Алексей Баталов и Владимир Высоцкий

                «Баталов, вон, всю жизнь без усов, а бабы по нем сохнут».
                (Мария Васильевна Коновалова (Н. Мордюкова) в фильме
                «Родня» (1981, а/с В. Мережко, реж. Н. Михалков).)

    «АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ –
    Баталов Алексей Владимирович, советский артист театра и кино, режиссер, педагог.
    Родился в 1928 году во Владимире.
    В конце 1950-х гг. познакомился с Высоцким, который был знакомым его сводного брата Б. Ардова и часто посещал их квартиру.
    Периодически общался с Высоцким на различных мероприятиях». (Интернет-сайт журнала «Самиздат» samlib.ru, С. Жуков, «Энциклопедия «Владимир Высоцкий» – "Б"».)
    Таковы краткие сведения о знакомстве и общении Народного артиста СССР Алексея Владимировича Баталова (1928–2017) (актера, известного зрителям по ролям в фильмах «Дело Румянцева», «Летят журавли», «Дама с собачкой», «Три толстяка», «Живой труп», «Бег», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Поздняя встреча», «Москва слезам не верит», «Зонтик для новобрачных», «Похороны Сталина» и других) и поэта, актера, автора-исполнителя Владимира Высоцкого.
    Попробуем рассмотреть их отношения и творческие пересечения подробнее.
    У обоих артистов – общая alma mater: они выпускники Школы-студии МХАТ (ныне – Школа-студия (вуз) имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А. П. Чехова). Баталов учился на актерском курсе С. Блинникова и В. Станицына (окончил в 1950 году), Высоцкий – Б. Вершилова, А. Комиссарова и П. Массальского (1960).
    Далее – отрывок из книги мемуаров Павла Леонидовича Леонидова (Рабиновича) (1927–1984), эстрадного администратора, конферансье, поэта-песенника, в эмиграции в США (с 1973 г.) – импресарио, редактора, прозаика и мемуариста. Легендарная фигура советской эстрады 1960-70-х годов приходилась Владимиру Высоцкому двоюродным дядей: «...У Володи был «Реквием» Ахматовой. Западное издание. Маленького формата. Он его читал-перечитывал. Дрожал над двумя книжками. Над «Реквиемом» и над «Сестрой моей – жизнью» Пастернака. <...> С «Реквиемом» вышла история. И у кого эта книжка сейчас, пусть раскроет ее и перечтет надпись: «Моему юному другу Владимиру Высоцкому. А. Ахматова». Там стоял год, а я его не помню, но помню – конец пятидесятых. И получили мы автограф, по сути, вдвоем, но книга была у Володи, и на ней Анна Андреевна ему написала это неопределенное «юному другу». <...>
    Да, так прибыли мы на Полянку. Дверь открыла Сама. Была она в черном, плотной материи, платье, грузная, в каких-то шлепанцах на босу ногу и простоволосая. Начала извиняться за свой вид, объяснила, что забыла о нас. Пригласила к пустому столу. Нервничала. Смотрела на часы. Мы нервничали еще больше. Впервые я видел Володю совсем оробевшим. <...> Володя сказал, что он пишет песни, и спросил, можно ли ему спеть. Сама наивно сказала: «Конечно, конечно, только не очень громко, если можно». Володя смутился, пошел в прихожую и принес оттуда гитару. Минуту настраивал, и она опять занервничала, однако мы «стояли насмерть». Володя рванул струны изо всех сил и тихонько захрипел «Парус, порвали парус, каюсь, каюсь, каюсь». Анна Андреевна закрыла глаза и слушала вдумчиво, погружаясь. Володя кончил, и она сказала: «Вы пишете сами слова и музыку. Мне говорил Алексей (Баталов). Я помню. А я скажу вот что. Это страшно созвучно времени. Для меня, для людей моего поколения и воспитания, это требует перевода, но это – потрясающе созвучно эпохе... А меня саму скоро станут переводить на русский нынешний, а это здорово: «Кто вы такие, вас здесь не ждут». Нас всех здесь не ждали и не ждут. От этого всё...» Мы ушли, но перед уходом Володя протянул Анне Андреевне книжку, и она надписала ее». (П. Леонидов, «Владимир Высоцкий и другие» (Красноярск, 1992 г.).)
    Действительно ли правдив рассказ Леонидова о его с Высоцким визите к Ахматовой, где тот якобы впервые исполнил песню «Парус», и вообще факты, приведенные в нем? Попробуем разобраться. Начнем с описания визита. В конце 1950-х – начале 60-х годов Анна Андреевна действительно подолгу жила в доме писателя-сатирика, драматурга Виктора Ардова. Но на Большой Ордынке, а не на Большой Полянке, как пишет Павел Леонидович. Далее. В конце 50-х Владимир, будучи студентом Школы-студии МХАТ, только начинал свой путь в поэзии, и если в те годы что-то пел под гитару, то преимущественно песни на чужие тексты. Как известно, песня «Парус» написана автором-исполнителем в 1966 году, окончательный вариант мелодии подобран в начале 67-го. А самая ранняя из известных на сегодня фонограмм ее исполнения датируется 26 октября 1966 года (Москва, ДК ЦНИИС) (интернет-сайт «Владимир Высццкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «Владимир Высоцкий. Индекс фонограмм»). Анны Андреевны не стало в марте 66-го. Так что ни о каком исполнении для Ахматовой «в конце 50-х» начинающим автором несуществующей песни не может идти речи. Написанное Павлом Леонидовичем выше – это явно больные фантазии мемуариста.
    И еще: Леонидов в мемуарах упоминает западное отдельное издание поэмы «Реквиема» Ахматовой, которое, по его словам, она якобы надписала Высоцкому. Но такая книжечка «маленького формата» (объемом в 23 страницы) вышла в свет в Мюнхене (Германия) в 1963 году. Вполне возможно, один из экземпляров небольшого тиража издания мог каким-то образом оказаться у Владимира Семеновича. Но попасть в руки поэта «в конце 50-х» он не мог никак.
    Отрывок из статьи американского высоцковеда Марка Цыбульского «Владимир Высоцкий и Анна Ахматова» (2002-13) (интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com), комментирующий рассказ Павла Леонидова: «Имеются важные совпадения с другими источниками, то, что встреча состоялась в доме Ардова и о Высоцком Ахматова была наслышана от Баталова. Таким образом, предположение о личном знакомстве двух поэтов выглядело достаточно обоснованным.
    Остается добавить, что «Реквием» с автографом Ахматовой в библиотеке Высоцкого отсутствует. Может быть, его там никогда и не было... По свидетельству Л. Абрамовой, у Высоцкого был сборник стихов Ахматовой «Бег времени», вышедший в 1965 г.»
