Звёздные туристы часть 100

О странностях «строительства» Исакиевского собора

Нет, сегодня речь не пойдет о полном отсутствии проектной технической и строительной документации (за исключением одного эскиза Монферрана, касающегося строительства или реставрации купола) на это - одно из красивейших зданий современного Санкт-Петербурга, обо всем этом я уже рассказывал. Упомяну лишь о том, что альтернативщики уже установили, что этот якобы изначально "христианский храм" имеет довольно странную ориентацию по стронам света.
Надеюсь, никто не спорит с тем очевидным фактом, что христианские церкви и храмы всегда ориентировали по сторонам света. Но оказалось, что Исакиевский собор ориентирован не по современным географическим полюсам, а по предыдущим, существовавшим до Потопа, который и стал следствием смещения полюсов. Можете проверить сами, что когда на самом деле строили это явно античное здание, то Северный полюс был на территории Гренландии И все подобные здания и сооружения погибшей в том Потопе античной цивилизации были сориентированы точно также, как и Исакиевский собор.
А поскольку во времена Романовых нет никакого упоминания о таком глобальном Потопе (катаклизм середины XIX века был вызван другой причиной), то и построить это здание (как и некоторые другие здания Питера) ни Монферран, никто-то другой в его время не мог. Ну а реставрация более древнего античного здания вкупе с вероятной рекострукцией купола строительством с нуля назвать никак нельзя. Это, кстати, хорошо объясняет почему в этом христианском соборе сохранилась ведическая свастичная символика, которая и была одной из "визитных карточек" античной цивилизации.
Обо всем этом уже рассказывалось достаточно подробно. Но сегодня я хотел был обратить ваше внимание на еще один "косяк", оставленный фальсификаторами истории, который я обнаружил в книге "Величайшие русские пророки, предсказатели и провидцы" под редакцией Д.Рублева. Книга эта оказалась на удивление с очень сильным христианским уклоном, рассказывающая гораздо больше о христианских подвигах юродивых и святых, живших на территории Руси, а затем романовской России, чем о самих предсказаниях. Но главное, что она писалась явно с использованием христианских источников.
И вот в главе, посвященной предсказанию Ксении Петербургской, сделанному императору Павлу о том, что он умрет через 40 дней после того, как поселится встроящемся Михайловском замке, я прочитал следующие строки: "Сообразно с роковым предсказанием получалось, что императору Всероссийскому Павлу Петровичу было отмерено всего сорок семь лет жизни, и срок этот истекал совсем скоро - в 1801 году. Безрадостное предсказание это передавалось петербуржцами друг другу, распространялось все шире, людская молва донесла его до Москвы и понесла дальше, в другие города, превратив в поверие.
Павлу I несомненно было известно о злополучном пророчестве, однако, будучи человеком, верящим в предопределение, он упрямо двигался в русле собственной судтбы, более того, торопил ее также, как торопил строителей Михайловского замка. Из-за того, что предвещание блаженной Ксении распространилось повсюду, вокруг личности Павла I и его нового дворца создавалась напряженная атмосфера. За скверное знамение приняли одно то, что для отделки Михайловского замка были использованы материалы, которые предназначались для украшения Исакииевского собора.
В январе 1801 года строители все еще пытались завершить отделку замка как внутри, так и снаружи, но у них не получалось ни оживить его мрачный вид и тусклые интерьеры, ни справиться с жуткой сыростью во внутренних помещениях, из-за чего там было ужасно холодно и даже стоял туман..."
Вообще. конечно, если верить официальной истории, то и Романовы, и архитекторы, задействованные в строительстве царских дворцов и многих других зданий имели ума немного. Ибо многие из этих зданий строились первоначально без печного отполения, но зато с огромными окнами и дверями. А прислуга и персонал этих зданий были настолько ленивы, что уже в считанные годы после такого "строительства" первые этажи оказывались изрядно погребены "культурным слоем".
