По конкурсу - Путешествие во времени

http://stihi.ru/2023/11/13/5777 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2024/01/04/5161 - Итоги конкурса

Я начну эту статью с цитаты из стихотворения Е.Евтушенко: «Поэт в России - больше чем поэт. ...Поэт в ней – образ века своего и будущего призрачный прообраз. Поэт подводит, не впадая в робость, итог всему, что было до него». Мне кажется, лучше и не скажешь! Исторические события ушедших времен дарят нам интереснейшие сюжеты для новых стихотворений и обогащают нас пониманием, что все  происходящее сегодня - это повторение того, что уже не раз случалось в прошлом, только в иных одеждах. История - достаточно спорная и очень субъективная наука, опирающаяся на сохранившиеся известные факты (а последнее - дело случая и суть отражение точек зрения отдельных свидетелей - их личных  интерпретаций!). Несмотря на это, она  нам нужна и важна. Она заставляет нас думать и остерегает от ошибок. Время течет непрерывно, а история – это наполненное конкретными событиями, свершениями, чувствами, радостью и болью время нашего общего бытия. Настоящее тысячами нитей связано с тем, что было, есть и будет. Историю породило стремление понять за пестротой отдельных событий, фактов и  происшествий их значимость. Не случайно внимание литераторов привлекают «дела давно минувших дней». Историческое  время «нас стихам и прозе учит», а проза и поэзия учат нас понимать самих себя в ходе этого времени.

У нас на сайте можно найти много стихов, написанных на исторические темы. Но довольно редко они выполнены в историческом жанре, чаще всего, это либо рассказ в стихах, либо гражданская лирика. Напомню, в чем отличие. Главный признак лирики - это особый, насыщенный образами язык и наличие в тексте «я» - слов автора, который делится с нами своим лично пережитым и виденным, иногда тем, что он знает по воспоминаниям родителей, но всегда это - откровение о его личной истории или опыте. Если в сюжете стихов идет пересказ исторического анекдота или легенды о событиях пусть и забавных, но не значимых с точки зрения истории, то скорее всего это жанр «рассказ в стихах» или, если написано с юмором, «шуточные стихи». Язык этих жанров не требует наличия тропов, зато часто имеет включения прямой речи персонажей. 

Как же пишутся стихи в жанре «исторической поэзии», что для них характерно, что существенно?

В первую очередь, литературная форма изложения, использование правильного стиля речи, отличающегося как от неряшливого разговорного, так и от сухого академического языка научных статей. Во-вторых, (и это главное условие исторического жанра) он требует от автора знания исторического контекста. Именно ради привлечения внимания к этому я и просила всех авторов указать под стихами МЕСТО и ВРЕМЯ описываемого события. Причем, вполне конкретно - какая страна, какой год, в период какой войны (обстановки) происходил описываемый стихами эпизод. Рифмовка забавных анекдотов по историческим событиям или поверхностное описание полотна художника, какие-то авторские домыслы о дуэли Пушкина - все это может быть очень забавно и имеет законное право на существование, но это не то, что требовалось в данном конкурсе - другие  жанры давайте оставим для других конкурсных заданий.

Написание стихов в историческом жанре поэзии начинается с чтения прозы - ознакомления с материалом, который поэту захотелось положить в сюжет своих стихов. Причем, достоверным. Просмотр развлекательного фильма и даже описание  картины художника здесь не совсем подойдут, нужно использовать известные исторические факты и попытаться понять смысл события во времени, а не просто фантазировать на тему, находясь в свободном полете....

Но есть и другая досадная крайность - сухая рифмовка прочитанных исторических фактов. Как и во всех других жанрах, в стихах по историческим событиям приветствуется наличие языка поэзии и присутствие авторских мыслей - личное осмысление событий прошлого. Не пустые фантазии, а попытка увязать прошлое с настоящим. Если такое есть, то это в плюс стихам, они станут ближе читателю. Стихи - это ведь не научный трактат, а литературное творчество. Конечно, тайн и пробелов в официальной истории - множество. Но именно они и привлекают нас к обращению к историческим персонажам или событиям.

Стихи исторического жанра больше всего появляются на свет во времена, богатые событиями. Мы как раз в такое время сейчас живем! Мне удивительно, почему наши постоянные участники ТМА, которые хотят расти в мастерстве, продолжают публиковать на странице только то, что уже много раз ими писалось, почему они не  практикуются в написании стихов нового для них жанра, в том числе, исторического?  Сейчас с огромной скоростью происходят перемены во всех областях жизни. Как и поэтам Серебряного века, нам повезло жить в трудные времена, рождающие в пишущих людях потребность осмысливать их через творчество и через обращение к прошлому.  Но вчитайтесь в темы стихов, что ежедневно появляются на нашем сайте - сколько там мелкотемья - предсказуемой банальности,  игр с рифмовкой и пустотой содержания... Правда, стихи о сегодняшнем дне - это скорее жанр гражданской поэзии, который не стоит путать с поэзией исторической. Гражданская поэзия - это стихи о настоящем, на злобу дня, по этому жанру мы уже неоднократно проводили и еще будем проводить творческие соревнования. А сейчас наш конкурс называется  «Путешествие во времени». Его задание изначально было сформулировано так:

«Принимаются стихотворения, написанные по историческим событиям прошлых лет. Под стихами (на странице автора, а не в теле заявки) необходимо указать место и время события, которому посвящен сюжет стихотворения».

Поскольку, с самого начала мне стали предлагать не совсем исторические сюжеты, я вписала в объявление пояснительную выписку из интернета: «Историческое событие - это событие, которое значительным образом повлияло на положение или суть происходящих процессов. Оно должно попасть в поле зрения историков». А потом,  когда меня начали печалить стихи, написанные излишне «легким» стилем речи, то сделала в задании  еще одну приписку: «Я не хочу заниматься разбором и оценкой стихов, написанных не литературной, а разговорной, упрощенной или жаргонной авторской речью. Данный конкурс - конкурс поэзии. Прошу участников не обижаться, если буду отказывать в приеме стихов, которые мне трудно считать поэзией, с учетом языка (а порой и тем) их написания. Подобные жанры  существуют, конкурсы по ним  проводятся, но, за редким исключением, они - не формат Творческой Мастерской Алкоры».

Объяснюсь. Я могла бы всех этих приписок в конкурсном задании не делать. Во-первых, потому, что любой конкурс начинается с правильного выбора УЧАСТНИКОМ своих стихов для их подачи. А чтобы выбор был правильным, ему нужно внимательно читать всё объявление и хотя бы немножко быть в курсе того, что мы УЖЕ РАЗБИРАЛИ в ТМА (все статьи прошлых лет сохранены на странице!). Только подобное редко случается! Пора бы мне уже привыкнуть к тому, что в объявлении о любом конкурсе участники читают только его название, а потом начинается моя «индивидуальная работа» с авторами, перебирающими свои стихи на своей странице - какие из них  «МНЕ подходят». Наиболее часто встречающаяся реплика - это: «Может, вам подойдёт это <ссылка>»?

