Путешественники часть 19

Где и когда было придумано книгопечатание?
Первые книги были рукописными. Это был трудоемкий процесс и со временем было изобретено книгопечатание. Где? В Древнем Китае еще в IX в. (первый точно датированный печатный текст - «Алмазная сутра», изданная в 868 году).
Правда, изначально для этого использовали печатные доски.
Только в 1041 -1049 годы Би Шэн придумал наборный шрифт из обожженной глины
Позже в Корее на основании китайских иероглифов будет создан алфавит и в 1377 году с помощью подвижного металлического шрифта напечатают «Антологию учения великих монахов об обретении духа Будды с помощью практики Сон Пэгуна Хвасана».
А как же Европа?
Как вы уже поняли, печатать книги начали не в Европе. Лишь в 1440-е годы немец Иоганн Гутенберг изобретет подвижный шрифт.
Именно он считается первым книгопечатником в Европе, но не в мире :)
Его изобретение совершило революцию в книгопечатании. Почему?
Иоганн Гутенберг собрал первый станок на основании винодельческого пресса.
Алгоритм работы мастера выглядел так:
1. мастер смазывает чернилами (на масляной основе, чтобы не стекали с металла) специальные пресс-подушки, обитые гусиной кожей.
2. точными вертикальными движениями чернила наносятся на печатную заготовку - литеры
3. Закрепив лист бумаги, мастер плотно прижимает его к трафарету и при помощи рычажного механизма опускает пресс.
Это был все еще трудоемкий процесс, требующий концентрации внимания на каждом этапе. Сегодня мы можем увидеть работу такого устройства благодаря Музею истории печати в Крэнделле.
Первой книгой Гутенберга стала Библия.
Стоит отметить, что первопечатники Европы издавали книги похожими на рукописные, т.к. к ним привыкли читатели. Такие книги стали именоваться инкунабулами. Сохранилось их очень мало.
Франциск Скорина и начало белорусского книгопечатания
Философ и ученый-медик Франциск Скорина родился в Полоцке в Великом княжестве Литовском в семье купца в 1470 году.
В 1517 году Скорина основал в Праге типографию и издал там книгу "Псалтырь" (многие ученые полагают, что за основу Ф. Скорина взял знаменитую «Чешскую Библию»). Так, родиной белорусского книгопечатания стала Прага.
Франциск Скорина работал на печатном станке Гутенберга. Его основным достижением являются переводы текстов с латинского языка на церковнославянский белорусский. Более того он сделал книги доступными для простого люда.
Скорина является одним из почитаемых исторических деятелей в Беларуси. Так, в Полоцке, где он родился, существует Музей белорусского книгопечатания.
Истоки книгопечатания на Руси
Первым книгопечатником в истории России считается Иван Федоров, который в 1564 году в Москве издал «Апостола».
Долгое время считалось, что он является изобретателем книгопечатного станка и человеком, открывшим первую типографию. Однако это далеко не так.
Одним из исторических объяснений возникновения книгопечатания на Руси является тот факт, что рукописные книги содержали большое количество ошибок и опечаток.
Тогда Иван Грозный повелел заняться развитием книгопечатания и открыть типографию, где бы тексты подвергались редактуре. Именно для реализации этого плана был приглашен датский книгопечатник Ганс Мессингейм.
Из Европы (Польши) были привезены книгопечатные станки, запасные детали, инструкции и литеры на церковнославянском языке.
Установкой станков, их сборкой и наладкой занимался первый русский гравер – Васюк Никифоров. Уже к 1556 г. оборудование было полностью собрано и установлено в Московском книгопечатном дворе (сохранился до наших дней). Типография начала свою работу в 1563 г.
А Иван Федоров?
Примерно через год после открытия типографии свет увидели две печатные книги «Апостол» и «Часослов». В выходных данных изданий было указано имя Ивана Федорова.
Большинство историков считает, что Иван Федоров все это время был учеником Ганса Мессингейма (его назначил учиться царь по совету митрополита Макария).
