К храму

Приметы позднего модерна
В изгибах окон, арок, крыш,
Но ощущение – в инферно
Ты погрузился: темень, тишь…

Сквозняк, а может холод бездны?
Стен заскорузлых серый цвет,
Парадных нет, одни  подъезды,
И чёрный ход из прошлых лет.

Из подворотни в подворотню...
Дворов-колодцев лабиринт.
И наблюдают окон сотни
Мой резкий и спонтанный спринт.

С Гончарной я спешу в Полтавский,
И, наконец, из-за угла,
Мне маяком, из тьмы восставшим,
Блестят собора купола.

Шагов бегущих сгинет эхо,
Растает морок серых плит.
Тьма стала призрачной помехой,
Иду на свет. Он победит.


12.2023


Рецензии
Здравствуйте Татьяна. Несколько слов вместо пролога. ))) Как только я прочитал это стихотворение. Сразу же подумал. Кафка!
Город, словно материализация кошмара из «Процесса» Франца Кафки: лабиринт подъездов, дворов-колодцев и окон, наблюдающих за героем с холодной безучастностью бюрократической машины. Здесь нет парадных входов — только «чёрный ход из прошлых лет», ведущий в бесконечные переходы, где пространство изгибается, как страницы неразрешимого дела. Герой бежит, но его спринт — не движение вперёд, а попытка ускользнуть от невидимого суда, чьи глаза мерцают в сотнях оконных рам. Сквозняк, «холод бездны», серые стены — всё это дышит абсурдом. Даже цель пути, храм с сияющими куполами, напоминает мираж он возникает «из-за угла», будто насмехаясь над логикой. Свет собора, «восставший из тьмы», кажется обещанием спасения, но сама дорога к нему — словно коридор канцелярии, где каждый шаг теряет смысл, а эхо шагов растворяется в мороке плит. Однако в этом безумии есть странная надежда. Герой идёт «на свет», но победа его призрачна, как победа Йозефа К. над системой. Тьма становится «помехой», но не исчезает — она лишь отступает, оставляя вопрос: не есть ли сам храм частью лабиринта? Возможно, его купола — лишь ещё один этаж в бесконечной лестнице, где «чёрный ход» ведёт не к Богу, а к офисам с сотрудниками, обсуждающими досужие сплетни.
Стихия стихотворения — это город как организм, пожирающий своих обитателей. «Серый цвет» стен и «подворотни» превращают пространство в тюрьму, где даже воздух пропитан страхом неопределённости. Но в этой тюрьме нет надзирателей — только самоупоённая архитектура, чьи арки и изгибы напоминают скелеты забытых ритуалов.
Кафкианский дух здесь не в сюжете, а в атмосфере: герой не борется, он существует в состоянии вечного ожидания. Его победа — не триумф, а пауза в беге, где свет храма становится не ответом, а новым вопросом. И как в «Превращении», финал оставляет ощущение, что тьма лишь притаилась, готовясь к следующему акту.
Стихотворение «К храму» — это молитва, произнесённая в коридорах канцелярии. Оно балансирует между отчаянием и надеждой, но даже свет куполов не может скрыть: лабиринт города вечен, а дорога к храму — лишь иллюзия выхода. Невозможно было не соблазниться и в след за предыдущим рецензентом залезть в Интернет, чтобы проследить путь от Гончарной до Полтавского, а потом ещё раз полюбоваться куполами. Сложнее было понять, что как писал Кафка: «Есть цель, но нет пути; то, что мы называем путём, есть колебание».
И всё же идём на свет. Верим – он победит. Без колебаний.

P.S. Возможно и даже скорее всего Ваше произведение не об этом, но у меня возникли вот такие ассоциации. Надеюсь на понимание.

Дмитрий Куваев   07.02.2025 18:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.