Лилит

Джульетты не было на свете…
          Лилит, конечно же, была!
~~~~~~
          «И сказал змей жене: действительно Бог сказал: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: от всех дерев мы можем есть, от плода же дерева, которое посреди рая, сказал Бог, не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:1–3).
~~~~~~

Адам был слаб, поддавшись Еве,
а может, сладким голосам,
       подвёл её к плодам на древе:
       – Один лишь взгляд!.. Но съесть не дам!
Он не мудрец, не Авиценна,
жене противиться не мог:
       – Всего лишь взгляд на плод бесценный,
       что запретил вкушать нам Бог!
Сам, в искушении великом,
взирал, предчувствуя финал…
       А демон тьмы с прелестным ликом
       господним чадам щебетал:

– Адам, сей дивный плод отведай.
Меня ты помнишь, мой герой?
А эта – вовсе не Джульетта,
не станет жертвовать собой;
       с тебя листок последний снимет
       и пустит мужа голяком,
       все мысли – только об интиме…
       Жаль, что с Ш-шекспиром не знаком!

– Отведай, Ева, дар сей божий.
А тот урод – неужто, муж?!
Смотри, как мы с тобой похожи…–
зеркальность ликов, сходство душ!
       Тебе сменить наряд бы надо…
       Не для твоих запрет ушей!
       Ведь выбор фи́говых нарядов
       важнее, выбора мужей!..

– Адам, тебя с ней ждут проблемы…
Да если ангел вступит в брак –
с ним не сравнится даже демон!
Но ты же, милый, не дурак…
       Брак одиночеству послужит,
       сужает он общенья круг,
       он охолащивает души…
       Да в нём…– без лемеха ты плуг!

– Ешь, Ева, еш-шь, и верь подруге…
Ты умной быть иль верной хочешь?
Учти, неверные супруги
куда желаннее всех прочих.
       Нельзя же быть такой упрямой!..
       Скажи, какой с Адама прок!..
       Да легкомыслие для дамы –
       есть добродетель, не порок!

– Мой милый, брак не богадельня, –
жена на шее не нужна!
И всё должно быть с ней раздельно…
Учись… хотя бы у слона!
       И жизнь твоя свободней будет –
       ведь тесно в ней для двух сердец.
       А Бог...– он сына не осудит,
       пусть он и строг, но он Отец.

– Моя бедняжка, ты в неволе, –
муж скуп и груб, подарки редки!
А брак – рулетка, фарт – не боле.
Ты не слыхала о рулетке?!
       И будет он – тебя, постылый,
       винить, послушную, как воск,
       что ты ребра его лишила…
       а следом – вынесла и мозг!

– Ешь плод, мотай на ус и слушай:
у женщин разный прейскурант…
одной – подай и плоть, и душу,
другой – сервант да провиант.
       А эта вот, за-ради скуки,
       лишит и сердца, и души,
       и обречёт тебя на муки.
       Проси другую! Поспеш-ши!

