Андрей Вознесенский

"ЩАСТЛИВЫЙ" ВОЗНЕСЕНСКИЙ*

Андрей Вознесенский вошел в мою читательскую жизнь в середине 70-х и настолько заполнил её, что какое-то время я был убежден: «Зачем все остальные поэты, если есть он!» Конечно, это не могло продолжаться долго, и как часто бывает в жизни, прилив сменился отливом, и я уже не находил в кумире молодости прежних достоинств. Но – воспоминание о своей первой любви сердце забыть не могло.
Видимо, было в поэзии Вознесенского нечто вожделенное для молодого читательского сердца: экспрессия, яркость, необычность образов, ритмика строки, а главное – энергия жизни. Вознесенский напоминал локомотив, но не нынешний на электрической тяге, а красавец-паровоз 50-х годов, который возил меня в детстве в Германию, где служил офицером отец. Этот локомотив, как сказочный Змей-Горыныч, извергал пары с дымами из всех своих труб, котлов и поршней. И уже не важно было – какие там за ним вагоны, кто в них едет и куда.
Вознесенскому не важна была отточенность сюжета, оттенки чувства, оригинальность мысли. Он мастер стихотворного камлания: «Я – Гойя!..», «Небом единым жив человек!..», «Религий нет, знамений нет, есть женщина!..», «Положите на воду венки!..», «Не трожьте музыку руками!..» и т.д. В этом сила, но в этом была и слабость поэта. Вознесенский – айсберг, верхушка которого сияет всеми цветами радуги, зато подводная часть практически отсутствует, поэтому этот айсберг по всем законам физики от любой волны должен перевернуться. Но поэзия – не физика и у нее другие законы.
Ключевым словом раннего Вознесенского было «Антимиры». Так называлась его книга 65-го года, так назывался спектакль по его стихам на Таганке. А вот само стихотворение (привожу с купюрами):

Живет у нас сосед Букашкин,
бухгалтер цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят Антимиры!

И в них магический, как демон,
Вселенной правит, возлежит
Антибукашкин, академик
и щупает Лоллобриджид.

Но грезятся Антибукашкину
виденья цвета промокашки.
Да здравствуют Антимиры!
Фантасты – посреди муры.

Без глупых не было бы умных,
оазисов – без Каракумов.
Нет женщин – есть антимужчины,
в лесах ревут антимашины.
Есть соль земли. Есть сор земли.
Но сохнет сокол без змеи.

Люблю я критиков моих.      
На шее одного из них,
благоуханна и гола,
сияет антиголова!..

…Я сплю с окошками открытыми,
а где-то свищет звездопад,
и небоскребы сталактитами
на брюхе глобуса висят.
…………………………………

…Знакомый лектор мне вчера
сказал: «Антимиры? Мура!»

Я сплю, ворочаюсь спросонок,
наверно, прав научный хмырь.
Мой кот, как радиоприемник,
зеленым глазом ловит мир.

Смею утверждать: ни один русский поэт не имел такой славы, как Вознесенский (пожалуй, кроме Евтушенко. По сути они были неким тандемом – честно деля эту славу пополам). Вы скажете: а как же Пушкин, Некрасов, Блок, Маяковский с Есениным, наконец, – или они не купались в лучах славы? Купались, конечно, Но много ли было этих лучей – в смысле читателей в безграмотной России. А тут – всеобщая грамотность, тысячные тиражи, залы для выступлений с микрофонами и никаких (я имею в виду начало 60-х) рок-музыкантов – будущих кумиров молодежи. Даже громогласный Высоцкий появился чуть позже. Ну, а в дальнейшие времена тем более нельзя говорить о славе, которую давала поэзия. В начале 80-х я уже начал читать свои первые лекции о поэзии в заводской аудитории. И первое, с чего я их начал – это с вопроса собравшейся публике: «Каких сегодняшних поэтов в возрасте до 37 лет вы знаете?» Ответом было молчание. О нынешних временах и говорить не приходится. Спросите меня самого, и я замнусь – как правильно выговорить фамилии: Болгарева? Долгарева?.. Водянников? Воденников?.. Нет, лучше промолчу.
Так вот: Вознесенский родился очень вовремя для поэта. В 53-м в год смерти Сталина ему было 20, начиналась «оттепель», когда можно было общаться – смелее, чем прежде (да хоть с самим Пастернаком), читать книжки… И Вознесенский их читал (конечно, не всё можно было найти в библиотеке – хотя в Ленинке выбор был велик), но что-то и в самиздате встречалось.
Честно признаюсь: не слишком ценю творчество Евтушенко, но в чужих стихах он толк знал. Смотрите, как он определил генезис поэтики своего собрата по перу и славе: «…нет, это вовсе не божественный бормот Пастернака, а синкопы американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и кирсановские рифмы, логически-конструктивное мышление архитектора-профессионала: коктейль, казалось бы, несовместимый…» Здесь особенно важным является упоминание имени Цветаевой. Я сам, когда недавно перечитывал Марину Ивановну несколько раз просто руками всплескивал: да это же Вознесенский!

