После Фантастической симфонии Г. Берлиоза

Был шаббат – день покоя в поселении,
А в граде – бал и цокот мостовой.
Зачем травиться опиумом гению,
Когда одной любовию живой?
К нему придут виденья-искажения,
Быть может, были кривы зеркала:
Желание, желание… движение –
До жжения, горение – дотла.
А в пепле всплески, саламандры прыгают,
И бал, и казнь, и вихрем маскарад.
Беснуйся, шабаш – букву духи двигают,
Какой всемирный нечисти парад!
Но пусто там… пойдём в успокоение,
В невидный йольский тихий белый свет,
Зажжём свечу, найдём стихотворение –
Пошлём небесным ангелам привет.

22-24. 12. 2023

_______________________________________

Очень смешная, сумбурная и романтическая ( в худшем смысле) история любви Берлиоза к его первой жене Гэрриет Смитсон, актрисе, а потом к другой женщине. А потом женитьба на первой и угасание любви. А далее симфонию ( посвящённую Гэрриет) играли в России и посвятили Николаю 1, потому что, видно, хорошо заплатили. Какое непостоянство неприятное!
Стоило ли так неистовствовать, когда любовь так жалко закончилась? Как можно было так терзаться, чтобы потом эту любовь не стараться сохранять? Симфония же была событием, вошла в историю музыки и написана из мести, когда Гэрриет не отвечала на любовь ( поэтому так всё дьявольски искажается). И пока мне непонятно что здесь найти для себя, кроме вот этого понимания: обида всё искажает.

«Берлиоз с растрепанными волосами играл на литаврах, глядя на актрису с одержимым лицом, и каждый раз, когда их глаза встречались, он наносил удары с большей силой. "
-  Генрих Гейне , Musical Review and Gazette , 4 февраля 1838 г.

«Актриса» - это Гэрриет Смитсон, пришедшая, наконец, послушать симфонию, после которой она ответит на чувства композитора и выйдет за него замуж. Но напрасно, с окончанием карьеры она утратила для него свою привлекательность, как женщина и муза. Уж лучше было вести бродячую жизнь актёрки на свободе, чем быть замужем за человеком, который посвятил тебе выдающуюся симфонию, а потом разлюбил и изменял. Она прожила очень мало и потеряла в браке своё здоровье. Эх, Гэрриет… пусть бы он дальше бахал на литаврах и писал бы что-нибудь ещё. Вы ж не Григ с Ниной. Не годился растрёпанный Берлиоз для нормальной жизни.
 А симфония была новаторской, программной, романтики её обожали, сам Лист был на свадьбе Берлиоза и мисс Смитсон. И Весь Париж следил за любовью. Ах, как неслучайно в «М и М» Булгакова появляется Берлиоз. Да, в искажённом мире вовсю проявляется сатанинское. Но мне туда не хочется. Вот я наблюдаю в симфонии, как любовь искривляется, и во что превращается сама тема возлюбленной и весь мир. Какая пародия противная. И всё это из-за чувства обиды, с которой Берлиоз не мог справиться. Наконец, он впечатлил свою возлюбленную, но где же борьба за любовь после свадьбы? Он просто бросил её в замужестве, как человека, как женщину. Пошёл дальше влюбляться и увлекаться. И, можно сказать, Булгаков хорошо его в своём романе кармически наказал, поделом.
Что же остаётся нам, слушателям? Я тут посмотрела передачу – разбор симфонии, лектор говорит, что когда в части «В полях» рожок возлюбленной не откликается, то есть она изменяет герою, то начинается искажение мира. Тема измены возлюбленной – главная тема симфонии. Но в жизни-то как раз сам автор изменял. Всё это зато очень театрально и эффектно. Но я пока не вижу другого смысла, кроме передачи процесса Искажения. Так шаббат ( покой) превращается в шабаш. Ужас, какой искажённый мир!

_______________________________

Пришла Весна. И я перечитываю Мастера и Маргариту и заново хочу понять. Снова вспомнился Берлиоз, конечно. Атеист Берлиоз, по-моему, лучший образ атеиста. Людей этих всегда немного жаль, потому что из-за сумбура в своей душе они не смогли простить Бога и поместить его как Центр мира. Все свои обиды такие люди взваливают на Бога, то есть на Абсолют, который наделяют ожиданиями и требуют выполнения. У каждого из нас есть свой образ Абсолюта, но хуже всего быть физиологистом и думать, что со смертью тела всё кончается для энергии души. Как жалко одно лишь "горизонтальное, человеческое, историческое" бессмертие - остаться в детях, остаться в творчестве... Для души, вмещающей в себя Весь Мир, это так мало.
Но дьявол - это зеркало, он просто даёт тебе ( с позволения Бога) то, что ты сам хочешь. И таким образом Берлиоз у Булгакова и получает своё посмертие.
И атеисты будут спокойны в том, что выбрали, они получат какое-то своё небытие, где душа вполне его прочувствует, как Понтий Пилат - своё выбранное. Как Мастер - свой Покой. Каждый получит то, что он хочет. Это ли не свобода выбора?
... А я смотрю на картинку и вспоминаю состояние... какой тёмной ночью я писала всё это, вдруг обратившись к симфонии Гектора Берлиоза. Меня привлекло вот это близкое: шаббат-шабаш, я не знала, что они действительно близки этимологические.
Скоро 1 мая... близко, поэтому надо вспомнить. Как странно, что в кульминационные точки природного календаря - все эти йоли, самайны, бельтейны... я всегда ощущаю такой медитативный покой... Мистика всегда спасает. Они с метафизикой - одно.

26.04.2024


Рецензии