Ухожу Млечным путем
"Современный поэт, утончившись, — обособился, отделился, как человек от человека, рядом стоявшего, который тоже ушел в свою сторону. — Писала Зинаида Гиппиус. — Именно обособился — и перенес центр внимания на свою особенность, поет о ней, так как в ней видит путь, святое своей души". Поэзия Смелякова — для каждого, — судьба, как и стихи Смелякова примечательны и, безусловно, достойны нашей памяти. В 1961 году Смеляков напишет:
Ты с ними общностью не связан,
и, вероятно, потому
твои — из прошлого — рассказы
не интересны никому.
Нет, уважаемый Ярослав Васильевич, найдутся читатели, которым и Ваши стихи, и Ваша судьба не безразличны и спустя полвека после Вашего ухода в далекий и лучший из миров.
Ярослав Васильевич Смеляков — русский советский поэт и переводчик, литературный критик родился 26 декабря 1912 (8 января 1913 г.) в Луцке, Волынской губернии Российской империи.
В 1924 году вместе с матерью Ярослав переезжает в Москву, где оканчивает семилетнюю школу. В 1928 году находит работу в рязанской «Деревенской газете», где публикует первое стихотворение.
В 1930 году биржа труда подростков выдала Смелякову направление в полиграфическую фабрично-заводскую школу имени Ильича, посещая которую будущий поэт находил время ездить в другой конец Москвы — на занятия литературного кружка при «Комсомольской правде».
По настоянию друга, журналиста Всеволода Иорданского, Смеляков, трепеща всем сердцем и волнуясь, принес свои стихи в редакцию молодёжного журнала «Рост». Волею случая попал в журнал «Октябрь», который находился в соседнем помещении, где был принят своим кумиром, поэтом Михаилом Светловым, который дал молодому поэту «зелёную улицу» в жизнь и в большую поэзию.
Всё совершается, как надо,
хоть и не сразу, не сполна.
Но горсть земли из-под Гренады
была в Москву привезена
И мы ее, чтоб легче было
тебе лежать от всех вдали,
на тихий холм твоей могилы,
как надлежало, принесли.
Ведь есть естественность прямая
в том, что сегодня над тобой
земля Испании сухая
смешалась с русскою землей.
Трудовой путь Смеляков начал наборщиком в 14 той типографии, а по иронии судьбы, в один из первых же рабочих дней в типографии ему доверили набирать собственные стихи первого сборника. Позднее в этой же типографии Смеляков целиком набрал свою книжку стихов «Работа и любовь» (1932).
В то время при большинстве московских журналов и газет существовали литературные объединения начинающих писателей. Одно из крупнейших объединений действовало при журнале «Огонек», который редактировал Михаил Кольцов, а его заместителем был писатель Ефим Зозуля, который неизменно председательствующий на занятиях ЛИТО, проходивших раз в декаду и называвшихся поэтому декадниками «Огонька». Смеляков вспоминал, как в большой комнате, уставленной диванами и стульями, собиралось по тридцать — сорок человек молодых ребят с заводов и фабрик, из армии, из фабзавучей. Редакция журнала не только направляла ход их творческих поисков и литературных споров, но и кормила молодые дарования бутербродами, поила чаем, а, главное, широко, из номера в номер, печатала их стихотворения, очерки и рассказы. Около двух лет, проведенных под гостеприимной кровлей редакции в составе ее тогдашнего литактива, дали Смелякову, как поэту очень многое. Некоторые из участников этого объединения стали известными поэтами: Сергей Михалков, Лев Ошанин, Сергей Васильев, Маргарита Алигер.
Вслед за маленькой книжкой, вышедшей в библиотечке «Огонька» в 1932 году, ГИХЛ издал в том же году книгу стихотворений Смелякова «Работа и любовь» под редакцией Василия Казина.
Мы несем любовь и злобу,
строим, ладим и идем.
Выйдет срок — и от хворобы
на цветах и на сугробах,
на строительстве умрем.
И холодной песни вместо
перед нами проплывут
тихие шаги оркестра
имени ОГПУ.
Через два года Смеляков был принят в Союз писателей.
Среди самых знаменитых песен на стихи Ярослава Смелякова — две: «Если я заболею» (стихотворение датировано 1940-1941 г.г.), и суперхит ресторанов и танцплощадок «Любка Фейгельман» (1934 год). Эти песни, как и всё творчество Смелякова, очень неоднородно по настроению и качеству стиха, но бесспорным остаётся одно – самобытность автора и собственное видение мира, что для поэзии бесценно.
