О наивности

Розовые очки невозможно снять по собственному желанию. Они спадают сами. Влепит тебе жизнь хороший подзатыльник — и вот очки уже рассыпались по полу осколками.
            - Татьяна Пельтцер


От всех житейских бурь и ливней,;болот и осыпи камней —;блаженны те, кто стал наивней,;несчастны все, кто стал умней.
           - Игорь Губерман




НАИВНЫЙ ДИКАРЬ

В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем.
            - Фёдор Достоевский

У всех народов есть предания
О прошлом Веке Золотом,
Блаженном веке без страданий,
Где гармонично всё кругом.

Где человек - одно с природой,
Где волк - овце наилучший друг,
Где честность и добро основой
Всех отношений. Всех вокруг.

Ещё шумеры тосковали
О прошлом, о былых полях,
В разврате городов познали
Коварство, жадность, злобу, страх. 

Дикарь там славен благородный 
С врождённой добротой своей.
Там добродетель факт, не мода
Цивилизации идей.

Гомер воспел их и Гораций,
(Последний скифов уважал).
Тацит германцев славил на,ию,
Как видно, он её не знал. 

Монтень восславил каннибалов,
Дефо о Пятнице вздыхал,
Руссо своим пером, как жалом,
Цивилизацию пронзал.

Мечты, идеи, идеалы
Наивность, простота души…
Мне кажется честней шакалы
Тех дикарей из темноты.


Благородный дикарь  — тип персонажа, особенно популярный в литературе эпохи Просвещения (XVIII век). Призван иллюстрировать врождённую добродетельность человека до его соприкосновения с цивилизацией.

Гомер  — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», идеализировал пастухов Аркадии

Квинт Гораций Флакк — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы, завидовал участи мужественных скифов

Публий Корнелий Тацит — древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, ставил в пример своим соотечественникам германцев.

Мишель де Монтень — французский писатель и философ эпохи Возрождения, с глубокой симпатией описывает жителей Нового света в своём эссе «О каннибалах».

Чертами «благородного дикаря» наделён и Пятница в «Робинзоне Крузо» Дефо.

 Жан-Жак Руссо в трактате «Эмиль» ополчается против развращающего влияния современного образования и восхваляет природную добродетельность человека.





В ДЕТСТВЕ

Главный плюс детства — неведение. Ты ещё не знаешь, что миром заправляют мошенники, воры, лгуны, предатели, убийцы и ублюдки.
            - Ральф Баер

Когда-то в очень давнем детстве
Любил листать я календарь -
Там вперемешку шли советы,
События, что быль встарь. 

Там совмещалось "было" с "будет"
И юбилеи прошлых лет
С течением обычных будней,
С возможностью оставить след.

Тогда ещё я твёрдо верил,
Что есть великий мудрый вождь,
Истории путь закономерен...
Я знал что впереди не дождь

Наивность детства улетела,
Был правды шок и был цинизм.
События, даты все осели
Ушла и вера в коммунизм.

Теперь, когда всё больше "было"
И меньше "будет" впереди
Мне календарь с другою силой
И с меньшей верой говорит.

Не верю я в закономерность
И в исторический прогресс -
В технологический - конечно,
В моральный - абсолютно нет.



В ЮНОСТИ

Отсутствие наивности — понимание того, что в современной реальности покупается и продается многое.
          - Эльчин Сафарли

Нас вечно манит неизвестность
Будь то туристская тропа,
Далёких стран моря и реки
Или заветная звезда. 

Наверно это жажда странствий
История древняя права
Колонизировали греки
Крым и Сицилию тогда.

Играли в "Города" мы в детстве
Мечты будили имена:
Джакарта, Рио де Жанейро...
По книгам знали мы тогда. 

Походы, дым костра, палатки
Та наша дань былым мечтам,
Наивны были но крылаты...
Знакомы мне, знакомы вам.

С тех пор так много изменилось -
Другие есть у нас мечты,
Но та далёкая наивность
Приснится вдруг из темноты.




МЫ МЕНЯЕМСЯ

Люблю людей и по наивности;открыто с ними говорю.;И жду распахнутой взаимности,;а после горестно курю....
        -  И. Губерман


Мы каждый день уже другие,
Не те кем были мы вчера.
Кем были в юности - забыли,
И ночи те, и вечера.

Другие ценности и цены,
Накоплен опыт жизни всей -
Все повороты и измены,
И крики «горько» и «налей».

Когда-то мы хотели сами
Мир переделать для других.
Наивность вся ушла с годами,
Осадок выплеснулся в стих.

Непримиримы мы сегодня,
К тем, кто иначе видит свет.
И нам вчерашним, мы не сводня,
И прошлых нас - в помине  нет. 

Застыли в нас, окаменели
Идеи - в наше только «Я».
О чем и мыслить мы не смели,
Теперь наш образ бытия. 

Какими будем с вами завтра?
Оставит след ли в нас «вчера»?
Пройдёт ли опыт наш напрасно?
И будет смысл вставать с утра?




НАИВНОСТЬ ТОЛПЫ

Как можно быть таким наивным простаком —;Ждать пира, позабыв о кошельке пустом.
      - Омар Хайям

Нет, не всегда идёт за правдой
Толпа.   Ей чаще нужен миф.
Ей заблуждения наградой
И враг ей, кто развеет их.