Но здесь я хочу обратить ваше внимание на то, что еще до января 1801 года какие-то отделочные материалы должны были использовать для украшения Исакиевского собора, но по приказу императора, их использовали для отделки Михайловского замка. Я даже не говорю о том, что, собственно, кроме этих отделочных работ, никакие строительные работы здесь подробно не описываются. Но позвольте ведь, согласно официальной истории, только в 1809 году, т.е. через 8 лет будет объявлен конкурс на строительство Исакиевского собора, который в конце концов выиграет Монферран.
Конечно, историки нам понаписали, что и до этого на этом месте якобы стояли последовательно три разных храма. Нам пишут, что службы в первой Исакиевской церкви, которую построили для адмиралтейский верфей, велись с 1710 года. Но уже в 1717 году была заложена новая церковь, из-за того, что старая обветшала. Серьезно? Из чего же ее тогда строили, если ее хватило только на 7 лет эксплуатации? Из хвороста?
Но вот, в 1717 году начинают строить вторую церковь (именно церковь для потребностей работников верфей, а не собор) и при этом нет упоминания, что старую церковь разобрали, прежде чем строить новую. А о чем это говорит? Да о том, что строили ее не на прежнем месте и не на прежнем фундаменте. Как, впрочем, и все последующие. Эта церковь была введена в эксплуатацию в 1726 году. И опять строители-неумехи "накосячили". Оказывается, построили церков слишком близко к берегу Невы, а ее разливающиеся воды постоянно подмывали ее фундамент.
В итоге по указу Екатерины в 1761 году начинается проектирование третьего здания, которое почему-то называют уже не церковью, а собором. Или все-таки не собором, а это - "вольная трактовка" историков? И явно это делается с какой-то определенной целью. Странно, но в 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке. Серьезно? Т.е. в третий раз строят на новом месте, называют эти строения "Исакиевской церковью" и хотят нас убедить, что все это имеет отношение к античному Исакиевскому собору?
Не верите? Ну смотрите сами: 19 января 1768 года Екатерина II подписала указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц». Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль. Ведь опять речь идет о церкви, а не о соборе. Но нас пытаются убедить, что до Исакиевского собора было три других его варианта. Хотя ясно видно, что каждый раз строились церкви, а не соборы и каждый раз в новых местах.
А куда же делись старые церкви? Почему-то нигде нет упоминаний, когда они были разобраны. Да и никаких их изображений до начала XIX века не сохранилось. Официальные сведения утверждают, что это строительство закончилось только 30 мая 1802 года. Но похоже, что российским царям деньги девать было просто некуда и уже в 1809 году, т.е. опять через каких-то 7 лет после завершения строительства новый царь объявляет начало конкурса на строительства нового Исакиевского Собора.
Вы хоть сами-то господа историки верите во всю эту чушь, которую навыдумывали ваши предшественники, лишь сокрыть тот факт, что Исакиевский собор (тот самый современный Исакий, а не какие-то церквушки с его названием) никакие зарубежные или отечественные архитекторы во времена Романовых не строили, а лишь занимались откапыванием и реставрацией (и реконструкцией купола) этого удивительного шедевра античной цивилизации, погибшей в Потопе после смещения полюсов? И произошло это никак не более 500-600 лет назад. Например, ряд альтрнативщиков считают, что произошло это где-то на рубеже 16-17 столетий. И как раз после этой катастрофы новыми правящими элитами и была организована первая волна фальсификации истории.
 
Теперь давайте разберемся с теми изображениями Искакиевских церквей, которые историки нам предлагают. Так вот первая Исакиевская церковь изображена на рисунке все того же Монферрана в 1845 году. Серьезно? Т.е. историки нас уверяют, что к 1717 году первая церковь настолько обветшала, что появилась необходимость строить новую, но рисункок Монферрана, сделанный через 130 лет предлагают нам принять в качестве доказательства существования этой церкви. Он с какой натуры ее рисовал? Из воображения, как и остальные свои рисунки по "строительству" Исакия? Это уже и так доказано многими независимыми исследователями. Получается, что никаких подлинных изображений первой церкви не существует.