Поймите, я могу принять у вас ВСЁ (и обычно в итоге так и поступаю!), но иногда не выдерживаю и потому вступаю в диалог-подсказку. Участники часто ищут нужное им там, где светло (на своей собственной странице), но никогда там, где может быть кроется их неслучайный успех и где для них приготовлен подарок - повод с чем-то  разобраться, что-то узнать, может быть, даже задумать новую тему для своих стихов, написанных в непривычном для них стиле исполнения... Но большинство  из раза в раз предлагают то, что лежит под рукой, причем, написанное так, как они писали всегда.

Конкурсы ТМА - для практики написания стихов по заданной задаче, а не только для того, чтобы предложить абы что, в надежде получит похвалу своему стихотворению, или то, что уже где-то в других местах уже имело успех... Я давно не противлюсь происходящему, потому что капля камень точит, а любое движение все равно лучше стояния на месте.

На конкурс поступило много заявок, из которых далеко не все соответствовали как историческому жанру написания, так и историчности содержания стихов. Чтобы немного повысить статус этого интересного для меня конкурса, я приняла решение в  порядке исключения все его внеконкурсные произведения включить в пакет на голосование, сделав наших судей полноправными участниками творческого соревнования. В жюри этого конкурса были приглашены только те члены судейской команды ТМА, которые не являются одновременно и его участниками.

А теперь, я наконец (понимаю, что утомила вас болтовней!) покажу вам то, что мне понравилось по технике исполнения, что более или менее соответствует жанру исторической поэзии и показалось интересным по содержанию. Стихи с техническими недочетами в этот раз я разбирать не буду - не хочу портить вам  новогоднего настроения! Из встретившихся ошибок техники в этом пакете чаще всего огорчала  невнимательность авторов хорошо задуманных по содержанию стихов к структуре рифмованного текста: когда строфа то и дело меняет вид рифмовки или число строк, а ряд рифм к тому же еще и плохо слышен, то эти стихи не для конкурса, какие бы важные темы они ни затрагивали.

**************************************************

4. ЛЮБШАНСКОЕ ГОРОДИЩЕ. ОЛЬГА КОРОЛЕВА

Любшанская крепость - древнейшая каменно-земляная крепость на территории Древней Руси на месте бывшего устья реки Волхов, расположенная на городище в 2 км от Старой Ладоги на другом берегу реки Волхов. Во второй половине IX века, в самом начале образования Древнерусского государства, Любшанская крепость прекращает существование.

У слиянья рек – началом
Русской силы боевой –
Крепость первая стояла
С деревянною стеной.

По привычке у дороги,
На жердяйке от ворот,
Одинокий ворон строго
Вековой дозор несет.

Пусть – ни князя, ни дружины,
Ни коровы, ни коня…
Только вербы-старожилы
Ветром с Волхова звенят.

Но копни – в земле найдутся
Прясел черные куски,
Стрелы, вёсла, снизки бусин,
И посуды черепки.

Возле высохшего устья
Вал остался земляной.
Ребятёнок бродит с грустью,
Как потерян. Сам не свой...

Конский топот, шелест травный,
Скрип колес у переправ,
Ветровые песни ставней
Слышит он, к земле припав.

Закатилось солнце древних
Среди северных земель.
Но в приладожской деревне
Пробудился новый Лель.

И, с высокой жерди ворон
Видя будущего тьму,
День минувший вырвать с корнем
Не позволит никому.

Стихи, которые очень легко читаются и красиво звучат. Несмотря на кажущуюся простоту коротких рефренов, у них богатый язык, включающий имена предметов описываемых времен (жердяйка, снизки бусин, «конский топот, шелест травный, скрип колес у переправ, ветровые песни ставней») и  практически ни одной банальной рифмы - автор везде старается рифмовать слова разных частей речи, звучащих в унисон. Стихи мелодичны. Хорошая базовая техника - украшение любых стихов! Понравилась умная концовка с обращением в сегодняшний день.

6. 1242 - 2022. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ

Битва, произошедшая на льду Чудского озера в субботу 5 апреля 1242 года с участием новгородцев и владимирцев под предводительством князя Александра Невского с одной стороны и войсками Ливонского ордена и Дерптского епископа — с другой.

Один и тот же беспокойный сон,
Стоим стеной. Кто молится, кто шутит,
Ярило крутит Солнце- колесо,
Уже апрель, но холодно до жути.

Копье, шелом да панцирный доспех,
Всё как в кино разрезано по кадрам,
Чудское озеро, до горизонта снег
И я недалеко от Александра.

На инородцах даром, что кресты,
Там нет людей, там только волчьи морды,
Блестит железом в полторы версты
Какой- то, говорят, Ливонский орден.

Идут "свиньёй", красиво так идут,
Я б закурил, но на Руси не курят.
Кто я такой, на счастье и беду?
Снежинка просто во вселенской буре.

Вперёд, браты! Качнётся целый мир,
Свист звонких стрел и лязг тяжёлых палиц,
Пошла жара! И в этот самый миг,
Я просыпаюсь, снова просыпаюсь.

Рассвет, постель, на лбу холодный пот,
Не русским уповать на Божью милость,
История циклична и с тех пор,
Похоже, ничего не изменилось.

То свастику ломаем, то трезуб
И вот когда зима укроет белым,
Достану с полки, где в пакетах суп,
Огромный чёрный дедов парабеллум.

Замечательно выстроена композиция! Автор из современности рисует картину прошлого, описывает ее как кадры из фильма: «Копье, шелом да панцирный доспех, всё как в кино разрезано по кадрам, Чудское озеро, до горизонта снег, и я недалеко от Александра». Язык современный, но он очень точно описывает картинку ушедшей эпохи: «Там нет людей, там только волчьи морды, блестит железом в полторы версты какой-то, говорят, Ливонский орден». А какая великолепная концовка: «Я просыпаюсь, снова просыпаюсь. Рассвет, постель, на лбу холодный пот, не русским уповать на Божью милость, история циклична, и с тех пор, похоже, ничего не изменилось».

7. БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН
 
 С 8.09.1941 по 27.01.1944 – блокада Ленинграда.

Торопит частым стуком метроном,
людей, укрыться от бомбёжек зданий,
а небо, полонённое врагом,
несёт беды зловещее дыханье.

В квартире девушка – на вид стара,
бежать нет сил – опутал голод ноги:
"Здесь кров родной, и если умирать –
дом, лучший саван под конец дороги".

Но вот затишье – знать опять цела –
и к зеркалу пошла, к своей подруге.
Соседей больше нет, с ним обрела
покой, меж взрывов, в ненасытном круге.

Жилетка хороша, хоть и молчит;
с ней вместе плачет, вытирая слёзы.
Подружка эта лучше, чем врачи,
в себя вбирает ужасы и грозы.

Но зеркало под чёрной полосой
за годы напиталось до предела:
мольбой о мире и бедой сплошной –
с последней каплей лопнув, разлетелось.

А девушка, взглянув на тёртый пол,
увидела мозаику осколков:
там горе, здесь тоска, а в этом боль –
пока мир хрупок, вОйны будут долго.

И вдруг блеснул кусочек посреди
наваленного за худые годы.
Осталось только выбрать нужный и
всё остальное вымести в отходы.

Немного стало легче, грусть ушла,
ведь пережила многие обстрелы.
Надежда – вот  осколочек стекла –
жить, не сдаваясь, в прорези прицела.

