О театре своими словами
История 1. Из будней дореволюционных театров
Мы Греции опыт древнейший учтём -
Из муз, лишь одна Мельпомена с мечом.
В глаза этой музе под маску вглядись -
В них равно-жестоки театр и жизнь.
Из терминологии
Весь мир театральный веками тусил,
И множеством терминов нас одарил.
Начнём: драматург, сценарист, режиссёр,
ХарАктерный (по Мейерхольду) актёр.
А есть типажи, амплуа. Уточню:
Субретка, любовница и инженю,
Герой, героиня, король и злодей,
Тиран, резонёр, травести и лакей.
Но будет ли честно не вспомнить иных?
Две строчки, конечно, поместятся в стих:
Оркестр, гримёр, костюмер, дирижёр.
Рабочие сцены, кассир и суфлёр.
Кто есть кто и кого ест в театре
Спектакли, как правило, радуют взор,
Но будни театра – иной коленкор.
На случай, что если не сразу дойдет,
Добавлен на русский язык перевод:
Гастроли: дороги, клопы, сквозняки,
Порою аншлаги, всему вопреки.
Владелец театра – по сказке для вас
Знакомый типаж: Карабас – Барабас.
- Запои актеров, загулы актрис,
Скандалы и жалобы- только держись.
Банкеты, шампанское, водка, первач,
Поклонники, драки, полиция, врач.
Опять переезд, под глазами круги,
Охрана, гостиницы, груз и долги.
Все это, естественно, тоже к нему.
А коль, невзначай, разорится - в тюрьму.
***
Оно тебе надо? - скажи, драматург,
Ведь после спектакля сердечко: «Тук-тук».
Ты только в актрису, гляди, не влюбись,
Не то попадешь в лабиринт закулис.
История 2. Обо всем понемногу
Связал терпеливо Поэт - фантазёр
Все нити судьбы в многомерный ковёр.
В сплетении этом поди разберись
С суровыми нитями судеб актрис.
В театре порой обнажается жизнь.
Спектакль особенный - жизнь закулис.
Рождается в муках и рушится Рим,
Шекспир, Достоевский, вожди и цари…
Я тут пригляделся, а зал, ё-моё,
Ну, чем не модель социальных слоёв?
Вы слышите, как оживляется зал?
- Шестерка козырная тузит туза!
В любую эпоху – карьера и секс,
В нюансах храня социальный подтекст.
Мечтает чиновник, простой семьянин:
- На шею «владимир» и я – дворянин!
Сияют мундиры, блестят ордена,
Какими нарядами сцена полна!
И только старик - театрал углядит,
Что в разных спектаклях - один реквизит.
Карету! - В ней Золушка мчится на бал,
А Чацкий от Софьи и быта сбежал.
О, как театрально звучит пистолет:
Бах! - Ленского - нет. Но и Пушкина нет.
Один бенефис и другой бенефис,
Меняют актёров, меняют актрис.
Меняется зритель, столетие, год…
Меняется всё, но спектакль - идёт!
Прогон
Как фурия зол постановщик-дракон,
Опять репетиция, новый прогон:
- Ну, сколько с актером возиться изволь,
В подкорку ему программируя роль?
- Ну кто же так шпагу втыкает в живот?!
- Ну кто же восходит ТАК на эшафот?!
- Вы тут не актеры! Вы просто шуты!
Опять валерьянка. Опять нашатырь.
История 3. Вариации на тему - Быть или:
• бить,
• убить,
• не быть
• была не была – вариант перевода на русский гамлетовского «To be or not to be»
В конвульсиях смертных король задрожал,
У женщин неверных есть множество жал,
И сами решают, с каким королём
Делить им корону, и ложе, и трон.
Похоже, что Гамлет еще не дорос
По-русски ответить на жёсткий вопрос.
Ну, что же он медлит? Датчанин, не трусь!
…да-а-а, все-таки Дания - это не Русь.
А Петр из Гольштейна, ну чем не упырь?
Супругу хотел заточить в монастырь,
Но ей на Руси, как могла, помогла
Народная мудрость: «Была не была!»
Реально Великой не просто слыла,
Везде успевала и много смогла,
Добавив к имперским владеньям своим
Кавказ, БессарАбь, МалорОссию, Крым.
Но клином опять выбивается клин,
И Павел, как Гамлет, остался один.