Судьба уготовила Ярославу нелегкие испытания: в 1934—1937 годах он был арестован за участие в контрреволюционной группе и направлен в Ухтпечлаг Коми АССР.
С июня по ноябрь 1941 года Смеляков — рядовой на Северном и Карельском фронтах в саперной роте. Попал в окружение, находился в финском плену, в 1944 году возвратился из плена. В 1945 году попал под Сталиногорск (ныне г. Новомосковск Тульской области) в проверочно-фильтрационный спецлагерь № 283. Срок отбывал в лагерном отделении № 22 ПФЛ № 283 при шахте № 19 треста «Красноармейскуголь» между современными городами Донской и Северо-Задонск (с 2005 года микрорайон г. Донского).
Усилиями журналистов П. В. Поддубного и С. Я. Позднякова поэт был освобождён и работал ответственным секретарем газеты «Сталиногорская правда», руководил литературным объединением при ней. После лагеря Я. Смелякову въезд в Москву был запрещён. В Москву ездил украдкой, ни в коем случае не оставался ночевать. Благодаря Константину Симонову, замолвившему за него слово, Смелякову удалось вновь вернуться к писательской деятельности. В 1948 году вышла книга «Кремлёвские ели», который сам поэт оценивал чрезвычайно высоко. В 1951 году, предположительно — по доносу, — был вновь арестован и отправлен в приполярную Инту.
До двадцатого до съезда
жили мы по простоте
безо всякого отъезда
в дальнем городе Инте…
Но однажды в то окошко,
за которым я сидел,
по наитью и оплошке
воробьишка залетел.
Небольшая птаха эта,
неказиста, весела
(есть народная примета),
мне свободу принесла.
Благодарный честно, крепко,
спозаранку или днем
я с тех пор снимаю кепку
перед каждым воробьем.
Верю глупо и упрямо,
с наслажденьем правоты,
что повсюду тот же самый
воробьишка из Инты.
Смеляков был освобожден в 1955, а полностью реабилитирован только 1969 году.
Я остался и нежным, и резким —
тем, каким меня знали всегда,
но вернулся из дальней поездки
не таким, как уехал туда.
В каждом чуть изменившемся жесте
я невольно ответно сберег
продолжение всех путешествий,
повороты и локти дорог.
Из дорожных моих впечатлений
ничего не пропало вдали,
и на лоб полуясные тени
для других незаметно легли.
Двери в собственный дом открывая,
надевая в передней пальто,
непривычно в себе ощущаю
путешествие дальнее то.
В стихах Смеляков смело (что и соответствует фамилии) использовал разговорные ритмы, жаргонизмы и бытовые интонации, прибегал к своеобразному сочетанию лирики и юмора. В сборниках послевоенных лет («Кремлёвские ели», 1948; «Избранные стихи», 1957) и поэме «Строгая любовь» (1956), посвящённой молодёжи 1920-х годов, обнаруживается тяготение к простоте и ясности стиха, социально-историческому осмыслению жизни. Большинство стихов Смелякова отличаются силой эмоционального воздействия, выпуклой образностью языка, более слабые, коих к счастью очень немного, — грешат банальной рифмой и определенной технической не доработкой.
«Если я заболею», — по праву можно отнести к песням-родоначальницам жанра советской бардовской песни.
Если я заболею,
к врачам обращаться не стану,
Обращаюсь к друзьям
(не сочтите, что это в бреду):
постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.
Не облатками белыми
путь мой усеян, а облаками.
Не больничным от вас ухожу коридором,
а Млечным Путем.
В 1967 году Смеляков напишет ироничное стихотворение «Я отсюдова уйду» — ответ на свое стихотворение 40 –ых годов:
Я на всю честную Русь
заявил, смелея,
что к врачам не обращусь,
если заболею.
Значит, сдуру я наврал
или это снится,
что и я сюда попал,
в тесную больницу?
Медицинская вода
и журнал «Здоровье».
И ночник, а не звезда
в самом изголовье.
Ни морей и ни степей,
никаких туманов,
и окно в стене моей
голо без обмана.
Я ж писал, больной с лица,
в голубой тетради
не для красного словца,
не для денег ради.
Бормочу в ночном бреду
фельдшерице Вале:
«Я отсюдова уйду,
зря меня поймали.
Укради мне — что за труд?!
— ржавый ключ острожный».
Ежели поэты врут,
больше жить не можно.
Ярослав Васильевич Смеляков — Лауреат Государственной премии СССР (1967), Член Правления СП СССР и СП РСФСР — всем своим творчеством не солгал ни разу.
http://stihi.ru/2024/01/05/6923
Свидетельство о публикации №124010506923