Язык заката
*
Где-то же кончается море
Хорошо что отсюда не видно
Экслибрис memento mori
Тоже говорит прямо
Но предупреждение вовсе не повод
В конце не листать волны
Только было бы очень обидно
Вместо пропасти свалиться в яму
Хотя привычней даже морским поэтам
Резать колбасу а не вены
Не говорить же с забором об этом
В приступе откровенности
*
Когда на улицы выползают желтоглазые змеи,
Снег отчаявшейся бабочкой летит на огни безопасных лампочек,
А ночь – это такая Лорелея, но не вамп, а вампочка,
Смотрит, гася один за другим зрачки окон,
Как принято, никого не жалея:
«Что, – говорит, – плохо?»
Что ты ей, немке, ответишь, дуры не стареют.
*
Пройдет волна, потом другая.
А чайки вечно голодны.
Вот так у моря привыкаешь,
Как к ощущению вины,
К тому, что мелкое – песочно,
Морское – ртутно, бегло, вечно.
Ты что-то в нем, не чайка точно,
Хотя голодное, конечно.
Любовное предложение
*
Душа иллюзии хотела,
Пила шампанское до дна.
Как будто жизнь прошелестела
У приоткрытого окна.
Фиалки, плечи, губы, ленты,
И, остановленные в блюзе,
Мы были лучшим из моментов
В ее собрании иллюзий.
*
Сквозила бедность изо всех щелей,
Мы грелись у страстей и вдохновенья,
Пытаясь из разбросанных вещей
Любовное составить предложенье.
О, если бы до строчки, до чулка
Вмещалась жизнь в одно произведение…
Рука щеки касается слегка,
Она же первой бьет без промедленья.
Любовь, а ты все так же хороша
И, бросившая, больше чем прекрасна.
На расстоянье греется душа
Звезды далекой светом безопасным.
*
Не от жестокости и страха
Впивались мы друг другу в вены.
Ей нужен терпкий жизни запах,
И мы платили эту цену.
Пусть это много – это мало,
Ни полупуст, ни полуполон –
Любовь бы лучше голодала.
Не утоляем больше голод.
Федор Терентьев
С перцем и уксусом, солью с горчицей –
Насервировано не мелочившись.
Ешьте поэта, которого не было,
Никто от него ничего и не требовал,
Пьянствовать, чтобы похмелием мучиться,
Знать наизусть Пастернака и Тютчева,
Главного важного нужного прочего,
Фиговых листьев по имени-отчеству.
Голым гуляй, ей одной соответствуя,
Той, что всегда под сомненьем и следствием,
Вечно витает, где строчке захочется,
На фиг ей имя-фамилия-отчество?
На языке заката
*
Ползет язык заката по стене…
Ну, кто кого? Спокойствие утеса
Или полоска времени в огне,
Сбегающая вечно из-под носа?
Однако ночь. От солнца ни следа.
Стена осталась непоколебима.
Но всходит, всходит желтая звезда
И миллионы лет проносит мимо.
*
Чудесное свойство науки –
Запутывать ясные вещи.
Заглянешь в глаза ей от скуки
И перед громадой трепещешь:
Цитат вавилонские башни,
Членистые демоны формул…
А ты, побежден, ошарашен,
Ответа не видишь упорно.
*
Упрости меня до понятного,
Умести в кармане у времени.
Не сверкали бы дырки пятками,
Знак бы качества цвел на темени.
Чтобы ветер дул как положено,
Не менял в пути настроения.
Чтобы все, что будет изложено, –
В согласительном наклонении.
Чтобы правые были правыми.
Чтобы левые были левыми.
В общем, сразу сделай двуглавою,
Там отрубим особо смелую.
*
Стучали зубы ладно в голос
Четырнадцатой фиги Баха…
Нет, я попробую еще раз,
Большое требует размаха.
Вступали вилки, жизнь играла
Палитрой всей единства мнений.
Я, пропустившая начало,
Догнать пыталась опьяненье.
Свежели блюда очертанья,
Рождались соусы с гарниром,
Прилично случаю собранье
Подпеть отважилось клавиру…
И вдруг какой-то маргинал,
Совсем в повествованье лишний,
Случайно главное сказал,
Как воздух отрыгнул в затишье,
Как будто пукнул на весь зал.