Автор стихов пишет картину, родившуюся в его воображении - девушку («на вид стара, бежать нет сил – опутал голод ноги»), уже не спускающуюся в убежище во время налетов, а тихо умирающую в своей опустевшей квартире: «Здесь кров родной, и если умирать – дом, лучший саван под конец дороги». Ее единственная подружка и собеседник - она сама, её отражение в зеркале: «Подружка эта лучше, чем врачи, в себя вбирает ужасы и грозы». И даже когда это зеркало разбивается, превращаясь от взрыва снаряда в осколки, девушка в единственном светлом осколке находит для себя надежду: «И вдруг блеснул кусочек посреди наваленного за худые годы. Осталось только выбрать нужный и всё остальное вымести в отходы». Мне очень понравился замысел автора - здесь и все ощущения от обстановки блокадной квартиры выразительно переданы читателю, и автор работает как литератор, художник, а не просто рассказчик - мы словно бы сами  погружаемся в бытие конкретного персонажа стихов и его глазами видим общую картину события. Автор не рассказывает исторические факты, а рождает в сознании и показывает нам бытие своего персонажа. Отличная работа!

8. ПРОБЛЕМА. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО
 
В 1898 году в Нью-Йорке прошел первый городской съезд гражданских инженеров и архитекторов. Их главная задача была - разгрести «Великий навозный кризис».

Созвали в девятнадцатом столетье
Известные экологи совет.
Один из них повестку дня наметил
И заявил: важней вопроса нет.

Вновь выросло число повозок конных.
И век спустя столкнемся мы с бедой:
Начнет тонуть наш город неуклонно
В навозе, словно кочка под водой.

Ученые в дискуссионном раже
Не замечали остальных задач.
Что предпринять? Забыть про экипажи?
Создать породу безотходных кляч?

Сгрести лопатой пахнущие кучи
И разом увезти за сотню миль?
Пока велась полемика, что лучше -
Карету заменил автомобиль.

Когда кругом ты слышишь: мы пропали!
Не бойся и не лей напрасно слез.
Да, наши предки здраво рассуждали,
Но все-таки не сбылся их прогноз.

Что впереди – мы представляем слабо.
Ты планов на пророчествах не строй.
Проблема даже городских масштабов
Решается порой сама собой.

Здесь другой способ подачи исторического материала, стихи посвящены событиям прошлого (истории), а поданы как публицистика. Главная мысль в концовке: «Что впереди – мы представляем слабо. Ты планов на пророчествах не строй. Проблема даже городских масштабов решается порой сама собой». Все стихотворение - иллюстрация сказанного в концовке на примере конкретной страны в конкретную эпоху - «в девятнадцатом столетьи». В подобной композиции часто пишется философская поэзия. Главный персонаж стихов здесь автор: он рассказывает о возникшей проблеме, он перечисляет способы ее решить, он делает выводы после того, как проблема решилась сама собою. «Когда кругом ты слышишь: мы пропали! Не бойся и не лей напрасно слез!» - вот мораль этой исторической притчи. А стихи написаны замечательно. И они вполне соответствуют жанру исторической поэзии - просто решены другим способом!

10. ТРИ ДНЯ В АВГУСТЕ. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ   

Москва, 19-21 августа 1991 г.

С утра шел дождь, туманящий пейзаж, -
То затихал, то снова начинался.
А на экране странный персонаж
Плутал в словах и пьяно запинался,
Пытаясь что-то влить в умы людей, –
Его потуги были так неловки.
Звучал Чайковский: белых лебедей
Пустили скрыть бездарность постановки.

Дождь шел весь день, весь вечер и потом.
Шли танки по Тверской: танкисты хмуро
Смотрели, как бурлит людской поток,
Восставший против аббревиатуры
«ГКЧП» - да кто их назначал?
Кто дал им власть глумиться над державой?
А дождь все шел и шел, не замечал,
Как с тротуара смыл подтек кровавый.

И осознав, что нечего терять,
Что этот фарс – позор и униженье,
Толпа пошла на танки, словно рать,
Остановив их грозное движенье.
Всю ночь, бессильной ярости полна,
Ловя в эфире новостные крохи,
Я маялась у черного окна,
Прозреть пытаясь будущность эпохи.

На третье утро лужи синевы
На небе обещали просветленье,
И танки уходили из Москвы
В другую жизнь, другое исчисленье.
Что это было – бунт или война
Мышей, добычу ищущих в соломе?
Но треснула еще одна стена
В готовом стать развалинами доме.

История! Прошедшее кляня,
Мы от него зависимы всецело.
Что до меня, за три дождливых дня
Я будто на столетье повзрослела.

Какие талантливые, мастерски написанные стихи! Это не сиюминутная публицистика, когда человек, поддавшись словам и лозунгам извне, сразу же делит мир на правых и виноватых, на своих и на врагов, и клеймит одну из сторон. Здесь описана картина событий и настроение, обстановка, которая только позже будет оценена как историческое событие. Решение о правоте и виновности сторон будет спустя годы неоднократно меняться, а здесь описывается сам процесс, как гражданская смута, которая по определению вредна всем: «Кто дал им власть глумиться над державой? А дождь все шел и шел, не замечал, как с тротуара смыл подтек кровавый» Или: «Что это было – бунт или война мышей, добычу ищущих в соломе? Но треснула еще одна стена в готовом стать развалинами доме». А еще обратите внимание на мастерство использования картин природы в нужном месте: пейзажный штрих везде используется  не для украшения и, тем более, не для случайного заполнения строки, а для выражения отношения к происходящему. «С утра шел дождь, туманящий пейзаж» - «...Персонаж.... пытался что-то влить в умы людей, – его потуги были так неловки». Или: «Дождь шел весь день, весь вечер и потом» - «Шли танки по Тверской...». Или: «Я маялась у ЧЕРНОГО окна, прозреть пытаясь будущность эпохи» - «На третье утро лужи СИНЕВЫ на небе обещали ПРОСВЕТЛЕНЬЕ, и  танки уходили из Москвы...». На мой взгляд, это образец  абсолютно профессиональной работы со словом. Умные и гармонично выстроенные стихи на тему важности истории: «История! Прошедшее кляня, мы от него зависимы всецело».

11. ИСТОКИ. СВЕТЛАНА ЛЕТУНОВА 3

XIV-XV вв. - усиление Москвы в составе Владимиро-Суздальского княжества периода освобождения от ордынского ига. Собирание московскими князьями под свою руку разрозненных земель, предпосылки создания централизованного Русского государства.

Смолистые брёвна уложены,
Зубастые пилы скрипят.
Дивятся калики-прохожие -
Растёт, богатеет посад.

Возносится купол часовенки,
Златым отливая огнём.
И кружат над ним стаей сонною,
Убогим ворьём - вороньё.

Стеною стоит опоясана
Вся площадь пред княжьим двором.
И плотники точат балясины,
Играя в руках топором -

Для терема князя московского.
Под руку свою он зовёт:
Служилого ратника в воинство,
Ремесленный всякий народ,

Торговца и пахаря честного,
Свободный от податей люд.
Тут книжника мудрого чествуют,
Паломник найдёт здесь приют.

Зарделось в огне солнце красное,
От дымных спасаясь костров.
Смолистым оттенком окрашено
И золото колоколов.

Малиновый звон разливается,
Суровый нарушив покой.
Встаёт горделивой красавицей
Москва над Неглинной-рекой.

