношению к родителям.
- Скажите, дьявол верит в Бога?
- Верит, потому что он знает, что Бог есть.
- Дьявол знает Священное Писание?
- Он знает его наизусть.
Если мы будем знать Священное Писание наизусть, как знают его протестанты, то это нас не спасёт. Если мы будем знать о Боге и говорить: «Я верю в Бога», то и это нас не спасёт. Нас не спасает сама по себе вера, как знание, нас сможет спасти только доверие к Богу. Нас может спасти надежда на Бога и искупление Иисуса Христа через веру. А вера даётся как дар Божий, т.е. вера – не просто, как знание, а вера, как доверие. Например, когда ребёнок берёт за руку своих родителей, и идёт через пропасть. Он не боится, потому что с ним находятся рядом его родители.
Сегодня мы с вами сказали, что Апостол Петр отдал свою лодку, т.е. он отдал всё, что у него было. Мы с вами сказали, что сейчас очень ценно – это наслаждение. Мы можем иметь различные богатства: для одного человека – это одно, для другого богатство – другое. Но в итоге сейчас для человека одной из самых ценных вещей является время.
Время – оно настолько драгоценно, что, когда христианин подходит к христианину и говорит: «Помоги мне», а христианин отвечает: «Прости, у меня нет времени».
- Почему у нас нет времени?
- Потому что Бог отобрал у нас время. Времени, на самом деле, не существует. Время, которое мы сейчас чувствуем, оно дано нам только на то, чтобы мы ощущали время приближения к Вечности. И, когда мы с вами оказываемся на пороге Вечности, мы чувствуем, что наша жизнь моментально прошла.
Сейчас есть такой удивительный момент: на Афоне есть огромные лампады. И в эти лампады наливали масла, и этого масла хватало на горение лампады на целый год. В этих больших лампадах там не такие коромысла в лампадках, как у нас, а там поплавки из пробки. Они вместе с маслом опускаются ниже и ниже, на дно этой лампады. Вот в этой лампаде остаётся одна треть масла, оно не сгорает.
- Братья и сестры, почему это происходит?
- Время идёт быстрее. Т.е. огонь, как горел тысячу лет назад, с тем же промежутком времени, так и горит. А сейчас из-за того, что люди перестали отдавать Богу десятую часть, не ходят в Воскресный день в Храм, не отдают десятую часть на служение ближнему, Бог у них забрал время, т.е. приблизительно одна треть времени у людей уже забрано.
Почему так происходит? Потому, что люди украли у Бога то, что принадлежит только Богу. Мы с вами сказали, что есть Заповедь любви к Богу и Заповедь любви к ближнему. Люди – все чада Божьи: кто-то верующий, а кто-то неверующий человек, но всех Бог в Воскресный день ждёт в Храме Божьем.
Если люди не пришли и валяются дома на диване или занимаются какими-то своими делами, то они думают, что они приобретут за это время что-то. На самом деле, они только потеряют. Если человек пытается каким-то обманом украсть у Бога десятую часть своего богатства, своего таланта, своих сил, своего времени, своих возможностей, то мы оказываемся «у разбитого корыта», потому что Бога не обманешь. Бог находится везде. И Он властитель времени, которого не существует, потому что Бог вне времени.
Был такой случай, когда один человек с помощью обмана хотел нажиться. Он в молодости был очень бедный. И он поступил в магазин, потом открыл свою лавку и стал каждый день обманывать людей. У него были весы, где он подкручивал грузики, и у него была тетрадь, в которую он записывал насколько он обманул каждый день людей. Когда он разбогател, то он завёл семью. У него родилось пятеро детей. Через некоторое время все эти дети начали сильно болеть. Он начал детей лечить и завёл вторую тетрадку, в которой отмечал сколько он потратил средств на лечение своих детей. Когда он вышел на пенсию, когда он стал писать мемуары своей жизни, то ему было стыдно писать что-то о себе. Он нашёл вот эти две тетрадочки. У него не было дневников, где бы он рассуждал о духовной жизни. И, когда он сплюсовал суммы в этих двух тетрадях, то оказались суммы были одинаковыми, т.е. на сколько он обманул людей, на столько он стал лечить своих детей в своей жизни. Бога не обманешь.
