Спорительница хлебов

            «Спорительница хлебов» на троне государства

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.

          Коли уж за стол садимся без молитвы, хорошо бы эту загадку преподнести детям вместе с кусочком хлеба. Не всякое яство человеком пробовано, да лишь одно лакомо для всех. Ситное, подовое, духмяное. Спросонья и до всенощной. Окромя трех случаев. В страстную пятницу накануне Пасхи все священнослужители отказываются от приема любой пищи, в том числе и хлеба. Православная церковь предписывает пастве соблюдать строжайший пост. Откушать хлеб можно только после богослужения в Великую субботу, поскольку только по окончании литургии принято благословлять хлеб. «Маковая росинка» поможет подкрепить силы в ожидании пасхальной утрени. Вкушать хлеб (как и любую другую пищу) нельзя на кладбище, тем более на Радоницу, как и оставлять на могиле кусок хлеба поверх стакана с водкой. Во времена древних славян кушанья, оставшиеся после Масленицы, выбрасывали или отдавали скоту; запрещалось есть даже хлеб со скоромного стола. К благочестивым канонам христианской церкви не мешало бы детей приучать с пеленок. Ведь отношение к хлебу - это украшение души, возлюбленное богом. В том числе, нравственными канонами добропорядочного общества.
         Священный трепет к хлебу несет в себе икона Божией Матери «Спорительница хлебов». День празднования этой иконы приходится на 15 октября. Свое название она обрела по совету и с благословения Оптинского старца. Преподобный иеросхимонах отец Амвросий для пения акафиста пред этой иконой составил особый припев к общему Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!» Первое чудо от святой иконы засвидетельствовано в 1891 году, когда во всей Руси был голод из-за неурожая, а в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб родился. После кончины старца Амвросия Оптинского его послушник И.Ф.Черепанов в 1892 году послал список с иконы в Пятницкую женскую обитель Воронежской области, где лютовал голод и засуха. После того, как перед иконой «Спорительница хлебов» был отслужен молебен, пошел дождь и засуха прекратилась. Великие милости дарует Царица Небесная по молитвам пред иконой Своей «Спорительница хлебов», питая нуждающихся, предотвращая засуху и гибель хлебов. Засучив рукава в это можно верить или не верить. В век модернизации и мелиорации одними молитвами ниву не поднимешь. При умных головах в правительстве боженька мог бы и отдохнуть. А хлеб должен являться троном государства, подчеркивая его величие, мощь и силу правления. Именно так, как удостаивались чести в недалеком прошлом на Руси ломтики хлеба и пирогов, которые подавались исключительно на расписных досках, блюдах или в хлебнице.
         Залогом обильного урожая служили просвиры (просфоры – с греческого - приношение), которые выпекали накануне великого праздника – Благовещение Пресвятой Богородицы. Кстати, просфоры и «копие» на специальном жертвенном блюде – дискосе – предметы для совершения евхаристии, таинства, во время которого священник «пресуществляет» просфору – пшеничную круглую булочку из кислого крутого теста в «тело божие», а разрезая просфору «копием» крест на крест, приносит «тело» в жертву. Вино (церковный кагор) в этом таинстве превращается в «кровь Христа». Православная церковь причащает верующих и «плотью» и «кровью». Согласно христианскому вероучению, причащающиеся верующие приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино. (Прим. «Собранием дичайших суеверий» называл христианские таинства Лев Толстой, отлученный от церкви за свои взгляды.) После освящения в церкви и богослужения просвиры хранили перед образами. До весны их помещали в амбар, а во время сева привязывали к сеялке. Подобный ритуал сулил обильный урожай зерновых. Жареными символами солнца встречали и Масленицу. Чтобы облизнуться от румяного блинчика колоску не раз надо поклониться. В основе краюхи хлеба – его величество Труд!