 
Есть рисунок второй церкви, приписываемый первому архитектору Петербурга Н.Гербелю, выполненный в 1721 году. Вернее, даже не рисунок, а эскиз. Ибо мы не видим на нем панорамы окружающего Петербурга и не можем выполнить привязку на местности для выяснения местонахождения этого здания. Т.е. опять мы видим только эскиз здания, названного кстати "Церковь Исакия Долматского". Опять церковь, а не Собор. И нет никаких доказательств. что эта церковь, если когда-то и существовала, то именно на месте нынешнего Исакия.
 
По третьему Исакиевскому собору есть гравюра И.Иванова, которую "Вики" относит к 1816 году. Но другие источники относят ее и к 1814 и к 1800 и даже к 1796 году. И именно такая неразбериха с датировкой и попахивает откровенным фейком. И вот этот вот рисуночек с неустановленной датировкой вы хотите считать доказательством существования Исакия-3? Ну во-первых,во всех исторических источниках, включая императорские указы, почему-то Исакий-1, Исакий-2, и Исакий-3 упоминаются как церкви, а не как соборы. И как мы выяснили, каждый раз эти церкви строились на новом месте, а при этом что происходило со старыми зданиями нам неизвестно. Но на этом странности не заканчиваются.
Опять же официальная история утверждает, что с 1809 года уже был объявлен конкурс на якобы строительство (а по моей версии реставрации-реконструкции) настоящего Исакия и многие художники и архитекторы того времени, представляли тогда свои варианты рисунков и эскизов. Вот, например, чем хуже этот рисунок так и нереализованного проекта А.Ринальди, нарисованный все тем же О.Монферраном. Надеюсь, что вы оценили талант этого художника рисовать картины из своего богатого воображения.
 
Опять мы видим и площадь, и людей, и повоздки, и корабли на дальнем фоне. Все вроде бы нарисовано с натуры. Но даже официальные историки признают этот проект нереализованным. Т.е. опять же речь идет именно о проекте, а не о рисунке выполненным с натуры. И выглядит он ничуть не менее реалистично чем рисунок И.Иванова с неизвестной датировкой. А самое интересное, что окончательный проект Монферрана был утвержден в 1825 году, но утверждается, что работы по сооружению фундамента начались уже в 1818 году. А ведь нужно было успеть для этого разобрать старое здание и его фундамент.
Впрочем, какое же старое, если его строительство закончилось только в 1802 году? Причем прлучается, что за какой-то год полностью была выполнена его отделка. Вспомним, ведь еще в январе 1801 года строители использовали все отделочные материалы, приготовленные для Исакия, на отделку Михайловского замка. Следовательно, до открытия Исакия-3 нужно было не только их опять где-то добывать, привести в Питер и закончить все работы. Выглядит достаточно малоправдоподобно.
Да какой был смысл уже через 7 лет после окончания строительства Исакия-3 инициировать новое строительство? Что опять было не так? Снова здание обветшало или опять разлившиеся воды Невы стали подмывать его фундамент? Впрочем, в 1824 году утверждается, что было мощное наводнение в Питере. Но как царь об этом мог знать еще в 1809 году, когда объявил конкурс на новые проекты? Никакого вразумительного ответа историки на этот вопрос не дают, а все нелепости, как обычно, списываются на самодурство правителей.
Но если внимательно, читать легенды и мифы "О строительстве четырех Исакиевских соборов", то создается впечатление, что во времена Романовых у нас вообще не было адекватных правителей. По крайней мере, вплоть до Александра I, который по примеру своих предков уже через 7 лет после окончания предыдущего строительства, инициировал новое. А мы еще удивляемся после этого, почему это простые крестьяне в лаптях тогда ходили.
И, представляете, О.Монферран, который приехал из "цивилизованной" Европы, оказывается не имел понятия о компасе и о том, как нужно правильно ориентировать христианские храмы по сторонам света и сориентировал Исакиевский собор на старый допотопный полюс. Да и цари наши тоже - не лучше. Подмахивали такие проекты. Потому-то и вышло у них, что не только Исакий с Исакиевской площадью и Адмиралтейством, но и Александрийская площадь с Александрийской колонной и даже бастионы Петропавловки ориентированы все на тот же допотопный полюс.