– Съешь, Ева, плод, чтоб ум твой вырос,
чтоб стал сравним с длиной волос.
И мужа надо брать на вырост...
А этот твой…– и гол, и бос!
       А нужно брать на перспективу,
       с прямым расчётом на доход.
       Гони Адама в хвост и в гриву!
       Милаш-шка, съеш-шь волш-шебный плод...
~~~~~~

       Заблаговременно приношу извинения читателям, глубоко погруженным в содержание Священного Писания и решившимся потратить время на прочтение нижеследующего комментария.
Также прошу снизойти к моим несистемным "раскопкам" в нагромождениях информации по этой щекотливой теме, к попыткам разобраться в причинах, послуживших созданию образа змея-искусителя – довольно спорного, странного, противоречивого.
Вопрос этот возник давно, в процессе знакомства с произведениями живописного искусства, посвященными библейскому повествованию о «Грехопадении»: почему в ряде средневековых картин и миниатюр, и даже на фреске Микеланджело в Сикстинской капелле, змей-искуситель изображен столь странно; на каких-то работах «рептилия» изображена с женской головой, а где-то в образе змея совмещается тело женщины с хвостом змеи?
Итак, попробуем обратиться к библейскому повествованию о сотворении человека.
.
       В книге Бытие дважды рассказывается о сотворении человека!
Согласно первому рассказу, Бог берет прах земной и из него творит человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного…» (Бытие 2:7).
При этом Он говорит: «Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему». (Бытие 1:26).
Далее в Бытие 1:27-28 повествуется: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь...»
*
       И в Евангелие от Марка (Глава 10, стих 6) также говорится: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их».
*
       Таким образом, Создатель сотворил сразу мужчину и женщину, и благословил их словами: «плодитесь и размножайтесь...»
Затем «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».
*
       В следующем повествовании, во второй главе книги Бытие, мы видим уже совсем другое событие – и это не повторение первого рассказа в иных выражениях, а действительно новое событие.
В Бытие 2:7-18 повествуется следующее: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».
А затем происходит следующее: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
*
       Предположим, что изначально человеческое существо, несет в себе все мужские и все женские свойства, и оказывается перед лицом ситуации, которая приводит его к следующему шагу в самопознании: Бог приводит к человеку все твари, чтобы они получили от него имя.
И человек обнаруживает, что среди иных всех творений только он одинок – у него нет пары.
Он ощущает неполноту, чувствует необходимость иметь рядом другого, который был бы равен ему, соответствовал ему. И Бог отзывается: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.» (Бытие 2:21-22).
И жена создается из ребра, взятого у человека, погружённого в крепкий сон. И после пробуждения человека Господь приводит к нему жену.
*
       Что же происходило, почему прочитывается несоответствие в порядке создания мужчины и женщины?
Ведь прежде было уже написано, что «мужчину и женщину сотворил их» Он сразу и благословил их. А теперь получается, что человек оказался одинок, и требуется ему помощник, так как «…для человека не нашлось помощника, подобного ему».
*
       Встречается и такое объяснение библейского описания процесса создания: «Существо, которое в тот момент выходит из рук Божиих, является как бы образом многосложности Божией, отражением того, что Бог Един в Трех Лицах; это выражается в том, что человек один, но больше, чем монада, чем арифметическая единица».
*
       В Тексте, в переводах на другие языки, говорится, что Бог наводит на человека «крепкий или глубокий сон». Но существует и один перевод, сделанный за столетие до Р.Х.
Этот перевод был сделан в Александрии по указанию царя Птолемея, пожелавшего иметь греческий перевод Библии.
В этом переводе, называемом «Септуагинте» (“перевод семидесяти старцев”), вместо слов «глубокий сон» употреблено слово «экстазис», которое означает «взлет», «возбуждение».
Бог приводит человека в состояние, когда тот внезапно становится «больше себя самого», «перерастает себя». Вроде как, человек внезапно перерастает себя, и рождается Ева.