Народ православный сбирается,
На звон колокольный опять.
И лики светлеют, и здравицу
Торопятся Богу воздать.

Не сразу Московия строилась;
Своей непрестанной борьбой
Прославила Русь и героями,
И трудной своею судьбой!

Богатый, точно подобранный к теме стихов язык изложения, вдумчиво и хорошо по звучанию составленные рифмы - ни одной банальной, большинство - из разных частей речи. Содержание стихов - сочная и грамотно выписанная  картина жизни строящейся Москвы 15 века, наша история. Завершаются стихи главной мыслью стихотворения: «Не сразу Московия строилась». Все, на мой взгляд, сделано хорошо, качественно, стихи нравятся.

15. ВБИВАЙТЕ СВАИ! СЕМЁН КАЦ

27 мая 1703 года - закладка города Петербург.

В болотах копошились твари,
Стоял над ними смрадный дух,
Но Петр сказал:"Вбивайте сваи!" -
И вырос город Петербург.

Интриги были в нем и свары,
И забывали в нем не раз,
Что Пётр сказал: "Вбивайте сваи!",
Как в бошки забивал наказ.

Шли на него шакальи стаи,
Стояли в нем и чад, и глад,
Но Пётр сказал:"Вбивайте сваи!"-
Стоял на сваях Ленинград.

Опять его как встарь назвали,
Лукава Времени рука...
Правители, вбивайте сваи -
И вас запомнят на века.

В этих стихах тоже описан процесс строительства столичного русского города, только уже другого - Петербурга. И написаны они в другом стиле - другим способом. Зримых картин происходящего почти не найти, зато в избытке указаний на порок и проблемы: «В болотах копошились твари, стоял над ними смрадный дух», «Интриги были в нем и свары», «Стояли в нем и чад, и глад». А еще по всему стихотворению главным посылом к читателю проходит рефрен «Вбивайте сваи», причем, я так и не поняла, произносит ли его автор с одобрением, с осуждением или со злой иронией? А поскольку я человек простой, и в стихах люблю ясность авторской позиции, то  до сих пор обдумываю, какой  смысл вложил автор в заключительную фразу своего стихотворения: «Правители, вбивайте сваи - и вас запомнят на века».

18. СМЕРТЬ СТАЛИНА. ЕЛЕНА КАЛЬСБЕРГ 

СССР. 5 марта 1953 умирает Сталин. Окончилась великая, но страшная эпоха.

Разорвана снегов весенних бязь,
Но гололёд ещё волочит юзом
По непредвиденным гипотенузам
И норовит столкнуть страдальца в грязь.

В начале марта умирает князь...
Князь тьмы, и тьма сгустилась над союзом.
Но скоро рухнет всё тяжёлым грузом,
Рассыплется, осколками искрясь.

Всей правды не изведаем вовек,
А потому что смысл её сакрален.
Он тает без следа, как этот снег
На перепутье мартовских проталин.

Ушёл из жизни страшный человек.
Конец эпохи — умирает Сталин.

Помимо темы - безусловно значимого исторического события! - здесь мне понравилась форма написания - особая игра схожих рифм, которая не мешает передаче содержания,  не воспринимается как игра по заданию. Понравилось, как автор использует образы: «Разорвана снегов весенних бязь», «волочит юзом по непредвиденным гипотенузам
и норовит столкнуть страдальца в грязь», «тьма...рассыплется, осколками искрясь», 
«перепутье мартовских проталин». И дело тут не только в том, что Стали уходит из жизни в марте, главное не факт, а то, что мир находится на таком же «весеннем перепутье» среди осколков прошлого и грязи, каким он обычно бывает весной. Как и весной, после смерти вождя мир мучает неизвестность нового будущего. Это чувство хорошо передано автором с помощью пейзажных штрихов.

19. АГАФОН НИКИТИН. ИРИНА ГУБАНОВА   

Битва при Геок-Тепе, Туркменистан, 1880-1881гг, когда в результате военного похода русской армии  Закаспийский край вошел в состав Российской Империи. История подвига артиллериста Агафона Никитина.

Дороги на Персию - место разбойное,
Хива, Бухара - хоть влекут города,
Страшат аламАны*, где вольница вольная        *захват для продажи в рабство
Резнёй, грабежами встречает всегда.
Измучена солнцем, песчаными брызгами,
Бесплодна, пустынна земля, не мила,
Но даже сюда, до краёв закаспийских,
Во славу России дорога дошла.
И крепости брали в дыму и пожарищах,
Визжала картечь и свистела стрела.
О, сколько тех мест, где теряли товарищей...
Забытые судьбы - им нету числа.   

Текинская крепость. Закат догорающий.
Лежит на земле бомбардир Агафон,
Хрипит, еле дышит солдат умирающий,
Отрублены, уши и пальцы. Но стон
Не слышен от пленного. Враг омрачается -
Напрасны посулы, у всех на виду
Наводчик Никитин, похоже, кончается,
Он бредит: "Я против своих не пойду..."
Найдут его тело в крови и блевотине,
С трудом опознают, лишь знак различат.
За веру Христову, присягу и Родину
Погиб, как и многие, русский солдат.

По-своему всякое времечко смутное,
Взрывали соборы, крушили и жгли,
Топтали могилы, хмельная, распутная
Толпа куролесила - было, прошли...
О, русское воинство, жизнями жертвуя,
Ты сколько народов спасло от оков?
Ужели забыта та слава посмертная?
А надо бы помнить во веки веков.
Ты, русская жертвенность, как на заклание,
Готова принесть себя миру опять?
Неужто и ныне терпеть поругание,
Насмешки врагов, сатанинскую грязь?

Стихи посвящены событиям, о которых мы сейчас вспоминаем незаслуженно мало - о том, какой ценой было оплачено сегодняшнее благополучие азиатских народов, влившихся в 19 веке в Российскую империю. «Бесплодна, пустынна земля, не мила, но даже сюда, до краёв закаспийских, во славу России дорога дошла». «О, сколько тех мест, где теряли товарищей... Забытые судьбы - им нету числа». Подвигу одного из героев тех событий и посвящено стихотворение. Нравится его последняя строфа - она соединяет прошлое с настоящем, побуждает задуматься о нашей истории и, помня героизм предков, не быть слишком доверчивыми: «Ты, русская жертвенность, как на заклание, готова принесть себя миру опять? Неужто и ныне терпеть поругание, насмешки врагов, сатанинскую грязь?» Отличные стихи, их интересно читать. Вот только отдельные рифмы бы чуть поточнее сделать (опять-грязь, брызгами-закаспийских).

22. ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ. МИЛА АНДАНТЕ   
 
Битва, произошедшая на льду Чудского озера в субботу 5 апреля 1242 года с участием новгородцев и владимирцев под предводительством князя Александра Невского с одной стороны и войсками Ливонского ордена и Дерптского епископа — с другой.

В тот год была суровая зима...
Застыл в прожилках льда Вороний камень.
На сотни вёрст - раздроблена, нема -
Лежала Русь, терзаема врагами.

В бараний рог с востока гнул монгол,
Удельных княжеств разжигая распри.
А с запада тевтон по землям шёл,
Славян губил под корень злобный аспид.

Но снялся ворон и верша полёт,
Вещал: Услышьте, дети, крик громовый!
То Русь многострадальная зовёт
Сомкнуть щиты у озера Чудского.