Смешались в кучу люди, кони…
Нет, это вовсе не отсюда.
Согнулись зрители в поклоне.
Их пригласят и не забудут.
*
Сейчас вот так, такая проза дня.
Что делать, но нелюбопытны книжки.
Минутная мышиная возня,
Вселенского ничтожества интрижки.
Как измельчал хэкфордский адвокат! –
Не дуло б в щель, за дверью не стучала
Душа ветхозаветная в набат,
Как будто ей быть вечно юной мало.
*
Я узнаю тебя во всем,
Вот пробежала тень по лицам.
Сидящие перед огнем
Не перестали веселиться.
Пробрался зябкий холодок
Сквозь истончившиеся стены.
Накинуть хочется пальто.
Подбросить новое полено.
И продолжать, и продолжать,
Согнать нелепостью нелепость.
Как будто может не летать
Крыло, раздвинувшее крепость.
Не согревает огонек,
Уже никто не верит в братство,
Уже собрался наутек,
А через стены не пробраться.
И снова кто-то у дверей
Бокал шампанского подносит.
Так опьяни меня скорей,
Пока крыло весь мир разносит.
*
Судьба стареющего мира…
А ведь могла бы благородно
Дышать не скукой и сортиром.
Но это, видимо, природно,
Когда пора мироустройству
Прийти в себя – давно другого,
Плюя на нервное расстройство.
Но как скопцу родить такого…
Там все Тибулы, Прометеи,
Лежат, отравленные негой.
Один другого записнее,
Восходят фрики из-под снега.
Кавафис! Варваров не видно.
Что Рим! Но ты украл надежду.
Руинам стать не может стыдно,
Как вам могло – великим прежним.
*
То в Аргентине, то, собственно, рядом.
Так вам, товарищи фрики, и надо,
Если трагедия стала сатирой.
Старость – расплата за молодость мира.
Как же все вдруг подряхлело на свете!
Зубы держали, да не удержались.
Впрочем, потери никто не заметил,
Глупость – таблетка от лишней печали.
Стало печально совсем на планете.
*
Его Величество почесывает нос,
Фамильное достоинство Бурбонов.
Монархия слетает под откос,
Качается Бастилья и корона –
И славная подставка для нее,
Так хорошо прилаженная к телу.
Но греет мысль, как теплое белье:
«Что ж, Франция, ты этого хотела».
Когда-нибудь история поймет,
Что головой бросаться некрасиво.
Прости, король, ей смех и эшафот
Перед ее грядущей перспективой.
Кочегар
Какая-то вползающая жуть,
Я вижу ад, сознание в обломках.
Но, кочегар, поддай еще чуть-чуть,
Напрасным назиданием потомкам
Мы станем через времени виток –
Напрасной жизни дивный завиток.
Работою натружено плечо
(А наши тени бегают по стенам) –
Один из всех полезным занят делом, –
Играют мышцы, светится зрачок,
Ликующая кожа запотела.
Призванье отыскавшая душа
Страшна и отвратительно красива…
И этим можно воздухом дышать,
И этим счастьем можно быть счастливым.
Там, в ореоле красных языков
(А наши тени бегают по стенам),
Бог кормит печь драконьим молоком.
Как набухают вздыбленные вены!
Пожалуй что, взорвется весь котел,
И паровоз, и частное собранье
Отпетых персонажей и сестер,
Не милосердья, значит, состраданья.
А наши тени бегают по стенам.
От легкой мотыльковости ума
*
– А правда ли, что милости достойны
Особо павшие? – пока сидим на крыше,
Я спрашиваю ангела невольно.
Он смотрит вниз и тяжелее дышит,
Как будто вовсе падать не желая:
– Там же асфальт.
– Ведь обещают горы…
– Но прежде горней властью запрещают
На тему дня ночные разговоры.
*
Снова дорога свернула с пути,
Солнце висит под углом неестественным.
Страшно подумать, какая ответственность
На проходимце, подслушавшем спор
Между «давай громыхнем» и «не надо».
Все-таки ты безнадежный позер,
Ангел из чистого шоколада.