Ему не на сцене, а в жизни играть
Трагедию: «Сын, ненавидящий мать».
Гвардейцев, как карты, давай тасовать.
Дворянские вольности стал отменять.
На Мальте английский спускается флаг,
…удар табакеркой и дело табак.
На Павле закончился «женский забег»,
Мужской наступил девятнадцатый век.
Давай, поспевай, только цифры меняй:
Александр,
Николай,
Александр,
Александр,
Николай…
Прости меня, Зритель, за сорванный ритм,
Но именно так и менялись цари:
• Александр I (1801 -1825)
• Николай I (1825 – 1855)
• Александр II (1856 -1883)
• Александр III (1883-1896)
• Николай II (1896 – 1917)
Бить аль не бить
На русски раздольное «Бить аль не бить»
Туман Достоевский сумел напустить,
- Как «твари дрожащей» права обрести,
Но от наказания душу спасти?
- «Народная воля» - ответ на вопрос,
На экс-исполнителей множится спрос.
Сакральная фраза про «Быть иль не быть»
У них сократилась до просто «Убить».
Да это же путь Преступления! – Пусть!
И не запугать Наказанием Русь.
А кто-то, чтоб «тварью дрожащей» не слыть,
За брата решился царям отомстить.
История 4. В ложе и кулуарах
А что там творится в театриках лож,
Мечтают узнать те, кто в ложи не вхож.
Уставился их любопытный монокль,
Сканируя всё: - То, что смог и не смог.
Оркестр - улёт, постановка – жара!
Глядят плотоядно акулы пера.
Э-мо-ци-я-ми за-ря-жа-ется зал.
Предчувству-ет-ся гран-ди-оз-ный скандал!
Доныне скандальная тема верна -
Тогда на билеты - тройная цена.
Театр, как, впрочем, и прочий народ,
Интригой, скандалом, убийством живет.
В Закулисье
Я что-то промямлил про судьбы актрис-
Заглянем в таинственный мир закулис.
Хозяин театра и антрепренёр,
Играя словами как супер-жонглёр,
В гостиничном люксе, подальше от масс,
Втирает актрисе -- для прим мастер -класс.
- Так нужен театру- хоть в пЕтлю, хоть плачь,
Сейчас позарез побогаче богач.
Проверенный лифт социальный, поверь,
В театре (в придачу к таланту) - постель.
Сыграешь любовь, как по нотам. Зато:
Ты - прима. Коляска. Букеты цветов.
Шампанское - в ванну. и прочий разгул,
Чтоб твой меценат от любви утонул.
Пока молода, обеспечь свою жизнь.
Путь к сердцу мужчины - совсем не лежит.
Я многое видел. Поверь старику.
И мостик нащупай к его кошельку.
Актрисе – великой дозволено стать
За твердость таланта - алмазу под стать,
Когда ураганы - привычны, как бриз,
Когда антрепрЕнер- гранильщик актрис.
Давай напрямик, без соплей и прикрас,
Актриса - умело гранёный алмаз.
Меня вдохновляет высокая цель:
С актрисы Венеру ваял ПракситЕль.
Отбросим слова про «дрожащую тварь» -
В театре в ходу театральный словарь.
Так кто ты? Ответ нужен здесь и сейчас:
- Простое стекло или ценный алмаз?
Ты знаешь, что каждая женщина – сфинкс.
Актриса - создание с множеством лиц.
Служить Мельпомене ты, вижу. не прочь.
Для службы Мамоне – отводится ночь.
Стань примой – и слава тебе и почёт,
Брильянты - в награду за кровь и за пот.
…меняются примы, и зритель, и год…
Меняется всё, но спектакль - идёт!
Когда на сцене Резонёр
…похоже, у спонсоров совести нет,
Чтоб ТАК пополнять театральный бюджет.
Постель – это место, где прим, не к добру,
Мужчины втянули в мужскую игру.
***
Оркестр! Все примы выходят на бис.
Проклятье театра - влюбляться в актрис.
История 5. Quo vadis? - или куда плывет театр в 21 веке
Недавно встречали мы века рассвет,
А четверти века как будто б и нет…
Года пролетают, а мы не поймём,
Что в тысячелетии новом живём.
А что же с театром? Куда он идет?
В какие тенденции тянет народ?
Искусство выходит на автопилот -
Круизных судов разрастается флот,
А в каждом - театр на тысячу мест.