И ведь находятся же люди, которые верят во все эти бредовые нелепости и абсолютно нелогичные "нестыковки", придуманные фальсификаторами, чтобы скрыть от нас правду о событиях прошлого. Вся эта история со строительствами четырех Исакиевских соборов (или 3 церквей и 1 собора) настолько "притянута за уши", что достойна номинации в конкурсе писателей-фантастов. К фантастической литературе пора уже приравнять и учебники истории, описывающие нам такие захватывающие, но совершенно неправдоподобные сюжеты о нашем прошлом. Думаю, что многие такие историки могут вполне серьезно конкурировать с мастистыми писателями-фантастами и иметь неплохие шансы на победу в международном литературном конкурсе "Кубок Брэдбери". Чем я им и советую заняться, вместо того, чтобы продолжать вешать нам лапшу на уши.
Что скрывают за реставрацией гробницы Александра Невского?
В 2021-м году будет отмечаться 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, которого историк Сергей Соловьев назвал "самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского". Торжества пройдут во многих городах России: в Ярославле, Владимире, Москве. И, конечно, в Санкт-Петербурге. В частности в Александро-Невской лавре.
 Мероприятия состоятся и в других местах Северной столицы.
В Эрмитаже размещен целый мемориал, состоящий из семи предметов — гробница для мощей святого князя. Большая часть его после реставрации светится "серебром Господа моего". Весь, кроме пирамиды, которая венчает весь комплекс и еще не прошла реставрацию.
В Эрмитаже мемориал не просто хранят. Это один из главных экспонатов музея, о котором многие годы заботятся, следят за состоянием сохранности, проводят реставрационные и консервационные работы. В настоящий момент уже закончены работы по реставрации саркофага, доспехов и трофеев. Остались малый ковчег и пирамида. Это мне рассказал заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель. Он показал мне помещения лаборатории, где шла кропотливая работа. Многие предметы я могла рассмотреть с очень близкого расстояния или с использованием уникальных приборов и микроскопов, которыми оснащена лаборатория. Игорю Карловичу важно, чтобы за несколько часов нашей встречи я не просто узнала что-то новое, а сумела бы рассказать об увиденном.
Но была еще одна задача — успеть в Александро-Невскую лавру, чтобы поговорить с епископом Кронштадтским, наместником лавры владыкой Назарием (Лавриненко). Было очень важно понять, что музей и лавра находятся в спокойном диалоге в этом очень непростом вопросе достижения договоренностей о представлении и сохранении уникального, единственного в мире комплекса.
История создания и бытования гробницы Александра Невского непростая и в полной мере отражает многогранную историю нашей страны. Мощи святого последние десятилетия покоятся в Троицком соборе Лавры, а в Эрмитаже хранится серебряный декор гробницы. Местонахождение комплекса по сей день для многих является сложным вопросом и важной вехой в выстраивании отношений между искусствоведами, учеными и Церковью.
Святой, но князь
В 1263-м году великий князь владимирский и новгородский Александр Ярославович возвращался из Орды. Уже находясь у хана Берке он почувствовал, что заболевает. Не доехав до дома, он скончался в пути и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимира. В 1381-м году состоялось первое освидетельствование мощей и Александр Невский был признан местночтимым святым (почитаемым в определенном регионе), после чего был назначен день его памяти, написан канон (особый жанр церковной гимнографии) и икона, на которой князь изображался в одеждах схимника, поскольку успел принять эту высшую ступень монашества.
Практически сразу после смерти Александра Невского в его жизнеописании стали появляться "уточняющие данные", указывающие, что князь был не только идеальным правителем, но и подвижником. Впоследствии его жизнеописание, житие неоднократно переписывалось: одни события из биографии схимника исчезали, а на их месте появлялись другие. Как пишет в своем исследовании историк Андрей Зайцев, "в XV веке из текста исчезают все критические упоминания о его правлении, а сам он предстает перед читателями как защитник Новгорода и его порядков, который "много трудися за Новъград и за Пьсков и за всю землю Рускую живот свои отдавая". Это была лебединая песня вольного города — Москва стремительно объединяла вокруг себя русские земли, и ей потребовался уже другой Александр Невский – самодержец, подобный римским и византийским императорам".