    Краевед Леонид Санкин: «По одной из не подтвержденных пока легенд, описанной в книге Павла Леонидова «Высоцкий и другие», молодой поэт встречался с Ахматовой, гостившей часто в доме Ардовых на Ордынке, и пел ей свой «Парус». Однако вряд ли такая встреча в действительности была, ибо сам Высоцкий никогда о ней не упоминал, да и «Парус» был впервые исполнен через год после смерти Анны Андреевны. По поводу «Паруса» Леонидов мог и ошибиться, да и у окружения Ардовых с Высоцким были общие знакомые, например, администратор Виталий Войтенко и пасынок Виктора Ардова актер Алексей Баталов. Но все же ни Михаил Викторович Ардов, ни литературный секретарь Ахматовой поэт Анатолий Найман, в своих воспоминаниях упоминая неоднократно Войтенко, ничего не говорят о Высоцком. Категорически отвергает возможность такой встречи и Людмила Абрамова, в ту пору супруга Высоцкого и большая поклонница поэзии Ахматовой». (Л. Санкин, «Чай с сахаром. Владимир Высоцкий и Иосиф Бродский», журнал «RELGA» (Латвия, г. Рига), № 16 (254), 5 ноября 2012 г.)
    Пятигорский журналист Валерий Перевозчиков в эссе писал: «Высоцкий и Ахматова... По пока неподтвержденным сведениям Владимир был в гостях у Анны Андреевны на Ордынке – в квартире Ардовых. Встречу могли устроить сам Н. Ардов или актер А. Баталов». (В. Перевозчиков, «Владимир Высоцкий и Иосиф Бродский», «Наша улица», № 6, июнь 2010 г.)
    Остается только выяснить, кто скрывается за загадочными инициалами «Н. Ардов»: глава семейства Виктор Ефимович Ардов, или же кто-то из его сыновей – Михаил либо Борис?
    Высоцколог из Ижевска Яков Корман (он же Михаил Аронов) таки комментирует в своей статье «К проблеме датировки ранних песен В. Высоцкого. Публикуется в порядке дискуссии» (журнал «Семь искусств», № 12, ноябрь 2013 г.) приведенный выше отрывок из воспоминаний Павла Леонидова: «То, что Высоцкий попросил Баталова познакомить его с Ахматовой, подтверждает и Ардов (о. Михаил, младший сводный брат Алексея. – А. С.): «"Высоцкий Вас лично не просил познакомить его с Ахматовой?" – "Нет, не просил. Он приходил к моему брату"» (беседа М. Цыбульского с М. Ардовым, 6. 8. 2006).» (Полностью текст интервью с о. Михаилом (Ардовым) вошел в статью Марка «Владимир Высоцкий и Анна Ахматова», интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com.)
    Борис Ардов и Владимир Высоцкий были не только хорошими товарищами и ровесниками (соответственно 1940 и 1938 годов рождения), но и одновременно учились в Школе-студии МХАТ (Борис Викторович окончил вуз в 1961 году, Владимир Семенович – в 60-м). Так что по-видимому фразу о. Михаила (Ардова) о том, что Высоцкий «приходил к брату», произнесенную им в беседе с Марком, следует понимать как «приходил к Борису», а не к Алексею. 
    Это выясняется из следующей публикации все того же биографа поэта Марка Цыбульского, в которую он включил текст своей беседы с Алексеем Владимировичем. И в которой попытался выяснить, так был ли Высоцкий лично знаком с Ахматовой, встречались ли они? «Может быть, ситуацию сможет прояснить А. Баталов? На мой вопрос, встречался ли Высоцкий с Ахматовой у них в доме, Алексей Владимирович ответил так: "Я в то время уже в Ленинграде был, но это неважно. Я думаю, что они встречались, потому что Володя дружил с моим братом Борей, который в то время был актером «Современника». Если Высоцкий пришел на Ордынку, то деваться некуда – Анна Андреевна сидит на диване. Боря умер раньше меня, спросить не у кого... Но представляется такая встреча вполне возможной. Я просто не знаю, попадал ли Высоцкий в тот момент, когда Анна Андреевна жила у нас, но жила она подолгу. А Борькины друзья приходили, на кухне выпивали-закусывали. По-моему, среди них был и Володя"». (Цит. по фонограмме беседы от 3. 8. 2008 г., интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, М. Цыбульский, «Владимир Высоцкий и Анна Ахматова».)
    В тот же день 3 августа 2008 года на интернет-форуме «Владимир Высоцкий: творчество и судьба» vysotsky.ws в разделе «Короткие воспоминания о Высоцком (архив)» Марк написал: «И А. Баталов, и его брат отец Михаил Ардов вероятность такой встречи допускают, но точной информации не имеют».
    Но вот отрывок из интервью журналиста Владимира Румянцева с актрисой, второй женой поэта («"Фрагменты беседы с Людмилой Абрамовой" (Ленинград, 11 декабря 1990 г.)», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 24, июль 2016 г.):
    «В. Р.: Павел Леонидов утверждал, что якобы Высоцкий спел «Парус» Анне Ахматовой, что уж совсем невероятно и относит ее к зиме 64/65-го!
    Л. А.: В этой книге Пашка путает.
    В. Р.: А что же он мог ей «проорать» (на самом деле «тихонько прохрипеть»)? Ведь похоже, что встреча была на самом деле!
    Л. А.: Позже было дело. Во-первых, это было не у Ахматовой и не у Ардовых, а у Фаины Георгиевны (Раневской). Там были Пашка и кто-то еще из (московских) «друзей последнего призыва»... И какие-то журналисты или кто. Севка был Абдулов (актер, друг В. Высоцкого. – А. С.), может быть даже – Севкина мать. И Ахматову Володя видел один-единственный раз – вот именно там, у Фаины в гостях. И Ахматова там была... Думаю, вот это было как раз никак не раньше 66-го года. А Володя ведь с Фаиной был знаком по Пушкинскому (театру)! (Или это не у Фаины было? Нет, у Фаины!) У Фаины это и было – один-единственный раз. Сказать, что Ахматова чем-то Володю потрясла – нет... Его, как всегда потрясла, Фаина. Думаю, что он не пел специально поразить Ахматову.
    В. Р.: Хорошо, но ведь какую-то песню ударную он должен был спеть! А у меня на памяти в тот период… «Парус» петь он никак не мог – его еще не было, это уж явная осень 66-го, не ранее, тем более и мелодия иная – явно слабее, Ахматова ведь умерла весной 66-го...
    Л. А.: Думая, что это момент, когда он репетирует «Галилея». Вот так мне представляется – еще до премьеры. В это время опять в доме появился Пашка... Я не думаю, чтобы это Паша туда повел – просто как-то Паша присутствовал при этом походе, а Володя... Володя был на взлете – он «Галилея» срепетировал!..
    ...Были там наверняка какие-то очень даже ударные песни. Не обязательно же нужно что-нибудь очень трагическое петь, чтобы потрясти... Могли быть и «Штрафные батальоны», уже испытанные, хорошие...
    В. Р.: Тем более, что это и по тематике могло Ахматовой как-то импонировать. Ведь он же хотел какое-то впечатление произвести!
    Л. А.: ...Единственное, что у него Ахматова... Я же, конечно, потом трясла его за душу: «Ну какая она, ну какая?!» – «Басом говорит!..» А Фаина – да... Каждое слово он повторял по тыще раз, потому что Фаинина грубость, матерщина, хохот замогильный... Так, я думаю, что это вот момент «Галилея»: Пашка, Севка в качестве оруженосца...»
