Звёздные туристы часть 81

Главное оружие средневекового воина
Однако доспехи доспехами, мечи мечами – но главным оружием средневекового воина являлась лошадь. Именно лошадь несла в атаку витязя и рыцаря, сарацина и степняка, именно лошадь везла поклажу, оружие, перемётные сумы, тянула осадные орудия и телеги с припасами. Именно способность лошади к передвижению ограничивала манёвренность армий, а её скорость – темпы продвижения войска.
К большой удаче любителей истории, о лошадях, в отличие от кольчуг, лат и мечей мы знаем практически всё. Ибо лошади продолжали свою активную службу в армии до середины XX века и не позабыты в войсках и сейчас. Справочники и наставления для конницы издавались огромными тиражами и доступны практически каждому человеку – был бы интерес.
Итак, каковы же возможности конницы, что укомплектована породистыми скакунами, выведенными за века целенаправленной селекции?
«При организации марша и определении скорости движения надлежит исходить из следующих норм. Полк может беспрерывно двигаться 7-8 часов в сутки. Если нужно идти дольше, устраивается большой привал не менее 2,5 часов, нормально же – до 4 часов, после чего движение может быть продолжено ещё в течение 4-6 часов. В этих условиях конница способна проходить в сутки от 40 до 85 км, а в исключительных случаях-до 100 км. Нормальный переход установлен в 50 км. При движении больше 50 км или свыше 7-8 часов марш уже считается форсированным; он не должен превышать 75 км.
Для того, чтобы конница могла двигаться дальше и должным образом сберегать свои силы, коннице при всяких условиях необходимо давать каждый день не менее 8-10 часов отдыха, а через каждые 2-3 дня движения устраивается днёвка. Максимум, что конница может дать с полным напряжением сил конского состава, это два марша подряд по 100 км, но после этих маршей коннице нужен полный отдых не менее 2 суток.
Скорость движения определяется быстротой переменного аллюра, 7-8 км в час. Иногда, если этого требует обстановка, скорость может быть доведена (однако, лишь на короткие расстояния) до 10 км в час, но это очень вредно для конского состава и может продолжаться не более 3-4 час. Ночью, в туман, в снег или по плохим дорогам скорость движения падает до 4-5 км в час, следовательно, и ночной переход будет не больше 35-40 км, а в горах с крутыми и высокими подъёмами и спусками, с движением по узким тропинкам скорость доходит до 1,5-2 км в час, а дневной переход не превышает 15 км.
Малые привалы делаются через каждые 1,5 часа движения, причём перед и после привала 1 км проходится обязательно шагом. Во время движения следует соблюдать все правила гигиены марша, к которым относятся правила движения на спусках и подъёмах, водопоя, кормёжки и рассёдлывание на больших привалах, и т.д.»
Наставление РККА от 1937 года относится к коннице, укомплектованной лошадьми будёновской породы со стандартом породы по высоте в холке 160-170 см. Именно они могли пройти в день 50 км, неся нагрузку в 110-120 кг на лошадь. Не самая, кстати, лучшая порода для ХХ века.
В средние века лучшей породой считались арабские скакуны со стандартом породы 150 см по высоте в холке. Монгольские лошади и сейчас по стандарту породы имеют высоту в холке 120-130 см. Для этих лошадей нормативы РККА – далёкая недостижимая мечта. Переплюнуть требования к лошадям периода Второй Мировой войны в средние века было вообще некому.
Таким образом, легко подсчитать, что по хорошей дороге и на своей территории конница способна мчаться на большие расстояния со скоростью примерно 33 км/сутки (2 перехода по 50 км и день отдыха). Разовые переходы возможны на расстояние до 100 км/сутки (после двух таких переходов конница окажется небоеспособной на двое суток).
Почему я оговариваюсь, что по своей территории? Потому что у себя дома идущий маршем эскадрон ждут по пути «магазины» с припасами и фуражом. Если двигаться по чужим землям – припасы придётся везти с собой. А это – обоз с повозками. А повозка, по тем же нормативам РККА, проходит в день уже 25 километров...
Можно, конечно, использовать вьючных лошадей, но – «Грузоподъёмность обывательской парной повозки – 300-400 кг, одноконной – 150-180 кг; грузоподъёмность военной парной повозки несколько выше – 490 кг и одноконной двуколки – 220 кг. Загрузка вьючной лошади в среднем составляет до 45 кг». А значит, для дальних походов вьюков не напасёшься.
Иногда можно услышать возражения вроде:
В 1935 году грандиозный маршрут Ашхабад-Москва длиною в 4300 км за 84 дня преодолела группа туркменских всадников на ахалтекинских, иомудских и англо-текинских лошадях. А это выходит по 50 км/сутки. В 1939 году группа М.Ф. Моисеева-Черкасского прошла 1200 км за 10 суток, совершая переходы по 120 км ежедневно. Пастух из Моллончхипа Генри Г. Перри (Виктория, Австралия) так тот вообще проехал вокруг Австралии 22 565 км за 157 суток. Правда, за это время он загнал 6 лошадей – но зато проходил по 143 км в сутки.
Это всё правда. Но не стоит путать спортивные рекорды, демонстрирующие предельные возможности человека и скакуна, с обычной строевой службой. Если олимпийские чемпионы среди людей прыгают в высоту на два метра – это отнюдь не значит, что рядовой пехотинец будет с лёгкостью повторять это на марше с полной боевой выкладкой. Рекордный переход породистых лошадей РККА 120 км/сутки – строевые проходят со всадником и грузом за день 30 км. Рекордный переход монгольской лошади 30 км/сутки (Александра Кудашева в 1911 году прошла 12 060 вёрст за 460 дней). Значит, строевая походная одолеет где-то 10 км/сутки.