Видимо тогда же было переписано в житии и последнее слово сподвижника князя, митрополита Киевского и всея Руси Кирилла III: его обращение к князю "солнце земли Суздальской" было изменено на "солнце земли Русской". Одновременно стремительно разрастается список чудес, происходящих у мощей во время молитв святому. Главным подвигом Александра Невского становится защита русской земли и веры от латинян, а сам князь именуется не иначе как защитник веры.
Дело явно шло к изменению "статуса". И на состоявшемся в 1549-м году поместном соборе Русской Церкви князь Александр Невский был признан общерусским святым. Мощи по-прежнему оставались во Владимире. Единственное, в 1695-м году суздальский митрополит Илларион переложил останки в новую раку — деревянный ковчег, украшенный чеканными медными позолоченными пластинами, покрытыми растительным орнаментом. На боковых стенках располагались пять крупных медных позолоченных медальонов с описанием подвигов князя и фрагментами его жития, которые не сохранились до настоящего времени. Игорь Карлович горестно разводит руками: "Когда это произошло, сказать трудно. Мы видели фотографии в альбомах 20-х годов, когда раку разбирали еще до поступления в музей, их там уже не было". Реставратор показывает отдельные сохранившиеся элементы декора этого ковчега — дивной красоты чеканка. "Мне кажется, что это самая красивая часть гробницы", — говорит И.К. Малкиель. Мне тоже так начинает казаться.
Ковчег первоначально был накрыт иконой, на которой князь — схимник. Позже икону заменили на новую: монах исчезает, появляется непобедимый правитель-воин. Но три сохранившиеся иконы XVIII века позволяют представить этот стиль. На первой Александр Невский с мечом изображен верхом на коне. На второй иконе святой изображен в золотых доспехах и длинном пурпурном плаще, отороченном мехом. В правой руке он держит скипетр, в левой щит. Лицо его напоминает лик Спасителя на иконе Христос Вседержитель. На третьей иконе (это часть иконостаса усыпальницы династии Романовых в Петропавловском соборе) Александр Невский в красной мантии, подбитой горностаем, стоит на фоне пустынного пейзажа, а на горизонте виден силуэт некоего города. Скорее всего, это Петербург, основанный Петром I. Город, покровителем которого царь выбрал князя.
С 1710 года святой Александр Невский стал поминаться в церквях как молитвенный предстатель за Невскую сторону.
Александр Невский и Петр Великий
Избрав покровителя, самодержец принимает решение перенести мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. На решение этой задачи потребовалось немало лет, но выбрав эту миссию, Петр не спешил, осознавая ее важность.
Святой, конечно же, был выбран не просто так. Его имя будущий император услышал еще в детстве: свою первую потешную флотилию Петр строил в Переславле – на родине Александра Невского. Но одного этого вряд ли было бы достаточно для решения сделать святого покровителем города, который Петр I считал своим детищем. Другая параллель ему была намного ближе: в войне со Швецией русский царь претендовал на территории вокруг Невы как на историческую границу между Новгородом и Швецией времен Александра Невского. Потому-то после взятия Ингерманландии, Карелии, Эстонии и Ливонии Петра I чествовали как завершителя дела князя Александра. Назвать святого покровителем Санкт-Петербурга стало следующим шагом в закреплении преемственности.
Оказывается, традиция избирать небесного покровителя для города зародилась еще в античности: считалось, что святой, берущий город под свое крыло, оберегает его жителей от трагедий и несчастий как общего так и частного порядка. Традиция отлично прижилась в городской культуре. Самый яркий пример — выбор Римом своим покровителем апостола Петра.
Сподвижник Христа и продолжатель Его дела стал покровителем и Санкт-Петербурга. Но этого было явно недостаточно: во-первых, католический Рим первым выбрал апостола покровителем, стать вторыми было неправильно с точки зрения выстраивания империи. Что намного важнее, русскому царю требовался русский святой. Так Александр Невский стал наместником апостола в России.