Преодоленье
Косности русской –
Пушкинский гений?
Пушкинский мускул
На кашалотьей
Туше судьбы –
Мускул полета,
Бега, борьбы.

Эти фирменные цветаевские то ли двустопные дактили, то ли с усеченным первым слогом амфибрахии – были взяты Вознесенским на вооружение. Хотя у Цветаевой и Бродский взял немало. Только обоих поэтов никто в эпигонстве обвинять не собирается.
Так вот о славе Андрея Вознесенского. Слава, она – сосна на вершине горы, в которую запросто может ударить молния. И такая молния ударила в поэта 7 марта 1963 года в Кремле.
Но поговорим о теме «поэт и царь» в более широком аспекте. Основной жанр 18 века – ода. Ода – это разговор с царём. Поэты того времени – хоть Ломоносов, хоть Державин обращаются к царю с пиететом: а как же – помазанник Божий. 19 век всё переворачивает вверх дном: поэт-декабрист Рылеев готовит на царя покушение, Пушкин пишет: «Тебя, твой трон я ненавижу!..» И это противостояние длится вплоть до Октябрьского переворота, когда появляется новый царь, новый поэт и новая ода – точнее поэма «Владимир Ильич Ленин». А следом новая конфронтация, когда худенький Мандельштам грозит кулачком всемогущему Сталину и пишет незабвенную эпиграмму «Мы живем под собою не чуя страны…» Рылеева ждала виселица, Пушкина – ссылка, Мандельштама – тоже сперва ссылка, потом лагерь… Но прав, заметивший, что история повторяется сперва в виде трагедии, потом – фарса. Противостояние Вознесенского с Хрущёвым все-таки носило фарсовый характер. Это был чистой воды спектакль, разыгранный тогдашним Первым перед аудиторией творческой интеллигенции. Только интеллигенция, посчитав, что взаправду мороз крепчает, – сильно перетрусила. И кажется Вознесенский больше всех. Впрочем, я его очень даже хорошо понимаю и сочувствую.
Но Хрущёв пошумел-пошумел да и успокоился. Я сам очень удивился, встретив в недрах интернета фото, на котором он жмет руку Вознесенскому спустя несколько минут после того, как метал в него громы и молнии.
В конце концов Возненский пришел в себя и в том же году съездил в Англию. А в 64-м у него уже вышли «Антимиры» тиражом в 60 тыс. экз. Жизнь входила в привычное русло и была прекрасна.
А вот еще интересный случай. В 1966 г. в Лондоне выходит сборник стихов Вознесенского «Мой любовный дневник». Сообщается, что «без ведома автора». И никаких последствий. Наоборот в том же году поэт едет в Англию (и это в то время, когда Синявского и Даниэля судят за издание книг за рубежом).
Такое впечатление, что всё, что пишет Вознесенский попадает в печать. Вот разве что с первой книжкой (а это владимирская «Мозаика») случился промах. Стихотворение «Прадед» было буквально вырвано из нее и заменено другим.
Хотя нет: был еще случай, когда поэта в 67-м не пустили в Америку, где его уже ждали на какой-то важной конференции, и он написал возмущенное письмо властям, и оно пошло гулять по рукам и голосам, а его автора вызвали на ковер и стали воспитывать. И вот тогда он написал нечто ироническое – явно не для печати – «Я обвиняюсь»:

Вознесенский, агент ЦРУ,
притаившийся громкою сапой,
я преступную связь признаю –
с Тухачевским, агентом гестапо.