Пришли на брань от самых псковских стен
Владимирцы, ижора, новгородцы.
«Довольно, вы топтали наш удел,
 Ступайте восвояси, крестоносцы!

Не с вами Бог, Господь оставил вас,
Хоть латы перечёркнуты крестами».
Крестов своих не носят напоказ,
У сердца сохраняют их славяне!

Досель не знали сечи берега,
Отныне ж не отпустится в забвенье,
Как свой удар направив в центр врага,
«Свиньёй» ливонцы вгрызлись в ополченье.

Стоять и бить. Стоять и бить! Терпеть!
Варить ливонцев в красной  бранной каше,
Чтоб под ногами их разверзлась твердь!
И гнать на лёд лихое племя вражье!

Стояли насмерть смерти вопреки.
И вот, дождавшись княжеского знака,
С боков в «свинью» ударили полки,
Врага сломали ярость и отвага!

А лёд чудской победу довершил,
Бесславных хороня в воде студёной...
И  гордо реял, золотом расшит,
Исусов лик  на праведных знамёнах.

Классика написания стихов исторического жанра. Богатым и точным литературным языком, полностью соответствующим жизни того исторического времени, что описывается в стихотворении, автор повествует нам о ходе знаменитой битвы на Чудском озере. Здесь нет авторских ассоциаций, нет обращений к современности, но как же красочен рассказ, какой замечательный язык поэзии: «В бараний рог с востока гнул монгол, удельных княжеств разжигая распри. А с запада тевтон по землям шёл, славян губил под корень злобный аспид». Или: «Стоять и бить. Стоять и бить! Терпеть! Варить ливонцев в красной  бранной каше, чтоб под ногами их разверзлась твердь! И гнать на лёд лихое племя вражье!» А сколько прекрасно звучащих небанальных рифм: довершил-расшит, вопреки-полки, распри-аспид. Качественная работа!

23. ЗОНА ОТЧУЖДЕНИЯ. ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА

Припять. Авария на Чернобыльской АС с 25 на 26 апреля 1986 года.

Чуждый нехоженый лес.
Скорбная мёртвая зона
Чёрная быль... Эти мили безлюдны теперь.
Жертва они - за прогресс.
Взрыв... Саркофаг из бетона...
Точит сознание необратимость потерь.

В спешке бросались дома
С недоуменьем на лицах
От приговора-диагноза "заражено"...
Пыльных углов бахрома,
Фотоальбомов страницы -
Прошлое чьё-то отчаянно смотрит в окно.

Город в печали своей
Будто лишился рассудка,
Всеми оставленный, он обречённо угас.
Всхлипы дождя у дверей,
Тягостно, мрачно и жутко.
Сталкеры только сюда забредали не раз...

Скудных могилок бугры.
Можно тоской захлебнуться.
Как же им все объяснить это, умершим "до"?
Ждут старики до поры
Те, что рискнули вернуться,
Аист упрям - всё летит в родовое гнездо.

В стихах описано событие, несомненно ставшее памятным в истории. Жанр исполнения больше тянет на «гражданскую лирику», чем на «исторический» - автор, его личные мысли, ощущения, оценки здесь сильны, автор не просто рисует словом историческую картину события, а делится с нами своими личными чувствами от увиденного: «Точит сознание необратимость потерь», «Тягостно, мрачно и жутко», «Скудных могилок бугры. Можно тоской захлебнуться. Как же им все объяснить это, умершим "до"?». Особенность написания - использование треугольной рифмовки строк строфы: аБсаБс. Чисто технически она выполнена четко, но читается стихотворение сложно - не сразу поймешь, то ли оно плохо срифмовано, то ли здесь рифма графическая, а не звуковая, та, что воспринимаешь глазами, но не ушами. Как интересный эксперимент конструирования строфы - сделано здорово, но стоит ли такие формы применять в данном сюжете - я не уверена: от стихов читателю хочется  совершенства мелодии и глубокого содержания, а все прочее - игры разума...

24. РАЗГОВОР С ЛЕНИНЫМ-ПАМЯТНИКОМ. АЛЕКСАНДРА ОДРИНА 

В марте 2016 года в городе Запорожье (Украина) был снесён памятник  В.И. Ленину, стоявший с 1964г. на фоне Днепрогэс им. Ленина.

Запорожье весеннее била дрожь -
не унять и горилкой со шматом сала:
то бессмертья не сдюжил опальный вождь,
будто снег, истаявший с пьедестала.

Хватит, Ленин, бессмысленно мавзолеть.
указуя на гребень большой плотины.
Всё сменилось за эти полсотни лет:
с коммунизмом больше не по пути нам,

не идут демонстрации, ты — ничей.
Помнишь, как возлагали цветы к подножью?
Видно, тот, кто клонировал Ильичей,
не у дел, и тебе уже не поможет.

Не шумят у святыни большевики:
люд притих, как ослабший за зиму улей.
Едут мимо оплёванные «совки»,
память детства уставшие караулить;

Торопясь за химерами, колесят,
потеряв направленье... к чему стремиться?
Чересчур неразборчивы голоса
тех, кто водит всевластным перстом в столицах.

Знаешь, Ленин, ты многими был прощён,
и добром поминают Союз, и вздохом.
Ленин-памятник - каменный гость ушёл,
погребая «про-ленинскую» эпоху.

Вот и всё: твой незыблемый пал престол.
Слову Ленина больше никто не внемлет.
Ты низвергнут, как старый фонарный столб;
оглянулся прохожий: а был ли Ленин?

Стихи прекрасные, хотя при их приеме я долго сомневалась, годятся ли они для нашего конкурса. Событие (компания сноса памятников Ленину на Украине - памятников тому, кто подарил этой стране государственность, а позже и выделил ей часть российской территории!), безусловно - веха в истории. На жанр написания здесь другой: или публицистика, или гражданская поэзия. Исторический жанр все-таки сначала пишет картину события, обстановку, и только потом (в качестве дополнительного бонуса!) связывает ее с современностью. Здесь мы везде видим отношение, горькую иронию, эмоции автора, которые описывают настоящий день. Стихи построены в форме разговора с памятником Ленина: « Хватит, Ленин, бессмысленно мавзолеть, указуя на гребень большой плотины. Всё сменилось за эти полсотни лет: с коммунизмом больше не по пути нам». «Знаешь, Ленин, ты многими был прощён, и добром поминают Союз, и вздохом». Форма монолога - это признак скорее эпистолярного жанра, приметы лирики. Вообще, чистые жанры встречаются в стихах крайне редко, часто они смешаны, но поскольку в задании конкурса был заявлен именно исторический жанр, то мне искренне хотелось от участников подачи более убедительных примеров. А стихи мне понравились. Яркие по языку, насыщенные смыслом, эмоциональные, с уместными авторскими неологизмами («мавзолеть»).

26. ПЕРЕЛОМ. АЛЕКСАНДР ВОЛОГ  (автор ушел из жизни в 2021г)
 
19 ноября 1942г - начало Сталинградской наступательной  операции ВО войны. С 1944г празднуется как день Артиллерии
8 сентября 1380 года к югу от впадения реки Непрядва в Дон, (юго-восток Тульской области)- Куликовская битва

Сегодня маршалу не спится –
наутро переломный бой.
Припоминается, как снится,
князь Дмитрий, прозвищем Донской…

Всю ночь тревожно было князю,
бродил в лугах, молясь без слов,
и слушал, лёгши ухом наземь,
гуденье труб и плачи вдов.
И было внятное веленье,
что нет ему судьбы иной,
и для Руси – одно решенье:
Иди за Дон! Да будет бой!...

