знаний и творчества Руссо связ с человеческими пор

Само происхождение научных знаний и художественного творчества Руссо связывает с человеческими пороками.

«Астрономия,— заявляет он,— имеет своим источником суеверие; красноречие — честолюбие, ненависть, лесть, ложь; геометрия — корыстолюбие; физика — праздное любопытство; все науки и даже мораль — человеческую гордыню».



Аргументация Руссо в ряде случаев слаба и малоубедительна, но за парадоксальными положениями у него скрывается мысль о том, что современная культура оторвана от народа, не помогает улучшению его жизни.
 Философ говорит от имени обездоленных народных масс.

Главную причину антинародного характера современной цивилизации Руссо усматривает в неравенстве, в неравномерном распределении богатств, которое привело к роскоши на одном полюсе и к нищете на другом.
 Науки, литература и искусство, по его мысли, и служат тому, чтобы оправдать, приукрасить социальную несправедливость.
 «Они,— пишет Руссо,— обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы.
 Необходимость воздвигла троны, науки и искусства их утвердили».

Таким образом, Руссо кристально ясно раскрывает причину своего недовольства культурой. Она служит целям упрочения социального и политического гнета.

Великий мыслитель, несмотря на свои крайние формулировки, выступает, по существу, лишь против реакционного искусства, хорошо видя его антинародную сущность.

 Он хотел бы, чтобы писатели воспитывали человека в духе гражданских добродетелей.
 Руссо упрекает их в эстетстве, в том, что они заботятся больше о форме, а не о содержании своих произведений: не изображают людей высокого гражданского подвига.

 «У нас,— замечает Руссо,— есть физики, геометры, астрономы, поэты, музыканты, художники, но у нас нет граждан, а если они еще и остались, то, затерянные в глуши деревень, гибнут в нищете и презрении.

 Вот до какого состояния доведены, вот какие чувства встречают с нашей стороны те, кто дает нам хлеб, а нашим детям молоко».

«Рассуждение» произвело огромное впечатление оригинальностью идей и необыкновенной силой красноречия,

Оно получило премию Дижонской Академии.
 «Это известие,— пишет Руссо,— ...окончательно привело в брожение ту закваску героизма и добродетели, которую с детства мой отец, моя родина и Плутарх вложили в мое сердце.

Я не находил ничего более высокого и прекрасного, как быть свободным и добродетельным...».

Руссо приводит в соответствие со своими взглядами и свою личную жизнь. Преобразования он начал с внешности: отказался от золотого шитья и белых чулок, снял шпагу и продал часы.

Но это еще не все. Руссо отказывается от всякого рода прибыльных должностей и начинает жить переписыванием нот.
мои книги по философии-=Лукреций-О природе вещей.
В 1949 г Академия Наук издала Лукреция Кара в 2 т.

Во 2-ром т я обнаружил в примечаниях  куски мудрецов-философов.
После пожара Александрийской библиотека до нашего времени дошло 54 Античных автора.

Остались только клинопись Шумерских текстов.
Один из Диогенов-Лаэрций -а их было 5-собрал-мы знакомы с Синопским по кусочкам.

В 70 гг в Философском наследии его в АН издали к моей радости.
А ЖЖ Руссо стал моей путеводной звездой.

В юности-для подражания.-Продолжу-устал.Жан-Жак Руссо
Франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения, а также музыковед, композитор и ботаник. Виднейший представитель сентиментализма. Наиболее значительные произведения Руссо - трактаты «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре», эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза», автобиографическая книга «Исповедь». Проповедовал «возврат к природе» и призывал к установлению полного социального равенства, в связи с чем считается предтечей Великой французской революции.


Рецензии