Пускай Мельпомене послужит прогресс.
В круиз кругосветный актёров зовут,
С бесплатным буфетом, уютом кают.
Пока молодые, вперёд за мечтой,
Где морепродукты и воздух морской!
Актеры плывут в кругосветный круиз:
Канада, Панама, Карибы, Белиз,
Гонконг, Таиланд, Занзибар и ЮАР,
Таити, Австралия, Мадагаскар…
Есть спрос на актеров различных ролей
В бродвейские шоу и цирк Дю Солей,
В стендап, пантомиму, и как повезёт.
Спектакль – идёт, а театр -- плывёт!
История 6. Театр - непростое волшебство
Оглавление подборки:
• Машина Времени Театр (Часть 1)
• Не пожалею галльское копье
• Тень Гамлета
• Актриса одноактного спектакля
• Первая ночь из тысячи и одной
• Матильда
• Валентина
• Машина Времени Театр (Часть 2)
Машина Времени Театр (Часть 1)
Ступени. Вешалка. Овальный номерок.
Бинокль пригодится на галерке.
Программка. И бегом под потолок.
Скорей-скорей взбежать под потолок,
Где билетер в служебной гимнастерке.
Уже звучит торжественный звонок.
Шуршанье, свет и шёпот затухает.
Душа оркестра - словно уголек,
Душа оркестра - словно уголек,
И дирижер его умело раздувает!
Ты, режиссер, актеров заколдуй,
Развесь по стенам шпаги- амулеты...
И память губ напомнит поцелуй,
Мне память губ напомнит поцелуй
Той девочки, похожей на Джульетту...
Здесь классика научит «что- почем»,
Как различать неискренность улыбок...
Приходим в эту школу, чтоб потом,
Проходим эту школу, чтоб потом,
В театре жизни избегать ошибок.
Так много общего: спектакль и урок,
Профессионализм, судьба и маска...
Одной души Актер и Педагог.
Одной души Актер и Педагог.
Одной длины и шпага и указка...
Ты, датский принц, достойный ученик.
Скрыв боль свою под маской безразличья,
Ты следствие по делу учинил,
Ты следствие по делу учинил,
Как Шерлок Холмс и Фрейд в одном обличье.
Не пожалею галльское копье
Смотрите, кто к нам в гости да с мечом?
Гладиатриса, скифка, амазонка?
По виду- галл, точнее- полгаллчонка,
И очень соблазнительна причем...
Эй, стража, аккуратно обыщите.
Эспада? Дага? Дайте их сюда.
В руках умелых - славные вещицы,
С них кровь потом стекает, как вода.
Что там еще хранится под туникой?
Увиденным - я насмерть поражен!
Да, в конкурсе с Самофракийской Никой
Вам был бы фрукт раздора присуждён!
А как слова изысканно легки!
Скажи, к чему такие перемены?
Ведь то - не бутафорские клинки,
И мы - не на подмостках Мельпомены!
Я бы поверил в эти небылицы,
Когда б не скул особенный типаж.
Ты- вариант троянской кобылицы,
Что Олоферна вывела в тираж.
Ты кем - к чему теперь стесняться-
Подослана, давай поговорим,
К военачальнику в постель пробраться
Пред самым нападением на Рим?
И не мечи в меня в порыве злости
Холодных глаз оружие свое,
Я для тебя, незванной в гости,
Не пожалею галльское копье!
Тень Гамлета
Как тень из «мышеловки» ускользнула
Религии и страхам вопреки,
И, выдохнув последний раз, вдохнула.
Вдохнула полной грудью.... из реки.
Земную дочь в подземные покои
Ты сам направил хитростью своей.
Для игр придворных надобно, Полоний,
Ума побольше. Или дочерей.
А впредь отцам напоминаю: принцип,
Веками апробированный есть,
И суть его: в кредит наследным принцам
Не доверяют юной девы честь!
А ты, Лаэрт, продукт того же чрева,
Сумеешь искренне ответить ты,
Насколько близко падают от древа
Полония змеиные плоды?!
Дворцовых игр знАковые роли:
«Король», «наследник», «клоун», «претендент».
Все верят: стопроцентных монополий
На выигрыш и проигрыши нет,
Есть подоплека в каждом инциденте,
Там, где паденье- смерть, а не ушиб.