*
       Вероятно, строки, в которых написано, что Ева была создана из ребра, не были переведены правильно. Некоторые исследователи Библии говорят, что речь в повествовании идет не о «ребре», а о «стороне». Человек как бы разделяется.
Затем человек смотрит на жену и говорит:  «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)» (Бытие 2:23).
Например, протоиерей Сергей Лепин так объясняет описываемое Библией создание: «Неточный перевод несколько скрывает от нас всю грандиозность библейского образа. Еврейское слово «цело» которое обычно переводится как ребро, может быть переведено не только так. Часто в Библии оно обозначает «сторону». Это слово может быть переведено и как «грань», «аспект»… Ева – это не просто кость Адама (а может, и вовсе не кость). Она – одна из сторон его природы, его грань, его аспект…»
*
       Но в любом случае просматривается разночтение между прежним «сотворением мужчины и женщины, по образу Божию», и последующим отделением жены от мужа.
Так неужели, существовала и другая женщина, созданная единовременно с Адамом «из праха земного»?
Упоминание о ней, под именем Лилит, встречается в «Алфавите Бен-Сира», в Свитках Мертвого моря, Книге ЗОАР, в неканонических евангелиях.
Упоминается, что, расставшись с Адамом, Лилит стала злой демоницей, «убивающей младенцев».
В тексте Танаха слово ;;;;;;;; – «Лилит» переводится как «ночное привидение».
В Книге пророка Исаии говорится про «ночное существо», которое живет среди руин,
когда речь заходит о запустении Идумеи после Божьего суда (Ис. 34:13, 14):
13. «И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов».
14. «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой».
И очевидно, речь здесь идёт не о «зверях пустыни».
Книга «Бен-Сирах» или «Бен-Сира» – литературный памятник еврейского народа; анонимный текст, чьё авторство приписывалось Бен-Сире, создателю «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова», известного и под латинским названием «Екклезиастик».
В «Алфавите Бен-Сира» говорится, что ссора Адама и Лилит возникла из-за вопросов равенства. Адам хотел, чтобы Лилит слушалась его. Лилит же настаивала на том, что Бог создал их обоих из земли и поэтому они равны. У Лилит не сложились отношения с Адамом, и она ушла.
Тогда появилась Ева.
Но, увидев, что у Адама и Евы все хорошо, Лилит решила испортить их отношения.
И вот Лилит, по легенде, стала ночным призраком, который искушает людей.
*
       В Талмуде легенда о Лилит звучит иначе: она встречается с Адамом уже после грехопадения, когда он расстается с Евой на 130 лет, и от их связи на свет появляются демоны. Лилит становится также и матерью Ахримана – бога тьмы и олицетворения мирового зла.
Предупреждая о страсти Лилит овладевать земными мужчинами во сне, с целью породить новых демонов, Талмуд советует им не ночевать дома в одиночестве. Также Лилит способна навредить роженице или сделать женщину бесплодной. Особую опасность демонесса Лилит представляет для новорожденных. Похищая младенцев, она пьет кровь их и забирает душу.
Чтобы предотвратить это, иудеи защищали свой дом с помощью заговоров и амулетов, писали над детской колыбелью имена наказавших Лилит ангелов. Магические имена и обнаженные образы Лилит встречались на древних иудейских чашах.
Каббалистический образ Лилит был романтизирован в еврейской литературной традиции XIX-XX веков, где магически соблазнительная демонесса противопоставлялась Еве.
*
       А вот откуда образ Лилит мог возникнуть в иудейской мифологии?
Существует Шумерская версия.
Стройная, длинноволосая дева, прекрасная в своей наготе (но с крыльями и лапами совы), предстаёт на древних вавилонских барельефах. Сам мистический образ Лилит входит в число древнейших в человеческой цивилизации, он появляется еще в середине III тысячелетия до н.э.
По мнению шумеролога С.Н.Крамера, впервые Лилит, как демонесса, под сходным по звучанию именем, упоминается в прологе «Эпоса о Гильгамеше», – шумерских клинописных текстов. Одна из песен повествует о том, как шумерский правитель Гильгамеш, изгнал из ивы, росшей в саду богини Иннин, поселившуюся там демонессу и зарубил охранявшее её чудовище.
