Молчание - золото?

      /странный диалог, упражнение в белой рифме, х. з./

Молчу, молчу, прости мне не соврать. 
Не в этот раз, не то, что в позапрошлый
четверг, пусть вовсе не было дождя,
но время утекло в сухую пустошь,
карябая по сердцу
несоответствием реальности и слова,
здесь будет рифма,
что ж начнём пожалуй снова,
ломается безмолвия печать и всё сначала...
лучше уж молчать.

Ты странный чел, теперь не время спать -    
молчанием ты губишь свою душу.
Уж лучше бы сказал - не знаю, трушу,
или включил на время дурака,
сказал допустим - граждане пока,
но не ушёл, а просто сменил тему
и научись хотя б немного врать.

Вот видишь сколько много слов
и  больше ни о чем.

Слова - труха, безмолвие - проблема
для тех, кто верит в будущее, в жизнь,
держи баланс, а впрочем твоё дело,
держись чего-нибудь,
за ничего держись.


Рецензии
Привет Анатолий!

Отличное стихотворение, внутренний диалог (практически гамлетовский ;)) ЖИВОГО человека.
Пожалуй это лучшее из последнего.

Ну, а если по теме, то как показывает эмпирический опыт, все-таки золото, как бы и что бы вылетевшее слово не серебрило потом. И дело даже не в трусости и смелости, а в тщете и тлене ;)

И если библия начинается: «В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог», есть правда разные версии перевода, некоторые переводчики склоняются к тому, что правильнее было бы перевести «В начале был логос, и логос был у Бога, и логос был Бог», и это уже не одно и тоже, то первый джан «Дао Дэ Цзин» начинается так

«Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Имя, которое может быть назва­но, не есть постоянное имя.
Безы­мянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей.»

Отсюда следует, что нет ни одного слова о непреходящем и вечном, а все слова лишь о преходящих и иллюзорных «вещах в себе». А все наши попытки понять и описать сущее, есть не более чем поиск более или менее адекватного историческому контексту словаря.

Как по мне будущее за МЕТАфорами и МЕТАавтохтонами ;)

Эдуард Быстрицкий   23.12.2023 22:37     Заявить о нарушении
Привет, Эд!
Спасибо за отзыв.
Всё это весьма и весьма интересно, но есть вопрос -
с МЕТАавтохтонами мы с тобой уже разбирались :)
а что ты представляешь под МЕТАфорами, ведь
явно не стандартный, словарный смыл этого слова?

Анатолий Радгост Рэд   23.12.2023 23:33   Заявить о нарушении
Если слово представить как нотный знак, то метафора это смысловой аккорд из нот-слов, который всегда больше чем отдельно взятые слова входящие в МЕТАфору, то есть МЕТАформа обладает некой смысловой эмерджентностью.

Эдуард Быстрицкий   24.12.2023 00:22   Заявить о нарушении
Я думаю с ростом инфополя и ускорением инфопотока, человечество столкнется с необходимостью уплотнения смысла и вывода его на универсальный, трансцендентальный уровень.

Эдуард Быстрицкий   24.12.2023 00:22   Заявить о нарушении
И вот тут, я думаю, возможен переход от логической,линейной модели коммуникации к МЕТАфорической, для уплотнения смысла, в том пониманииЮ, как он сейчас проявляется в эффекте поэзии (есть у Мандельштама по этому поводу маленькое эссе).

Эдуард Быстрицкий   24.12.2023 00:24   Заявить о нарушении
Тема интересная, но и грустная.
Процесс изменения коммуникации идёт всю
историю существования человечества,
не так явно и очень медленно, поэтому
для столь короткой жизни индивидума
заметить его практически невозможно,
может только для углублённых в эту
тему учёных. Ещё и поэтому понять и принять
логику людей живших допустим тысячу лет
назад нам практически невозможно.
Последнее время процесс сильно ускорился, поэтому
боюсь ни Пушкину, да и никому из современных
поэтов бессмертие не грозит. Лет через двести,
а может и раньше его просто никто не поймёт.

/буду благодарен, если у тебя найдётся ссылка
на эссе Мандельштама/

Анатолий Радгост Рэд   24.12.2023 18:42   Заявить о нарушении
В том то и дело что метафора универсальна, читаем же мы Овидия и Данте спустя сотни лет, и метафоры используемые ими все так же воздействуют на наше воображение, а вот содержательная, историческая часть их произведений уже конечно от нас далека.