Перенести, транспортировать мощи относительно легко. Но их надо было куда-то поставить. Не просто куда-то, а в подобающее покровителю место. Петр I принимает решение основать в Петербурге монастырь в честь Святой Троицы и Александра Невского. Место для будущего монастыря он нашел у впадения в Неву Черной (Монастырской) речки: там, по преданию, князь разбил шведов.
На месте были поставлены два креста и деревянная часовня, строительство монастыря началось только через полтора года. Архитектором первого каменного храма стал автор Петропавловского собора Доминико Трезини. По его проекту было построено двухэтажное здание в модном тогда стиле барокко, где разместились нижняя — Благовещенская церковь и верхняя — церковь Святого Александра Невского. Ее освятили 30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724-го года — в день торжественного перенесения мощей святого покровителя новой столицы.
11 августа мощи Александра Невского были вынесены из Владимира. Их везли в специально созданной колеснице, к которой был приставлен специальный караул. Для большей безопасности в городах и селах останавливаться было запрещено, а духовным и светским властям надлежало встречать и провожать процессию "благоговейно".
Мощи великого князя и полководца встречали с военными почестями: для сопровождения раки из Шлиссельбурга в Санкт-Петербург был направлен весь флот молодой столицы. Петр I лично встал за штурвал галеры, которая везла покровителя его города. За перемещениями армады с берегов наблюдало около шести тысяч зрителей. О прибытии Александра Невского в лавру услышал весь город — святого приветствовали пушечными выстрелами и звоном колоколов. Празднование третьей годовщины Ништадтского мира и обретения городом небесного покровителя продолжалось три дня.
Императрицы и гробница
После смерти царя интерес к выбранному им небесному защитнику Петербурга не проходит. Напротив, императрицы Елизавета и обе Екатерины всячески поддерживают почитание святого князя: каждой важно укрепить свою преемственность от российских правителей.
Строить догадки, зачем им это понадобилось, не станем — пустое дело. Поэтому к фактам. "В ноябре 1746 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны началась работа по изготовлению нового, куда более роскошного вместилища для мощей небесного покровителя Петербурга", — пишет искусствовед Лариса Завадская.
Далее Завадская чрезвычайно подробно описывает производственные работы. Тоже рассказывает мне и Игорь Малкиель. С той огромной разницей, что во время нашего разговора я не иллюстрации в книге рассматриваю, а серебряные детали — от мельчайших гвоздей до элементов орнамента и флагов — вот они, настоящие — передо мной лежат. И пока Игорь Карлович говорит, я будто смотрю историческое кино.
Итак, Елизавета Петровна решает, что рака, в которой находятся мощи Александра Невского, недостаточно хороша и богата. Лучше сделать новую, серебряную. Для работы над проектом был выбран придворный портретист Георг Христоф Грот. Резчику Ивану Шталмееру было поручено изготовление деревянной модели в натуральную величину. Работами руководил советник монетной канцелярии Иван Шлатер. Барельефы со сценами из жизни князя на стенки саркофага выбивались по эскизам Якоба Штелина.
Императрица распорядилась, чтобы по мере надобности к работам привлекались ростовские мастера, чеканщики из Москвы, литейщики с Санкт-Петербургского литейного двора, немецкие мастера. За работой иностранцев наблюдал серебряных дел мастер Захария Дейхман, а за всеми работами надзирал барон Иван Черкасов.
Расход серебра жестко контролировался ежедневно: каждую деталь взвешивали по нескольку раз, тщательно, записывая, сколько серебра, меди, железа пошло на ее изготовление. По субботам происходила общая сверка металла.
Через два года, когда модель была закончена и началась работа над гробницей, императрица передумала. Ей пришло в голову, что "надлежит переставить ту гробницу, в которой ныне оные святые мощи находятся, не распечатав оные, в «нову раку".
Елизавета не подумала, что работа десятков людей тем самым была признана ею ничтожной и ненужной — изготовленные элементы не подходили по размеру к ее новому замыслу (и вообще никуда не подходили). Что потребуются новые эскизы, планы, чеканы — все придется делать заново.
Не подумала. Что щедрой рукой компенсировала: на раку императрица пожаловала с Колыванских приисков — первого открытого в России месторождения — полторы тонны серебра.
