Лик Божий
посматривал на меня из-под хмурых бровей и, закончив действо, положил на
стол тёмную доску, на которой едва угадывались очертания какого-то святого.
- Вот, - утвердительно закончил он, – Меня попросили отреставрировать, но
я с этим не справлюсь и прошу, как друга, помочь…
- Никанорыч, я никогда иконами не занимался. Ты явно переоценил мои
способности.
- Понимаешь, меня попросили мои давние друзья. Они строят дом и хотели
бы новое жильё освятить старинной иконой.
- Да, друг, озадачил ты меня. Где только была эта икона и за что её так,
прямо скажем, казнили и пробили гвоздями?
Никанорыч, словно извиняясь, тихонько пробормотал:
- Мне ничего об этом не говорили. Видимо, лихие люди когда-то владели
ею. Руки бы им поотрубать.
- Ладно, друг, - успокоил я Никанорыча, – Оставляй. Осмотрю доску
повнимательней, может что-то получится.
Мы пожали друг другу руки и расстались. Я завернул доску, поставил в
надёжное место. Прошло время. Мне, прямо скажем, боязно было
подступиться и начать работу, но Никанорыч напомнил мне, что заказчик
названивает ему и торопит с иконой. Я не мог подвести друга и, помолясь,
стал распаковывать доску. Она требовала большой тщательной подготовки.
За несколько дней я залечил нанесённые ей раны и нанёс грунт.
Настал черёд определить святого, так как на месте лика угадывались
отдельные детали - небольшое пятно, где явно просматривался цвет лица.
После долгих поисков и немалых усилий удалось определить, что икона –
Иоанн Предтеча. Было сделано несколько рисунков и работ в цвете.
Подготовительные мероприятия подсказывали мне, что настала пора
приступить к исполнению заказа, но сдерживали какие-то сомнения,
неуверенность в сходстве и многое другое. Я вновь искал литературу, читал,
смотрел фотографии икон, скульптур и воскресным утром поставил доску на
этюдник. Все свои мысли сосредоточил на палитре: подбирал цвета, наносил
на повреждённые места, убирал, и так, пока не добился нужного. Не
почувствовал, как ушёл в этот процесс ни по времени, ни по количеству проб
и ошибок, ни по качеству работы. Я просто с упоением действовал кистью то
на палитре, то на поверхности доски, которая постепенно, как бумага в
проявителе, обретала определённые очертания и цвет. Рука двигалась легко и
уверенно, будто я всегда писал иконы, хотя делал это впервые в жизни.
Меня радовало и вдохновляло, что сумел попасть в цвет и тон далёкого
мастера и что на многовековой тёмной доске появлялся, оживал святой лик.
Только по окончании работы заметил различие между подготовительными
рисунками, эскизами и тем святым ликом, который в итоге получился.
Краски как будто сплавились и засверкали по-новому. Увидел, что работа
получилась, икона зажила новой жизнью. Я почувствовал себя доктором,
который излечил тяжелобольного. Удивило только то, что вышел именно
Иоанн Предтеча.
Упаковал икону, и Никанорыч, пожав мне руку, уехал.
Спустя несколько лет у меня стало закрадываться странное чувство того,
будто кто-то помогал восстанавливать икону. Раз за разом приходило
ощущение, что кистью кто-то водил. Уж больно легко писалось, но тогда я
просто радовался, что не подвёл друга.
Только теперь, прямо скажем, когда мне не удаётся написать
натуру надлежащим образом, приходит на память тот случай с иконой. Я всё
больше убеждаюсь в своих догадках, что не всё так просто в этом мире, что
у вечности есть свои тайны.
Свидетельство о публикации №124010701186