Подхватив эстафету времен,
я на явку ходил к Мейерхольду,
вел меня по сибирскому холоду
Заболоцкий, японский шпион.

И сто тысяч агентов моих,
раскупив «Ахиллесово сердце»,
завербованы в единоверцы.
Есть конструктор ракет среди них.

И от их чернокнижных систем
ко мне тянутся темные нити.
Признаю, гражданин обвинитель.
Ну, а ваша преемственность – с кем?

И ве-таки Андрей Андреевич мастерски умел протаскивать свои стихи в печать. Вот в 71-м он пишет стихотворение, посвященное Высоцкому. До этого нашему барду стихи никто не посвящал. А тут случай – как раз для Вознесенского: Высоцкий в состоянии клинической смерти (у него горлом пошла кровь) попадает в Склифософского. «Реквием оптимистический по Владимиру Высоцкому, актёру и гитаристу» – называет своё стихотворение Вознесенский. Но как напечатаешь такое в советской прессе? А очень просто: вместо «Высоцкому» напишем – «Семёнову», а вместо «актёру» – «шофёру». Увяряю вас: именно с таким названием я видел эту вещь в журнале «Кругозор»! Но вот его все-таки правильный вариант:

За упокой Высоцкого Владимира   
коленопреклоненная Москва,
разгладивши битловки, заводила
его потусторонние слова.

Владимир умер в 2 часа.
И бездыханно
стояли серые глаза,
как два стакана.

А над губой росли усы
пустой утехой,
резинкой врезались трусы,
разит аптекой.

Спи, шансонье Всея Руси,
отпетый…
Ушел твой ангел в небеси
обедать.

Володька,
если горлом кровь,
Володька,
когда от умных докторов      
воротит,

а баба, русый журавель,
в отлете,
кричит за тридевять земель:
«Володя!»

Ты шел закатною Москвой,
как богомаз мастеровой,
чуть выпив,
шел популярней, чем Пеле,
с беспечной челкой на челе,
носил гитару на плече,
как пару нимбов.

…………………………

О златоустом блатаре
рыдай, Россия!
Какое время на дворе –
таков мессия.

А в Склифосовке филиал
Евангелья.
И Воскрешающий сказал:
«Закрыть едальники!»

Твоею песенкой ревя
под маскою,
врачи произвели реа-
нимацию.

Ввернули серые твои,
как в новоселье.
Сказали: «Топай. Чти ГАИ.
Пой веселее».

Вернулась снова жизнь в тебя.
И ты, отудобев,
нам говоришь: «Вы все – туда.
А я – оттуда!..»

Гремите, оркестры.
Козыри – крести.
Высоцкий воскресе.
Воистину воскресе!

Захар Прилепин пишет о Вознесенском: «…он был чаще всего банальный, мысли его были, как средняя температура по палате, думал он только стихами, только в рифму… Но и в стихах его никаких долгих мыслей нет — декламационность, декларативность, кульбиты, прыжки и нырки – лишь бы рифмовалось… И представить не могу такую ситуацию, чтоб я о чём-то подумал строкой Вознесенского, тем более: помолился ей».
Что на это сказать… Самая опасная ложь – полуправда. Да, с точки зрения поэзии Тютчева и Заболоцкого – Вознесенский не ахти какой мыслитель. И кульбитов с декларативностью у него сколько угодно, и еще Ахмадулина заметила: «Он держится за рифму, как Антей держался за спасительную землю» Но лично я частенько вспоминаю его строки (хоть и не молюсь ими – это точно!). Например, эти:

…Выйдешь ли вечером – будто захварываешь,
во поле углические зрачки.
Ах, Марк Захарович, Марк Захарович,
всё васильки, всё васильки…

Нет, Вознесенский – кудесник и за это чудотворчество ему многое прощаешь. Смотрите как самоирочно и точно в четырех строчках он сказал нам о том, чего ему не хватило до полного поэтического «щастья» – Нобелевской премии:

…Госпремия съела Нобеля.
Не успели меня распять.
Остался с шикарным шнобелем
Вознесенский-75.