Кажется, я никогда не пойму
Липкое, сладкое, как предвкушение…
Все же зачем ты врагу своему
Так обломал радикальное мнение?
*
Сонная улица в белых барашках.
Вот, допросились нежданного снега.
Что теперь делать провинции нашей,
Как их пасти, не спросили у неба.
Вечно захочешь чего-то большого,
Чтоб от восхода тебе до заката.
А ничего для него не готово,
Нет даже коврика. Даже лопаты.
*
Когда ночами бегали дома
Друг к другу в гости, номера меняя, –
От легкой мотыльковости ума
И оттого, что улица такая,
На ней должно успеть произойти
Все, до чего потом не достучишься, –
И рассыпали с крыши конфетти
Какие-то пернатые мальчишки…
Да мало ли упало звезд с тех пор
И разлетелось прямо под ногами,
Но как гуляли улица и двор
И все дома со всеми номерами!
*
Какая-то космическая связь –
Запутаны и невесомы нити,
Но если есть история событий,
То драматург не пал бы рожей в грязь.
Нет, все же интереснее сюжет,
Тем более что ты привязан к роли.
И как всегда, поставлен плохо свет.
Партнер молчит. Да ты там умер, что ли?
Ты Ницше не читай совсем всерьез,
Он хоронил с надеждою на чудо.
Безумье выше венчиков из роз,
Но не сыграет никогда Иуду.
Свидетельство о публикации №123123001717
(«Душа иллюзии хотела...»,
«Сквозила бедность изо всех щелей...»),
«На языке заката»
(«Ползет язык заката по стене...»,
«Я узнаю тебя во всем...»,
«Его Величество почесывает нос...»),
«От легкой мотыльковости ума»
(«Когда ночами бегали дома...»,
«Какая-то космическая связь...»).
Ниже пойдут стихи, близкие по смыслу этому циклу. Правда, они не совсем уж точно передают взаимоотношения героев цикла, а лишь в какой-то мере. Извините, пожалуйста, Наталья.
Мария Петровых
* * *
Сказать бы, слов своих не слыша,
Дыханья, дуновенья тише,
Беззвучно, как дымок над крышей
Иль тень его (по снегу тень
Скользит, но спящий снег не будит),
Сказать тебе, что счастье - будет,
Сказать в безмолвствующий день.
Давид Самойлов
КРАСОТА
Она как скрипка на моем плече.
И я ее, подобно скрипачу,
К себе рукою прижимаю.
И волосы струятся по плечу,
Как музыка немая.
Она как скрипка на моем плече.
Что знает скрипка о высоком пенье?
Что я о ней? Что пламя о свече?
И сам Господь - что знает о творенье?
Ведь высший дар себя не узнает.
А красота превыше дарований -
Она себя являет без стараний
И одарять собой не устает.
Она как скрипка на моем плече.
И очень сложен смысл ее гармоний.
Но внятен всем. И каждого томит.
И для нее никто не посторонний.
И, отрешась от распрей и забот,
Мы слушаем в минуту просветленья
То долгое и медленное пенье
И узнаем в нем высшее значенье,
Которое себя не узнает.
Константин Паустовский
* * *
Побудь со мной. Мне жутко одному.
Глухая ночь приникла к окнам дома.
Лишь ветер рвёт полуночную тьму,
И так тяжка, так медленна истома.
Налей вина. В задумчивом бреду
Мне будут грезиться знакомые улыбки,
Прозрачность вечеров в желтеющем саду,
И девичьи глаза, и плачущие скрипки.
Минует ночь. Рассвет смежит слова
Глубоким сном, и день пройдёт без муки,
Склонится в зное дум бессильно голова
На тонкие, изысканные руки.
Иннокентий Анненский
Аметисты
Когда, сжигая синеву,
Багряный день растет неистов,
Как часто сумрак я зову,
Холодный сумрак аметистов.
И чтоб не знойные лучи
Сжигали грани аметиста,
А лишь мерцание свечи
Лилось там жидко и огнисто.
И, лиловея и дробясь,
Чтоб уверяло там сиянье,
Что где-то есть не наша _связь_,
А лучезарное _слиянье_...