    Заметим: премьера спектакля «Жизнь Галилея» по пьесе Бертольда Брехта в Театре на Таганке в постановке Юрия Любимова с Владимиром Высоцким в главной роли состоялась 17 мая 1966 года. Репетиции продолжались в течение 65-го – возможно, именно в этот временной период могла состояться встреча Владимира Семеновича с Анной Ахматовой – и не в доме Ардовых, как указывает Людмила Владимировна, а у актрисы Фаины Георгиевны Раневской, с которой поэтесса была дружна.
    Немного отвлечемся от основной темы главы и расскажем, каковым было знакомство самого Алексея Владимировича с поэтессой. Для этого раскроем историю семьи Баталовых-Ардовых.
    О своих корнях актер говорил с юмором: «Я черт знает какой: то ли – русский. то ли – польский, да какой угодно». (Телеканал «Культура», «"Встреча с Алексеем Баталовым". 1989», эфир – 20 ноября 2019 г.)
    «Известная творческая династия Баталовых берет начало от Николая. Он был первым человеком в семье, который решил строить карьеру в сфере творчества. Молодой человек приехал в Москву и обучался у самого К. С. Станиславского. В первый год работы был задействован сразу в 15 спектаклях. Позже артист начал сниматься в немом кино. Дальше последовали культовые фильмы: «Мать», «Путевка в жизнь», «Аэлита». К сожалению, долго жить ему было не суждено: в 37 лет Николай скончался от туберкулеза.
    Младший брат Николая пошел по его стопам. Владимир также был знаком со Станиславским и даже стал его ассистентом. Его часто сравнивали с уже зарекомендовавшим себя старшим братом, но отмечали, что у него не было такой мощной харизмы. Владимира это не обижало. Он и сам не особо тяготел появляться на экране или выступать перед зрителями. Когда выпадала возможность, Володя принимал участие в проектах, где мог проявить себя режиссером. Как-то ему надоело, что его все время путают и сравнивают с Николаем. В итоге Владимир взял себе псевдоним «Аталов». К знакомой актрисе Нине Ольшевской у него были очень теплые чувства. Влюбленные поженились, вскоре появился сын Алексей. Но когда мальчику исполнилось 5 лет, супруги разошлись.
    Алеша отца фактически не помнил. Много времени он проводил со своим отчимом Виктором Ардовым. Новый супруг Нины Антоновны и она сама были интеллигентами и любили устраивать литературные вечера. В их доме всегда хватало гостей, главной среди которых была близкая подруга мамы – Анна Ахматова. Женщины были настолько дружны, что периодически жили вместе. Из-за этого маленький Алексей стал считать Ахматову своей родной бабушкой. Позже, переехав в Ленинград, он даже жил у Анны Андреевны и продолжал воспринимать ее как члена семьи. 
    У Нины и Виктора Ардова родилось двое общих сыновей. Они ладили с Алексеем. Михаил ушел в религию и стал настоятелем храма, а младший выбрал режиссуру и актерскую стезю. У Бориса родилась дочь – Анна Ардова, названная в честь поэтессы». (Интернет-сайт «Рамблер / новости» news.rambler.ru, 3 февраля 2022 г., Клео.Ру, «Как связаны между собой Ахматова, Баталов и Ардова: тайны большой династии».) 
    Кстати, об Ардовой. Красавица Анна Борисовна сегодня – талантливая, востребованная актриса, певица, продолжательница знаменитой династии, известная зрителю по участию в ситкоме «Одна за всех». Также она снялась в картине режиссера Петра Буслова «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) в роли Изабеллы Юрьевны, директора Дома культуры.
    Однако, продолжим.
    В 1970 году на экраны вышел двухсерийный фильм, кинороман «Бег» режиссеров А. Алова (Ласкера) и В. Наумова (Стража), снятый по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Бег» и фрагментов его романа «Белая гвардия». При написании сценария были также использованы фрагменты из оперного либретто «Черное море», написанного Михаилом Афанасьевичем в 1936 году.
    Кинематографисты, приступая к съемкам картины, пробовали на роли в ней Владимира Семеновича: «В декабре 1968 года Высоцкий прошел фотопробы в фильм «Путь над бездной» – первоначальное название «Бега». До кинопроб Высоцкий роль Чарноты не довел, а вот репетиция с его участием в журнале обозначена». (Ю. Куликов, «В кадре и за кадром», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 24, июль 2016 г.)
    Еще: «Известно, что Высоцкий проходил пробы на роль генерала Чарноты в картине Алова и Наумова «Бег». Однако режиссеры представляли в этом образе только Михаила Ульянова, который в итоге был утвержден без проб. Есть версия, что отвергнутый артист хотел сыграть генерала Хлудова. На эту роль долго искали подходящего исполнителя. Нет подтвержденных сведений о попытках Владимира Семеновича получить роль. Владислав Дворжецкий был взят на Хлудова, когда съемки уже начались». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «"Мосфильм". Золотая Коллекция», 21 декабря 2020 г., «5 ролей, которые мог бы сыграть Владимир Высоцкий», глава «Генерал Чарнота. «Бег» (1970)».)
    Однако актриса Антонина Жмакова рассказывала: «Однажды оказалась на пробах в фильм «Бег» вместе с Володей Высоцким. Он показывался в роли Хлудова, а я – Люси. После проб, естественно, сказали, что наша пара не проходит». (С. Хуммедов, «Владимир Высоцкий: "Поехали драться!"», «Московский комсомолец», 25 января 2003 г.)
    Не сложилось: генерала Чарноту в замечательном фильме сыграл Михаил Ульянов, роль Хлудова потрясающе-трагически исполнил Владислав Дворжецкий. Алексей Баталов сыграл в «Беге» Сергея Голубкова – трогательного и интеллигентного приват-доцента Петербургского университета.
    В январе того же 1970 года режиссер Леонид Гайдай на Киностудии «Мосфильм» затеял пробы актеров на главную роль в свою новую картину, комедию «12 стульев» (1971) по роману И. Ильфа и Е. Петрова.
    «На роль Остапа Гайдай пробовал огромное количество актеров, среди которых были Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Алексей Баталов, Никита Михалков, Олег Борисов, Александр Лазарев и даже Фрунзик Мкртчян». (Интернет-сайт «CINEWEST» cinewest.ru, 28 июля 2021 г., «Не ставший Бендером Высоцкий и еще 8 актеров, которых пришлось снять с роли», глава 2 «Владимир Высоцкий – "12 стульев"».)
    В интервью (записала А. Пахомова) «В роли Остапа Бендера у Гайдая должен был сниматься Высоцкий» («7 дней», № 41, 22 ноября 2015 г.) вдова кинорежиссера актриса Нина Гребешкова рассказала: «Определившись с Воробьяниновым, Гайдай сосредоточился на Остапе. По-моему, не было в СССР актера, который не ходил бы к нему пробоваться: Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко, Владимир Басов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев... После долгого отбора Леня остановился на Высоцком».
    «В 1972 году, уже после выхода картины, в «Советском экране» была опубликована заметка «12 стульев – 15 претендентов» с фотопробами разных актеров: Анатолий Кузнецов (Сухов в «Белом солнце пустыни»), Спартак Мишулин, Олег Борисов, Владимир Высоцкий (!), Алексей Баталов (!!), Никита Михалков (!!! – это мог быть усатый Бендер), Александр Белявский, Фрунзик Мкртчян, Николай Губенко, Михаил Козаков, Александр Лазарев, Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт, Владимир Басов, Андрей Миронов...
