Каким был и есть сейчас Преподобный Сергий Радонеж

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Каким был и есть сейчас Преподобный Сергий Радонежский

 Беседа после Литургии в Престольный Праздник в Храме Преподобного Сергия Радонежского ж/д посёлка Илеза

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы собрались на престольный Праздник. Мы с вами совершили Божественную Литургию. Сегодня у нас звучала Проповедь о Преподобном Сергии.
Во время Таинства Исповеди, человек кается и с помощью священника он избавляется от греха. Во время Причастия человек избавляется от грехов. Исповедь – это наш труд, во время исповеди мы каемся и делаем над собой какую-то работу. А Причастие – это дар для каждого из нас. Во время причастия Бог своею Благодатью как огнём пожигает грехи. В нашей душе растут страсти, как сорная трава, и все эти страсти попаляются огнём. И потом на этом месте, удобренном золой, вырастают уже благородные растения.
Мы с вами в лабиринте греха. Сделая грех, мы с вами заблудились. Но, если у нас не будет впереди света, мы никогда не выйдем и не выведем свою семью. Вам Бог даёт свет, т.е. пускай даже на короткое время. Если вы снова делаете грех, надо как можно быстрее идти каяться, чтобы снова увидеть свет, чтобы не стоять на месте, потому что мы можем идти к свету только тогда, когда мы его видим. А иначе дьявол зажжёт другой фонарик, и мы пойдём за другим светом.
Нужно участвовать в покаянии. Истинное покаяние состоит из двух главных частей. Первая часть - это Таинство исповеди, когда прощается грех (но не страсть, страсть мы должны убрать сами). Мы с вами пришли на исповедь, покаялись, Бог простил грех – всё, этого греха нет. Но у нас осталась предрасположенность ко греху. Мы получили Благодать, получили Свет, мы увидели куда идти из туннеля. Грех случился снова, мы снова покаялись м снова Свет увидели. Вот это шествие к Свету – это и есть исправление. Чем ближе ты к свету, тем больше ты видишь своих грехов и тем больше ты исправляешься. Ты не можешь видеть грех, ты не можешь исправиться, если ты не видишь Света.
Первый шаг - это осознание греха и исповедь его. Второй шаг – это получение Благодати и получение сил, потому что, если будем своими силами бороться, то мы никуда не уйдём, мы будем топтаться на месте. И третий шаг - это исправление, когда мы выходим из Храма и идём в свои дома. Вот дома мы уже должны реализовать то, что нам здесь Бог дал.
К причастию надо готовиться хорошо, тогда причастие будет давать силы и тогда оно будет действенно. Приведу пример. Если человек болеет желудком, у него желудок не воспринимает пищу. Сколько бы он не ел, пища ему не поможет. Так и тут: сколько бы человек не причащался, ему это не поможет, если он не подготовится к восприятию этого причастия. Наша задача – жить ради причастия. Нужно участвовать в каждой Божественной Литургии и причащаться, если только есть возможность. Нам нужно готовиться к причастию каждый раз.
Мы недавно праздновали праздник Апостолов Петра и Павла, и мы с вами читали Апостольское Послание. Мы читали, что у Апостола Павла была во время головных болей, его болезней на него нападал дьявол. У каждого человека есть подобное. Бог оставляет грехи человеку для его же исправления. Когда люди приходят в Храм Божий, то они избавляются от явных грехов, например, блуда, пьянства, курения, сквернословия. Дьявол как раз нападает через помыслы. Если мы помыслы не принимаем, то мы не виноваты. Об этом говорят Святые Отцы. Т.е. наш грех заключается, если мы начинаем эти мысли обдумывать. Если мы мысль обдумали, то для нас мысль уже является действием, она тождественна, потому что мы, как христиане, убережены от явных грехов, но вот эти мысли для нас являются таким же грехом, потому что Бог покрыл нас Благодатью и не даёт нам грешить ради стыда, но это не значит, что для него мысли не являются грехом. Если мы начнём молиться Иисусовой молитвой, петь Богородице, то мысли уйдут, и мы не будем виноваты.
Если на нас нападают плохие мысли, то это явное свидетельство, что мы не принадлежим дьяволу. Если бы дьявол владел человеком, то ему не было смысла из вне пускать какие-то мысли, он бы не сражался уже за то, что являлось бы своим. Станет ли враг брать какой- то город или дом, если он уже его? Так вот поэтому, если дьявол нападает на человека, значит мы не принадлежим дьяволу.
