Как стать Евангельским дитя и остаться защитником
недавно расшифрованные из аудиофайлов
Иерей Рустик Лужинский
Как стать Евангельским дитя и остаться защитником Родины
Проповедь на Литургии в Прокопьевском Храме
посёлка Октябрьский.
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
«Иже убо смирится яко отроча сие, то есть болий во Царствии Небеснем», - такие слова мы сейчас с вами слышали в Евангельском Чтении.
В этот Субботний День Святая Православная Церковь почитает Святителя Митрофана Воронежского. Давайте сегодня постараемся как можно больше узнать об этом Святом. Давайте кратко вспомним его Житие и попытаемся проникнуться в его святую жизнь, постараемся с вами познакомиться с ним поближе, ибо мы уже говорили неоднократно, что у незнакомого человека мы ничего на улице не можем попросить, потому что мы его не знаем. Но, если мы видим знакомого, то мы можем попросить этого человека, и он, вспомнив нас, обязательно нам поможет, если мы находимся в беде где-то на чужбине. И поэтому люди цепляются даже за далёкого знакомого, лишь бы только им оказали помощь.
Вот как мы надеемся получить помощь от Святых, если мы совершенно с ними не знакомы? Если мы не читаем их Жизнеописание, и через это мы не можем к ним обращаться, потому что мы не имеем никакого к этому вдохновения, потому что мы ничего о них не знаем.
Сегодня, чтобы обратиться к Святителю Митрофану Воронежскому, проникнемся в его Житие. Святого Митрофана в детстве звали Михаилом. Родился он в благочестивой семье. Он стал священником, и у него был один сын. Когда ему исполнилось 40 лет, то его супруга, его матушка отошла ко Господу. Он решается принять монашество и уходит в монастырь на Владимирской земле. Там он становится обыкновенным монахом и трудится Господу, и хочет остаться там на всю жизнь. Но в монашеской среде о нём узнают и видят в нём истинного Пастыря и наисмирнейшего человека. Он был как ребёнок, он не стремился к карьере, не стремился к повышениям по своему служению, и он был обычным монахом в обычном маленьком монастыре. Но, видя его настоящее пастырское служение, его ставят вначале игуменом в более высоком монастыре, у Святого Макария Желтоводского, которого он потом всю жизнь почитал. После этого его замечает Патриарх, его возводят в Епископский сан и возводят на кафедру Воронежской земли.
Мы знаем, что это было время смут, время передела земли. Когда у России появились новые земли, на которых надо было устанавливать государственность, то там возникла необходимость в появлении Храмов и, конечно же, Епископа. Святейший Патриарх Иоаким ставит Митрофана Воронежского на это сложнейшее место. В это время на пост государственный заступает Пётр I, и волею Божьей между Святителем и Петром I возникает дружба. Это было возможно благодаря только одному: Христос ведёт своим путём каждого человека и ведёт государство тоже своим путём. Так вот Господь не оставляет тоже и Россию. В тяжёлое и смутное время Господь даёт Петру I удивительного друга и удивительного духовника Святителя Митрофана Воронежского.
Когда Пётр I заступает на царство, именно во время коронации Святитель Митрофан Воронежский участвует в этом, и Пётр I запоминает этого простого и доброго Епископа и старается к нему обращаться во всех своих просьбах. И он получает всегда очень чёткий и благоверный ответ.
Святитель Митрофан Воронежский, несмотря на свою скромность и смирение, оставался очень ревностным христианином. Однажды произошёл удивительный случай, который изменил очень многое в жизни Святителя Митрофана Воронежского и государя Петра I. Когда Петр I стал часто приезжать в Воронеж, там строилось около 80% всех кораблей, которые закладывались у нас в России. Именно это место было ключевым для России. Там была возможность строить корабли и переправлять их в разные места: на Черное море, потом на Балтику. И вот Святитель Митрофан Воронежский два раза помогает Петру I огромными суммами, которые были накоплены Церковью. Многие его за это осуждали, но Петр I его оценил, потому что у государства Российского не было больших денежных запасов и средств, и каждая копейка была на счету. Постройка флота была настолько важна для Российского государства, что, если бы этого флота не было, то и не было бы государства Российского. И вот Святитель Митрофан Воронежский дважды большими суммами помогает. Петр I недоумевает и не знает, как отблагодарить Святителя Митрофана Воронежского. Но, когда Петр I строит свой дворец, то в этом дворце в Воронеже в царских покоях он ставит идолов. К нему приезжают из-за границы множество различных мастеров и учёных, и Петр I уклоняется от православия. Он ставит в своих покоях в своём дворце различных греческих божеств.