    Актером, максимально приблизившимся к роли, стал Высоцкий, но у того уже в начале 70-х были серьезные проблемы с алкоголем. Актриса Нина Гребешкова рассказывала, что в первый же съемочный день Высоцкий элементарно запил, и Леонид Иович от греха подальше решил с ним не связываться». (Интернет-сайт газеты «Комсомольская правда» kp.ru, «50 лет фильму «12 стульев» Леонида Гайдая: Бендера мог сыграть Высоцкий, а Филиппов на съемках мучился страшными болями», главы «Остап Бендер – Алексей Баталов или Никита Михалков» и «Высоцкий упустил роль Бендера из-за пристрастия к алкоголю».) 
    Как известно, в комедии Гайдая роль Бендера сыграл Арчил Гомиашвили – она стала для него звездной.
    Малоизвестный факт: Баталов мог сняться вместо Высоцкого в картине Хейфица «Единственная...»: «В роли деревенского ловеласа-разлучника, соблазнившего замужнюю Танюшу, зрители должны были увидеть Алексея Баталова, любимого актера Иосифа Хейфица, но незадолго до начала съемок режиссер случайно встретился с Владимиром Высоцким. Они уже работали вместе в фильме «Плохой хороший человек», экранизации чеховской «Дуэли». Позже Хейфиц вспоминал: «Года через два после «Дуэли» мы встретились вновь. Я увидел его в буфете «Ленфильма», мы радостно обнялись, и он, как обычно, без церемоний, как-то по-свойски, сказал мне, что надо бы нам опять встретиться на съемочной площадке. Я готовился в это время к работе над повестью П. Нилина и еще не приступал к подбору исполнителей. Но авансом дал обещание пригласить Володю на одну из ролей. И эта роль вскоре определилась. Руководитель клубного кружка песни. Несостоявшийся «гений». Неудачник с какой-то жизненной тайной, поломавшей судьбу. Ему сразу же понравилась идея сыграть неудачника и провинциального завистника. Как умный актер, он и не гнался за внешней выигрышностью, эффектностью роли. Его привлекало внутреннее содержание, многоплановость, особая «тайна» характера, недосказанность и странность поступков. Он даже несколько огорчился, узнав, что в роли есть эпизод, где он поет. Но поняв, что его песня – совсем не «шлягер», а скорее «антишлягер», что петь он будет как несостоявшийся эстрадный кумир, в поношенном костюме с авоськой, в которой болтается бутылка кефира и восьмушка чая, он согласился и спел свою «Погоню», несколько изменив манеру исполнения». (Интернет-сайт «КУЛЬТУРОЛОГИЯ.РФ» kulturologia.ru, ariadna, 14 февраля 2021 г., «За кадром фильма «Единственная...»: Как сюжет стал пророческим для В. Высоцкого и В. Золотухина».)
    «В образе руководителя хора Бориса Ильича Иосиф Хейфиц изначально видел Алексея Баталова, но в последний момент передумал и пригласил Владимира Высоцкого. И, наверное, зря.
    Борис Ильич – провинциальный неудачник, эдакий обшарпанный соблазнитель. Он тихо злится успеху Сашке Шеремета, гастролирующему в Аргентине, захаживает с авоськой и в рваной обуви к замужней женщине, чтобы спеть ей песню «Как любил я вас, очи черные» и пожаловаться на судьбу. Когда же в очередной раз сливается с ней в едином порыве страсти, как в плохом анекдоте, появляется муж. Муж расстраивается и подает на развод.
    Удивительно, что здесь Ильич куда-то таинственно исчезает вместе со своей авоськой. И больше не появляется. То есть Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить.
    Надо сказать, что «Единственная...» – в своем роде уникальная советская картина: в ней все прекрасно по отдельности, но нелепо в целом. Режиссура, актерская игра, литературный материал (рассказ Нилина) – все очень хорошо. Однако на выходе – крайне странная история то ли о любви, то ли о глупости.
    В начале 1960-х Высоцкий неплохо бы смотрелся в роли такого персонажа. Высоцкий 1975 года – отнюдь. В фильме Хейфица он предстает таким, каким его помнят сегодня – популярнейшим в стране поэтом и бардом, кумиром миллионов. И такой Высоцкий в образе случайного воздыхателя любвеобильной официантки, жены доверчивого и наивного до безобразия водителя Коли, весьма странен и неубедителен.
    Если б он не пел... Если б у него была более значимая роль... Если б после анекдотического возвращения домой мужа-шофера глупая официантка побежала бы следом за Ильичом, чтоб пришивать ему пуговицы – быть может, вышла бы история более внятная. Но ничего этого не происходит.
    Высоцкий уезжает на гастроли. А шофер с официанткой устраивают непонятную страдальческую возню, причем каждый на свой лад.
    Итог: слишком масштабна была личность Высоцкого, чтоб играть мелких неудачников. С такой известностью, узнаваемостью, характерным голосом и, как говорится, харизмой, играть либо Жеглова, либо Гамлета. Либо Свидригайлова». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Кинолит», 25 января 2024 г., «Обшарпанный соблазнитель доступной женщины. Странная роль Высоцкого в мелодраме "Единственная..."»)
    Рассказывает Юрий Борисович Норштейн, режиссер мультипликационного кино, художник-мультипликатор.
    «Хейфиц очень серьезно оценивал Высоцкого, как актера. Специально под Высоцкого задумывал снять картину по рассказам Исаака Бабеля. Об этом он рассказывал актеру Алексею Баталову. А тот, в свою очередь, делился этими воспоминаниями со своим другом Юрием Норштейном.
    Ю. Норштейн: "Полагал Высоцкого снять в роли Бени Крика. И когда (это мне Баталов рассказывал) что произошла эта сцена, вдруг, говорит, мы шли с Хейфицем по Москве (начинает улыбаться), и вдруг останавливается машина, оттуда выскакивает, говорит, Высоцкий, значит, бросается к Хейфицу: «Здрасьте! Здрасьте!» Ха! А тот ему говорит: «Вы знаете, Володя, вот мы сейчас шли с Лешенькой, а я все думал, м-м-м, про «Одесские рассказы» Бабеля, и хотел бы Вам предложить роль Бени Крика». И Баталов говорит, Высоцкий как был там в каком-то светлом костюме, так перед ним в грязь так упал на колени. Ха-ха-ха! (Смеется.) И сказал, Хейфиц был абсолютно растроган и уже предполагалось, что такое событие могло произойти. Но не произошло"». (Док. фильм «Владимир Высоцкий. Не сыграно, не спето», а/с С. Музыкова, реж. Ф. Сурков, ООО «Студия 8», 2014 г.)
    У кинорежиссера Иосифа Ефимовича Хейфица (1905–1995) Владимир Высоцкий снялся в двух картинах: «Плохой хороший человек» (1973) и «Единственная...» (1975). И так как опыт работы у них был, они прекрасно друг друга знали, значит и картина по произведениям Бабеля несомненно получилась бы интересной и зрелищной. Но планам режиссера экранизировать «Закат» и «Одесские рассказы» Исаака Бабеля не суждено было сбыться. История же, о которой поведал мультипликатор, состоялась уже после 75-го года. Это была последняя встреча Иосифа Хейфица и Владимира Высоцкого.
