Хрустальные ноты нравственного одиночества
"Чайку" - во МХАТе в постановке О.Ефремова, "Вишнёвый сад"
- на Таганке в постановке А.Эфроса, "Три сестры" - в "Современнике", в постановке Г.Волчек и "Дядю Ваню" - в БДТ, в постановке Г.Товстоногова.
Четыре лучшие пьесы, в постановке лучших театров тех лет, в работах прекрасных режиссёров, с участием талантливейших актёров: Смоктуновского, Калягина, Андрея Попова, А.Вертинской, Высоцкого, Демидовой, Гафта, Неёловой, Басилашвили, Лебедева, Лаврова.
Эти пьесы, представляются мне неким одним большим бриллиантом, огранённым каждым из ювелиров-режиссёров на свой манер и вкус, поворачивавщими этот драгоценный камень перед зрителями под выбранными ими углами, чтобы он заиграл теми или иными красками и оттенками авторских замыслов, эмоций и чувств!
Феномен чеховских пьес, этих "хрустальных нот нравственного одиночества", мне представляется - в катарсисе восприятия,от которого и горло в перехват, и мозги набекрень, того самого, рождённого на переломах и парадоксальности внешней атрибутики, состоящей из скуки, занудности, какого-то мёртвого воздуха бездействия, нелепостей слов, сентенций, мелочности, провинциальности и мещанства и подспудного ощущения на этом фоне воспарений души, робких мелодий в душах героев, детских фантазий, щемящей нежности , милых, страстных и заведомо обречённых порывов и тяги к прекрасному, высокому и настоящему.
Все эти суматошные и нелепые пищики, отжившие фирсы, вечные студенты трофимовы, дикие монстры солёные, интеллигентные и жалкие бароны тузенбахи, плаксиво-восторженные дяди вани, на корню срубленные , некогда цветущие пышными лепестками жизни и плодоносившие вишневые деревья - вся это "фурнитура" гениального диагноста Антоши Чехонте.
И главный герой всех чеховских пьес - разумеется сам автор: этот негромкий, ненавязчивый человек в пенсне, сидящий где-то сбоку на полинялом воландовом кресле и поигрывающий со своей коллекцией "флаконов", в коих помещаются: ирония и грусть, цинизм и растерянность, безжалостность и милосердие, смех и слёзы, жизнь и смерть.
Вот уже век с четвертью живут своей театральной жизнью, рождённые им герои.
И только богу известно сколько им ещё отпущено.
Живут, страдают, порой радуются, иногда плачут, спорят, влюбляются, пьют, стреляются на дуэлях, рвутся в Москву, а сегодняшние люди, лишённые в большинстве своём сантиментов, из дуэлянтов превратившиеся в киллеров, из Москвы, рвущиеся на Багамы, из Комиссаржевских и Книппер-Чеховых - мимикрировавшие в бузовых и ивлеевых, сменившие "партитуры" трепетных мелодий душ на рэп под "фанеру", как ни странно, - всё ещё отчасти связаны чеховской "пуповиной" с миром его иллюзий и надежд.
Свидетельство о публикации №123122602307
Галина Гольд 24.04.2024 12:24 Заявить о нарушении
Что понимать под "нашим временем"-?
Вторую половину 20-го века - первую треть 21-го-?
Отставим в сторону Чехова - слишком сложная и многомерная тема (я имею в виду его драматургическую ипостась).
Я не считаю, что пьесы Островского и Булгакова, так уж превосходят пьесы Ионеско, Дюрренматта, Шварца, Брехта, Бернарда Шоу, Теннесси Уильямса по глубине, многомерности и значимости.
Олег Стоеросов 24.04.2024 13:03 Заявить о нарушении
Галина Гольд 24.04.2024 13:13 Заявить о нарушении
Галина Гольд 24.04.2024 13:20 Заявить о нарушении
Талант творца (в смысле писателя, художника и проч.) - есть НЕЛИНЕЙНАЯ функция от степени его конформизма.
Олег Стоеросов 24.04.2024 13:30 Заявить о нарушении
Галина Гольд 24.04.2024 14:08 Заявить о нарушении
Паустовский , ссылаясь на воспоминания о встречах с Булгаковым писал следующее.
В какой-то момент, Булгаков относился к своей писательской неприкаянности (уже после знаменитого телефонного разговора со Сталиным, после которого Сталин распорядился пристроить писателя во МХАТ асистентом режиссёра), с горькой иронией.
Но Сталин так крепко въелся в его сознание, что Булгаков мысленно с ним беседовал (аллюзии на диалоги Пилата с Га Ноцри после казни последнего в "Мастере").
-Вот вызывает меня Сталин в Кремль, я естественно приезжаю, а Сталин мне говорит: "Вот, Миша, все кругом кричат мне в уши, что я великий, а рюмку коньяку выпить не с кем!". А что это ты в таком затрапезном виде ко мне явился: брюки до дыр изношены, пиджачишко ветхий?
-Так видите ли, товарищ Сталин, - отвечаю я ему, - капиталы мои скудные, едка на хлеб хватает!
Тут Сталин нажимает кнопку на столе и в кабинет входит хмырь, а Сталин ему так строго говорит: "Что же это вы, дармоеды, одного великого русского писателя одеть не можете?".
И меня тотчас же ведут в кладовые, а там пальто ратиновых не счесть, башмаков кожаных, костюмов шевиотовых прорва...
Ну и всё в таком же духе...
Булгаков, как убеждённый монархист, благоволил Сталину и одновременно мучительно пытался отыскать тайный код (как ему казалось), для понимания сталинских поступков.
Олег Стоеросов 24.04.2024 16:12 Заявить о нарушении
Галина Гольд 24.04.2024 16:25 Заявить о нарушении
С "Батумом" тоже не всё однозначно.
Сперва ему открытым текстом ПОДСКАЗАЛ Фадеев, что неплохо бы к 60-летию вождя что-нибудь сочинить, потом жена развила эту идею (есть версия, что она была агентом НКВД, благоджаря чему Булгакову позволили умереть в собственной постели), но на самом деле сам Сталин намекнул в разговоре с Фадеевым, что Булгаков давно ничего приличного не сочинял.
Но сочинил он , в сущности, нечто среднее, между панегириком и плохо замаскированной фальшью (нечто подобное мандельштамовской "Оде Сталину") и хитрый Сталин всё понял и запретил постановку пьесы.
Олег Стоеросов 24.04.2024 17:07 Заявить о нарушении
Галина Гольд 24.04.2024 18:01 Заявить о нарушении