Образные выражения в лирике Рубцова. Сравнения
Третья заметка.
Хочу поздравить всех друзей поэзии Николая Рубцова с наступающим днём рождения поэта! Хочу выразить огромнейшее чувство любви и признательности организаторам интернет-сообщества "Николай Рубцов. Тихая моя родина" - лучшего в России.
Что же касается трёх последних заметок, очень надеюсь, что они могут стать подспорьем в нелёгком труде учителям-словесникам. А для кого-то и стартовой площадкой для серьёзной филологической работы.
Когда я перечитывал сборник «Подорожники», собирая «подорожники» сравнений, то рядом всегда ощущал Лермонтова. Про себя я его называю «королём сравнений».
Простота и мотивированность их у поэта меня поражают. Бывало, я все уроки по «Мцыри» строил на чтении поэмы и комментировании этих троп. Конечно, блаженствовал прежде всего я сам…
Лермонтов шёл к «немыслимой простоте» сравнений, их универсальности, ёмкости и одновременно новизны, свежести. В этом убеждаешься, читая его роман «Герой нашего времени», стихотворения последних лет:
– разливы рек её, подобные морям;
– и вот в пустыне я живу, как птицы, даром божьей пищи;
– прекрасна, как ангел небесный;
– звучал мне голос твой отрадный, как мечта;
– как мальчик кудрявый, резва, нарядна, как бабочка летом.
– и шёл, колыхаясь, как в море челнок, верблюд за верблюдом…
Как и у Лермонтова, и у других поэтов, сравнения у Рубцова чаще всего выступают в форме сравнительного оборота: «Душа, как лист, звенит, перекликаясь, со всей звенящей солнечной листвой…».
В роли сравнений могут выступать и придаточные сравнительные предложения: «Только чаще побеждает проза, словно дунет ветер хмурых дней…»
Всего три сравнения в форме существительного в творительном падеже нашёл я в книге «Подорожники», подобные вот этому: «Узорным чистым полотенцем свисает радуга с небес».
Помогают поэту и сравнительные степени прилагательного и наречия: «мрачнее тучи грозный Иоанн».
Есть у Рубцова сравнения, которые вводятся словами: «похожий», «подобный»: «Странный бред, похожий на медведя, его преследовал…».
Сравнительную начинку несут и некоторые необособленные приложения: «ветер-дитя», «валун-догматик»…
Есть, конечно, и у меня любимые образные выражения в большой обойме сравнений в сборнике «Подорожники» (их в нём больше ста пятидесяти!). Сидя, например, на речной круче Толшмы, у Николы, я часто повторял его строчку: «Внизу волнуется река, как чувство радости беспечной». Согласитесь, и это образное выражение относит нас к детским годам поэта, когда радость и живёт в нас бездумно, беспечно. Да и всё замечательное стихотворение «Доволен я буквально всем!» по-детски простодушно, чистосердечно, исповедально. Написать его мог только человек, сохранивший в себе дитя.
Необыкновенно простое сравнение в «Ферапонтове» тоже мне представляется очень рубцовским. Говоря о явлении чудного монастыря, поэт сравнением как бы показывает его нерукотворность, естественность его рождения именно в этих местах.
И однажды возникло из грёзы
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как берёзы,
Диво дивное в русской глуши!
Читаешь, и кажется всякий раз, что прямо на твоих глазах из глуши восстаёт дивный монастырь – по Божьему хотению. Чудотворный! Мечта и молитва Ферапонта были услышаны.
А вот поэта Евгения Чепурных первым заворожило сравнение берёзы с «огненной бурей» в стихотворении «Осенние этюды»:
А возле ветхой сказочной часовни
Стоит берёзы старая, как Русь, –
И вся она как огненная буря,
Когда по ветру вытянутся ветви
И зашумят, охваченные дрожью…».
Вслед этим выразительнейшим строчкам вспоминается «пожар» Сергея Есенина: «Увяданья золотом охваченный,//Я не буду больше молодым».
Просто и удивительно сравнение ребёнка с ласточкой. И стремительность его радости, движения, полёта «на пенье и смех на лужке», кажется тянут за собой всё красоту весны, её силу, зелень. Потому костюмчик отрока – «майский».
Прощание с друзьями в «Вечерних стихах» сравнивается с «каким-то грустным таинством на свете», что присуще и другим встречам и расставаниям в лирике Рубцова. Что-то итоговое, последнее, щемящее в них у поэта.
Конечно, я коснулся только малой части сравнений в поэзии Николая Рубцова. Каждый найдёт для себя в них своё. Может быть, это будет сравнение пения детского хора с человеческой лаской, русского огонька с доброй душой, ромашек – с «существами иного мира», тихого ветра с мечтанием, сентября – с «праздником на златогривых конях»…
Образная составляющая лирики Рубцова не скудна – она проста и точна. Ей абсолютно чужды вычурность, неестественность, щегольство, всякое виляние и игра словом. Надеюсь, мои три скромные заметки помогают немного понять и почувствовать «потаённое, глубинное, скрытое».
Свидетельство о публикации №124010302393
Елена Вайс 05.02.2024 05:29 Заявить о нарушении