А в завершение своего эссе я бы посоветовал читателю найти в интернете песню «Переулочек», написанную на стихи Вознесенского замечательным бардом из города Лесной Свердловской области Владимиром Стругановым. Это стихотворение Вознесенский написал в 1999 году, когда на карте Москвы вновь появился Вознесенский перулок – в годы советской власти бывший улицей Станкевича. Воистину: «Вознесенский переулок не переименовать!»


* автор вспоминает статью В.Ф. Ходасевича "Щастливый Вяземский".


Рецензии
Спасибо! Опять замечательное эссе! Твой плюс: без тенденций, по-честноку, поверх барьеров! Прочитал с удовольствием и даже с эмоциями - хихикал! Хор.метафора: айсберг без 6/7-ых. И про фарс - точно. Болел им оч. недолго - перенёс на ногах. Б.ч. не моё. Но с корабля не сбросил - он где-то в трюме.)) Поэт? Поэт. В историю лит-ры вошёл? Вошёл. Значит, такой был ей нужен. Поди войди.)) Женя - бяка, но всё же ближе. Победителей не судят. Много ещё загадок. Роль Лили Брик в его судьбе. И др. Но 200 долл. он Капочке в 90-е всё же послал.)) Л.Филатов: "Ему позволено рифмовать карася с керосином".)) Короче: В.З. молодец - расставил фигуры правильно, приблизил истину. Всего наилучшего!

Сергеев Павел Васильевич   26.12.2023 22:27     Заявить о нарушении
Они "О!" на прозе горят - в прозе труднее спрятаться.

Сергеев Павел Васильевич   26.12.2023 22:34   Заявить о нарушении
Только сейчас заметил, что Ходасевич не только подбросил мне своё «щастье», но и его Вяземский попал почти в рифму к моему Вознесенскому. Конечно, можно было бы назвать эссе проще, типа: «Поэт удачи». Но удача, такая дама, которая сама в гости не приходит, ее заманить надо. Мандельштам писал про «заранее разрешенные стихи». Именно такие и писал Вознесенский. Но это был «обогащенный уран» – эквилибристом слова наш поэт был знатным! Попробуйте, как он – сделать из географии поэзию (для несведующих: «он» – это Гоген): «Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра, / Он дал кругаля через Яву с Суматрой!» И таких удач у него сколько угодно. Вообще, Вознесенский – поэт максимы, фразы, лозунга. Пафосность портит стих-ние в целом, но украшает строку.Кажется, я продолжаю дописывать своё эссе))

Вадим Забабашкин   27.12.2023 10:50   Заявить о нарушении
Хорошо, что в эссе сдерживал себя. Мог бы раскрутиться и монографию написать - запал есть - а для кого? Нужен бы соц.заказ, но у социума др.проблемы - хотя бы эстраду как-то подтянуть.)) Одна надёжа - на Ноосферу.))

Сергеев Павел Васильевич   27.12.2023 11:52   Заявить о нарушении
Сейчас популярно понятие "красных линий". Поэтому я рассуждаю так: если человек (поэт) не переходит оных, то даже критикую его, надо видеть в нем хорошее. А уж если переходит - тогда имею право говорить о нем резко. Во всех, о ком я писал, я видел хорошее. Разве что Г.Иванову от меня досталось))

Вадим Забабашкин   27.12.2023 12:14   Заявить о нарушении
Это и нравится, это и отмечал, это и правильно. Что-то ценное, хорошее есть и у Г.Иванова. Даже и у Солженицына.)) Язык, литература - это коллективное бессознательное: развиваются по своим законам. Накушались постмодерна? - надо поднимать другой пласт. Какой? Интересно подумать!

Сергеев Павел Васильевич   27.12.2023 13:41   Заявить о нарушении
Я писал не о том, что у каждого есть что-то хорошее. Разумеется, есть. А о том, что, если человек переходит "красные линии", то я имею полное право написать о нем резко, не замечая его "хорошести".
А насчет постмодерна... Так основные читательские массы не постмодерн потребляют, а бульварное чтиво. А им накушаться нельзя))

Вадим Забабашкин   27.12.2023 15:22   Заявить о нарушении
Про линии - само собой: что-то вызывает полное неприятие. Но ведь был же у нас самый лучший читатель? Был! Куда делся? И лит.наука была. Объясняю это тотальной ложью и лукавством соц.реализма. Наступает момент истины и всё ложное сдувается. Сейчас пошлее, но прямее и честнее - меньше притворства - м.б.зреем до чего-то более высокого - гипотеза; возможен и твой вариант. Спаситель прежде всего неприемлет ложь и фарисейство.