«Почему так ма...?» – вопрошают незнакомые с вопросом люди.
Чтобы понять это, следует вернуться к уставу конницы.
«При организации марша и определении скорости движения надлежит исходить из следующих норм. Полк может беспрерывно двигаться 7-8 часов в сутки»...
Почему полк может двигаться только 7-8 часов в сутки?
Потому что лошади нужно есть. Лошадь – она травоядное животное, использует низкокалорийную пищу, и её нужно много. Погожим летним днём лошадь спит часов шесть, ест часов 8-10, и в остальное время способна работать. Разумеется, лошадь можно кормить зерном. Но не больше 30-50% от общего веса корма. Иначе с лошадкой случаются колики, и она рискует сдохнуть. Природу не обманешь.
Единственный резерв, который есть у лошади – это как раз время её кормления. Её можно оставить голодной и за счёт этого пройти за день лишние 30-40 км. Но после этого ей нужен отдых, чтобы наесться. Лошадь может поголодать даже два дня, коли уж хозяину приспичит. Но тогда ей нужно отдыхать уже двое суток (см. Наставление). Или она в знак протеста тупо сдохнет.
Вспоминая войны средневековья, нужно учитывать ещё один важный фактор: зимой лошадке тоже требуется кушать. Но травку ей приходится вырывать из-под снега. Каждый клочок. Поэтому время на еду увеличивается в два-три раза. Зимой степная лошадь хронически голодна и не имеет в своём суточном расписании времени на работу. Вообще. Знаменитые россказни о «тебеневке» отнюдь не означают, что в табунах лошадки пасутся зимой так же вольготно, как летом. Зимой лошади худеют и голодают даже в обычную погоду. В снегопады – дохнут. Этой зимой (2010) в Монголии уже пало почти 2 млн. голов скота. Глобальное потепление, знаете ли. Снега чуть больше нормы выпало.
Именно поэтому степняки совершенно не способны воевать в зимний период. Им это делать просто не на чём! Зимой кочевники абсолютно небоеспособны.
Почему русские воевали зимой? Потому, что имели привычку заготавливать сено и зерно. Их лошади ели сено (по пуду в день, между прочим) и дарили хозяевам право ездить на них законные 8 часов в день. Степняки же сено практически не заготавливали и зимой воевать не могли. Поэтому, кстати, осёдлые народы и избивали их зимами с таким наслаждением.
Причины тех или иных правил поведения следует понимать, а не принимать как религиозный постулат. Монголы, татары, башкиры не воевали зимой не потому, что так у них принято, а потому что физически не способны были этого делать. А если могли – то пытались.
Например, в 1645 году зима выдалась бесснежной. И татары решили рискнуть. «Книга походов» татарского автора Кырымлы Хаджи Мехмед Сенаи повествует об этом так:
«...молодой шахзаде в самое суровое время зимы с бесчисленным войском отправился в страну Москов, а туда добирались путём пересечения бескрайней и широкой степи, называемой степью Хейхат, и расстояние это огромное, и до этого ни одно войско не совершало похода в ту страну в зимние дни. Во время же удачного царствования сахибкирана великие реки на пути были стянуты льдом, и с лёгкостью, привал за привалом, за пятьдесят дней аскеры достигли нечестивого города злодейственного московского царя, разрушили и сожгли его, и множество прочных крепостей сравняли с землёй, и все окрестности их подвергли грабежу и разорению и нанесли им такой урон, что никогда прежде в пору, когда от холода ни руки, ни ноги не держат, московские гяуры не видели такого набега
При возвращении по промыслу божьему в безграничной степи, называемой Хейхат, случился внушительный снегопад, и исламское войско до того ослабело и обессилило, что не в силах было двигаться – и тут вышеупомянутые хазрет Сефер Гази ага и предводитель мужей в битвах по имени Тугай бек, выйдя вперёд и направляя своих ветроногих коней на снег выше человеческого роста, подобно двум хищным львам и разъярённым слонам, разрывали и разбрасывали снег в четыре стороны, и всё исламское войско следовало за этими двумя мужественными людьми и нашло спасение».
Как видно из отрывка, набег едва не кончился катастрофой и по признанию автора оказался событием уникальным – «до этого ни одно войско не совершало похода в ту страну в зимние дни». А после того – никто так больше не рисковал. Так что – зимой кочевники не воюют.
Степняки способны ходить в зимний поход только при одном условии – если кто-то будет их кормить. То есть, только в качестве союзников-наёмников кого-то из осёдлых народов (с булгарами на русских, с русскими на булгаров и т.д.). Такими наёмниками они, собственно, во всех европейских войнах и отметились.
Теперь сделаем выводы из анализа обязательных для конной армии условий похода и выделим основные приметы того, что вы столкнулись с псевдоисторической ложью. Их, собственно, всего две:
1. Если вам говорят, что какая-то из средневековых армий, будь она хоть конной, хоть пешей, хоть верхом на кенгуру двигается со скоростью больше 30 километров в день – это наглая ложь. Такое невозможно ни при каких условиях.
2. Если вам говорят, что какие-то кочевники воюют зимой – это заведомая ложь. Чистый и незамутнённый бред. Такое возможно только в том случае, если кочевники находятся на службе у «осёдлого государства».
Совсем простые и надёжные константы – но следование им очень здорово прочищает разум при исследовании исторических событий.
Для справки добавлю, что по военным уставам XVIII-XIX века суточный марш пехоты составлял 25 км, форсированный 50 км. Во всяком случае, так считает Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке («О глубине походных колонн». 1866 г.). И я ему – верю.


Рецензии