За тонкой стенкой – раций свисты,
трезвонят зуммеры подряд,
охрипшие телефонисты
открытым текстом матерят.
Отставил маршал все сомненья.
На карте – местность за рекой.
И есть всего одно решенье
– Идём за Дон. Наутро – бой!

Всё решено. И все готовы.
И битвы час не изменить…
Рассвет. Светлеет Дон подковой…
В руках кольчуга чуть звенит.
Ох, сколько ляжет здесь народу!
Недаром – переломный бой!
И мнится князю воевода –
из будущего – тот, другой…

Эти стихи подала на конкурс вдова автора. Мне нравится их композиция: автор совместил в одном произведении два исторических сражения разных веков - Куликовскую битву и начало Сталинградской наступательной операции. Советский маршал перед наступлением вспоминает своего далекого предшественника - князя Дмитрия. Для обоих предстоящая битва была решающей для судьбы русской земли, и оба одержали победу. Их мысли словно бы  перекликаются в этом произведении: «И было внятное веленье, что нет ему судьбы иной, и для Руси – одно решенье: иди за Дон! Да будет бой!...» - думает князь Дмитрий. И ему вторит советский маршал: «Отставил маршал все сомненья. На карте – местность за рекой. И есть всего одно решенье – идём за Дон. Наутро – бой!». Прекрасные стихи.

31. ВОСПОМИНАНИЕ О РАСПАДЕ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ВАЛЕНТИНА ВЕСЕЛОВА

 Распад Союза советских социалистических республик 1986-1991гг

Да что об этом вспоминать,-
Вздохнув, сказал мой дед,- я лузер.
Хоть ты убей, не мог принять
Развал Советского Союза.

Велик и грозен прошлый век,
Его судить берусь едва ли.
С колен поднявшись, человек
Шагнул в космические дали.

Был нерушимым наш Союз -
Оплот надежды, мира, счастья.
Я родиной своей горжусь
Сквозь все невзгоды и ненастья.

И не было страны сильней,
Когда-то виснувшей над бездной,
Прогнавшей Гитлера взашей
Могучей поступью железной.

Но свет добра невыносим,
При свете враг не спит, не дремлет.
Кто знал, что мы не устоим,
А мир свободу не приемлет.

Расстались братья-сыновья,
Открылись ящики Пандоры.
Там, где поместные князья,
Нет больше скрепы и опоры.

Потомок дальний свысока
Посмотрит взглядом отстранённо,
Забудет всё, ну а пока
Мне вспоминать об этом больно!

В этих стихах та же проблема, что и в стихотворении №25. Юрия Бошара «Глухая ночь» -http://stihi.ru/2013/09/23/4759, которое я здесь разбирать не буду - почитайте его по ссылке сами. Я долго колебалась, какое из двух мне взять в статью как пример написания стихов на тему исторических событий не в жанре «историческая поэзия», а в жанре «рассказ в стихах». Выбрала это, хотя в обоих стихах есть  небольшие огрехи исполнения, для включения в шорт лист оба не годятся. Почему здесь «рассказ в стихах» на гражданскую тему? В историческом жанре автор нас переносит в другое время и в нем пишет языком поэзии картину событий, а здесь в настоящем времени говорит конкретный персонаж - «мой дед», которому «пока... вспоминать об этом больно», это он делится своими воспоминаниями и своей точкой зрения на то, чему был свидетелем. Суть та же - история, но способ подачи темы другой. Так обычно пишется публицистика или гражданская поэзия, цель которых - доказать читателю правоту своей оценки  произошедшего в обществе. В стихах Валентины Веселовой (в отличие от стихов Юрия Бошары, где над точностью рифм еще нужно поработать), с базовой техникой все в порядке, но зато печалит предсказуемость отдельных фраз - много шаблонов речи, которые мы часто слышим или читаем в СМИ ("прогнать взашей", "поступью железной", "скрепы и опоры", "оплот надежды, мира", "сквозь невзгоды и ненастья" и т.). Для начинающего поэта - написано хорошо, для подачи на поэтический конкурс - хочется большего.

32. В ИЗГНАНИЕ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

1864 год. Исход черкесов в Турцию. Непримиримые черкесы оказались битой картой в нечистой игре Турции и Великобритании, что и привело их к величайшей трагедии — потери родины, своего лица, своей национальной самоидентификации и культуры.

Беден старик, покидающий дом.
Бездна беды под насупленной бровью.
Землю возделывал тяжким трудом,
Потом её поливал он и кровью.

С ним в неизвестность – жена, сыновья,
Внуки, невестки. Плетутся обозы.
Тает адыгов большая семья:
Голод, болезни, лишения, слёзы.

Царь не сумел гордецов укротить.
Стонет Кавказ в затянувшемся споре.
«Если не можешь народ убедить,
Выдави вон, за пределы, за море».

Ох, до добра не доводит вражда.
Будто коса налетела на камень.
Трудный исход. Приходили суда
С полуживыми в турецкую гавань.

Чёрное море плескалось у ног.
Женщин, детей измождённые лица…
Горько и стыдно за тех, кто не смог
Миром, по-доброму договориться.

Звёзды тонули в солёной волне.
Где вы, родные, бурлящие реки?!
Кто-то погиб на родной стороне.
Кто – на чужбине остался навеки.

Горький и трагический рассказ о судьбе горских народов, изгнанных в ходе войны в Турцию. «Трудный исход. Приходили суда с  полуживыми в турецкую гавань». «...в неизвестность – жена, сыновья, внуки, невестки. Плетутся обозы. Тает адыгов большая семья: голод, болезни, лишения, слёзы». Автор только пишет картину этого исхода, не вмешивается, не уходит в современность, но безусловно, сострадает происходящему. Хорошие стихи.

34. ОТШЛИФОВАНЫ НОГТИ ТОЛЧЁНЫМ РУБИНОМ. ЧУЙКОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

48 г. до н.э. Др. Египет. Царица Клеопатра, спасаясь от преследований брата, который незаконно присвоил корону, решила просить помощи у Юлия Цезаря. Приехав тайно в Александрию, она приказала рабу завернуть её в ковёр и в виде подарка принести во дворец. Юная царица легко сумела вскружить голову знаменитому полководцу и великий Цезарь принял активное участие в конфликте брата и сестры, встав на сторону Клеопатры.

Отшлифованы ногти толчёным рубином,
Кожа золотом светит и локон змеится —
Это дивное тело в тунике старинной,
Как подарок! В ковёр завернули царицу.

Два раба уложили рулон в старой лодке.
А луна осветила опасное море...
Двадцать лет Клеопатре! Забавы кокотки,
Ум и хитрость сплелись, словно змеи в узоре.

Ей по праву дано наслаждаться короной!
Только брат восседает на троне надменно,
«Он ребёнок, но жалит больней скорпиона,
За предательство будет казнён непременно!»

Пробираясь в Египет под именем ложным,
Как предстать перед Цезарем знала царица —
Из ковра — да с мольбою, рабыней роскошной,
Кожа золотом светит и локон змеится...

