Кратко о Культуре
Таким образом, созревая и встраиваясь в бытоустройство народа закладывается и фундамент архитектуры его государственности. Это постоянный процесс обмена ценностями многозначащими для старшего поколения с подрастающим. Это не просто слив информации в общественное пространство. Информации недифференцированной, размывающей все границы, отвлекающей от идеи и дурманящей.
Я против таких общих понятий, как высокая культура, что подразумевает существование и низкой культуры. У культуры может быть только один антоним и это бескультурье. Культура либо она есть, либо её нет. Третьего или какой-то там полушкалы или полузначения нет. Высоким может быть уровень развития либо низким. Например, Римская Империя была высокоразвитой, но духовность в Древнем Риме, как таковая отсутствовала. Рим был высоко организованной цивилизацией. Главное в культуре — это духовность. Именно эта её составляющая и отличает культуру от цивилизации, что сегодня является модным взаимозаменять и эти два различных по нагрузке понятия. Цивилизация — это свод писаных законов и накопленных знаний. Культура — это духовное производство в первую очередь в народном творчестве и преемственность, осуществляющаяся через него же.
Культурное общество не отменят достижений цивилизации, оно их включает в себя. Закон при этом не отменяется и несёт обществу определённые необходимые блага. Но исчезнет государство и его законы канут в лету. Культура живёт пока живут на земле её носители. Злободневный на сегодня вопрос — это превращение культурного государства в территорию «цивилизации» через обнуление преемственности. Вытравливание духовной составляющей государства с целью недопущения существования культуры после гибели государства. Закрыть гештальт одним махом и избавиться и от государства, и от носителей культуры, дабы эти «культурные партизаны», оставшиеся в тылу, не преподнесли сюрпризы.
Графически между культурой и духовностью ставлю знак равенства. Поэтому Древний Рим за всю историю своего существования не создал ни одной школы философской мысли. Не отрицая существования философов в Риме, стоит подчеркнуть заимствование ими идей у древнегреческих философов, в частности эпикурейцев. Шла компиляция уже произведённого продукта с учётом практических задач политики, риторики и далее.
Стоицизм Аннея Луция Сенеки — это те же практики в прививании твёрдости в жизненных испытаниях. В основе их лежат принципы, на первый план которых выносится добродетель. Стоицизм интересен, но это не тема данного разбора. Стоицизм несёт уверенную цивилизационную нагрузку, а не культурную. Возможно, предпосылку в зарождающейся культуре. Может всего лишь в шаге от её зачатия, но его же ученик император Нерон, не имеющий добродетели, устраняет Сенеку, заставив последнего свести счёты с жизнью. Опять-таки стоицизм это попытка взыскать и взрастить добродетель в патрициях. Поэтому на данном этапе невозможно говорить о встраивании чего-то в общенародную традицию, ибо народ здесь всё ещё плебс.
Возвращаясь к теме. Выводя за скобки общества духовность, культура его уничтожается. Подытожим вышесказанное и сложим из него два алгоритма воспитания:
Алгоритм A против Алгоритма Б
1. Обмен информацией против Обмена опытом;
2. Навязывание форм поведения и моды против Закрепления моральных императивов;
3. Деформация отношений против Трансформации ценностей между поколениями;
4. Базаровщина против Преемственности;
5. Отвязанность против Ответственности;
6. «Клуб» эгоистов против Взаимовыручки;
7. Сектантство, разрозненность против Нравственно-духовного единения, Соборности;
8. Отсутствие культурного кода против Формирования культурного кода
В итоге имеем:
Мультибазаровщина супротив Традиционности;
Кочевничество супротив Государственности;
«Родина там, где хорошо» супротив «Чувства Родины»;
Паразитарность супротив Патриотизма;
Это две формы воздействия на подрастающее поколение. Очевидно также что они взаимоисключающие по отношению друг ко другу и от каждой из форм получаем соответствующий социальный продукт на выходе. И нет никакой гибридной формы и нельзя даже ни один из этих сегментов взаимозаместить. И как не вспомнить тут утверждение Отто фон Бисмарка, «войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».
* Рисунки взяты из открытых источников в интернете. Комсомолка и вторая сюрреализм в творчестве Михаила Хохлачёва. Выражаю благодарность авторам.
** Дисклеймер: Мини коллаж создан для усиления восприятия посредством контрастной визуализации противоположностей и не является критикой ни одной из работ. При требовании автора обязуюсь удалить изображение.
Свидетельство о публикации №123123103688