История - наука для наивных патриотов
А может – начальство говорило – ты напиши там, как мы соседнему князю дали по шапке… Правда, мы от него еле –еле удрали, но ты про это не пиши, это будет неполиткорректно, напиши про наш героизм и его коварство…
Или шёл мимо бродяга и рассказал у костра, как в соседнем княжестве с басурманами поцапались. Сам бродяга там не был, но ему другие бродяги рассказывали, что мы (то есть - они там) славно навтыкали нехристям… Убили сто, нет, пожалуй – тысячу вражеских воинов и ни одно нашего ратника не убили. Или убили? Или не одного? Ну, не важно. Важно – что победили. Правда, дань им платить не перестали…
И чем красочнее летописец в этом монастыре опишет те события – тем он считается лучше. Не достоверней, нет – потому что это проверить нельзя – а именно красочнее. Ну не зря же муза Клио покровительствует…
Одно-единственное упоминание в какой-нибудь летописи о событии, произошедшем лет за сто до того, как летописец о нём упомянул – способно сделать из него предмет гордости за героических предков – естественно – если в нём мы побеждаем… Потому что ещё лет через сто пятьдесят о нём прочтёт другой летописец и отразит у себя, естественно – что-то присочинив.
Как-то я смотрел документальный фильм о том, как научная экспедиция отправилась на Чудское озеро искать место знаменитой битвы. Якобы она была у Вороньего камня, а уж камень им уже был предварительно разведан. Они собирались найти многочисленные материальные подтверждения той огромной битвы. Похоже (как я понял) – они себе представляли эту битву точь в точь как в кино «Александр Невский». Проискав всё лето они не нашли ничего. Фильм кончается тем, что на следующее лето они отправятся туда снова, но теперь начнут с того, что будут искать другой Вороний камень. Бог им в помощь.
Почти все документальные фильмы про Октябрьскую революцию включают немые кадры, как толпы матросов и солдат бегут к Зимнему, лезут на высокие ворота, и они распахиваются. И толпы революционных солдат и матросов бегут по Дворцовой площади к Зимнему дворцу. Я в детстве искренне считал это документальными кадрами, и был поражён, когда узнал, что на самом деле не было никакого штурма – пришли во дворец и арестовали Временное правительство. А эти кадры – из художественного фильма (тогда ещё – немого) Сергея Эйзенштейна. И я уверен, скоро в качестве документальных кадров в 2-й мировой войне будут служить отрывки из эпопеи «Освобождение». А муза Клио проследит – чтобы всё было красиво. Вместе с музами пантомимы, поэзии и танцев – они тоже любят, чтобы – красиво.
Свидетельство о публикации №123122403827
Ну, кроме продажи иллюзий для очевидного перераспределения мат и дух благ от электората к элитам...
Может ли быть, что потёмкинские деревни непредсказуемо красивого героического прошлого призваны (заказаны идеологам) энтузиастами для уверенности в светлом будущем? Чьей уверенности? В чьём грядущем? Бедных - тех, кому бриллиантов, коробок из-под ксероксов с зеленью, а также яхт и дворцов мало. Богатых, которые довольны своей долей. Или, иногда, наоборот?))))
Алхимик Пятьдесятседьмой 14.01.2024 14:48 Заявить о нарушении