Сюжет взят из событий очень древней истории - античности. Не исключено, что эта история - легенда, которую автор  превратила в изящные стихи: «Двадцать лет Клеопатре! Забавы кокотки, ум и хитрость сплелись, словно змеи в узоре...». Здесь тоже только путешествие во времени и пересказ  исторического эпизода, никаких стыковок с настоящим, никаких авторских размышлений, выводов. Но написано красиво.

38. РАССКАЖИ МНЕ, ВОРОН. ГАЛИНА ДОНЦОВА   

Сентябрь 1829 года, Кубань. Понимая, что в конном строю казаки не выдержат удара горцев, они, работая плётками, быстро поставили своих лошадей в круг, а затем по команде разом закололи их кинжалами. Их трупы послужили временной защитой хозяевам, которые выложили из них бруствер. Так казаки приняли последний в своей жизни бой...

Над Кубанью ворон медленно кружил,
Повидал немало, триста лет он жил.
С неба камнем падал, ввысь взмывал опять
И, наверно, много мог бы рассказать.
                * * *
С той поры немало времени прошло,
А казачья доля - шашка да седло.
День осенний, тихий не сулил беды,
На траве примятой заячьи следы.

Всадники в дозоре, тени на кустах,
Но ждала засада в Волчьих воротах.
Горцев рать без края кружит злою тьмой ,
И решилась сотня на неравный бой.

- Не сдадимся, братцы! - прокричал Андрей.
Плакала дружина, заколов коней,
Чтоб из тел кровавых бруствер уложить.
Смерть подкралась близко, но хотелось жить!

Конь, прощай ! Мой любый, старый, верный друг!
В схватке рукопашной - крик, мельканье рук.
Выстрелы шальные, запах дыма, стон,
На глазах папахи, острых сабель звон.

А потом всё стихло, ветер поднял пыль,
И багрово-красным стал вокруг ковыль.
Как погибла сотня, знает только Бог,
Не придёт казаче на родной порог.

Не увидит больше любушки глаза,
И росой блеснула на щеке слеза.
Медью растекалось солнце над водой,
Плакал в небе синем ворон молодой.

Стихи, написанные по эпизоду сражения кубанских казаков с горцами. По стилю изложения они напоминают текст народной песни о подвигах казаков - сдвоенная строка трехстопного хорея: «С той поры немало времени прошло, а казачья доля - шашка да седло», «Медью растекалось солнце над водой, плакал в небе синем ворон молодой».  Автор использует  устаревшее слово любый (любимый) и  ныне утраченный звательный падеж - казаче (от "казак"), правда, я не уверена, что последнее сделано грамматически правильно. В предложении «Не придёт казаче на родной порог»  это слово выполняет роль подлежащего, здесь нет обращения. А в остальном - прекрасные стихи на реальные события из нашей истории.
 
 44. НЕБО БЕЛГРАДА. ФИДЕЛЬ САГИТОВ
 
Трагические страницы истории 1999г. Агрессия НАТО против Югославии. Варварские бомбардировки. И героизм сербов.

- Милош, ты помнишь небо Белграда,
Как полыхали той ночью зарницы,
Грохот, разрывы зенитных снарядов,
Как защищали мы нашу столицу?

Как налетали, волна за волною,
Стаи стервятников, коршунов НАТО,
Как на пути мы их встали стеною,
Милош, ты помнишь небо Белграда?

Помнишь сирены и гул самолётов,
Пламя кварталов, пожаром объятых,
Ужас полночных воздушных налётов,
Ты не забыл девяносто девятый?

Не пожелтели ещё фотоснимки,
Да и без них мы пока не забыли
Ночь, когда вражеский Стелс-невидимку,
Милош, ты помнишь, ведь всё-таки сбили!

Годы мелькают, летят, словно птицы,
Но не забыть нам с тобой, как когда-то
Мы защищали нашу столицу,
Милош, ты помнишь небо Белграда?!

Как и в предыдущем примере, здесь тоже использована некоторая стилизация текста под песню, для которой характерен рефрен, включенный автором почти в каждую строфу: «Милош, ты помнишь...». По стилю написания - не совсем исторический жанр, скорее рассказ в стихах или текст песни, а по содержанию - памятная многим трагическая история бомбардировки Югославии в последний год 20 века. «Годы мелькают, летят, словно птицы, но не забыть нам с тобой, как когда-то мы защищали нашу столицу». Достойная, значимая тема.

46. ПРИКАЗ № 00486. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ   
 
15 августа 1937 года был подписан оперативный  приказ НКВД СССР № 00486 о репрессировании "членов семей изменников Родины". Преступления, которые не имеют срока давности...

Это не сказка, не повесть бульварная,
апартаменты отеля "Астория"...
Это на станции с грифом товарная
комната матери, это история...

Их приводили обычно последними,
ломаным строем тащились с пожитками.
В списки вносили с детьми малолетними
номер без имени чёрными нитками...

Члены семей и "изменники" Родины,
всех без разбору и все одинаковы:
бабушки, дедушки, ... дядины, тётины,
всем по заслугам и все виноватые...

Где же людское и где человечное,
видно, на небе не знали наверное?
Память и чувства - всё доброе, вечное,
вмиг поменялось на самое скверное...

Дети до года здесь были обузою,
дети врагов для товарища Сталина.
Раньше их все называли - бутузами,
стали - тенями в пелёнках засаленных...

Чёрные лица и грязные простыни,
взгляды, залитые ртутью и оловом.
Детская зона, (дожить бы до осени)
как уместить невозможное в голову?

Свежий этап, подошло пополнение,
восемь бараков с затёртыми нарами...
И наказание, и преступление:
дети - отдельно, а взрослые - парами.

Бабы молчали, младенцы не плакали,
только кряхтели не громко агукая,
ветер срываясь, стонал над бараками,
лес наполняя потухшими звуками...

Трагически написанная картина отправки в места заключения детей «врагов народа» и их родственников: «Члены семей и "изменники" Родины, всех без разбору и все одинаковы». « И наказание, и преступление: дети - отдельно, а взрослые - парами». Автор не вмешивается в картину того, что наблюдает, не  произносит слов осуждения, мы видим ее в тексте, как в кино - со стороны, но испытываем ужас и боль от мира, в котором только «взгляды, залитые ртутью и оловом», где «бабы молчали, младенцы не плакали, только кряхтели не громко агукая». Стихи, не оставляющие читателя равнодушным.

48. НЕ СОВСЕМ ПРО ДОНБАСС... НИКОЛАЙ БЕЛОЗУБОВ 2

Март 2022г.Крым. Северо-крымский канал.

Всё смешалось - слёзы, и восторг,
И объятья...  В предрассветной дымке
Вырвался из плена, на простор,
Наш  родной канал Северо-крымский,

И рванул вперёд - преграды нет!
(Не случится никогда иное!),
Спрятанный - на долгих восемь лет! -
От крымчан плотиною-стеною...

Забурлил, запел - на все тона! -
Музыкой, до капельки желанной,
Нежностью наполненный до дна,
Наш  канал - родной и долгожданный...