Образ шумерского демона Лилу, Лилиту и Ардат Лили перекочевал в вавилонскую и ассирийскую мифологии. Эти демоны соблазняли мужчин и женщин и мстили людям за собственное бесплодие, нанося вред роженицам и младенцам. Древние тексты описывают Лилит, как неспособную носить детей и не имевшую молока в своих грудях. Являясь воплощением темной страсти и вожделения, Лилит в образе прекрасной девы овладевала спящими мужчинами, оставаясь девственной и не доставляя при этом настоящего удовлетворения.
***
       Итак, «увидев, что у Адама и Евы все хорошо, Лилит решает испортить их отношения».
Любому знаком библейский сюжет, нашедший отражение в бесчисленном множестве живописных работ – Адам, Ева и змей-искуситель.
Так почему же в христианской живописной традиции змей часто имеет женское лицо?
В XII веке в живописи появился образ, совмещающий змея и деву.
Петр Коместор, французский теолог XII века, пишет о том, как дьявол вошел в змея-искусителя, который имел конечности и лицо девы.
Хитрость дьявола состояла в том, что подобное тянется к подобному, вызывает большее доверие. Поэтому и змей имел женский лик, чтобы проще было искусить Еву, принудить её съесть запретный плод.
На средневековых европейских миниатюрах лицо змея-искусителя похоже на лицо Евы.
Образ змея-девы получил распространение в ряде стран западной Европы к XIV веку.
Образ змея, обвивающего древо познания, можно увидеть на фресках Микеланджело в Сикстинской капелле.
Возможно, в Сикстинской капелле Микеланджело изобразил именно Лилит – в облике змея-искусителя, с телом женщины и хвостом змеи?
На фреске изображаются и сцена «Грехопадения», в которой Первая Женщина, ещё спокойная и величавая в своей красоте, устремляет к древу познания взглядом. Здесь же, справа, представлена и сцена последующего «Изгнания из рая». В ней Ева представлена уже съежившейся, угнетённой. Интересно, что в сцене «Грехопадения» Микеланджело не возлагает вину за грехопадение именно на Еву, – она здесь сохраняет спокойствие, а Адам, наоборот, тянется к запретному плоду.
Вазари так описывает изображаемое на фреске: "Ниже изображено, как Адам в ответ на уговоры полуженщины-полузмеи приемлет через яблоко собственную и нашу погибель. Там же изображено изгнание его и Евы из рая, и в фигуре ангела показано, с каким величием и благородством выполняется приказ разгневанного владыки, а в позе Адама и горечь содеянного греха, и страх смерти, в то время как в жене его стыд ее, унижение и раскаяние видны в том, как она обхватила себя руками, как она прижимает пальцы к ладоням, как она поворачивает голову к ангелу, опустив шею свою до грудей, ибо страх возмездия явно превозмогает в ней надежду на божественное милосердие".
***
       Возможно также ознакомиться: «Змей-искуситель с женским лицом: генезис и вариации образа в русской иконографии // Славянский альманах. Вып. 1–2. М., 2016. С. 194–210.»
***
       А теперь ещё раз обратимся к библейскому сюжету, в котором присутствует змей.
Можно обратить внимание на этот стих – Бытие 3, ст.4-5. Соблазняя Еву, змей обращается к ней, опасающейся смерти в случае нарушения запрета: «И сказал змей жене, нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
В грехопадении человека, о котором написано в Бытии, упоминаются: Бог, Адам, Ева и змей. Больше никто не упоминается. Значит, нет и оснований винить кого-то другого, кто воспользовался обличием змея.
Апостол Павел так же говорит, что «змей хитростью прельстил Еву» (2Кор.11,3).
И Сам Бог тоже говорит змею: «За то, что ты сделал это…» (Быт.3,14).
То есть, не встречается упоминания, что в шкуре или в облике змея предстал сам «дьявол», о нём ничего не сказано. И сам он почему-то не был наказан за искушение людей?
Теперь, обращаясь к Отцу, Адам обвиняет Еву в своем грехе: «Она дала мне есть от дерева» (Быт.3,12).
А Ева обвиняет змея: «Змей обольстил меня» (Быт.3,13).
А Змей, отчего-то,  никого не обвиняет. Видимо, и обвинять ему некого!
Есть и такие предположения, что змеем в Быт.3 был серафим, так как еврейское слово «сараф» переводится и как «серафим», и как «змей». Но слово «сараф» не встречается в 3-ей главе книги Бытие. Здесь используется другое слово – однокоренное со словом, переводимым как «медь», – с понятием, символизирующим грех (Суд.16,21; 2Цар.3,34; 4Цар.25,7; 2Пар.33,11; 36,6) . Возможно, потому змей может олицетворять грех, а не падшего ангела.