И. Анненский
МЕЛОДИЯ ДЛЯ АРФЫ
Мечту моей тоскующей любви
Твои глаза с моими делят немо...
О белая, о нежная, живи!
Тебя сорвать мне страшно, хризантема.
Но я хочу, чтоб ты была одна,
Чтоб тень твоя с другою не сливалась
И чтоб одна тобою любовалась
В немую ночь холодная луна...
Любовное предложение
*
Душа иллюзии хотела,
Пила шампанское до дна.
Как будто жизнь прошелестела
У приоткрытого окна.
Фиалки, плечи, губы, ленты,
И, остановленные в блюзе,
Мы были лучшим из моментов
В ее собрании иллюзий.
Н. П., из цикла «Ноябрь, 20. Вуалехвосты»
Необъяснимо
Я падаю спиной на листья -
Летят деревья в облака.
Я не могу остановиться,
Я повторяю путь листка.
Круженье крон необъяснимо,
Всё - танец, вихрь, хоровод,
Летят земля и небо мимо.
Он умирает. Он живет.
О чем танцует он, зачем же
Ему повсюду высота?
Необъяснимая надежда,
Безжалостная красота.
И. Анненский
Canzone
Если б вдруг ожила небылица,
На окно я поставлю свечу -
Приходи... Мы не будем делиться,
Все отдать тебе счастье хочу!
Ты придешь и на голос печали,
Потому что светла и нежна,
Потому что тебя обещали
Мне когда-то сирень и луна.
Но... бывают такие минуты,
Когда страшно и пусто в груди...
Я тяжел - и немой и согнутый...
Я хочу быть один... уходи!
И. Анненский
В вагоне
Довольно дел, довольно слов,
Побудем молча, без улыбок.
Снежит из низких облаков,
А горний свет уныл и зыбок.
В непостижимой им борьбе
Мятутся черные ракиты.
"До завтра,- говорю тебе,-
Сегодня мы с тобою квиты".
Хочу, не грезя, не моля,
Пускай безмерно виноватый,
Глядеть на белые поля
Через стекло с налипшей ватой.
А ты красуйся, ты - гори...
Ты уверяй, что ты простила,
Гори полоской той зари,
Вокруг которой все застыло.
М. Петровых
* * *
Но разве счастье взять руками голыми?-
Оно сожжёт.
Меня швыряло из огня да в полымя
И вновь - об лёд.
И в кровь о камень сердца несравненного,-
До забытья...
Тебя ль судить,- бессмертного, мгновенного,
Судьба моя!
Любовное предложение
*
Сквозила бедность изо всех щелей,
Мы грелись у страстей и вдохновенья,
Пытаясь из разбросанных вещей
Любовное составить предложенье.
О, если бы до строчки, до чулка
Вмещалась жизнь в одно произведение…
Рука щеки касается слегка,
Она же первой бьет без промедленья.
Любовь, а ты все так же хороша
И, бросившая, больше чем прекрасна.
На расстоянье греется душа
Звезды далекой светом безопасным.
Н. П., из цикла «Москва-Кассиопея»
Корабли черного моря
*
Постою, посмотрю про запас, подышу, опьянею.
Хорошо бы открыть. Но не надо - и так хорошо.
Дорогая Москва, где-то в области Кассиопеи
Голубая звезда. Только наш звездоход не дошел.
Дорогая звезда, ты почти что Москва, только ближе,
До тебя ничего, ни всего, да и так - ни на кой.
Восходи и виси над скамейкой, над лужей, над крышей.
Не откроют тебя. Оставайся мечтой голубой.
Марина Андреева 10 14.11.2024 20:33 Заявить о нарушении
*
Ползет язык заката по стене…
Ну, кто кого? Спокойствие утеса
Или полоска времени в огне,
Сбегающая вечно из-под носа?
Однако ночь. От солнца ни следа.
Стена осталась непоколебима.
Но всходит, всходит желтая звезда
И миллионы лет проносит мимо.
Михаил Лермонтов
УТЁС
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
И. Анненский
На закате
Покуда душный день томится, догорая,
Не отрывая глаз от розового края...
Побудь со мной грустна, побудь со мной одна:
Я не допил еще тоски твоей до дна...