    Что касается Алексея Баталова, с Хейфицем они были друзьями. Артист снялся в его пяти картинах: «Большая семья» (1954), «Дело Румянцева» (1955), «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1963), «В городе С.» (1966).
    В конце жизни кинорежиссер признавался: «Я считал за счастье пригласить на съемочную площадку таких артистов, как Алексей Баталов или Борис Андреев, Олег Даль или его антипод Владимир Высоцкий». (Н. Басина, З. Кравчук, «Неопубликованные пророчества Иосифа Хейфица», «Российская газета», 16 декабря 2005 г.)    
    Такое признание мастера – как высшая оценка таланта, она дорогого стоит!
    Не только режиссеры считали за счастье работать с этими актерами, но и коллеги были не прочь стать их партнерами на съемочной площадке.
    «– Кого из своих коллег-актеров вы предпочитаете видеть в роли партнеров на съемочной площадке?
    – Алексея Баталова, Иннокентия Смоктуновского, Станислава Любшина, Владимира Высоцкого, Леонида Золотухина (речь, видимо, не о Валерии из Театра на Таганке, а о его однофамильце Л. А. Золотухине – театральном актере, в те годы работавшем в Свердловском ТЮЗе. – А. С.). С ними не только легко и просто войти в роль, но и всегда ощущаешь себя в творческом поиске. Каждый из них на съемках – камертон, по которому я сверяю свою готовность к работе над образом». (В. Никульчик, Э. Роженкау, «Алла Демидова: "Все актеры играют в мяч..."»: интервью, «Вечерний Минск» (Белоруссия), 18 октября 1972 г.)
    Подавляющему числу кино– и телезрителей хорошо известен пятисерийный детективный сериал кинорежиссера Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979), снятый на Одесской киностудии по роману братьев Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия». Но не многие знают, что снимать картину изначально должен был Алексей Баталов.
    «Говорухин был не первым претендентом на место режиссера «Места встречи...» До него снимать картину по роману Вайнеров собирался Алексей Баталов. У него уже была успешная режиссерская работа – фильм «Три толстяка». Но Баталов – еще и востребованный артист. Когда начался подготовительный период работы над «Местом встречи...», ему предложили очередную интересную роль. Вайнеры ждать не хотели, и тогда Владимир Высоцкий познакомил их со своим другом, режиссером Одесской киностудии Станиславом Говорухиным». (Интернет-сайт телекомпании «Мир 24» mir24.tv, 15 июня 2018 г., «"Место встречи изменить нельзя": как снимали киношедевр Станислава Говорухина».)
    Еще версия: «Режиссуру картины должен был взять на себя совсем другой человек – Алексей Баталов, но в определенный момент его мнение насчет проекта поменялось, в результате чего к съемкам ленты приступил Говорухин». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, 10 мая 2023 г., страница «Sovetika», «45 лет с начала съемок фильма "Место встречи изменить нельзя"».)
    Из области журналистских слухов и домыслов: «Говорят, режиссером должен был стать Алексей Баталов. Но Баталов по каким-то причинам не смог, и снимал Станислав Говорухин». (А. Велигжанина, «"Место встречи изменить нельзя": Конкина не берут в продолжение сериала», «Комсомольская правда – Карелия», 13 мая 2003 г., глава «Распределение ролей».)
    Комментарий пользователя big_lebovvski к публикации В. Дубогрея (dubikvit) «Владимир Высоцкий на съемках «Место встречи изменить нельзя», 1978 год» («Живой Журнал» dubikvit.livejournal.com, 24 июля 2015 г.): «Какая-то история, немного расходящаяся с моим представлением. <Имя> Баталова вообще впервые слышу в этом контексте. Высоцкий и пришел к Говорухину, так тот его и снимать не захотел поначалу. Баталов это сильно. У него замечательные сказки, но это было снято по наитию, какой он режиссер. Типа Меньшова».
    А вот что рассказывали непосредственные участники создания знаменитого фильма.
    Отрывок из замечательной книги киноведа Анны Иосифовны Блиновой «Экран и Владимир Высоцкий» (1992), глава «Место встречи...»: «Воспоминания братьев Вайнеров по стенограмме вечера памяти Высоцкого 4 июня 1983 года в Доме литераторов в Ленинграде.
    Аркадий Вайнер: "Первоначально думалось, что будет ставить картину Алексей Баталов, но это не состоялось. Он хотел играть Жеглова, ставить фильм и самому играть, а такую огромную по объему задачу выполнить никак нельзя. Таким образом, кандидатура Баталова отпала, было несколько кандидатур, которые нас особо ничем не привлекали"».
    Спустя 26 лет тот же Аркадий Александрович Вайнер, писатель, кинодраматург, один из сценаристов сериала, вспоминал: «Первоначально режиссером-постановщиком должен был стать Алексей Баталов. Заявку на съемки телесериала приняли на Центральном телевидении, включили в план. Однако уже после этого выяснилось, что Баталов сможет приступить к работе нескоро: ближайшие полтора года у него заняты другими кинопроектами. Так долго ждать не хотелось, и потому мы с Георгием предложили Алексею Владимировичу компромиссный вариант: он будет делать картину по нашему следующему сценарию, а для «Места встречи...» подыщем другого режиссера. Новая кандидатура появилась благодаря все тому же Высоцкому. Он предложил обратиться к Говорухину, у которого уже снимался до того. Именно Володя и познакомил нас со Станиславом Сергеевичем...» (А. Добровольский, «"Место встречи..." организовал Высоцкий. «МК» узнал неизвестные подробности съемок великого фильма», «Московский комсомолец», 21 июля 2009 г., глава «Ультиматум артиста».)
    В конце 80-х те же Аркадий и Георгий Вайнеры в воспоминаниях «"Я приехал застолбить Жеглова!.." Заметки о Владимире Высоцком» (опубликованы в сборнике «Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер» (1989)) писали: «Обстоятельства сложились так, что Алексей Баталов практически не мог в тот период приступить к работе над фильмом, у него была другая работа. Однако телевидение, да и студия ждать не могли – план есть план! – и необходимо было найти другого постановщика.
    В этих-то условиях нам и предстояло вести «бои стратегического значения» –  обязательно в одной упряжке с режиссером.
    А мы – хотя и располагали по джентльменской договоренности с Одесской киностудией правом выбора режиссера – пока ни на одной кандидатуре не могли остановиться.
    Володя, который трепетно относился к своей будущей роли и все время «держал руку на пульсе», позвонил однажды и пригласил отобедать в ЦДЛ. Мы с удовольствием согласились и в полдень встретились на веранде Дома литераторов.
    За обедом Высоцкий сказал: «Я хочу вас познакомить со своим приятелем. Он режиссер Одесской студии – Слава Говорухин, я у него несколько раз снимался. Обожает «Эру милосердия», мечтал бы поставить по ней картину. Не хотите ли с ним поговорить, подумать – может быть, он подойдет?»
    Мы согласились».
    Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com разместил полный текст «Интервью Высоцкого сотрудникам редакции Иновещания Всесоюзного Радиокомитета». Беседа журналистки Инны Шестаковой с поэтом и актером состоялась 7 января 1980 года в Театре на Таганке в перерывах между выходами Высоцкого на сцену в спектакле «Преступление и наказание». Отвечая на вопрос о недавних съемках в телесериале, Владимир Семенович сказал, что первоначально «эта картина была отдана в Ленинград, другому человеку, <...> мы вместе совместными усилиями отняли у одной студии, передали в Одессу». В примечаниях к публикации стенограммы интервью говорится: «Возможно, «Ленфильм» в Ленинграде выбрал именно Баталов, который в предыдущие годы осуществил несколько режиссерских проектов на этой Киностудии».
    «За экранизацию романа взялась Одесская киностудия, а первым о своем желании снять фильм, и заодно сняться в главной роли, заявил Алексей Баталов. Правда, на студии он так и не появился, и режиссером стал Станислав Говорухин». (Интернет-сайт «Дом кино» domkino.tv, 10 июля 2018 г., «История создания фильма "Место встречи изменить нельзя"».)
    Существуют также неподтвержденные данные о том, что Алексей Владимирович собирался не только ставить картину, но и сыграть в ней главную роль!
    Аркадий Вайнер на вечере памяти Владимира Высоцкого, состоявшемся 4 июня 1983 года в Доме литераторов в Ленинграде, рассказал: «Алексей Баталов... Он хотел играть Жеглова, ставить фильм и самому играть, а такую огромную по объему задачу выполнить никак нельзя». (А. И. Блинова, «Экран и Владимир Высоцкий» (1992), глава «Место встречи...»)
     «Изначально роль режиссера была предложена Алексею Баталову. Но он поставил себе слишком объемную задачу, пожелав и режиссировать, и играть Жеглова. В итоге его кандидатура отпала. А потом Владимир Высоцкий привел Станислава Говорухина». (М. Ческис, «Кошка пробежала. Почему картина «Место встречи изменить нельзя» не получила ни одной кинонаграды», «Наша Версия», № 47, 1 декабря 2008 г.)
    «Первым о своем желании снять фильм, и заодно сняться в главной роли, заявил Алексей Баталов. Правда, на студии он так и не появился, и режиссером стал Станислав Говорухин». (Интернет-сайт «Дом кино» domkino.tv, 10 июля 2018 г., «История создания фильма "Место встречи изменить нельзя"».)
    «Вайнеры хотели, чтобы за съемки взялся талантливый актер Алексей Баталов, имевший удачный режиссерский опыт в постановке фильмов. Баталов хотел и ставить сценарий, и сниматься в главной роли Жеглова. Делать одновременно и то, и другое при таком большом объеме работы было невозможно. Баталов отпал, как и ряд других режиссеров». («Живой Журнал» picturehistory.livejournal.com, 18 июня 2020 г., picturehistory, «"А теперь горбатый..." Как Жеглов себе партнеров подбирал», глава «Как Вайнеры режиссера выбирали».)
    Пишут также, что уже утвержденный в картину режиссер планировал отдать Баталову роль Глеба Жеглова: «Станислав Говорухин утвердил Владимира Высоцкого на роль Жеглова не сразу – поначалу он видел сыщиком Алексея Баталова. Ну а на Шарапова пробовались аж восемь артистов!» (Интернет-сайт «Teleprogramma.pro» teleprogramma.pro, 17 августа 2019 г., «Как снимали легендарный фильм "Место встречи изменить нельзя"».)
    Есть и такая версия: якобы Алексей Владимирович возжелал быть в телесериале Володей Шараповым, напарником Жеглова. Журналистка, бывшая корреспондентка «Комсомольской правды» Ольга Белан пишет: «Первым захотел взяться за фильм Алексей Баталов, который так же мечтал сыграть роль Шарапова. Желание актер изъявил, но в Одессу так и не приехал. Тогда за фильм взялся Станислав Говорухин». («Живой Журнал» belan-olga.livejournal.com, 25 июля 2021 г., belan_olga, «Памяти Владимира Высоцкого».)
    В итоге все получилось так, как получилось: телесериал «Место встречи изменить нельзя» в 1978-79 гг. снял на Одесской киностудии кинорежиссер Станислав Говорухин, главные роли в нем блестяще сыграли Владимир Высоцкий и Владимир Конкин.
    Много ранее Алексей Владимирович попробовал себя в кинорежиссуре. Владимиру Семеновичу воплотить свои режиссерские замыслы не привелось. Как известно, приступить к съемкам приключенческого фильма «Зеленый фургон» по одноименной повести А. Козачинского на Одесской киностудии Высоцкий должен был осенью 1980 года...
    Путь же Баталова в кинорежиссуру таков. В 1950 году он окончил Школу-студии МХАТ и начал театральную карьеру в Центральном театре Советской армии. В 1953-56 гг. играл на сцене МХАТа – Московского Художественного академического театра. Кинематографическая же карьера Алексея Владимировича была тесно связана с «Ленфильмом»: в 1957-75 гг. он не только числился штатным актером Киностудии, но и снял на ней три художественных фильма – «Шинель» (1959), «Три толстяка» (1966) и «Игрок» (совместно с ЧССР, 1972). 
    Что касается телевидения, картины в которых снимался Владимир Семенович, демонстрировались по нему перманентно. «Только за десятилетие (1970–79) по советскому ТВ показали фильмы с участием Высоцкого 37 раз! Например, в 1971 году показали 3 фильма, в 72-м – уже 7, в 73-м – 2, в 74-м – 3, в 75-м – 5, в 76-м – 3, в 77-м – 6 (в т. ч. «Вертикаль», где звучали песни Высоцкого), в 78-м – 4, в 79-м – 3 (а вернее, 8 – тогда показали 5-серийный т/ф «Место встречи изменить нельзя», а также 2-серийный «Бегство мистера Мак-Кинли», в котором также звучали его песни). При этом Высоцкий за всю жизнь сыграл главные роли в 9 фильмах, из которых в то десятилетие показали 5 – больше половины! В 1972 году в Эстонии был снят 55-минутный т/ф о Высоцком «Парень с Таганки». С такой частотой, с какой по ТВ показывали Высоцкого-актера, в те годы не показывали даже таких звезд, как Алексей Баталов или Михаил Ульянов». («Кто и зачем согнул Высоцкого?», «Советская Россия», 1 февраля 2018 г.)
    В 1975 году Алексей Владимирович стал педагогом ВГИКа, Всесоюзного государственного института кинематографии – преподавал студентам актерское мастерство. Немало его учеников получили известность. Например, талантливая узбекская актриса Матлюба Алимова, знакомая зрителям по звездной роли гордой и дикой цыганки Насти в популярной мелодраме реж. А. Бланка о судьбе Будулая «Цыган» (1979). Другая ее визитная карточка – роль коварной Ирины, царицы византийской, в картине «Василий Буслаев» (реж. Ген. Васильев, 1982). Ученица Алексея Владимировича окончила актерский факультет ВГИКа в 1978 году. Студенты боготворили мастера. Актриса вспоминала: так, как работал со студентами Баталов, раньше во ВГИКе не работал никто. Еще недавно профнепригодная Алимова стала отличницей.