           По обычаю через три недели ко дню сорока Севастийских мучеников пекутся вестники весны жаворонки. Очень аппетитно описал свое пристрастие к выпечке русский писатель Иван Шмелев в рассказе «Лето Господне»: «Идет весна. Прошумели скворцы над садом, - слыхал их кучер, - а на Сорок Мучеников прилетели и жаворонки. Каждое утро вижу я их в столовой: глядят из сухарницы востроносые головки с изюминками в глазках, а румяные крылышки заплетены на спинке. Жалко их есть, так они хороши, и я начинаю с хвостика». Для приготовления птичек все-то потребуется 1 кг муки, 25 г дрожжей, по полстакана растительного масла, сахара и воды, щепотка соли. Из крутого упругого и хорошо выбродившего теста раскатывают валик и нарезают его на равные части. Жгутик лепится так, чтобы один конец был тонким и гибким – головка, а другой потолще – хвостик. Жгут завязывают узлом. На хвостике веерообразно делают надрезы-перышки. Головку украшают изюминами-глазками. Для блестящей смазки используют сладкий крепкий чай. Испеченной стаей можно уставить весь подоконник. От голубей нет отбоя – слетаются к окну на  загорелых невест поглазеть. Воркуют, пританцовывая. От печенья жаворонков в миниатюре, мешанных на сметане, душа поет.
             Для нашей хлебной промышленности поле деятельности не имеет границ. На рецептах известного русского ученого и путешественника С.В.Обручева, автора романа «Земля Санникова» все население нашей страны можно сделать долгожителями. Чего стоит только спиральная полоска хлеба, испеченная на березовом колу!
             Диетой долголетия для человека служит мед. Результаты исследований подтверждают содержание более ста ценных для организма человека компонентов. Медовый хлеб дает хороший эффект для активной деятельности пищеварительного тракта; молодой организм лучше развивается и быстрее прибавляет в росте; спортсменам помогает скорее восстановить израсходованную энергию; служит универсальным исцеляющим средством от малого до старого. Он питает легкоусвояемой глюкозой ослабевшую сердечную мышцу, способствует расширению венозных сосудов, улучшая коронарное кровообращение. Нормализует состав крови, улучшает процент гемоглобина, оказывает успокаивающее действие на нервную систему. Неслучайно дети после его приема быстро засыпают.
               Хлеб из цельного зерна называют лечебным продуктом против ожирения, сахарного диабета, атеросклероза, пониженной моторики кишечника. Такой хлеб богат клетчаткой, которая является защитой от раковых заболеваний. Он способствует выведению из организма солей тяжелых металлов, радиоактивных веществ, увеличивая при этом продолжительность жизни. Ученым США удалось доказать, что смертность людей, потребляющих продукты из цельного зерна, снижается до 20%. В большинстве западных стран Национальные комитеты питания рекомендуют взрослым прием 25 – 35 г диетического волокна. Для сравнения: в 100 г белого хлеба содержится 2,5% диетических волокон, в таком же количестве ржаного хлеба – 5%, а в цельнозерновом – до 10%! Целое зерно богато антиканцерогенным селеном, кроветворным ванадием и титаном, кальцием, железом, марганцем, цинком и др. Поистине, зерновой хлеб – это настоящий коктейль силы, здоровья и энергии!
              При изготовлении хлеба не надо делать революций с применением агрохимии. Чесночный хлеб, который после съедания не выдает себя запахом изо рта, стимулирует работу печени, желудка и кишечника и повышает иммунитет, мог бы занять достойное место на нашем столе. Витамин А (бета-каротин) в составе мякиша был бы не менее полезен для поддержания нашего зрения и иммунной системы. Пикантный вкус инжира, миндаля и имбиря в составе хлеба наверняка придали бы здоровый румянец сибирскому личику.
            В ожидании нового урожая под добрую молитву любая горбушка хороша. Не зря в народе говорят: «Хлеб на стол – и стол престол! А хлеба ни куска – и стол доска».

                Людмила Просвирина2

         От автора. В век нового взгляда на необходимость религиозного просвещения я попыталась напомнить некоторые понятия и названия церковных праздников и терминов на примере священного отношения к хлебу, в основе которого стоит не тупое поклонение религиозным догмам, а собственный труд и его духовное значение в сознании каждого человека.

         


Рецензии