Эдуард Быстрицкий   26.12.2023 02:49   Заявить о нарушении
Другое дело, что в океане визуального контента, на фоне вселенных и метавселенны марвела, ютуба и иже с ними, поэзия утрачивает актуальность и свое влияние на умы, по сравнению со временем того же Пушкина.

Эдуард Быстрицкий   26.12.2023 02:52   Заявить о нарушении
*Универсальна во всяком случае в пределах сродных культур.

Эдуард Быстрицкий   26.12.2023 02:58   Заявить о нарушении
Прочитал, ещё думаю, но уже есть какое-то отрицание правильности
идей Мандельштама. Даже не так, не правильности, а естественности,
жизнеспособности в поэзии.
Применение этих идей для построения теории возможного развития
коммуникации индивидуумов в будущем, конечно оправдано, но для
предопределения развития поэзии вряд ли. Поэзия, настоящая поэзия,
строится не на математических выкладках, а на возможности создать драму,
трагедию ли, комедию, на возможности вызвать у читателей эмоции
и чем сильнее эмоции, тем соответственно сильнее поэзия.
Может быть это интересно и в поэзии , но сразу вспоминается
где теперь книги Есенина с его простотой, как высшее в мире искусство
и где можно найти хотя бы одну книгу Мандельштама, с его готикой акмеизма.
Именно поэтому в ближайшие годы, а может и в более отдалённом будущем ИИ
вряд ли создаст достойную настоящую поэзию.
Но ещё думаю, как там говорил Пуаре, хожу, езжу, занимаюсь делами, ем, сплю,
а «серые клеточки» работают. Так, что возможно ещё поменяется мнение.

Анатолий Радгост Рэд   27.12.2023 06:25   Заявить о нарушении
Перечитал наш диалог и понял, что по большей
мере говорили мы о разном, но и Мандельштам
не помог сближению позиций :)
но думаю понял твой новый, несколько нестандартный
взгляд на поэзию (и не только на поэзию)
Успехов.

Анатолий Радгост Рэд   16.02.2024 05:37   Заявить о нарушении
Привет Анатолий!
В продолжение темы. Мне показалась, эта статья В. Брюсова дает более точное понимание того, о чём я думаю последние 15 лет. :)

http://ru.m.wikisource.org/wiki/Литературная_жизнь_Франции._Научная_поэзия_(Брюсов)

Эдуард Быстрицкий   04.06.2024 07:58   Заявить о нарушении
Эд, привет!
По ссылке там сейчас Ахматова и Амфитеаатров,
но поищу, потом перекину тебе свои мысли.

Кстати, о Саше Чёрном :

…что смертный час, гроза глупцов
Из разлагающейся кожи
Исторгнет дух в конце-концов.
И вот тогда, молю беззвучно,
Дай мне исчезнуть в чёрной мгле, -
В раю мне будет очень скучно,
А ад я видел на земле.

так что не только сатиры, с первого взгляда он
показался мне очень легковесным

Анатолий Радгост Рэд   04.06.2024 15:47   Заявить о нарушении
Он принимал непосредственное участие в первой мировой на сколько я помню.
Вот еще ссылка:

Эдуард Быстрицкий   04.06.2024 16:10   Заявить о нарушении
Почитал, Эд, интересно конечно,
но, прости меня, я не согласен.
Не согласен с чем, а с тем что
приближение поэзии к науке
даст новые жизнеспособные формы.
Конечно, сильный, интересный поэт обязательно
должен быть в чём-то выше читателя,
как бы подтягивая его до своего уровня,
хотя бы и в науке, но только немного.
Глубокий синтез поэзии и науки приведёт
к потере аудитории, по сути наука убивает поэзию.
Поэзии ближе живопись и музыка, вот её сёстры,
вот тут возможна даже взаимозаменяемость,
Потому что когда читаю «Мцыри» я вижу всё,
и монаха, и барса, и даже природу Кавказа,
а когда письмо Ленского, слышу музыку.
Это не значит, что не нужно искать новые формы,
конечно нужно. Можно допустим написать
в поэтической форме декларацию или отчёт,
положить на стихи камлание шамана или
работу механизма, звуки природы, философский
трактат или только одну идею, много чего и это наверное
будет даже интересно, а может и гениально,
но надеяться, что это новое направление будет интересно
всегда и всем не стоит, только в качестве артхауса
небольшому кругу людей - элитарное искусство.
Насколько я понимаю ни Гиль, ни его последователи,
ни сам Брюсов особых успехов тут не достигли.