Однажды Петр I вызывает Святителя Митрофана Воронежского к себе. Святитель идёт пешком и, подходя к дворцу, он видит идолов. Заходит в дворец и видит там тоже идолов. И тогда Святитель Митрофан Воронежский, ничего не говоря, разворачивается и уходит. Петр I ничего не может понять, и он посылает гонцов к Святителю и спрашивает: «Что случилось?» И Святитель Митрофан Воронежский отвечает: «Пока государь не уберёт идолов, я не войду в его дом». Царь разгневался до такой степени, что приказывает казнить Святителя Митрофана Воронежского и хочет устроить суд, и объявляет, что он хочет смертной казни для Святителя. Хотя раньше они были друзьями, но дьявол через отступление от веры, так разозлил сердце императора, что Петр I хотел только смерти и ничего больше, и ничего меньше.
И вот Петр I, отдав этот указ, слышит, что по церквям идёт заупокойный звон. Он спрашивает: «Что это такое?» Ему отвечают: «Владыка Митрофан готовится к смерти». Это так поразило Петра I, что он посылает гонцов и приглашает Святителя к себе. Святитель приходит после того, как царь убирает всех идолов. Царь кается, и Святитель спокойно разговаривает с Петром I и даёт ему рекомендации.
Мы все знаем, что Святитель Митрофан Воронежский благословляет Казанской иконою Божьей Матери императора Петр I. И с этой иконой Петр I одержит множество побед. И, когда он вручал икону Казанской Божьей Матери, он сказал такие слова: «Где будет эта икона, то это место не возьмёт враг».
Петр I основывает Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны слова Святителя Митрофана вспоминают и воодушевляются в блокадном Ленинграде. Воодушевляются в такой степени, что с иконой Казанской Божией Матери обходят вокруг Ленинграда. С Казанской Божией Матерью в Храмах люди молятся денно и ночно за победу русского воинства. И Ленинград не пал, Ленинград сохранился молитвами Богородицы и Святителя Митрофана Воронежского. И с этих пор покровителем Санкт-Петербурга является не только Ксения Петербуржская, не только Иоанн Кронштадтский, но и Святитель Митрофан Воронежский, который, к сожалению, многими забыт.
Именно Святитель Митрофан Воронежский в своём простом и добром сердце, не карьерном уме, он смог вместить Христа до такой степени, что он был не просто верующим, не просто исповедником, но он и был по-настоящему патриотом своей Родины, как был патриотом и Преподобный Сергий Радонежский, который посылал своих монахов на Куликовское сражение. Именно Святитель Митрофан Воронежский, Преподобный Сергий Радонежский стали по истине оплотами православия, смогли сохранить нашу Русь. Если бы не было этих двух Святых, то и Руси бы не было, не было бы объединения князей от Преподобного Сергия, не было бы флота, которым мы сейчас до сих пор пользуемся.
Мы знаем такую пословицу, что у нашей Родины, у нашей Руси нет друзей. Есть только два верных внутренних друга – это Церковь и армия. Армия состоит, прежде всего, из флота и сухопутных войск, которые защищают нашу Родину. Когда враги подходят Отчизне, именно первыми идут в сражение моряки, спецназовцы, вдв.