Есть такой хороший пример. Вышел охотник на болото с двустволкой. Из одного ствола выстрелил дробью в уток. Утки взлетели и полетели, семь уток упало, они трепещутся у его ног. Как вы думаете: этот охотник будет стрелять из второго ствола в не улетевших ещё уток или будет собирать уток, которые уже упали у его ног? Дьявол жадный, он будет продолжать стрелять. Охотник – это и есть дьявол. Он будет стрелять до тех пор, пока у него есть возможность. Даже, если дьявол видит, что из его злого дела получится добро, он всё равно будет делать зло. Бог всегда из зла делает добро, помогает христианам. Дьявол знает, что христиан Бог не оставит. Отсюда вывод: если мы с вами получаем какие-то плохие мысли, если дьявол на нас ещё нападает, значит мы ещё утки, которые летают, а не утки, которые уже валяются у его ног. Те, кто выполняют его волю, это люди или некрещенные, или отказавшиеся от Христа, они валяются уже у ног дьявола, у ног охотника. Дьяволу не нужно ничего с ними делать, они и так уже на последнем издыхании хрипят у его ног.
Святой Иосиф Исихаст (современник Паисия Святогорца) отличался великой строгостью, он был великим молитвенником. Он говорил так: «Когда мы молимся, то мы причиняем дьяволу огромную боль». Мы как будто из своего окопчика стреляем из автомата по дьяволу.
Мы сейчас собрались в этом Храме, а Храм – это боевой корабль. Наш Крест – это флаг. И нам Господь выдал каждому автомат и патроны, лук со стрелами. И мы причиняем боль дьяволу. Дьявол будет злится и будет промахиваться. Поэтому не надо его бояться злого.
 Надо молиться Богу, с дьяволом не разговаривать, потому что дьявол всегда обманывает. Люди, например, матерятся, чертыхаются, вспоминают нечистую силу – это они разговаривают с дьяволом. Не надо говорить: «дьявол отойди от меня», лучше призывать Бога, а Бог Сам с ним разберётся.
Иногда нам Бог показывает беду, чтобы мы уповали на Христа.
Сегодня мы вспоминаем Преподобного Сергия Он был простым, светлым, добрым аскетом. У Преподобного Сергия, как у настоящего солнца, были бури – мысли. Он достиг святости только к концу жизни. Поэтому Бог его и забрал. Т.е. Бог забирает к Себе на Небо только тех, кто готов.
Каждый человек должен стать солнышком. На Небе в Царствии Божьем не будет солнца, каждый Святой будет святить, каждый Святой будет излучать Божественный Свет.
Преподобный Сергий, хоть и от утробы матери получил вот эту Благодать, но сколько на него было нападений! Чем ярче солнце светит, тем больше бывает бурь на солнце. Солнце – оно уменьшается, сгорает. Каждый христианин должен сгорать, и ему пополнение только от Христа. Человек моментально сгорает на работе, например, преподаватель, и все профессии, связанные с людьми, они подвержены выгоранию. Мы, христиане, потребляем силу Бога.
Если читать Жития Святого Преподобного Сергия, то там явно сказано, что бесы приходили и выламывали у него двери, стучали у него на крыши, готовы были уничтожить во время его молитвы. И так к каждому Святому.
Святым человек становиться не в момент его рождения от матери здесь на земле, а в момент рождения в Вечность, т.е. наше настоящее рождение – это смерть. Мы сейчас говорим: «Вот человек умер». На самом деле он родился в Вечность.
Если сравнить нашу жизнь здесь и жизнь ребёнка в утробе. В утробе он находится около 9 месяцев, а живёт он около 90 лет. Сейчас люди живут меньше: средний возраст человека 60 лет. А там впереди Вечность – совершенная бесконечность. Мы здесь на земле готовимся жить на Небе. На Небе невозможно жить с плохими мыслями, т.е. ничего нечистого в Царствие Божье не войдёт. Мысли, которые на нас нападают, мы здесь на земле должны научиться их у себя убирать. Если мы эти мысли не уберём, если мы впустим в себя какую-то злую мысль, то она будет похожа на змею. Эта змея заползёт в наше сердце, когда мы войдём в Рай, а в Рай мы взойдём все. По учению Православной Церкви первые три дня после смерти душа находиться здесь, в это время отпевают душу и тело. С третьего по девятый день в течение шести дней каждый человек проходит Рай. Каждому человеку покажут место, где находиться Преподобный Сергий, где находится наш Святой, где находятся наши близкие, которые достигли Святости – нам всё это будет показано. Когда Святые побывали на Небе, они оттуда даже приносили райские яблоки.