Почему первой книгой стала не Библия? Дело в том, что "Апостол" использовался на богослужениях, при подготовке священников и для обучения грамоте в церковно-приходских школах.
 
"Апостол" Ивана Федорова (Источник изображения: libryansk.ru)
Таким образом, нельзя присвоить изобретение книгопечатания одному человеку. ведь каждый из них внес вою лепту в развитие этого очень важного для человеческой цивилизации процесса.
Эволюция книгопечатанья
Века прошли с тех пор, как книги стали неотъемлемой частью нашей культуры и цивилизации. Однако, до наступления эры книгопечатания, передача знаний и идей требовала усилий и времени. Эволюция книгопечатания, революционный переворот в истории письменности, непрерывно влияла на развитие общества, расширяя доступ к информации и преображая способность людей воздействовать на мир.
В наши дни, когда мы с легкостью обращаемся к электронным книгам и смартфонам, сложно представить себе, что в далеком прошлом письменные тексты создавались и распространялись вручную. Эволюция книгопечатания началась со становления письменности и первых попыток сохранить знания и опыт на долговременных носителях. От древних глиняных табличек до пергаментов и папирусов, человечество стремилось найти способы сохранения своего культурного наследия.
Печатные книги изменили мир. Появление книгопечатания привело к расцвету науки, литературы и образования. Ранее недоступные тексты стали доступными для широкой аудитории, что стимулировало прогресс и интеллектуальное развитие общества. Знание перестало быть привилегией узкого круга и стало богатством всего человечества.
С течением времени технология книгопечатания продолжала совершенствоваться. От простых деревянных печатных станков к механическим, а затем электронным и цифровым технологиям, способы производства книг стали все более усовершенствованными и эффективными. Сегодня мы имеем возможность создавать книги в больших тиражах, с использованием передовых методов и материалов, и легко распространять их по всему миру.
Однако, несмотря на все преимущества современных технологий, мы не должны забывать об исторической значимости и эволюции книгопечатания. От первых древних пергаментов до современных электронных устройств для чтения, книгопечатание оставляет свой отпечаток на каждом этапе развития человечества. Это непрерывное развитие позволяет нам глубже понимать значимость книг и их способность изменить мир.
В данной статье мы рассмотрим историческую эволюцию книгопечатания и его влияние на общество. Мы рассмотрим ключевые моменты в развитии печати, от первых печатных книг до электронных изданий, и исследуем, как это преобразовало наше отношение к чтению, образованию и распространению информации. Отправимся в увлекательное путешествие по истории книгопечатания, чтобы лучше понять, как эта эволюция изменила мир, и какие трансформации еще ждут нас в будущем.
3500 г. до н. э. – Символы на скрижалях
Согласно современным представлениям, первые попытки переписать символы на движимые материалы были предприняты древней группой людей, известных как шумеры, которые жили в южной Месопотамии около 3500 года до нашей эры. Месопотамия – это древнее название области на Ближнем Востоке, простирающейся от гор Загрос на северо-востоке до отрогов гор Антитавра на северо-западе и Персидского залива на юго-востоке до Аравийского плато на юго-западе.
Шумеры разработали “клинописный” алфавит (система, состоящая из логофонетических, консонантных алфавитных и слоговых знаков), символы которого были выгравированы на глиняных табличках с помощью треугольного стилуса, называемого “каламус”, а затем высушены или обожжены в печи, чтобы они сохранились как можно дольше. Считается, что шумеры были первыми людьми, когда-либо использовавшими клинообразную письменность, которая сама по себе является самой ранней из известных письменных систем в мире.
2400 г. до н. э. – Папирусные свитки
Самые ранние из сохранившихся папирусных свитков, содержащих письменные слова, датируются примерно 2400 годом до нашей эры и происходят из Египта (Пятая династия царя Нефериркара Какаи), хотя историки предполагают, что папирус мог использоваться уже при Первой династии (3100 год до нашей эры).