    А в 79-м Матлюба исполнила роль страстной Лауры в трехсерийной телевизионной ленте режиссера Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» (1980), снятой по мотивам драматических произведений А. Пушкина. Во время съемок которой Алимова не только познакомилась с Высоцким, исполнявшим в той же картине роль Дон Гуана, но и была его партнершей по фильму.
    11 февраля 1980 года на экраны советских кинотеатров выходит картина режиссера Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Один из самых известных фильмов с участием Алексея Баталова.
    Отзыв рядового зрителя: «"Москва слезам не верит" взял «Оскар» в 1981 году <в номинации> «Лучший иностранный фильм». Две главы, два временных промежутка, одни герои. Казалось бы, простая советская жизнь в столице, но захватывает тебя от начала и до конца. Алексей Баталов в роли Гоши немного похож на Владимира Высоцкого. А Вера Алентова раскрылась на второй главе фильма. Отдельный поклон за эпизод с Владимиром Басовым. Хорошее отечественное кино!» (Интернет-сайт российского онлайн-кинотеатра «ИВИ» ivi.ru, 13 марта 2020 г., Олег, «Гоша, он же Гога, он же Жора».)
    «1980 год, когда вышли фильм «Москва слезам не верит» и статья «В какой электричке едет Гоша?», стал к тому же и годом череды внезапных смертей Гошиных ровесников, рыцарей гитары и экрана, которым было свойственно его обостренное чувство собственного достоинства, поиска не компромисса, а именно идеальной спайки своих представлений и потребностей с окружающей действительностью: Северный, Высоцкий, Джон Леннон, Джо Дассен. Кого скосила пуля, кто перетрудился, у наших в дело активно подключился алкоголь, но, похоже, всех объединяло одно: изверились». (Интернет-сайт журнала «Сеанс» seance.ru, 25 марта 2020 г., А. Васильев, «Алексей Баталов – Мужчины без женщин».)
    Алексей Владимирович провожал в последний путь товарища и коллегу. Интернет-сайт luki-naid.narod.ru разместил любопытные воспоминания поклонницы творчества Владимира Семеновича Ольги (видимо, из скромности засекретившей свою фамилию) «Музей Высоцкого в Краснодаре и Как я прощалась с Володей». В частности, она пишет: «Вышла из дому и поехала к Театру на Таганке. Я уже не совсем точно помню, как я добралась и нашла конец невообразимо длинной цепи людей, желающих попрощаться с любимым актером, певцом и поэтом. Эта вереница тянулась почти до самой Котельнической набережной. Помню то количество милиционеров, которые стояли у всех входах и выходах в метро, и было ощущение, что за тобой следят... Все с рациями типа «уоки-токи». Со стороны театра через эти ограждения проходила группа артистов: Баталов, Смоктуновский, Неелова, еще кто-то, они смотрели на стоявших людей в недоумении и сказали, что – все, Володю уже увезли, зачем вы здесь стоите? Но упрямый и недоверчивый народ продолжал стоять в ожидании непонятно чего и надеялся, что все это неправда. Почему так быстро его увезли и не дали всем желающим отдать ему последний поклон? Так прошло в противостоянии часа три, пока все-таки уже цветы стали уплывать и народ рассеиваться...»
    Актер Владимир Конкин (Володя Шарапов в телесериале «Место встречи изменить нельзя») вспоминал: «Когда в 80-м Высоцкий ушел из жизни, после его похорон я поехал с выступлениями в Ростов. И каждую встречу начинал со слов: «Все мы похоронили...» – и народ вставал. Я права не имел морального не сказать об этом. И неважно: друзья мы были или нет... За это меня вызывали в идеологический отдел партии Ростова. А потом жалобу накатали в Союз кинематографистов СССР. Но так как разбирались с ней люди приличные: Баталов, Ширвиндт, Клара Лучко... – то я был принят в состав Президиума Союза кинематографистов. Сразу же. За то, что отстоял честь коллеги. И мы пошли пить коньяк». (Интернет-сайт «Экспресс-газеты» eg.ru, 25 января 2018 г., Д. Попов, «Приятные воспоминания звезд отечественного кино о Владимире Высоцком», глава «15 бутылок вина – и как стеклышко».)
    «Литературная газета» в номере от 19 марта 1986 года публикует сообщение о создании Комиссии по литературному наследию В. С. Высоцкого при Союзе писателей СССР (в котором поэт никогда не состоял). «В состав Комиссию вошли известные писатели и актеры Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, М. Рощин (Гибельман), А. Эфрос, А. Баталов, О. Ефремов, М. Ульянов. Председателем ее стал Р. Рождественский (Петкевич), ответственным секретарем – Н. Крымова», – читаем в заметке.
    20 ноября 2019 года телеканал «Культура» показал зрителям программу «"Встреча с Алексеем Баталовым". 1989».
    Интернет-сайт «Смотрим» smotrim.ru, анонсируя передачу, сообщал: «На вечере в Доме кино Алексей Баталов рассказывает о знаменитых людях, с которыми свела его судьба (и их больших Человеческих поступках). Среди них актриса Ольга Андровская (его тетя, вдова Николая Баталова), поэтесса Анна Ахматова, режиссер Иосиф Хейфиц, писатель Виктор Некрасов, поэт и актер Владимир Высоцкий...»
    Один из заданных актеру зрителем на творческой встрече вопросов звучал так (А. Баталов зачитывает записку): «Знает, знаю, что Вы член Комиссии по литературному наследию Высоцкого. Так ли уж велика ценность его поэзии? Что Вы находите в ней?»
    Ответ: «Я нахожу, прежде всего, в Высоцком замечательное явление, неотрываемое от времени, в которое он появился. Я уже говорил о том, что Высоцкий – знают это молодые люди, которые бегают с гитарами сейчас, или не знают – родоначальник, даже – не родоначальник – вот то место корабля, то место киля, грудью пробивающее первую, еще совсем спокойную воду. Вот он занимает это место. И занимает эту роль – во всем этом огромном движении. Движение это мне представляется плодотворным, потому, что многие десятки, тысячи, сотни, может быть, тысяч – я не знаю – молодых людей благодаря этой форме приобщаются к искусству, к поэзии, к возможности выражать свои мысли, настоящие чувства. Есть спекулянты, есть, кто по..., подделывается – разве о них речь? Речь о тех, кто обрели голос благодаря жизни, творчеству, таланту, темпераменту Высоцкого. Вот что самое главное. И на мой взгляд все, что касается этой личности, этой судьбы – конечно интересно. Именно по той причине, по которой я говорю. И невозможно оторвать стихи Высоцкого от всего этого (разводит руками), что сегодня представляется за именем Высоцкого. Конечно нет... Да и по-моему, и не нужно – зачем делать эти такие сухие литературоведческие операции?»
    ...Артист редко давал интервью. Тем ценнее его слова, мнение Алексея Владимировича о коллегах по киноискусству.
    «– Портрета не получилось, но был создан герой шестидесятых, которого воплотил Алексей Баталов. А в кино семидесятых были герои Олега Даля и Владимира Высоцкого. А восьмидесятые востребовали Олега Янковского. Как вы думаете, почему девяностые не предложили своего героя?