- В борьбе за титул, власть и деньги
Для - вас! - какие средства хороши?
Жаль, не спросить, когда уже догонит,
- Так чья ты, Провидения рука?
Отец? жена? невеста? брат? полоний?
Кинжал? топор? удавка? яд? река?
... В театре жизни сложно быть экспертом,
Но я хотел бы каждого спросить:
- «Полонием», «Офелией», «Лаэртом», ...
Вы предпочли бы быть или не быть?
Актриса одноактного спектакля - Шарлю Бодлеру
На самом дне пандоровой шкатулки
Запрятана парижская любовь,
И, как назло, под хруст французской булки
Мне запах кофе взбудоражил кровь.
Мой темперамент удержу не знает,
И мчит меня «Эр Франс» наверняка.
И вот мой остров - столик обтекает
Толпы парижской говорливая река.
В улыбке дамы – капелька испуга.
- Ах, извините, миль пардон, месьё…
Похоже, роль спасательного круга
Мой столик выполняет для неё.
- Месье, вы настоящий джентльмен!
Мою печаль поведаю как другу.
Я здесь проездом, жду ангажемент.
Ах, мы на «ты»? Возьми меня за руку.
Я, собственно, актриса и директор,
Сама себе суфлёр и режиссёр,
А также консультант по спецэффектам
И костюмер, и даже билетёр.
Моя гастроль зависит от погоды,
Мой новый друг и зритель, уж поверь,
Как накладные велики расходы -
Нет, грудь не накладная. Натюрель.
- Месье спешит? - Тогда без вариантов,
Нахмурилась решительная бровь:
- Входной билет всего пятнадцать франков.
Спектакль одноактный, про любовь.
А вот и вход. Сюда. Теперь налево.
Здесь аккуратней, ширму не сломай.
Я все еще мила в костюме Евы?
Я жду тебя, Адам, скорее в рай.
***
…в прологе каждая минута драгоценна.
Горит свеча и можно начинать.
Скажи, зачем им занавес и сцена,
Когда есть одеяло и кровать?!
Уже стекает воск, за каплей капля.
Шарль Пьер Бодлер в стихах благословил
Актрису одноактного спектакля
О навсегда потерянной любви.
Порою совершенство губит мера.
Ответьте откровенно, дорогой,
Читать предпочитаете Бодлера
Под:
- шум дождя иль
- стоны за стеной?
Первая ночь из тысячи и одной
Клинком холодным вскрыты вены,
И тела остывает жар.
За унижение изменой
Карает город Шахрияр.
- Раз склонное к измене семя
На вашем поле проросло,
Я проклинаю ваши семьи,
На ветер не бросая слов!
- Испепелить гнездо разврата
Сначала я хотел. И мог.
Но, следуя совету брата,
Я страшный объявлю налог:
Налог на девственниц введу,
Под корень город изведу!
Шах ускакал. Померкли звёзды.
Лишь ятаган луны мерцал.
Оправдываться было поздно.
Затихший город трепетал.
К отцу вошла Шахерезада:
- От города я буду рада
Проклятье шаха отвести
И, заодно, сестру спасти.
- О, дочь! Очей моих услада,
А не пуста ль твоя бравада?
И как ты хочешь поступить,
Чтоб шаха переубедить?
- Хоть он сегодня глух к мольбе,
Есть к шаху ключик - НЛП.
Когда училась в медресе,
Запомнила одно эссе.
…Когда от греческого шаха
Сбежала с госказной жена,
Вполне солидного размаха
Пошла Троянская война.
Писал античный правовед:
- Не за Прекрасную Елену
Эллады древней сгинул цвет,
А за её, увы, измену…
За десять лет, что шла война
На тех равнинах и долинах,
Так много унесла она
Мужчин, и юношей невинных.
Вот окончательный ответ:
Десятки, даже сотни в день.
Никто не вёл те десять лет
Мужчин убитых бюллетень.
…Теперь за женскую измену
На женщин шах направил мор.
Что ж, справедливый приговор.
- А мне, отец, пора на смену.
***
Так начинался долгий список
Дороги в тысячу шагов
Одной из первых активисток
За равноправие полов.
Там тысячу ночей, не меньше,
Она ночами не спала,
Сестру и целый город женщин
Своими притчами спасла.
Матильда
Из активов – только тельце.
Полупачка - весь наряд.