Папирус – это очень плотный бумагоподобный материал, который изготавливался из “сердцевины” (центральной части стебля) папируса – болотного растения, похожего на тростник, которое в изобилии встречалось вдоль реки Нил. Эта “сердцевина” разрезалась на тонкие полоски, спрессовывалась, затем склеивалась и высушивалась, образуя тонкую плоскую поверхность, на которой можно было писать. Для письма часто использовали калмус, вырезанный из стебля тростника и затем заточенный, но также использовали птичьи перья.
Египтяне использовали этот материал в течение сотен лет, прежде чем греки и римляне переняли эту технику. Эти свитки сворачивались в рулоны и часто помещались в деревянные трубки для защиты, а книги изготавливались путем склеивания нескольких свитков длиной до 10 метров, а в некоторых случаях и больше (история египетского царя Рамзеса III была длиной более 40 метров).
Книги всегда разворачивались горизонтально, а текст занимал боковую сторону, разделенную на колонки. Этот метод письма широко использовался до 8 века нашей эры.
600 г. до н. э. – Создание стандартизированной письменности
Примерно в это время среди средиземноморских культур постепенно сформировался общий консенсус, который привел к созданию более развитой системы письма. При этом предпочтение отдавалось системе письма слева направо, которая сегодня является стандартом в западных культурах, хотя до сих пор существует ряд письменных систем, использующих письмо справа налево, включая арабский язык и иврит.
До принятия этого решения многие культуры писали слева направо, справа налево, сверху вниз и даже снизу вверх.
500 – 200 гг. до н. э. – Пергамент
Пергамент, тонкий материал, изготовленный из телячьей, овечьей или даже козьей кожи, был впервые разработан в качестве замены папируса. Геродот, греческий историк, живший в 5 веке до н.э. (считающийся “отцом истории” в западной культуре), описал использование шкур для письма как обычное явление в его время. Согласно римлянину Варро (ученому и писателю, жившему в 116 г. до н. э. – 27 г. до н. э.), пергамент был изобретен под покровительством Евмена Пергамского (древнегреческий город на территории современной Турции) из-за нехватки папируса.
Пергамент получил свое название от города Пергамон (тот же греческий город, что и Пергам), и, как известно, именно здесь он был усовершенствован. После того, как в Пергаме была создана большая библиотека (которая соперничала с Александрийской библиотекой), цены на папирус начали расти (частично из-за растущей нехватки папирусного тростника, так как его стали выращивать чрезмерно), что привело к принятию пергамента в качестве основного материала для письма.
Пергамент отличается от кожи тем, что его известкуют (вымачивают в растворе щелочи, которая удаляет волоски на коже), но не дубят. Как таковой пергамент реагирует на изменения влажности (будучи частично гидроскопичным) и не является водонепроницаемым. Пергамент более высокого качества известен как пергамент, и даже в современную эпоху пергамент называют “самым лучшим материалом для письма из когда-либо изобретенных”, причем даже самые современные бумаги не достигают качества самого тонкого пергамента.
Примерно в это же время книги начинают принимать привычный нам вид. Конечно, книги с фонариком под одеялом в те времнена читать было тяжело, но уже стали появляться тетради, их которых сшивались блоки. Что бы сохранить дорогой пергамент, придумали переплет. Особо ценные литературные произведения тех времен получали богато украшенные обложки, а так же специальные ящики для хранения и переноски.
200 г. до н. э. – Разработка восковых табличек
Примерно в это время римляне и греки разработали восковые таблички. По сути, это были деревянные бруски, покрытые воском, на которых можно было писать с помощью стилуса, а затем стирать их для повторного использования.
Эти таблички иногда соединялись с одного конца шнурами (как ранняя форма кольцевого переплета), образуя “кодекс” (в оригинале на латыни означает “дерево”, но позже стал известен как собрание переплетенных страниц), как таковой, это самая ранняя из известных форм переплетенной книги. Кодекс” стал очень популярен в Европе, заменив собой свиток.