Дорогие братья и сестры, каждый из нас, являясь христианином, может сказать себе: «Что мне та земля, на которой я живу, всё равно я здесь не останусь. Я должен думать только о Небесном Отечестве». Но это совершенно не так. Мы с вами знаем, что многие Святые положили душу не только за Небесное Отечество, но и за земное. Когда мы с вами видим, что попираются церковные уставы, то мы должны вставать на защиту нашей Церкви, как встал на защиту Святитель Митрофан Воронежский, когда сказал, что не войдёт в дом царя пока не будут убраны идолы. Но, когда Родине, нашему земному Отечеству угрожает опасность, разве не должен каждый христианин пойти на поле сражения, для того, чтобы умереть за свою Отчизну? Это не обязательно воинская повинность. Можно сражаться даже, находясь у себя дома, у себя на месте своего служения, воспитывать своих детей, внуков, племянников. Кого мы воспитаем?
Почему сейчас не хотят идти в армию молодые люди? Да, потому что родители, дедушки и бабушки говорят: «Зачем тебе идти в армию? Зачем тебе тратить два года жизни? Лучше мы тебя откупим, и ты будешь жить спокойно: женишься, нарожаешь нам внуков». Где же наша вера? Где же наш Небесный патриотизм? Как же мы можем заработать Небесное Отечество, когда мы предаём своё земное отечество? Когда мы настраиваем своих детей не служить в армии, но при этом забываем, что, если мы не остановим врага своего на границе, то он придёт в наши дома. Если мы не хотим кормить свою армию, нам придётся кормить чужую. И поэтому Святитель Митрофан Воронежский отдал последние гроши Церкви, собранные бабушками и дедушками, собранные нищими, на то, чтобы построить флот и отстоять Россию.
Когда Екатерина приехала в Воронеж и стала объезжать южные города, то она была в таком удивлении, что долгое время не могла прийти в себя. Потёмкин и другие люди-патриоты смогли эти южные города так обстроить, сделать такой удивительный флот, что адмирал Ушаков и другие патриоты, сражаясь за нашу Родину, отстояли нашу Отчизну на тех южных рубежах. Императрица Екатерина настолько была удивлена, что она сказала: «Даже в Центральной России нет ничего подобного: нет такого флота, нет таких городов».
Дорогие братья и сестры, пусть каждый из нас, если хочет попасть в Царствие Божье, вспоминает слова Святителя Филарета Московского, который говорил: «Прощай своих врагов, бей врагов Отчизны».
Каждый из нас, находясь на своём рубеже, может быть защитником своей Родины. Бабушка может наставить своего внука, отец может выучить своего сына стать настоящим защитником Отечества. Каждый из нас на своём месте может быть настоящим патриотом – патриотом прежде всего Небесного Отечества и, конечно же, Отечества земного.
Чтобы нам стать настоящими патриотами Неба, нам нужно помнить слова Святителя Митрофана Воронежского, который говорил: «Если ты хочешь, чтобы открылись тебе Небеса, тебе нужно всего лишь одно: тебе нужно полюбить Священное Писание». «Когда мы открываем Священное Писание, Священную книгу, то в это время открываются Небеса», - так говорил Святитель Митрофан Воронежский. Мы позабыли Священное Писание, поэтому Небеса закрыты для нас.
Если мы хотим, чтобы Бог слышал нас, чтобы Бог защитил нашу Родину, чтобы мы оказались в Небесном Отечестве, то нам нужно только одно: полюбить Священное Писание. Через это мы услышим все воззвания нашего Бога, и наши сердца изменятся так, что мы уже с вами будем здесь жить как бы не на земле, а на Небе. Так жил Святитель Митрофан Воронежский: он не боялся ни царей, он не стремился к какой-то карьере, он думал только о Небесном Отечестве. Но, когда угрожала опасность земному отечеству, он вставал на его защиту, потому что он знал, что во время Страшного Суда Бог воскресит тела людей, и праведники наследуют землю. Поэтому и нашу землю надо защищать и беречь, потому что когда-то Бог воскресит всех и воскресит нашу испорченную землю, которую мы погубили. Мы вырубили леса, загрязнили реки, испортили воздух всякими выбросами, но Бог воскресит вместе с людьми и землю. Праведники наследуют её, и Царствию Божьему не будет конца, которое будет и на Небе, и на земле. Поэтому и Небесное Отечество, и Земное Отечество вместе соединяться. Нужно беречь эти два Отечества, два столба, на которые можно опереться, чтобы оказаться на Небе. Аминь.
Свидетельство о публикации №124010406248