Грот и Шлатер возобновили работы. К ним присоединились резчик Мартелли и резного дела мастер Иоганн-Франц Дункер.
РЕКЛАМА
И снова сутками напролет чертежи, расчеты, изготовление деталей, гвоздей и винтов (только их выточено "150 килограмм и ни один не повторяет предыдущий, поскольку изготавливались вручную", — озвучивает мне картинку Игорь Малкиель). Проверки, контроль, взвешивание, снова контроль.
12 сентября 1750-го года — к празднику перенесения мощей Александра Невского был закончен саркофаг с крышкой весом 19 пудов 29 фунтов и 53 золотника. Еще через пару лет были готовы серебряные подсвечники и пирамида. Правда, при ее установке выяснилось, что выбитые на ней стихи Михаила Ломоносова не видны, поэтому императрица внесла новые изменения. Она велела приделать к пирамиде двух ангелов, а текст Михайло Васильевича выбить у них на щитах. Да так, чтобы слова поэта-ученого мог прочесть всякий паломник.
12 сентября 1753-го года мемориальное сооружение, выполненное в модном в ту эпоху стиле барокко, было завершено. Оно состоял из семи частей: деревянного малого ковчега, сделанного в 1695-м году (где находились мощи). Ковчег помещался внутрь саркофага с крышкой. Сзади стояла пятиярусная пирамида, по бокам которой были установлены два пьедестала с трофеями и два подсвечника. В общей сложности рака Александра Невского весила 89 пудов и 22 фунта. Она обошлась казне в 80 тысяч 244 рубля 62 копейки.
В 1725-м году императрица Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского из золота, серебра, алмазов, рубинового стекла и эмали. Общий вес 394 бриллиантов составлял 97,78 каратов. Орден Александра Невского считался одной из высших наград России. Он существовал до 1917-го года.
Что же до Екатерины II, на время ее правления пришлось завершение строительства Александро-Невского монастыря, что дало императрице возможность внести свой вклад в отношения между церковью и государством.
В 1768-м году государыня изволила пожаловать монастырю для раки золотую лампаду и покров с образом Александра Невского и с бриллиантовым знаком ордена его же имени. Во время освящения Троицкого собора в 1790-м году рака с мощами была внесена и поставлена в правой части храма у алтаря. Как утверждают историки, императорская семья не преминула быть при этом событии. Это было первое перемещение монумента.
К несчастью, не последнее.
Гробница и ее странствия
Вскоре после революции 1917-го года Григорий Зиновьев и комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие гробницы и изъятие мощей Александра Невского. Сначала им было страшно — власть откровенно боялась протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) и верующих. И все же в мае 1922-го года постановление о вскрытии было принято. Гробница была передана в Эрмитаж. Мощи Александра Невского некоторое время оставались в Лавре, а потом попали в Музей атеизма — бывший Казанский собор.
В 1922-м году в Эрмитаже проходила выставка "В помощь голодающим", на которой оказались практически все ценные иконы и церковная утварь из соборов и храмов Петербурга. Сразу же после выставки многие экспонаты были проданы заграницу. А гробницу Александра Невского решили переплавить — страна хотела серебра.
Игорю Карловичу и сегодня не по себе от одной лишь мысли о возможном преступлении. Он взволнованно рассказывает, что точно осознавая последствия, директор Эрмитажа Сергей Тройницкий, директор Русского музея Николай Сычев и художник Александр Бенуа послали Калинину телеграмму с просьбой остановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской лавры. "Иконостас Казанского собора, к сожалению, погиб, а раку отстоять удалось", — несколько раз за встречу повторил Игорь Малкиель эту и следующую за ней главу истории гробницы. И неудивительно: обе они о тихом, будничном, мало кому заметном подвиге музейных работников.
В тридцатые власть снова вспомнила о простаивающих без дела полутора тоннах "драгмета", и комплекс снова решили отдать на переплавку. Серебро требовалось наличными, а не культурными ценностями. Тем более религиозными. Тогда музейные работники "откупились"! Они собрали полторы тонны серебряных монет по весу — дубликаты. "Они понимали, что памятник уникальный. А властям не нужен был памятник, им было необходимо серебро". К сожалению, я хорошо понимаю, о чем говорит Малкиель.