105 год нашей эры – бумажная революция
Принято считать, что китайский евнух (при императорском дворе) по имени Цай Лунь изобрел производство бумаги для изготовления письменных принадлежностей и использовал для создания бумажной массы тутовник, кору, пеньку, старые тряпки и даже использованные рыбные сети около 105 года нашей эры. Недавно в окрестностях Дуньхуана были обнаружены археологические находки бумаги с письменами, датируемые 8 годом до н.э., а бумага использовалась в Китае для обертывания и набивки тканей с 200 года до н.э.
Процесс производства бумаги, независимо от масштаба, включает в себя смешивание волокон с водой для получения суспензии, затем эту суспензию пропускают через сито, так что остается мат из волокон. Затем ее прессуют и сушат для получения бумаги. После высыхания бумагу часто прогоняют между тяжелыми валиками для получения более твердой поверхности для письма (этот процесс называется каландрированием).
Для уменьшения впитываемости воды бумага может быть разделена на три категории: безразмерная бумага, которая хорошо впитывает воду и используется для промокашек и бумажных полотенец, слаборазмерная бумага, которая все еще немного впитывает воду и используется для газет, и сильноразмерная бумага, которая обеспечивает хорошую водонепроницаемость.
Когда бумага была разработана, она была довольно стандартного размера, и каждый лист бумаги известен как “лист”. Когда лист напечатан без сгибания, он называется “фолио” (что также означает “лист”). Этот размер примерно соответствует размеру небольшого газетного листа (хотя фолио могут быть и других размеров). Если этот оригинальный фолиант сложить один раз, чтобы получить два листа (или 4 страницы), то размер этих листов будет называться кварто. Если кварто складывается один раз, чтобы получить 4 листа (или 8 страниц), то это называется октаво и по размеру соответствует среднему современному роману (есть также шестнадцати- и даже тридцатидвухтомные романы, но они менее распространены).
400 – 600 гг. н.э. – добавление иллюстраций
Примерно в это время появились первые иллюстрированные рукописные манускрипты (также известные как иллюминированные манускрипты). Эти ранние рукописи все еще писались на пергаменте (который пришел на смену папирусу), а не на более “современной” бумаге, поскольку качество пергамента было выше качества бумаги.
Эти рукописные книги были украшены серебром или даже золотом, яркими цветами и очень подробными рисунками. Самые ранние известные примеры иллюстрированных рукописей происходят из Италии и восточной части Римской империи.
В Европе это стало очень развитым видом искусства (а также в некоторых мусульманских странах), и этот метод переписывания книг преобладал до изобретения подвижного шрифта.
Значение этих работ заключается не только в самих произведениях искусства, но и в сохранении неиллюстрированных произведений. Если бы это не было сделано (в основном монастырскими писцами поздней античности (период с III по VII век н.э.), то, вероятно, вся литература Греции и Рима погибла бы.
868 год нашей эры – первая печатная книга
Самая первая книга была напечатана на бумаге в Китае с помощью деревянного блока, на котором были вырезаны рельефные иероглифы. Затем на деревянный блок наносилась краска, чтобы создать отпечаток на бумаге.
Эта техника известна как “блочная печать” или, точнее, в данном случае “ксилография” и первоначально использовалась еще в 220 году нашей эры как средство печати на ткани.
Блок дерева тщательно подготавливается с помощью ножа, стамески или наждачной бумаги вдоль текстуры дерева в качестве “рельефной матрицы”, так что поднятые области представляют собой черный шрифт. Содержание должно быть создано в обратном порядке, чтобы при печати оно образовывало зеркальное изображение. Этот процесс резьбы по дереву известен как ксилография.
Блочная печать может быть даже цветной, если использовать несколько блоков (по одному блоку для каждого цвета), хотя наложение двух цветов может привести к появлению дополнительных цветов на оттиске. Многокрасочная печать может быть осуществлена путем наклеивания бумаги на рамку вокруг деревянных блоков.
1041 г. н. э. – 1230 г. н. э. – Первый подвижный шрифт
Подвижный шрифт – это система печати и типографики, использующая подвижные компоненты для воспроизведения элементов документа (обычно отдельных букв или знаков препинания).