Мне надо струн твоих: они дрожат печальней
И слаще, чем листы на той березе дальней...
Чего боишься ты? Я призрак, я ничей...
О, не вноси ко мне пылающих свечей...
Я знаю: бабочки дрожащими крылами
Не в силах потушить мучительное пламя,
И знаю, кем огонь тот траурный раздут,
С которого они сожженные падут...
Мне страшно, что с огнем не спят воспоминанья,
И мертвых бабочек мне страшно трепетанье.
И. Анненский
Призраки
И бродят тени, и молят тени:
"Пусти, пусти!"
От этих лунных осеребрений
Куда ж уйти?
Зеленый призрак куста сирени
Прильнул к окну...
Уйдите, тени, оставьте, тени,
Со мной одну...
Она недвижна, она немая,
С следами слез,
С двумя кистями сиреней мая
В извивах кос...
Но и неслышным я верен пеням,
И, как в бреду,
На гравий сада я по ступеням
За ней сойду.
О бледный призрак, скажи скорее
Мои вины,
Покуда стекла на галерее
Еще черны.
Цветы - завянут, цветы обманны,
Но я... я - твой!
В тумане холод, в тумане раны
Перед зарей...
На языке заката
*
Я узнаю тебя во всем:
Вот пробежала тень по лицам.
Сидящие перед огнем
Не перестали веселиться.
Пробрался зябкий холодок
Сквозь истончившиеся стены.
Накинуть хочется пальто.
Подбросить новое полено.
И продолжать, и продолжать,
Согнать нелепостью нелепость.
Как будто может не летать
Крыло, раздвинувшее крепость.
Не согревает огонек,
Уже никто не верит в братство,
Уже собрался наутек,
А через стены не пробраться.
И снова кто-то у дверей
Бокал шампанского подносит.
Так опьяни меня скорей,
Пока крыло весь мир разносит.
И. Анненский
Свечку внесли
Не мерещится ль вам иногда,
Когда сумерки ходят по дому:
Тут же возле иная среда,
Где живем мы совсем по-другому?
С тенью тень там так мягко слилась,
Там бывает такая минута,
Что лучами незримыми глаз
Мы уходим друг в друга как будто.
И движеньем спугнуть этот миг
Мы боимся, иль словом нарушить,
Точно ухом кто возле приник,
Заставляя далекое слушать.
Но едва запылает свеча -
Чуткий мир уступает без боя,
Лишь из глаз по наклонам луча
Тени в пламя сбегут голубое.
Николай Гумилёв
ПАМЯТИ АННЕНСКОГО
К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.
Я помню дни: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.
Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространство безымянных
Мечтаний - слабого меня.
О, в сумрак отступающие вещи
И еле слышные духи,
И этот голос, нежный и зловещий,
Уже читающий стихи!
В них плакала какая-то обида,
Звенела медь и шла гроза,
А там, над шкафом, профиль Эврипида
Слепил горящие глаза.
...Скамью я знаю в парке; мне сказали,
Что он любил сидеть на ней,
Задумчиво смотря, как сини дали
В червонном золоте аллей.
Там вечером и страшно и красиво,
В тумане светит мрамор плит,
И женщина, как серна боязлива,
Во тьме к прохожему спешит.
Она глядит, она поет и плачет,
И снова плачет и поет,
Не понимая, что всё это значит,
Но только чувствуя - не тот.
Журчит вода, протачивая шлюзы,
Сырой травою пахнет мгла,
И жалок голос одинокой музы,
Последней - Царского Села.
Анна Ахматова
Из цикла «ЦАРСКОСЕЛЬСКИЕ СТРОКИ»
II
Все души милых на высоких звездах.
Как хорошо, что некого терять
И можно плакать. Царскосельский воздух
Был создан, чтобы песни повторять.
У берега серебряная ива
Касается сентябрьских ярких вод.
Из прошлого восставши, молчаливо
Ко мне навстречу тень моя идет.
Здесь столько лир повешено на ветки,
Но и моей как будто место есть.
А этот дождик, солнечный и редкий,
Мне утешенье и благая весть.
Марина Андреева 10 14.11.2024 21:05 Заявить о нарушении