Слышать друг друга

     - Мама, а почему люди не слышат друг друга? - забираясь на мамины колени, спросила Настенька.
     - Не слышат - это как? - задала уточняющий вопрос мама.
     - Ну, вот мы сегодня гуляли в садике, и я услышала, как за забором ссорились дяденька с тетенькой. Они громко разговаривали, что-то доказывали друг другу, а потом тетенька крикнула: "Ты просто не слышишь то, о чем я тебе говорю!" А почему он не слышит? Она ведь так громко с ним разговаривала, что даже я услышала.
     - Вот оно что, - сказала мама, - теперь я понимаю, что ты имеешь ввиду.  Итак, ты готова поговорить на эту тему?
     - Конечно, мама, мне это так интересно. Я понимаю, что когда кто-то очень тихо говорит, его не слышно. А вот чтобы не слышно было того, кто громко разговаривает, это для меня загадка.
     Мама рассмеялась. Ей нравилось любопытство дочери. Нравилось разгадывать с ней разные жизненные загадки. Нравилось слушать, как дочь ищет решения и находит их. Вот и теперь родилась новая загадка. И важно, чтобы Настенька усвоила и этот жизненный урок.
     - Тогда представь себе, что ты стоишь у лестницы, ведущей на второй этаж, в доме, где два этажа. Есть позиция внизу - в начале лестницы. Есть вторая - площадка между двумя этажами. И есть третья - на вершине лестницы. Представила?
     - Да, мамуль, представила.
     - На каждой позиции стоит человек. Как ты думаешь, кому из них видно больше, чем двум остальным?
     Настенька задумалась. Сначала ей показалось, что больше видно тому, кто стоит сверху. Потом она усомнилась в своем быстром решении."Тот, кто стоит сверху, не видит, что происходит внизу, - подумала она. - Тот, кто стоит внизу, не видит, что происходит наверху. А тот, кто стоит между этажами, видит только лестницу, ведущую вверх, и лестницу, ведущую вниз. И что получается? Что никто  не видит, что происходит у двух других?" Настенька растерянно посмотрела на маму и поведала ей свою догадку.
     - Все верно, моя девочка, ты просто умница! - погладила мама Настеньку по голове. - Я просто восхищаясь тому, как ты умеешь исследовать и делать открытия, когда мы с тобой беседуем. А теперь подумай и ответь, пожалуйста, могут ли они
понять друг друга, не видя всей картины мира, открывающейся перед каждым из них?
     - Нет, конечно, - уверенно произнесла Настенька. Никто из них не видит всего того, что видят другие.
     - А как ты думаешь, по какой причине? - спросила мама.
     - Ну у них же нет глаз, которые могут вылезать и исследовать все вокруг! Им же надо тогда или подниматься, или спускаться с лестницы, чтобы все это увидеть! - рассмеялась Настенька.
     - Точно! - улыбнулась и мама. - И какой можно из этого сделать вывод?
     Настенька задумалась, а потом ответила:
     - Не стоит обижаться на того, кто не видит всей картины мира, потому что у каждого своя маленькая картинка. Это как пазлы, да, мамуль? Вот мы играем с тобой или папой и собираем картинки из пазлов. И если какого-то пазла не хватает, картинка не получается. Ее невозможно увидеть целиком.
     - Все верно, моя умница! - похвалила мама дочь.
     - Стой, мамуль, это про "видеть", а что про "слышать"? Ведь тетенька кричала: "Ты меня не слышишь!"
     - Здесь то же самое, - начала мама. - Представь сейчас яблоко. И теперь опиши мне, как ты его видишь? Какое оно у тебя?
     Настенька на минуту задумалась, представляя себе яблоко:
     - Оно большое, красное с желтыми полосочками, пахучее, сладкое, ух, мама, даже слюнки потекли! Так захотелось его съесть!
     - А давай спросим у папы, какое у него яблоко? - предложила мама.
     - Давай! - подхватила радостно Настенька. Ей нравилась эта игра. Подбежав к отцу, Настенька обняла его и загадочно произнесла - папочка, представь яблоко.
     - Представил, - хитро улыбнулся папа.
     - И какое оно у тебя? - с нетерпением произнесла Настенька.
     - Большое, зеленое, висит на ветке.
     - Вот это да, - удивленно произнесла Настенька. - И что, у тебя тоже яблоко другое? - обратилась она к маме.
     - Да, доченька, мое яблоко желтое, кисло-сладкое, лежит в вазе и ждет, когда я его порежу для "шарлотки", - улыбнулась ласково мама.
     Настенька сидела минуты две молча, что-то осознавая, обдумывая, исследуя. Наконец, собравшись с мыслями, она сказала:
     - Значит, мы можем говорить об одном и том же, но в голове у нас разные картинки?
     - Все верно, моя девочка.
     - И когда разные картинки, мы видим только то, что у нас в голове, и не видим, что в голове у другого?
     - Все так.
     - И тогда я буду говорить о своем, а другой будет говорить о своем?
     - Вот ты и приходишь к пониманию еще одного важного урока, дочурка. У каждого человека свое восприятие и свое понимание того, что происходит вокруг. И он видит только то, что может увидеть, слышит только то, что может услышать, воспринимает только так, как может воспринимать. 
     - И что теперь делать, мамуль? Как услышать и понять другого человека? - задумчиво спросила Настенька.
     - А ты как думаешь? - улыбнулась мама. Ей не хотелось давать подсказку дочери, а позволить ей самой найти ответ на свой вопрос.
     Настеньке потребовалось некоторое время, чтобы понять, как можно лучше всего взаимодействовать с другим человеком.
     - Мне кажется, - сказала она, - нужно сначала понять, о каком яблоке идет речь, а потом уже обсуждать это яблоко. Да, мам?
     - Да, доченька, - ласково произнесла мама.
     - И когда будет понятно, какое яблоко мы обсуждаем, не будет необходимости кричать и доказывать, что это не то яблоко. И тогда люди будут слышать друг друга и понимать друг друга.
     - Вот ты и нашла ответ на свой вопрос, - обняла мама дочь и крепко прижала к груди. - Очень важно учиться понимать друг друга. И для этого необходимо желание понять, а не желание доказать. Когда люди учатся слушать и слышать друг друга, им легче договориться и жить в мире и согласии. А если они с чем-то не согласны, то они могут объяснить, что именно им не нравится, и вместе найти решение, которое их устроит.
     - Вот почему вы с папой понимаете друг друга! - восторженно произнесла Настенька. - Поэтому и я такая умница!
     Мама с папой рассмеялись. Рассмеялась и Настенька. Им всем было радостно, ведь они умеют слышать и понимать друг друга. А если что-то непонятно - разговаривать друг с другом и задавать вопросы, чтобы достичь понимания. А когда есть понимание, то и жить становится радостнее. Ведь так интересно знакомиться с миром другого человека и делиться своим. Ведь там тоже есть, чему удивляться и что открывать.

А как у вас?

27.12.2023 г.


      

    


Рецензии