Китаец по имени Би Шенг придумал самый первый подвижный шрифт, в котором каждая буква создавалась из деревянных деталей (табличек), а затем помещалась на деревянную доску. Однако этот деревянный метод был не лишен проблем, наиболее серьезной из которых было то, что чернила впитывались в дерево и создавали неровную поверхность. В результате этих проблем от деревянного подвижного шрифта быстро отказались и заменили его керамическими табличками, которые изготавливались из обожженной глины.
Из-за сложности китайского письменного языка (должны были быть тысячи керамических табличек) подвижный шрифт не прижился на востоке еще долгое время.
Примерно в 1230 году нашей эры был создан первый металлический подвижный шрифт, на этот раз в Корее во времена династии Корё. Этот прорыв в конечном итоге привел к созданию самой первой подвижной металлической печатной книги в 1377 году нашей эры под названием “Джикджи”.
1250 г. н. э. – Блочная печать в Египте
Примерно в это время в Египте появилась блочная печать (по-арабски называемая тарш), хотя неясно, была ли она разработана отдельно или под влиянием блочной печати, уже использовавшейся в Азии (хотя арабские хроники подтверждают, что производство бумаги в Египте было разработано в Центральной Азии). Этот метод блочной печати, по-видимому, использовался почти исключительно мусульманской общиной.
Большинство дошедших до нас гравюр свидетельствуют о том, что блочная печать в основном ограничивалась религиозными текстами, такими как амулеты (длинные тонкие полоски бумаги с цитатами из Корана, перечислением имен Бога и другими текстами, призванными отгонять зло). Эти “амулеты” сворачивали в металлические трубочки и носили на шее на цепочке.
Неизвестно, почему блочная печать так и не получила развития в Египте или мусульманском сообществе, но считается, что это может быть связано с тем, что Тарш использовался странствующими жестянщиками, мошенниками-переписчиками (такими как Абу Дулаф аль-Хазраджи, который писал о процессе Тарша при дворах иранских принцев Буидов) и другими доверчивыми людьми, которые могли воспользоваться благочестием доверчивых масс. Это объясняет его изоляцию от остального общества и то, почему технология так и не была расширена.
1439 – 1450 годы нашей эры – подвижный шрифт для печати книг в Европе
Самый первый подвижный шрифт был создан в Европе немецким ювелиром по имени Иоганн Гутенберг (полное имя Иоганн Генсфлейш цур Ладен цум Гутенберг), который, как известно, разработал эту технологию независимо от системы подвижного шрифта, используемой в Азии.
Уже владея техникой вырезания пуансонов для монет и форм, Йоханнес разработал систему металлического подвижного шрифта для отливки букв с матриц с помощью устройства, называемого ручной формой (очень простой формы, состоящей из двух частей, в которую помещается изготовленный вручную подвижный шрифт). Сама матрица изготавливалась из сплава свинца (известного как металл типа), который был открыт самим Иоганнесом. Этот сплав позволял делать более прочные и однородные надписи, что в конечном итоге привело к появлению книгопечатания и шрифтов.
Ручная форма была первым практическим методом производства дешевых копий шрифта в огромных количествах, необходимых для печати средней книги. Благодаря этому подвижный шрифт стал жизнеспособным бизнесом, и это считается поистине монументальным изобретением, которое произвело революцию в написании и печати информации и привело непосредственно к появлению печатного станка.
Это событие широко рассматривается как самое важное событие современного периода, сыгравшее ключевую роль в развитии эпохи Возрождения, Реформации и Научной революции, в то же время распространившее средство обучения среди масс и сформировавшее основу для современной экономики, основанной на знаниях, которую мы видим сегодня. Практически вся печатная продукция с подвижным шрифтом происходит от подвижного шрифта Гуттенберга из металлического сплава, который часто рассматривается как самое важное изобретение второго тысячелетия.
