Льзя объять необъятное! Козьма, ты не прав!

                Нельзя объять необъятное.

                Козьма Прутков



Козьма Прутков сей афоризм сказал зазря,
Ведь необъятное — лишь переливы мыло-пузыря*.
А вот объять мир голограммы Духа можно,
Но только сделать это надо крайне осторожно.

Объемля Целое в его мельчайшей части,
Ты позабудешь про невзгоды и напасти.
И необъятным Целым части Духа будешь,
И, Пробудившись, Знанье-Виденье добудешь!

И вступишь в мир Любви, Единства, Братства,
И обретёшь необозримые духовные богатства.
Познаешь: Мы в своих объятьях мир спасём!
И молвишь: Всё во мне, и я во всём!

          4 января 2024 года

*«Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь, как смотрят на мираж, того не видит царь смерти» (Будда, V век до нашей эры).

          ******************

Исходный пункт философии буддийской школы Хуаянь (буквально — «цветочная гирлянда») — образ драгоценной сети бога Индры. Эта сеть была сплетена из драгоценных каменьев, каждый из которых отражал все остальные камни и, в свою очередь, отражался во всех камнях.

Объясняя учение школы Хуаянь, её основатель — живший в 7 веке н.э. китайский монах Фа-цзан — взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах. Этот наглядный пример иллюстрировал два из четырёх базовых положений Хуаянь: «Всё в одном, и одно во всём» — в каждом элементе весь необъятный мир, и этот элемент — в каждом другом элементе.

«Поскольку феномены наделены природой принципа, они несут в себе все его атрибуты, в том числе и бесконечность. Следовательно, каждый феномен, каждый элемент, каждая дхарма по своей природе бесконечны и всеобъемлющи: “Каждый цветок содержит в себе мудрость всех сутр Великой Колесницы”.

Весь эмпирический мир — система, целостность бесконечных и поэтому взаимосодержащих друг друга элементов — феноменов, “вещей” (ср. образ сети бога Индры). В каждой песчинке Ганга содержатся все бесчисленные миры, в которых столько же Гангов, сколько песчинок в одном Ганге; в одном волоске присутствует весь золотой лев (пример, на котором Фа-цзан объяснял своё учение императрице).

В качестве современного примера можно привести ГОЛОГРАММУ, КАЖДЫЙ ОСКОЛОК КОТОРОЙ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ИНФОРМАЦИЮ О ЦЕЛОМ; принцип голографичности становится одним из важнейших в процессе становления новой научной парадигмы, и ныне к нему проявляют всё больший интерес многие специалисты в области методологических проблем науки и научного знания.

Мир в его подлинной реальности — это единая целостная система “принципа”, явленного в “вещах”, и “вещей”, каждая из которых несёт в себе все остальные» (Е.А. Торчинов «Введение в буддизм». Курс лекций, прочитанный д.ф.н. Е.А. Торчиновым в 1994–1999 на философском факультете СПбГУ).


         


Рецензии