Анатолий Радгост Рэд   07.06.2024 15:40   Заявить о нарушении
И всё же боюсь не понять тебя правильно ,
возможно ты имеешь ввиду некую формулу,
код, возможность созидать поэзию,
на основе научных знаний,
что называется алгеброй гармонию
поверить? Что ж, эту задачу пытаются
решить уже столетия и думаю дело
идёт к финишу, всё решится если ИИ начнёт
выдавать достойные поэтические тексты,
что вполне возможно произойдёт уже
совсем скоро. Печально конечно.
Если так произойдёт это будет ещё одной
усмешкой Бога.

Анатолий Радгост Рэд   07.06.2024 15:43   Заявить о нарушении
Интересно, полгода назад я тебе писал:
«... в ближайшие годы, а может и в более отдалённом будущем ИИ
вряд ли создаст достойную настоящую поэзию»,
а теперь уже сомневаюсь, что делать,
вижу явные успехи в развитии ИИ,
ребёнок взрослеет очень быстро,
боюсь мы не успеем состариться,
а он обойдёт в умении написания
виршей 99% стихоплётов этого сайта.

Анатолий Радгост Рэд   07.06.2024 22:39   Заявить о нарушении
Может быть это и наивно, так думать, но считаю, что наука уперевшись в пределы своего развития действуя исключительно в области рацио и постепенно выраждаясь в технологию, пролучит второе дыхание от синтеза с поэзией. Это позволит нам видить много больше того что мы подразумеваем под согласованной реальности, позволит заглянуть за покровы майй, определить "координаты чудес". Думал об этом последнее время, просто когда набрел на эту сттатью, даже удивился, что все это уже было сто лет назад. Воистину - "ничто не ново под луной". Не секрет что первые ученые открывшие фундаментальные законы были как правило эзотериками, или алхимиками или монахами орденов. Да и сами великие и ужасные Энштейн и Оппенгеймер :) любили почитать "Бхагават-Гиту". Многие ученые черпают свои интуиции в области иррационального. Это конечно оптимистический сценарий, сегодня все чаще вспоминаю фильм из 90-х "Планета обезьян" ;)

Эдуард Быстрицкий   09.06.2024 21:36   Заявить о нарушении
ИИ юзаю активно, последнее время любимейшее занятие. Пока конечно это просто лингвистический алгоритм. Но кто его знает какие левиафаны уже зарождаются в глубинах трафика...

Эдуард Быстрицкий   09.06.2024 21:40   Заявить о нарушении
Чтож, смелое предсказание,
хотя возможно так и будет.
Я заметил, именно поэты,
а не астрологи и экстрасенсы
часто попадают в точку
в части предвидения будущего.
И тут нет ни капли саморекламы
ещё и потому, что утверждение
«там где музыка (а поэзия
это музыка слов) не может быть
ничего плохого» , к сожалению
оказалось ложным, поэты
люди разные, как все человеки,
могут быть глупыми или
умниками, добродетельными
или полными подлецами,
добрыми или злюками, но
от этого не перестают быть
рупором, или как я говорю
попугаями, повторяющими
слова Бога и поэтому, пусть
и редко(а кто часто?), но
весьма точно предсказывают
будущее. Повторюсь, в моих
словах нет самолюбования,
саморекламы, просто констатирую
факты - даже у меня есть несколько
стихотворений, которые на
удивление и мне самому
весьма точно сбылись.
Допустим в стихотворении
«две минуты с Нострадамусом»
2011 года, не знаю кто мне нашептал
в уши «... Россия загоняемая в новый,
кровавый, искупительный рассвет»,
а через три года началась эта
котовасия с Украиной. Тоже
самое с стихотворением «Чертополохами»
Как-то так, Эд, удачи тебе в твоих
философских размышлениях - предсказаниях,
какими бы смелыми они ни были.

Анатолий Радгост Рэд   10.06.2024 05:33   Заявить о нарушении
Я тебя понимаю.
Думал над этим.
Выводы у меня такие.
Поэт скорее не предсказывает, а первый на интутивном уровне проводит тот самый синтез из фактов, неуловимых предчувстви, игры воображения, который в последствии оказывается пророчеством. С опережением, как сверхчувствительная антена, принимает сигал из будущего. Все что будет уже в той или иной степени есть, разлито в ноосфере. У того де Брюсова прочитал, что в древней Греции в изначальном понимании поэт и пророк были по сути одно.

Эдуард Быстрицкий   10.06.2024 12:04   Заявить о нарушении