    – В кино не появился герой девяностых, потому что он еще не написан. Не сочинен. Вот придет талантливый человек и напишет такое, что мы все откроем рот, узнав себя и свое время. Как это было в трифоновских рассказах или нагибинских. Я уверен, что сейчас этот человек уже есть и ходит по улицам, а тогда и актер появится, который сыграет героя. Кстати, актер этот наверняка тоже ходит по улице. Но сначала должен быть сочинен герой». (Д. Савельев, «Алексей Баталов: "Кино живет за счет героя"»: интервью, «Новый взгляд», № 31, 26 августа 1995 г.)
    В день 60-й годовщины со дня рождения поэта, 25 января 1998 года, артист присутствовал в зале «Пушкинский» на презентации Премии имени В. С. Высоцкого «Своя Колея» в числе других приглашенных – Зураба Соткилавы, Иосифа Кобзона, Геннадия Хазанова, Сергея Юрского, Михаила Жванецкого, Михаила Ульянова, а также членов российского правительства и московской мэрии. Анонсировала мероприятие газета «Комсомольская правда» в номере от 21 января.
    «25 января 1998 года в киноконцертном зале «Пушкинский» состоялась презентация премии и чествование первых ее лауреатов. Здесь прошел концерт мастеров искусств, на котором выступили Зураб Соткилава, Елена Образцова, Михаил Жванецкий, Иосиф Кобзон, Сергей Юрский, Геннадий Хазанов, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Муслим Магомаев». (В. Бакин, «Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти» (2013), глава «Своя Колея».)
    Известно также, что с 2007 по 2013 год Алексей Владимирович был президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». 8 апреля 2012 года интернет-сайт ТАСС tass.ru разместил материал журналистки Н. Бариновой «Баталов открыл церемонию вручения премии «Ника» в Москве»: «Президент Российской академии кинематографических искусств «Ника», Народный артист СССР Алексей Баталов открыл в Москве церемонию вручения одноименной премии. Она в 25-й раз проходит сегодня в Крокус Сити Холле.
    В главной категории «Лучший фильм» на премию претендуют пять картин, в их числе – «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова».
    Фильм Буслова получил позолоченные статуэтки лишь в двух номинациях из шести: «Лучшая работа звукорежиссера» и «Открытие года».
    В завершение – еще об одном ученике Алексея Баталова.
    «На питчинге Фонда кино в 2023 году было заявлено о создании нового фильма о Высоцком – с простым и непритязательным названием «Володя».
    Вплоть до выхода фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» в прокат главной интригой того проекта был исполнитель главной роли – в видеороликах создатели показывали этого героя со спины и в других неудачных для опознания ракурсах, а различные слухи со съемочной площадки категорически отвергали. Но потом правда все же вышла наружу – это был Сергей Безруков в уникальном гриме, да еще и с последующей обработкой на компьютере.
    В «Володе» эту интригу решили не делать – Высоцкого в фильме сыграет актер и музыкант Александр Шпагин, которому с помощью нейросетей и технологий дипфейк приделают лицо персонажа.
    Конечно, одной заменой лица обычно не обходятся, но Шпагин – почти двойник Высоцкого. Он долгое время изучал творчество своего персонажа и выступал на сцене с его репертуаром; к тому же у Шпагина за плечами – учеба на актерском факультете ВГИКа (курс А. Баталова), хотя профессиональным актером он так и не стал». (И. Карев, «За маской «Володи». Кто сыграет Высоцкого в новом фильме?», «Аргументы и факты», № 31, 4 августа 2023 г., глава «Кто сыграет Высоцкого на этот раз?»)  
    «Шпагин сказал, что Баталов дружил с Высоцким. И он привел молодого Высоцкого к Анне Ахматовой. Высоцкий тогда впервые читал свои стихи и пел песни великой поэтессе. Баталова часто спрашивали – кто для Вас артист? Он отвечал – Смоктуновский, Высоцкий... А ребята на курсе ему говорили, что они же везде одинаково... Смоктуновский везде как князь Мышкин, и Высоцкий – везде Высоцкий... Баталов всегда говорил им, что нельзя меняться внешне – это все плохой театр... А когда внешняя форма остается артиста, но вдруг внутренне человек меняется, пусть с этим же голосом, – вот это высший пилотаж, вот это мастер». (Социальная сеть «ВКонтакте» vk.com, страница «Дневничок ЕП», 1 февраля 2023 г.)
    На  интернет-сайте Правительства России government.ru 20 октября 2023 года размещен текст телеграммы «Коллективу Школы-студии МХАТ» за подписью премьер-министра России М. В. Мишустина. В ней, наряду с поздравлениями в связи с 80-летием крупнейшего театрального учебного заведения страны, в частности говорится: «Олег Ефремов, Алексей Баталов, Лилия Толмачева, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Владимир Высоцкий – блистательные выпускники легендарного вуза, прославившие многие театры страны».
    Пользователь Мам, 7 июля 2013 г.: «Для меня были и остаются два голоса, удивительной красоты, насыщенности, густоты. Невероятного тембра. Голоса, которые я узнаю всегда, в кадре или за кадром. Это Голос Алексея Баталова и Голос Владимира Высоцкого». (Интернет-сайт «Кино-Театр.РУ» kino-teatr.ru, страница «Алексей Баталов», раздел «Обсуждение».)
    Актеры были уникальны и узнаваемы не только голосами... Феликс Айзикович Кучар, кинооператор Студии «Беларусьфильм», работавший с Владимиром Семеновичем на съемках картины режиссера Виктора Турова «Я родом из детства» (1966), рассказывал: «Первое впечатление от Высоцкого – его обыкновенность. В любой толпе он был своим, сливался с нею. Позже я понял, что эта «незаметность» и есть черта большого актера (я говорю об актерах кино), так называемой «антизвезды». Он не образец для подражания – он такой же, как все. В нем люди узнают себя. Такими были Жан Габен, Петр Алейников, такие – Алексей Баталов, Евгений Леонов». (Интернет-сайт libking.ru, Б. Акимов, О. Терентьев, «Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы»: документальная повесть, глава «Годы 1965–1966».)
    Однако существуют и другие мнения. Александр Шойхет – об уровне актерского мастерства Владимира Высоцкого: «Актером он был весьма средним, второго и третьего планов. Я не говорил, что он бездарен, у него были талантливо сыгранные роли (поручик Брусенцов, Дон Гуан, фон Корен, Галилей, Глеб Жеглов), но его ни в коем случае нельзя поставить на одну доску с А. Мироновым, Ал. Баталовым, И. Смоктуновским, О. Далем, С. Юрским, с актерами-коллегами Театра на Таганке – А. Филиппенко, Б. Хмельницким, С. Фарадой, Л. Филатовым. Это р а з н ы е уровни мастерства». (Интернет-сайт world.lib.ru, 8 декабря 2010 г., А. Шойхет, «Защитникам В. Высоцкого».)
    Замечательного человека, талантливого актера, режиссера и педагога не стало в 2017 году. Алексей Владимирович Баталов похоронен в одной могиле с тещей, матерью второй жены, на Преображенском кладбище столицы. 


Рецензии