Когда мы с вами после Богослужения убегаем и пытаемся как бы сэкономить время, то мы на самом деле убегаем от Бога, а от Бога убежать невозможно.
Помните, что случилось с Пророком Ионой, которого Господь звал на проповедь? Пророк Иона был призван, но не пошёл. Иона на корабле бежит от полученного задания в противоположную сторону, на Запад, через Средиземное море в неведомый город. Но Господь насылает бурю, кораблю грозит скорая гибель… Иона оказывается в море, его глотает огромная рыба, и в ее чреве Иона проводит три дня и три ночи. Господь всё равно его среди бури моря достал.
Так вот, если мы с вами хотим попасть в бурю, то нам следует после Божественной Литургии убегать домой и делать свои дела. А, если мы постараемся, хотя бы час – два после Божественной Литургии поинтересоваться жизнью братьев и сестёр нашей семьи, ведь Церковь – это наша семья, мы узнаем беды нашей семьи (кто-то заболел, кто-то нуждается). И таким образом мы с вами сможем помочь друг другу, а тем самым выполнить Заповедь.
В заключении нашей беседы, мы с вами подведём итоги. Мы с вами сегодня сказали, что человек, который отдаёт Богу лодку, который отдаёт самого себя на служение Богу, если человек пытается каким-то образом помочь своему ближнему, то в итоге человек догоняет время.
Каким образом человек догоняет время? Когда человек догоняет Бога, то он догоняет время. Человеку уже никуда не надо спешить. Когда человек пришёл на трапезу, когда он почувствовал, что он в семье, то он подумает: «А зачем мне куда-то бежать? Зачем мне лишний рубль зарабатывать, если я уже счастлив, если я уже получил Блаженство?» Ведь человек живёт не только умом, не только кошельком. Человек живёт прежде всего своими чувствами, живёт сердцем, живёт своей душой.
Когда человек оказывается в месте своего счастья, а счастлив он может быть только в семье. Часто семья, которая его окружает, его не понимает. А та духовная семья, где он причастился, где Христос посреди нас, где Христос объединяет всех – вот этот момент наивысшего счастья, наивысшего Блаженства.
Есть Заповеди Блаженства. Блаженны нищие духом, и так дальше. Человек, оказавшись в минуту счастья в своей семье, больше никуда не хочет бежать, и он догоняет время.
Чтобы догнать время, надо просто остановиться. Есть такой духовный закон: как только человек перестаёт бежать за различными идеями, за различными заработками, останавливается и отдаёт десятую часть времени, то Бог даёт ему в этот момент всё, что ему необходимо.
В заключение я хотел бы прочитать стихотворение «Благодарность». Это стихотворение читается сейчас не зря. Мы сказали, что Литургия – это благодарность. И, когда человек хочет поблагодарить Бога, надо постараться после Литургии хотя бы час никуда не убегать от Храма. Во время Божественной Литургии человек оказывается в Вечности, оказывается без времени.
Т.е. человек, находясь после причастия рядом с Богом, именно в этот момент он оказывается у себя дома, в своей небесной семье. Во время Божественной Литургии Небо опускается на землю. И вот эта трапеза – это продолжение Неба, т.е. мы реализуем Небо на земле, мы увидели Небо, почувствовали Небо, увидели Святых, увидели Бога, почувствовали Бога. А сейчас нам надо постараться на этой трапезе и потом после, узнав какую-то беду близкого к нам человека, помочь ему. А для этого нужно благодарить. Без благодарности ничего не будет. Почему мы не собираем трапезы? Потому что мы не благодарим. Мы получили причастие, получили кусочек чего-то небесного и убежали, думая, что мы его донесём. Но наше сердце, издырявленное грехом, и поэтому пока несём мы причастие до наших семей, оно просто исчезает. Чтобы залатать вот эти дыры на нашей душе, на нашем сердце, нам надо в ближайшие минуты после причащения реализовать своё христианство, реализовать причастие. А это и есть самое лучшая реализация, когда мы даём друг другу покушать и каким-то образом общаемся друг с другом, и помогаем друг другу.

