Много ли у нас одежды?
- Думаю, что такой критерий есть. Если вместительность шкафов больше, чем количество имеющейся одежды, а жизнь всего одна, то одежды мало, как и жизни. Когда же одежда не помещается в имеющиеся шкафы, а её владелец проживает не последнюю жизнь, то одежды много, как и самой жизни.
- Предложенный критерий едва ли можно считать точным: мы всегда знаем, сколько у нас одежды и шкафов, какова их вместимость, но никогда не знаем, сколько у нас впереди жизней, мы можем лишь верить в то, что живём один или несколько раз, но знать это наверняка невозможно.
- Оценка количества проживаемых жизней, основанная на вере, вполне подходит в данном случае, поскольку количество шкафов и предметов одежды - это тоже вопрос веры, а не знания.
- Как это понимать? Разве количество шкафов и предметов одежды не является объективным? Их же можно легко пересчитать! Вы что, не доверяете арифметике?
- Я доверяю арифметике. Но что вы понимаете под объективностью?
- Объективно то, что не зависит от человеческого сознания и способно существовать само по себе в объективной реальности. Разве не так?
- Именно так. Так определяет объективность наше сознание. Как видите, даже само определение объективности необъективно. Упомянутая вами арифметика, как вам, конечно же, известно, строится на недоказуемых аксиомах и оперирует числами, изобретёнными человеком. Арифметика - результат творческого мышления, не случайно в Средние века она причислялась к одному из семи видов свободных искусств. Шкафы и одежда тоже порождены нашим сознанием, всё это просто понятия. Существуют ли эти предметы за пределами сознания, установить невозможно, поскольку для этого необходимо использовать всё то же сознание. Вот и получается, что шкафы и одежда, как и бесконечное множество других, так называемых "материальных предметов", окружающих нас, существуют лишь постольку, поскольку мы верим в их материальное существование. Как ни крути, всё держится на вере, а не на знании.
- "Много" и "мало" - это тоже относительные понятия, в вашем примере привязанные не только к одежде, но и к шкафам. Шкафы имеются не всегда и не везде, можем ли мы без них понять, много или мало у нас одежды?
- Конечно, можем. Никакие понятия не отражают так называемую "объективную картину мира", которая сама по себе также является понятием. Да и как вообще можно говорить о каком-то отражении, когда не известно, существует ли что-то за пределами нашего сознания? На самом деле у понятий гораздо более важная роль: они являются "строительным материалом" нашего творческого сознания, с помощью которого оно создаёт субъективный, а потому уникальный и неповторимый образ мира. Если какие-то понятия существуют, значит, их можно использовать для тех или иных созидательных целей. Предметы одежды - это фрагменты так называемого "окружающего мира", который на самом деле существует внутри нас, в нашем творческом сознании, это образы, которыми оно оперирует. Мы тоже являемся образами сами для себя, таких образов самих себя может быть много или мало, и каждому соответствует та или иная одежда. В этом смысле можно сказать, что у нас мало одежды, если образов самих себя больше. И наоборот: одежды много, когда образов самих себя меньше.
Свидетельство о публикации №123122504849