История - наука для наивных патриотов

В Древней Греции искусствам и наукам покровительствовали музы. Танцы, пантомима, трагедия, комедия и прочая – каждым направлением заведовала муза. В том числе и историей. Всеми науками заведовала муза астрономии, если там и были ещё какие-то науки – они все укладывались в ложе астрономии.  Но особенно мне нравилось то, что у истории была своя муза, как и у хореографии – и, похоже, греки не видели принципиальной разницы между этими искусствами – красиво танцевать или красиво описывать свою историю. Не вижу её и я. Есть такой вид услуг – составление генеалогического древа.  Ушёл вор и разбойник в пираты, награбил денег, вернулся богатым – теперь ему хочется приличной биографии. И наёмные специалисты за хорошие деньги  создают ему генеалогическое древо, начинающее в внебрачной связи какого-нибудь короля и дочери кардинала. Всё, это древо начинают изучать внуки и правнуки богатого бандита.  Грубо говоря – так я представляю себе историю. Какая наука, прости Господи!  В России 13 века грамотного можно найти было только в монастыре, вот он и писал летопись. Что он там писал?  Да что угодно. Он что – видел хоть что-то своими глазами? Да нет же – он сидел в келье. У него были доверенные корреспонденты? Да откуда?  Так откуда же он брал сведения для своей летописи? А никто не знает – может, сам и выдумывал со скуки, и называть это надо сказками.

А может – начальство говорило – ты напиши там, как мы соседнему князю дали по шапке…  Правда, мы от него еле –еле удрали, но ты про это не пиши, это будет неполиткорректно, напиши про наш героизм и его коварство… 

 Или шёл мимо бродяга и рассказал  у костра, как в соседнем княжестве с басурманами поцапались. Сам бродяга там не был, но ему другие бродяги рассказывали, что мы (то есть - они там) славно навтыкали нехристям…  Убили сто, нет, пожалуй – тысячу вражеских воинов и ни одно нашего  ратника не убили. Или убили? Или не одного? Ну, не важно. Важно – что победили. Правда, дань им платить не перестали…

И чем красочнее летописец в этом монастыре опишет те события – тем  он считается лучше. Не достоверней, нет – потому что это проверить нельзя – а именно красочнее. Ну не зря же муза Клио покровительствует…
Одно-единственное упоминание в какой-нибудь летописи  о событии, произошедшем лет за сто до того, как летописец о нём упомянул – способно сделать из него предмет гордости за героических предков – естественно – если в нём мы побеждаем…   Потому что ещё лет через сто пятьдесят о нём прочтёт другой летописец и отразит у себя, естественно – что-то присочинив.

Как-то я смотрел документальный фильм о том, как научная экспедиция отправилась на Чудское озеро искать место знаменитой битвы.  Якобы она была у Вороньего камня, а уж камень им уже был предварительно разведан.  Они собирались найти многочисленные материальные подтверждения той огромной битвы. Похоже (как я понял) – они себе представляли эту битву точь в точь как в кино «Александр Невский».  Проискав всё лето они не нашли ничего. Фильм кончается тем, что на  следующее лето они отправятся туда снова, но  теперь начнут с того, что будут искать другой Вороний камень. Бог им в помощь.

Почти все документальные фильмы про Октябрьскую революцию включают  немые кадры, как толпы матросов и солдат бегут к  Зимнему, лезут на высокие ворота, и они распахиваются. И толпы революционных солдат и матросов бегут по Дворцовой площади к Зимнему дворцу. Я в детстве искренне считал это документальными кадрами, и был поражён, когда узнал, что на самом деле не было никакого штурма – пришли во дворец и арестовали  Временное правительство. А эти кадры – из художественного фильма (тогда ещё – немого) Сергея Эйзенштейна. И я уверен, скоро в качестве документальных кадров в 2-й мировой войне  будут служить отрывки из эпопеи «Освобождение».  А муза Клио проследит – чтобы всё было красиво. Вместе с музами пантомимы, поэзии и танцев – они тоже любят, чтобы – красиво.


Рецензии
Прочёл и призадумался над вопросом: ЗАЧЕМ?
Ну, кроме продажи иллюзий для очевидного перераспределения мат и дух благ от электората к элитам...

Может ли быть, что потёмкинские деревни непредсказуемо красивого героического прошлого призваны (заказаны идеологам) энтузиастами для уверенности в светлом будущем? Чьей уверенности? В чьём грядущем? Бедных - тех, кому бриллиантов, коробок из-под ксероксов с зеленью, а также яхт и дворцов мало. Богатых, которые довольны своей долей. Или, иногда, наоборот?))))

Алхимик Пятьдесятседьмой   14.01.2024 14:48     Заявить о нарушении