Стихи о событии, случившемся недавно на наших глазах,  в сегодняшнем настоящем. Автор описывает свой восторг от того, что произошло, и делает нас участниками события, которого люди ждали восемь лет, используя местоимение «наш»: «наш канал - родной и долгожданный», «Наш  родной канал  Северо-крымский». Короткие, но очень эмоциональные, радостные стихи о позитивном историческом событии. «Забурлил, запел - на все тона! - музыкой, до капельки желанной». Возможно, правильнее было бы отнести эти стихи к жанру гражданской лирики, но с небольшой натяжкой можно и к исторической поэзии.

50. ГЕНРИХ III ВАЛУА. СОФЬЯ БОРДАКОВА   

1589 год, 1 августа. Франция. Двадцатидвухлетний монах Жак Клеман смертельно ранит короля Франции Генриха III

Из окон крепости Сен-Клу Париж как на ладони.
Чеканят пальцы по стеклу. И воздух в пальцах тонет.
В окрестностях туман да тишь, лишь шум прохожих редких.
Из окон замка на Париж взирает бедный Генрих:

...Париж...МамА...де Гиз...Блуа...Полгода лишь прошло-то...
Но я король, я Валуа... (примкнувший к гугенотам?..) -
Блуждает мыслей рваных нить. Во всем винит он Гиза.
А что пришлось его убить - то вовсе не капризы.
Собаке - смерть. И поделом зачинщику интриги.
Вернуть, как было, а потом... он разберется с Лигой.
Вернуть Париж. И парижан - послушных роялистов...

- Сир, из Парижа Жак КлемАн. И он привез Вам письма.

Едва затеплился рассвет, вдыхая воздух жадно,
Сестра де Гиза - Монпансье спешит на встречу с Жаком.
Лукавый вырез декольте - чтоб обольстить монаха,
Ведь от Марселя до Кале народ не знает страха.

Жак ненавидит короля, и Орденом гордится.
Обедню служит он, моля о смерти нечестивца.
Он герцогиней ослеплен. И слушает приора.
И жажда мести дышит в нем. Все совершится скоро.

- Сир, не угодно ли принять гонца от роялистов?
- ...Их было ровно сорок пять...
- Сир, он привез Вам письма.

...Вот и чертоги короля. И руки - мелкой дрожью.
Сейчас свершится. Вуаля! И в зал избранник божий
Восходит будто на алтарь, с упорством нувориша.
И стынет голос: "Государь! Посланье из Парижа".

Письмо из рук берет монарх, кивнув на дверь привычно.
Но молвит Генриху монах: "Я дам совет Вам... лично".
Метнул король пытливый взгляд и отошли гвардейцы.
- Служить Высочеству я рад, - сжимая нож под сердцем,
Добавил Жак слащавых нот,- и в тот же миг внезапно
Ударил Генриха в живот жестоко и азартно.

Зал покачнулся: "Он убил... меня, монах проклятый!"
И Пенкорнэ, и Сент-Малин отмстить спешат фанату.
Пробиты тело, голова... И сброшена корона.
Так пал последний Валуа, дорогу дав Бурбонам.

Мне кажется, из всех представленных на конкурс стихотворений, это - самое характерное для стиля написания исторической поэзии. Автор с первых же строк переносит нас в ушедшую эпоху - во Францию 16 века, и с помощью богатого и точного языка приключенческого романа («В окрестностях туман да тишь, лишь шум прохожих редких. Из окон замка на Париж взирает бедный Генрих» и множества гармонично включенных диалогов персонажей делает читателя свидетелями убийства короля и исторической смены правящей династии. «Пробиты тело, голова... И сброшена корона. Так пал последний Валуа, дорогу дав Бурбонам». В стихах отлично выстроены все фразы, сохраняется четкий ритм (строки прочитываются легко!), продуманны и точны все рифмы. Качественная авторская работа.

***************************

Опубликовала здесь то немногое, что мне понравилось, хотя и не всё: в этот раз почти все принятые стихи оказались интересными, было из чего выбрать! Из 50 стихов 36 были отобраны в шорт листы нашими судьями, разброс их симпатий в этот раз оказался на удивление большим. Не знаю, как вам, а мне тема конкурса показалась удачной.

Все мы, обитатели сайта Стихи.ру, любим сочинять и публиковать на своей страничке новые стихи. Очень часто, испытывая этот ни с чем не сравнимый «поэтический зуд», мы хотим не просто срифмовать что-то случайное, а мечтаем придумать яркую тему для своих стихов, еще лучше - достойно (то есть, литературно, в соответствии  с выбранным жанром) ее решить. Но подходящей темы не находится, вот и публикуем родившиеся в пути предсказуемые и банальные зарисовки о том, что видит глаз и уже много раз говорилось другими. А что если взять за основу наших стихов что-нибудь из прочитанного (в крайнем случае, найденного в интернете!) о том месте, где сейчас живем - о своей малой родине? Перенести сознание в те времена, о которых прочитали, и попробовать положить эти события в сюжет своих новых стихов? Можно даже отдельный цикл стихов не спеша и вдумчиво написать об исторических событиях своего края. Я, например, петербурженка в третьем поколении, совсем недавно обнаружила, что о событиях блокады Ленинграда и о местах, где сейчас живу в непосредственной близости, я знаю весьма поверхностно, отстраненно, не чувствуя их эмоционально. Когда начала подбирать материал для своего цикла стихов о защитниках  Ленинграда, со мной произошла удивительная вещь: случилось полное погружение в историческую обстановку, появилось ощущение, что я - участник тех событий. А сколько нового я узнала о тех, чьими именами названы улицы, по которым ежедневно хожу, причем, узнала эмоционально, зримо... Попробуйте сделать нечто подобное по историческим событиям, относящимся к вашему родному краю. Это точно будет интересно, будет и повод сотворить отличные стихи исторического жанра. А где-нибудь через год, можно провести в ТМА еще один конкурс исторических стихов. Как вам это предложение?

На этом все. Спасибо всем, приславшим свои стихи. С нетерпением и волнением жду ваших откликов на эту статью - мне важно и дорого мнение каждого участника, нужны ваши отзывы. С уважением, ваша Алкора. 05.01.24.


Рецензии
Здравствуйте!
Можно много говорить, а можно прочитать "Бородино"
Михаила Юрьевича Лермонтова или «Полтавский бой»
(Из поэмы «Полтава»)Александра Сергеевича Пушкина.
Или: Опера "Жизнь за царя" - текст...
Не одно и тоже, но классика, образец, на века!

Всех со Старым Новым годом! Радости творчества,

Дарья Михаиловна Майская   14.01.2024 12:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте! С Новым годом вас, Дарья! Всех благ и вдохновения в том числе!

Сознаюсь, что совсем не поняла вашего комментария. С тем, что классика исторических стихов наших великих поэтов не только великолепна, но и бессмертна, потому что не стареет, невозможно не согласиться. Только при чем тут моя статья? Она очень конкретна - по стихам тех, кто участвовал в организованном мною конкурсе.
Я совсем не поняла связи ваших слов с написанной статьей. Как и того, ругаете вы ее или хвалите, или просто шли мимо... Простите, если туплю.

Алкора   14.01.2024 13:16   Заявить о нарушении
Мнение высказала. Поздравила,
пожелала удачи.

А как это - мимо? Я тоже не поняла:
я же по этой теме подавала стихотворение на конкурс...


Дарья Михаиловна Майская   14.01.2024 13:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.