*
       И вот, когда Бог разгневался на змея и проклял его, то отобрал у него ноги, велел ползать на брюхе, есть грязь и пыль. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Бытие 3,13-14).
Напрашивается вывод, что изначально Змей был наделён ногами, вероятно, и руками.
*
       Так кем являлся змей-искуситель, наделенный изначально хитростью и мудростью, речью и ногами?..
***


Рецензии
С Новым годом, Аристарх.
Вы подняли большую тему и осветили её примерами изложения во многих источниках. Ваш вопрос волнует многие поколения исследователей, но почему-то все они топчутся на месте… Всё дело в том, что единобожие пришло в мир людей гораздо позже многобожия. Но, трагедия заключается не в том, что был признан Единый Бог, а в том, что было отвергнуто многобожие, как ложное представление о мире. Тем ни менее, многобожие никуда не делось, а трансформировалось в божественную свиту ангелов, архангелов, демонов,…а так-же, и в: Адама, Еву и Лилит.
Если бы ваше исследование проникло в религии многобожия или в учение Будды, то ни смотря на различные имена божеств, пролилось бы больше ясности и на библейское сотворение, ведь не смотря на разницу символов, древние описывали одни и те-же явления природы, в которое вписывается и Единый Бог – Природа Ума.
Будда объяснял своим ученикам, что божества в нашем сознании являют собой узнанные нами Бесконечные чувства. Что значит – БЕСКОНЕЧНЫЕ чувства? Это значит, что они не зависят от телесных органов чувств, где все чувства включаются поочерёдно в соответствии с раздражением телесных органов. Однако все телесные органы чувств являются отражением в осколках разбитого (воплощением в тело) зеркала тонкого тела сновидения.
Все библейские сюжеты сотворения и грехопадения происходят в тонких телах. Восток – это направление мира Сновидения в сознании! В мире сновидения всё происходит на порядок ВЫШЕ( ярче и чувствительнее), чем в земном (человеческом) воплощении. А соединяют эти два мира Наги(змий), что являются нашими энергетическими каналами. Три главных канала тела, выделяющихся на фоне многочисленных мелких – это и ДРЕВО Познания: ствол и ветви,… и Наг – центральный канал, и Адам – правый канал(Ида) и Ева – левый канал(Пиндала). А, Лила – игрок – ЖЕЛАНИЯ! Лила может быть как в женском(для мужчины) , так и в мужском(для женщины) облике. Кому мы подчиняемся?, своим желаниям?, или желания подчиняем бого(благо)разумию? Подчиняясь желаниям ум(бога)постепенно разрушается, проходя стадии омервщления, в видимой природе -- по цепочке: человек , животное, насекомое, растение, камень. Между звеньями просвечивает почва(земля, материя), что является материалом бессознательного, скрытого от помрачённого желаниями ума… История Адама и Евы – это не про первых людей на земле, а про первопадении каждой души, когда-то «упавшей в материю», то есть – родившейся впервые в человеческом теле, и впоследствии переродившейся тысячи раз в различных человеческих обликах.
Теперь о Змее(Наге), которого определили как змей в природу Земли.
Животный мир находится на более низкой ступени существования( не развития, потому, что из низших миров нет развития вверх, как многим кажется). Гниющее яблоко не восстанавливает былую свежеть! Когда мы включаем в свой ум ОБМАН, то тем самым и направляем его на будущее воплощение в качестве змей. Почему именно змей? А, потому, что с обманом связано напряжение внутренних энергетических каналов тела. Это напряжение и создаёт, после смерти тела, змеиную матрицу будущего рождения( подобие)!
Я уверена, что многим не понравится моя интерпретация библейского описания, НО это моё видение, которое мне представляется верным по многим наблюдаемым признакам.

С уважением.

Марина Суханова -Тигра   02.01.2024 13:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина! Какой отклик основательный, информативно богатый! Интересная интерпретация!
С Новым годом, Марина! С уважением и наидобрейшими пожеланиями.))

Аристарх Басаргин   03.01.2024 10:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.