В июле 1941-го года гробница Александра Невского вместе с другими уникальными экспонатами была отправлена в эвакуацию на Урал в Свердловский художественный музей. Поместился "экспонат" в 10 ящиках, которые особой секретности ради были пронумерованных вразнобой. После Победы все 10 ящиков вернулись в Ленинград. Была проведена, по счастью, учитывая доступные на тот момент средства, незначительная реставрация, и в 1948-м году гробница была собрана в одном из парадных залов Невской анфилады. Но даже после этого ее переносили еще раз: она была одним из экспонатов выставки "Русское художественное серебро".
Рака в реставрации
Мы ходим по мастерской. Здесь находятся самые разные экспонаты музея, содержащие драгоценные металлы: зеркало и лампа, принадлежавшие разным императрицам, шкатулка, щит, античная богиня столь прекрасного возраста, что его прилично назвать – около двух тысяч лет.
Игорь Карлович успевает рассказывать, показывать и иногда включать разные приборы — их тут огромное количество. Некоторые были куплены специально для работы с гробницей Александра Невского. Реставрация началась, когда в ходе регулярных профилактических осмотров экспонатов стало понятно, что без нее уже не обойтись. "Решение было принято коллегиально. Было много заседаний реставрационных комиссий, мы обсуждали технологию реставрации, технологию копирования".
Стоп! Копирования?
Игорь Карлович терпеливо объясняет: "Во время реставрации такой огромный экспонат демонтируется по составным частям. Только в процессе реставрации возможно снять формы со всех составных частей для последующего возможного копирования экспоната, если будет принято такое решение и найдутся средства на проведение такой работы. Первоначально гробницу выполнили чеканщики. Сейчас есть возможность использовать новые технологии и изготовить ее другим путем. Были проведены исследования — какой метод ее изготовления лучше. Мы представляем, сколько мастеров-чеканщиков сейчас находится в нашей стране. Как вы знаете, чеканщиков во времена Елизаветы свозили в столицу отовсюду, но даже тогда больше всего было иностранных мастеров, в основном, немцев. Словом, изготовление вручную сейчас, когда многие процессы автоматизированы, практически невозможно, нет необходимого количества высокопрофессиональных мастеров-чеканщиков.
Зато сейчас есть возможность, применяя новейшие технологии, вырастить все элементы этого уникального экспоната. Самые маленькие тоже. Например, гвозди и винты. В лабораторию имеется специальное оборудование, на котором можно создать 3D модель, потом форму, потом точную копию той или иной детали, сохраняя все детали оригинала, вплоть до сколов и царапин. Во время реставрации уже восстановлено множество деталей, которые были повреждены, погнуты, сломаны. Это элементы крепежа, которые больше всего пострадали при многочисленных сборках и разборках экспоната (в 20-ые годы, во время эвакуации) Если делать вручную, может уйти до трех дней рабочего времени на изготовление одного винта или гвоздя, а с помощью новой техники можно восстановить десятки, иногда сотни элементов за один день. Впечатляет!
Вот в чем заключается новая технология: сначала для каждого элемента изготавливается 3D форма из платинового силикона, воспроизводящая невидимые глазу микро подробности. Формы продержатся "в форме" несколько сотен лет. Так что в случае дальнейших реставраций или утрат их можно повторить: в Эрмитаже они хранятся в отдельных помещениях.
Техника разработана уникальная — выращивание внутри формы, снаружи формы. Но, даже закупив самое передовое оборудование, к реставрации приступили не сразу. "Около двух лет мы экспериментировали на образцах, которые не являлись экспонатами. Смотрели, как они будут себя вести, модернизировали машины. И только после этого начали работать с гробницей".
Семь человек принимали участие в реставрации гробницы Александра Невского. Не так уж и много, но это все высокопрофессиональные специалисты. Например, специально для раки было придумано несколько чистящих деликатных средств, чтобы не повредить металл. После очистки рака покрывалась слоем полимеров, чтобы серебро не окислялось. Все наносилось вручную, иначе мы погубили бы памятник".


Рецензии