Толпа всегда хотела крови,
Ей лишь виновных укажи
И забери грехи.  В итоге
Ты станешь вожаком толпы.

Неважно - правда ли, наветы,
А важно - вот, ату, бери!
Ведь ты лишь только к ним с советом,
А исполнители - они. 

Потом, как кровью повязали
Толпа с тобой почти родня...
Пока. Пока в другие дали
Другой пророк зовет маня. 




НАИВНОСТЬ РЕВОЛЮЦИЙ

Нередко наивность оказывается величайшим искусством.
          - Виктор Гюго

Свобода, Равенство и Братство -
Весьма ошибочный девиз!
И надо бы его бояться,
Он тянет якорем нас вниз!

Свобода Личности - единой
И только целью быть должна.
Всё остальное, пусть красиво -
Но дорога его цена!

Призывы к равенству звучали
Во всех краях, во всех веках
И первыми к нему взывали
Те, кто внизу - к тем, на верхах.

В системе той - материальной
Для уравнений передел -
Твоё - моё, как ни печально
Случалось. Есть у нас пример.

Там перемена мест меняла
Распределение и метлу,
И тех, которых нахватали -
На тех, пред кем ещё в долгу.

Но в схеме разума и знаний,
И интеллекта - уравнять
Возможно, утолив желание
Лишь тем, чтоб гениев убрать.

Под гильотину иль в изгнание
Намного проще их послать,
Чем тех, вопящих о признании,
Насильно умственно поднять.

Им можно звания, зарплату
И почести поднять легко,
Но не закрыть и не заплатать
Нехватку тех, "кому дано"!

Лавуазье нашёл кончину
На гильотине. Нет его.
Вавилов, наш генетик, сгинул
Голодной смертью! Для чего?

Расчистить Лысенкам дорогу,
Невеждам, жаждущих наград.
Загнать Эйнштейнов всех в берлогу
Чтоб указать - "Один из нас"!

А ведь они - продукт творения
Тысячелетий.   Равных нет!
Не возродить приказом гения!
Смертельна перемена мест.

Свобода, равенство и братство
Переворотов бывших клич,
Под гильотину, кто не равный,
Иль "К стенке", как взывал Ильич.

Мы любим группы и команды,
Отары, гурты и стада
Союзы самых разных партий,
А также гильдии всегда.

Хотим мы быть "как кто-то" тоже,
Нам принадлежность так важна,
Но гениальность невозможна
В толпе.  Она всегда одна!





НАИВНОСТЬ ДЕМОКРАТИИ

а как назвать страну в которой
все привилегии у слуг?
        - В. Поляков

Демократический процесс
По детски сказочно наивен.
Кто верит в принцев и в принцесс
И в Золушек, и в Буратино.

Мы выбираем тех, кто врёт
И лжёт в глаза нам не моргая,
Кто обещания всем нам шлёт
Не исполнимые. И знает. 

Задача есть у них одна -
Забраться выше, пусть по трупам.
На всё поднимется рука,
На одиночек или группу.

"Мы из народа" - говорят,
Но не загнать "в народ" обратно
Того, кто власти аромат
Вкусил.    Всё, кровь ему приятна.

Была ль толпа у нас права?
Я. честно, это не припомню.
Но сказка есть, она жива.
А пресса принцу служит сводней.



НАИВНОСТЬ НАРОДА

Русский человек прекрасно знает, что его всегда обманывали, и прекраснодушно верит, что в следующий раз его не проведут.
       - Стас Янковский

Народа мнение - это мнение
То, что не спрашивал никто,
Но выдаётся без сомнения
С трибуны, сцены и в кино.

Оно вещается с экрана
С надеждой твёрдой, что привьют
Идеи, что народу странны...
Но разжуют и вдруг сойдут. 

Напишут мнение на знаменах,
Так передав свой идеал
Народ чтоб массой просвещенной
Теперь, с тем мнением шагал.

"Страна, народ - правы всегда"
Нет лучше фразы демагога.
По поручению, от лица
Вещает он под небосводом. 

Как возразить? Ведь прав народ,
А на трибуне представитель!
Ведёт так строем в огород,
На бойню ... вождь и предводитель. 


Рецензии
Интересные мысли у Вас, Оскар!

Свобода, равенство и Братство...
Равенства , конечно, быть не может, все разные.
Но свобода и братство - это все же главные ценности человеческие!
Только, если не навязывать их насильно!

С уважением и добром - Лариса

Лариса Чех2   20.12.2023 21:34     Заявить о нарушении
Спасибо за интерес, Лариса!
Желательно не забывать, что "Свобода, равенство и братство" - это лозунг масонов, который через масонов-якобинцев стал лозунгом Великой Французско Революции, а затем вех последующих социалистических и буржуазных революций.

“Свобода, равенство и братство” -
Их лозунг, их девиз, их флаг.
Он якобинцам стал указкой
И гильотине друг и брат.

Из: "Всё о масонах": http://stihi.ru/2017/10/17/386

Ни одна из них не исполнила своих обещаний.
Любое государство ограничивает рамки свободы и равенства.
А братство - вспомните Каина и Авеля.

С неизменным уважением

Оскар Хуторянский   20.12.2023 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.