Сергеев Павел Васильевич   27.12.2023 15:54   Заявить о нарушении
"Тотальная ложь и лукавства соц.реализма?.." Зачем же так! Вот открываю я википедию, читаю: "Яркие представители соц. реализма в литературе: Горький, Маяковский,Ник. Островский, А.Н. Толстой, Серафимович, Твардовский, Фадеев, Шолохов..." Плохие писатели? Носители лжи и лукавства?.. Так список можно продолжить и из не самых ярких представителей соц. и не слишком соц. реализма, а также вообще нереализма. Нормальная была литература - не в пример нынешней))

Вадим Забабашкин   27.12.2023 16:12   Заявить о нарушении
Вадим, пытаюсь разобраться, почему Всеблагой Создатель Вседержитель попустил всему этому прекрасному хозяйству с треском рухнуть. Внешне было б,м. благопристойно, а копни поглубже... Почитай их ЖЗЛ - ну, много вопросов! И главное - без Бога. Всё взаимосвязано, лит-ра влияет, слова значат! Нельзя её отделять от жизни - она её часть. А сейчас - долгая реакция. Моя версия - не настаиваю. Твои аргументы? На эти мысли наводит главный для меня русский писатель Н.С.Лесков, "прозеванный гений".

Сергеев Павел Васильевич   27.12.2023 17:22   Заявить о нарушении
Пожалуй, стоит на этом наш дискурс завершить. Промысел Божий - это не по моей части))

Вадим Забабашкин   27.12.2023 18:34   Заявить о нарушении
Во всяком случае, эту категорию надо бы признавать и учиты́вать - без неё в рассуждениях никак не обойдешься.

Сергеев Павел Васильевич   27.12.2023 20:29   Заявить о нарушении
А вот про Лескова скажу пару слов. Во-первых, это Северянин (при всей моей любви к его стихам и поэзам, я его, как умного и взыскательного ценителя литературы не воспринимаю) сказал, что - Лесков - гений: «Достоевскому равный, он – прозёванный гений…" Эка хватил - Достоевскому!..
Еще и "прозеванным" назвал. Это кто же его "прозевал" - читатель? Нет, читателя не обманешь. Т.е. его можно обмануть в данный момент времени, но в течение десятилетий - не получится. Вот и Майя Кучерская справедливо пишет: «Лесков был человеком разорванным. Его постоянно «вело и корчило», растаскивало между скепсисом и восхищением, гимном и проклятьем, идиллией и сатирой, нежным умилением и самой ядовитой иронией, ангелом и аггелом праведниками и злодеями». Нет, лично я от таких - держусь подальше)) Хотя несколько замечательных вещей у него есть.

Вадим Забабашкин   28.12.2023 09:35   Заявить о нарушении
Твоё мнение уважаю и прислушиваюсь к нему. Ф.М.Д. - вершина прозы в мировом масштабе, общечеловеческая, но чел. противоречий, слабостей, страстей и у него хватало. Л.Н.Т. гениален, как писатель, но по-моему, слишком субъективен и "слишком горд", как про него сказал св.преп. Амвросий Оптинский. А для понимания именно России - Лесков самое то: глубоко его прочёл, многое выписал. Его пониже Гончаров. Щедрин - перебор, б.ч. карикатурен. Чехов, Бунин - много пессимизма - перелом эпохи. Это всё гении, сокровища, витамины - Бог плохих не делает. Всем добра!

Сергеев Павел Васильевич   28.12.2023 10:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Павел, за пожелание! И так мне было интересно все это прочитать и окунуться в эту расшивеливающую мой ум атмосферу!.. Вадим, у Вас замечательное эссе! Написано классически стройно и тонко! Я узнала столько нового!
И вот обдумываю и перебираю в голове прочитанное, не замечая времени... Спасибо Вам за качественную литературу!

Лариса Евмина   29.12.2023 01:59   Заявить о нарушении
Спасибо, что читаете, Лора.

Вадим Забабашкин   29.12.2023 14:30   Заявить о нарушении