Каждому из нас будет показан Рай. Но в этом Раю мы, к сожалению, не сможем остаться. На сороковой день будет Частный Суд над душой. С девятого по сороковой день нам придётся пройти мытарства. Мытарства – это предложения бесовские. Представьте себе злых таможенников, которые продались и не имеют никакой чести. Вот там еще злее них бесы, которые будут предлагать человеку выпить, покурить, обмануть, сделать что-то плохое. Представьте, человек находится в Раю, а у него привычка блудить или курить, обижать кого-то, и ему захочется это делать в Раю. А человеку в Раю это делать нельзя, и человек выйдет из Рая, а там его ждут «дружки», которые заберут его в ад.
Мытарства – это место, которое мы здесь сами себе приготовили. Бог приготовил нам место в Раю, а мы готовим себе место в аду. Мы в ад идём со своими дровами. Бог никого в аду не мучает, потому что люди в аду мучаются от своих страстей. Они хотят что-то сделать плохое, а у них не получается, потому что человек лишён своего тела, а без тела человек ничего сделать не может. Он хочет испытать страсти, бушующие в нём, а уже ничего невозможно сделать. Поэтому ничего нечистого в Царствие Божье не войдёт.
Святой Преподобный Сергий ввёл строгий устав в монастырь и ввёл настоящее монашеское общежитие. Преподобный Сергий – великий подвижник (он подвигал себя в сторону Царствия Божьего). Он заповедовал кормить всех нищих, которые приходили в монастырь. Когда Преподобный Сергий смирял себя, ходил в нищих одеждах и через это начинал понимать и любить нищих. Человек, который находиться в дорогих одеждах, не всегда может понять человека, который находиться в беде. Когда в 1608 – 1610 годах случилось бедствие, и поляки напали на Троицкую Сергиеву Лавру. Когда поляки подходили к Лавре, в это время собрались крестьяне (мужчины, женщины, старики и дети) со всех деревень, приблизительно около 10000 человек, и спрятались в монастыре. Лавру охранял в то время полк защитников. Оказалось, что когда поляки шли, то они вырезали всех. Около двух лет держала осаду Троицкая Сергиева Лавра, ее и подрывали, и подкопы делали, и морили голодом. Когда у них не осталось совсем еды, стрельцы, которые остались после боёв, собрались, и они были расставлены по самым важным точкам на стенах монастыря. Когда посчитали продукты, которые остались, то оказалось, что кормить они могут только солдат. Выходило, что остальные умрут от голода и болезней. Но, помня завет Преподобного Сергия, настоятель сказал кормить всех. После этого покормили всех и скормили всю еду, которая оставалась. Но, когда на утро пришли в погреба, то увидели, что сквозь щели насыпалось зерна столько, сколько было вчера. На следующий день было тоже самое, и так было до конца осады. Вот это чудо Преподобного Сергия: он давал еды столько, сколько было нужно. Это нам говорит о том, что, если мы надеемся на себя, то ничего от этого не будет. Бог накормил пятью хлебами. Когда логика уже не действует, наступает время чуда, и оно действует от Бога. Бог начинает действовать, когда мы уже ничего не можем.
В Священном писание сказано, что многие скорби праведнику, но от всех избавит тебя Господь. Господь показывает христианам различные искушения, испытания, но мы их видим, как будто с корабля: буря бушует, а мы в безопасности. Но, если мы только спрыгнули с корабля и говорим: «Я сам! Мне Бог не нужен». Человек оказывается за бортом и там, если он не попросит помощи, он утонет. У священника облачение одеваются поручи – это показывает, что священник действует не сам, а руками Божьими.
А у нас в России даже есть храм сатаны, когда люди отдают себя на служение сатане. Поэтому христиане должны понимать: против кого они выступили? Если мы с вами хотим служить Богу, мы должны оставаться всегда с ним, потому что дьявол запоминает каждого христианина. На Крещении христианам говорят такие слова: «Вас объявили в розыск». Люди удивляются: «Как это?» Мы говорим: «Дьявол объявил вас в розыск, пощады не будет». Поэтому братья и сестры, никогда никого не осуждайте и молитесь. Именно христиане и могут друг другу помочь. Мы должны понимать, что без Христа невозможно спасение.