Стихотворение «Благодарность»
Эпиграф: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! Помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: «Пойдите, покажитесь священникам». И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
Самарянин – это был полуязычник, и евреи ненавидели самарян. И вот такой человек пришёл поблагодарить.
Тогда Иисус сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять?» (Лк.17:12-17).

Два Ангела на Небе повстречались,
Один стремглав летал туда-сюда.
Другой – сидел в печали, – тучи мчались,
Как будто убегая навсегда.
Один спросил: «Ты всё летаешь?
Куда спешишь ты всё день ото дня?»
Второй ответил: «Брат, ты знаешь!
Людские просьбы отношу Туда».
На Небе Бог их строго разбирает,
Одну отложит, эту изберёт.
За каждого – Он вновь страдает,
Как это было – в самый первый год!
Тогда Он воплотился чрез Марию,
Тогда Он был распят и Кровь пролил.
Мы еле преградили ту стихию,
Что надвигалась, чтоб стереть весь мир!
А что же ты, – без дела тут страдаешь?
А что же ты, – с делами не летишь?
На что ты время – Божие теряешь?
Ты Бога не боишься, – и молчишь?
На это Ангел брату тут ответил:
«Я на посту своём стою давно.
Ты видно, братец, просто не заметил,
Что благодарность мне нести должно!»

Это стихотворение показывает, что Ангел, который отвечает за благодарение Богу, сидит без дела на тучке, и ему совершенно нечем заняться, потому что мы просто не благодарим или благодарим формально.
Вот Святой Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Очень важно после Божественной Литургии прийти домой и перечитать Благодарственные молитвы». Почему? Вот мы, когда в Храме читаем, мы читаем все вместе. А, когда мы приходим домой, нам надо в своём домашнем храме поблагодарить, чтобы зафиксировать то, что мы причастились. Все те дела, которые обрушиваются на нас, как некие стрелы, которые летят от дьявола и нам говорят: «Если ты не сделаешь это, если ты там-то не успеешь, то обязательно ты пропадёшь».
Человек, который отдаёт Воскресный день Богу, то настолько вдохновляется, что он за шесть остальных дней успевает всё, что нужно было сделать. У него не возникает таких вопросов о непредвиденных делах. Если человек доверяет Богу, если человек благодарит Бога, если он отдаётся Богу, то в этом и заключается вера человека.
- В чём разница между человекоугодием и помощью ближнему?
- Когда человек делает дело Божие, то возникают различные искушения, испытания. Но Господь проводит человека через эти испытания. Человеку, может, не хочется идти на Богослужение, не хочется помогать ближнему. Вот, когда тебе не хочется, то чаще всего это Божье дело, потому что дьявол мешает нам различными искушениями. А когда нам предлагают сделать что-то, и у нас есть некое даже вдохновение, но потом это вдохновение проходит, и мы бросаем своё дело недоделанным, то это чаще всего происходит от того, что мы взялись не за своё дело, или просто мы человеку угождаем.
Если ребёнку нужно научиться делать вещи, которые делает любой другой человек (читать, писать), и мы будем делать всё это за ребёнка, то мы будем человекоугодниками, мы будем делать ложную услугу, и потом ребёнок вырастит «неумёхой». Мы прежде всего должны делать те дела, которые ему будут для спасения души.
Конечно же, нужно быть очень внимательным к просьбам других людей. Но, если у нас есть вариант идти на Богослужение причаститься, которое совершается единственный раз в неделю или не причаститься и помочь какому-то человеку, то при возможности отложить помощь человеку после Богослужения, потому что причастие ничем не заменишь, в противном случае это и будет человекоугодие. Можно сделать еще так: рано утром до Богослужения помочь человеку, а потом помочь и после Богослужения, и тогда он не будет брошен в беде.
Всё чаще завязывается или на нашей лени, или на нерадении, которые возникают от того, что у нас нет сил, потому что мы свои силы потратили не туда, куда нужно.
Когда человек отдаёт Богу десятую часть, а остальное время посвящает служению ближнему – это и есть тот путь, который нам необходим.
Всем помощи Божьей!

2021 год


Рецензии