1455 год нашей эры – Библия Гуттенберга
Изобретение Иоганном Гутенбергом подвижного шрифта в Европе привело непосредственно к его главному произведению – созданию Библии Гутенберга (также известной как 42-линейная Библия, Библия Мазарина или B42). Это была самая первая крупная книга, напечатанная с помощью нового печатного станка Гутенберга с подвижным шрифтом, и она ознаменовала начало Гутенберговской революции и рассвет печатной книги.
Библия Гутенберга имеет культовый статус в западном мире и получила широкое признание за свои высокие художественные и эстетические качества. Считается, что до сих пор существует 21 полный экземпляр, и они считаются самыми дорогими книгами, если бы когда-нибудь поступили в продажу.
Гутенберг внес три очень значительных изменения в процесс печати Библии. Первое изменение заключалось в “рубикации” (процесс, при котором добавлялся дополнительный текст красного цвета для заголовков, начальных символов или примечаний) страниц, которые дважды пропускались через пресс, причем второй проход делался красным цветом.
Вскоре от этого процесса отказались, оставив пробелы для добавления рубрикации вручную. Через некоторое время после этого количество строк было увеличено с 40 до 42, скорее всего, для экономии бумаги. В результате страницы 1-9 и страницы 256-265 содержат 40 строк (они были напечатаны первыми), страница 10 содержит 41 строку, а все остальные страницы содержат 42 строки.
Третье изменение заключалось в увеличении тиража, что означало, что те страницы, которые уже были напечатаны, должны были быть сброшены. Все новые листы использовали новое значение по умолчанию – 42 строки. В результате в листах 1-32 и 129-158 тома I и листах 1-16 и 162 тома II имеются две разные настройки.
Библия напечатана так называемым “чернобуквенным” шрифтом в стилях готического книжного шрифта (Textualis) и Швабахера с соблюдением техники оправ. Эти книги вышли из мастерской без иллюстраций, без переплета и в основном без рубрикации. Для рубрикаторов было подготовлено руководство по добавлению текста, а для иллюстраторов были оставлены значительные поля, хотя некоторые экземпляры остались без иллюстраций.
Считается, что всего было создано 180 копий Библии Гутенберга, 135 на бумаге и еще 45 на пергаменте. Известно, что 21 из них существует в полном состоянии, а еще 26 или 27 экземпляров являются неполными. Из них 12 на велюме, но только 4 полных (один во Франции, один в Германии, один в Британской библиотеке и последний в Библиотеке Конгресса США).
После того как Гутенберг выпустил свою Библию, он боролся и проиграл судебный процесс против своего инвестора Иоганна Фуста, который поставил Петера Шоффера (сотрудника Гутенберга) во главе типографии. Сам Гутенберг основал новую типографию, но монополия на технологию была утрачена, и таким образом началось повсеместное распространение печатных станков по всей Германии и остальному миру.
1490 г. н. э. – 1500 г. н. э. – Печатная революция
Изобретение Гутенбергом механического подвижного шрифта (печатного станка) привело к массовой революции в печатном деле, и к концу 15 века книгопечатание распространилось не менее чем в 236 странах Европы, было выпущено более 20 миллионов книг. С этого времени принято считать, что печатная книга была повсеместно распространена в Европе.
Такое быстрое распространение и резкое снижение стоимости производства застало всех врасплох, породило первые “бестселлеры”, первую газету и совершенно новую отрасль СМИ – издательское дело.
Эта печатная революция не ограничилась только Европой: почти одновременное открытие морских путей на Запад Христофором Колумбом в 1492 году и путей на Восток Васко да Гама в 1498 году позволило установить торговые связи, а значит, печатный станок Гутенберга распространился на весь остальной мир.
1501 год нашей эры – предшественник современной мягкой обложки для книг
По мере того, как печатная революция набирала обороты, было внесено множество усовершенствований как в метод печати, так и в шрифт. Альдус Мануций (по-итальянски Альдо Мануцио иль Веккьо) был итальянским гуманистом, основавшим альдинскую типографию в Венеции. Альдусу принадлежит заслуга изобретения курсивного шрифта, введения современного использования точки с запятой и, самое главное, введения недорогих книг небольшого формата (октаво), которые были переплетены в пергамент и читались подобно современным книгам в мягкой обложке.