Кто такой нищий духом? «Блаженны нищие духом», т.е. Бог призывает быть людей нищими духом. Нищие духом – это те люди, которые имеют смирение в сердце. Даже богатого можно назвать нищим духом, если он к своему богатству не прилепляется.
- Если человек нищий – это гарантия, что он окажется на Небесах?
- Нет. Разве вы не видели нищих злых? Так вот злой нищий в Рай не попадёт.
- Если человек богатый, он обязательно в ад попадёт?
- Нет. Верующий в Бога, соблюдающий заповеди Божьи в ад не попадёт.
Например, если нищие собрались в подвале, и один принёс 3 копейки, другой – 4 копейки, а третий – 5 копеек. Кто из них будет завидовать? У того, у кого 3 копейки. Понимаете, мы не завидуем кому-то далёким, мы не завидуем царям, мы завидуем нашим соседям. Т.е. нищие духом – это люди, которые довольны и счастливы. Человек должен быть прежде всего нищим духом. А вот телесно он будет нищим или богатым – это уже не важно.
Посмотрите на Праведного Иоанна Кронштадтского: он ходил в дорогих подрясниках, шубы были дорогие, но он мог возвратиться в одном тоненьком подряснике, а всё что у него было раздать нуждающимся людям. Он мог ехать на пароходе, но на каждой станции останавливался и служил Молебны. Люди ждали его, он исцелял их. К нему один раз подошёл мужчина и говорит: «Мой отец умирает, у него страшная болезнь». Иоанн Кронштадтский говорит: «Я сейчас не могу, я очень занят, меня ждут другие люди, мне нужно им помочь». Но он не отставал и продолжал просить его, и Иоанн Кронштадтский пришёл к нему домой, взял святую воду, облил этого человека святой водой, и человек исцелился. Вот какая была сила у Иоанна Кронштадтского. Он же был обычным человеком и от рождения матери он взял эту Благодать, а кто мешал каждому из нас взять Благодать в Храме Божьем?
Кто мешает нам, например, во время венчания брака взять Благодать терпения, смирения, любви на семью? Почему у нас семьи распадаются? Да потому что мы не берём Благодать.
Надо прийти на Исповедь, после Исповеди получить Благодать Святого Духа во время Причащения, которая попалит грехи и даст силы, а потом уже идти в мир и исправляться.
Приведём пример: вот у нас в комнате стояли несколько свечей. От жары большие свечи наклонились и сгорбились. Маленькие свечи не согнулись, потому что они все были в пучке. Если бы свечи лежали, то они бы не согнулись. Если мы будем считать себя великими и большими, как эти большие свечи, то обязательно мы согнёмся. Если мы с вами вовремя придём в Храм Божий и вовремя встанем на подсвечник, то свеча сгорит, станет маленькой, и она не согнётся. Надо делать всё в своё время. Нужно загореться от света, вовремя сгореть, считать себя маленьким и смиренным, и тогда с этим светом мы сможем дойти. Бог даёт длину свечи такую, чтобы хватило пройти по лабиринту этой жизни и прийти к выходу в Царствие Божье.
У каждого из нас остаются какие-то грехи. То есть Бог избавил нас от явных грехов, но остаётся у одного человека один грех, у другого человека другой грех, который мы должны победить сами. Бог за нас не будет его побеждать. Бог будет смотреть и давать нам награду за победу над этим грехом. И не надо отчаиваться. Если вы с духовником решаете и говорите, что эта страсть остаётся и не исправляется. Это является для вас оправданием для причащения. Апостол Павел причащался, его дьявол искушал мыслями через головные боли, но эти мысли, нападки не являются грехом. Поэтому, братья и сестры, отделяйте волков от овец. Если остались какие-то страсти, которые Бог не избавляет от нас даже после причащения, значит Он на нас и не сердится за это, Он нас и не укоряет, потому что он оставил нам это для борьбы. Потому что, если у нас никакой борьбы не будет, мы будем, как амёбы без скелета. Подумаем над этим.
Всем Божьего благословения и Ангела Хранителя!


Рецензии