- Хочешь жить — умей вертеться, -
Балерины говорят.
Главное - не будь разиней,
Им под солнцем места нет.
Оттанцуешь, стань княгиней
И живи себе сто лет.
Валентина
Высокого искусства дипломант -
Душа ее, возвысившись над нами,
Вселенной предъявляет свой талант
То голосом, то песней, то стихами...
Валентина – Валентина,
То Пьеро, то балерина,
То бурлеск, то пантомима,
То классический вокал!
С залом делает, что хочет:
То цыганкою хохочет,
То, как оперная дива,
Очаровывает зал.
И только тем, кто сам себя обрёл
Сквозь перевоплощения ролей,
Распахивает дверь Карнеги-холл
И, стоя, аплодирует Бродвей!
Вот движеньем утончённым
Тело тоненькое в чёрном,
Словно черт из табакерки,
Вылетает и кружит!
Или взглядом изумлённым
И улыбкой отрешённой,
Ах, чертовка, вот, чертовка
Хоть кого заворожит!
Валентина – Валентина...
То Пьеро, то балерина,
То бурлеск, то пантомима,
То классический вокал!
С залом делает, что хочет:
То цыганкою хохочет,
То как оперная дива
Очаровывает зал!
Секрет театра жизни
Загадку загадал маститый автор
Сказав, что наша жизнь - сплошной театр…
До смысла тайного я только что допёр:
Мужчина - сцена, женщина - актёр!
И ей, ей-ей, присущ великий дар:
Менять и сцены, и репертуар.
Машина Времени Театр (Часть 2)
... Антракт. Шампанское, с икрою бутерброд
В прикосновенье к сказке убеждало
Наглаженный, напудренный народ,
Наглаженный, напудренный народ ...
Его все это как-то возвышало...
Фойе, как и перрон, один на всех:
Для взглядов, встреч, улыбок и надежды.
Сюда приходит Слава и Успех,
Сюда заходят Слава и Успех
Проветривать парадные одежды.
Театр - непростое волшебство;
И не найти на свете больше зала,
Где стали современником того,
Мы сами современники того,
Что наших бабушек и дедов волновало!
Здесь каждый то преступник, то герой,
Примеривает разные личины.
Здесь понимают женщины порой,
Здесь понимают женщины порой,
На ЧТО способны в ярости мужчины!
И проникая в то, что думал ОН,
И ЧТО его сознание помутило,
Тут, замерев, пол зала Дездемон,
И, задрожав, пол зала дездемон
На горле руку гнева ощутила!!!
...Здесь уживается Рассудок и Абсурд,
И с Пафосом сплетается Сатира,
Дозволено Толпе вершить свой Суд
Дозволено Толпе вершить свой Суд,
И создавать и низвергать Кумира...
... Театр, говорю без лишних слов
Спасибо. Мы с тобою пережили
За несколько взволнованных часов,
Всего за несколько взволнованных часов,
Искусство «быть» без всяких разных «или»!
Переливаются, что -- не понять уже:
Брильянты или слезы на ресницах...
Опущен занавес, а створки на душе,
Опущен занавес, а створки на душе
Еще трепещут прежде, чем закрыться.
На фото - спектакль "Чикаго" в театральном зале круизного лайнера
Свидетельство о публикации №124010301057
Вы аккуратно, с лёгким юмором, запечатлели закулисье,это закрытая для зрителя, кухня.
Мне понравилось.)
Мила Московская 20.09.2024 00:17 Заявить о нарушении
http://stihi.ru/2015/12/30/9323
Саша Богданов 20.09.2024 00:01 Заявить о нарушении
Рада знакомству!
Перечитаю ещё раз, очень понятно, знакомо, близко...
Север, любимый и далёкий.
Мне есть, что сказать и рассказать, надо собраться с мыслями, нырнуть в воспоминания и написать.
Айхал, Удачный, Ленск, Чернышевский, Олекминск, Якутск, Мирный, Алдан и т.д....
Тайга, сопки, зимник.
Мечтала стать геологом, но не вышло. А была у нас компания геологов и я, не забыты лица, но потеряны адреса. И так тепло на душе от воспоминаний...
Спасибо, Саша!
Мила Московская 20.09.2024 00:52 Заявить о нарушении
И большое спасибо за теплые рецензии.
Саша Богданов 20.09.2024 22:56 Заявить о нарушении