Именно желание Альдуса уберечь богатую литературу Греции от дальнейшей утраты побудило его принять формат небольшой книги. Он изобрел карманные издания классики на греческом и латинском языках, чтобы все могли владеть и читать эти книги, а джентльмены досуга могли легко переносить их в кармане или ранце. С этой целью он ввел курсивный шрифт, который использовался не для подчеркивания, как сегодня, а для карманных книг из-за узкой и компактной формы букв. Самой первой книгой, напечатанной в этом новом формате карманной книги, была “Опера” Вергилия (P. Vergili Maronis Opera) в 1501 году нашей эры.
1639 г. – 1640 г. – Первая книга Америки
Пуритане прибывают в новую страну возможностей и привозят с собой первый в Северной Америке печатный станок. Этот станок был специально перевезен для печати самой первой книги Америки, “Псалтирь залива”, которая была опубликована в Кембридже, штат Массачусетс, в 1640 году. Bay Psalm – это, по сути, “псалтырь”, томик, содержащий книгу Псалмов (150 священных стихов из еврейской Библии, которые поются), переведенный на английский язык. Известно, что существует одиннадцать экземпляров этого первого издания, а в романе Дэвида Балдаччи 2006 года “Коллекционеры” рассказывается об обнаружении двенадцатого полного экземпляра.
Во время печати книги существовало 13 британских колоний, и это свидетельствует об их желании считать себя “передовой цивилизацией”, что этот пресс появился и книга была напечатана всего через 20 лет после того, как корабль “Мэйфлауэр” прибыл к Плимутской скале, а вместе с ним и самые первые британские колонисты.
 
1832 г. – 1860 г. – Рождение “дешевого” романа
С дальнейшим распространением письменности, ростом образования и постоянным снижением стоимости печати появились первые массовые книги в мягкой обложке. В Великобритании существовало два различных рынка, на которые были нацелены эти массовые издания: рынок для несовершеннолетних с “сюжетными газетами” и взрослый рабочий класс, который был известен как “грошовый ужас”, “грошовый номер” или “грошовая кровь” – из-за того, что каждый из них стоил “пенни”. В конце концов, эти романы были нацелены исключительно на молодежный рынок рабочего класса, и термин “story paper” стал взаимозаменяемым с “penny dreadful”.
Эти истории печатались на дешевой “целлюлозной” бумаге и представляли собой перепечатки или переписывания историй, в основном в жанре готического триллера или криминала, включая истории о Суини Тодде и вампире Варни. Одной из самых популярных серий была “Черная Бесс или рыцарь дороги”, которая насчитывала 254 эпизода и рассказывала о вымышленных событиях реальной жизни дорожника Дика Терпина.
Еще в конце 1800-х годов Америка начала оказывать влияние на британскую культуру: в Англии публиковались многие из их версий целлюлозных историй. Многие из них оказались необычайно популярными, в основном рассказы о Диком Западе, такие как “Дик Дедвуд” и “Буффало Билл”, приводили в восторг публику “Пенни Дредфул”, и так для многих началась любовь к вымышленному Дикому Западу и рассказам о “ковбоях и индейцах”.
Те мальчики из рабочего класса, которые не могли позволить себе пенни в неделю, часто объединялись с друзьями в клубы чтения и делили расходы. Некоторые более предприимчивые мальчики даже сдавали свои экземпляры в аренду другим.
В Америке эти романы были известны как “десятицентовые романы”, и считается, что начало им положила серия романов Бидл и Адамс “Бидлс Дайм” в 1860 году, первой книгой которой была “Малеаска, индейская жена белого охотника” (автор Энн С. Стивенс). Серия “Beadles Dime” выходила в течение 321 номера и установила почти все условности жанра. Большая часть материала для десятицентовых романов была получена из еженедельных газет, которые представляли собой газетные публикации размером от таблоида до полного листа. К 1880-м годам начали появляться повторяющиеся персонажи, такие как Фрэнк Рид (детектив и первый персонаж, которого стали называть “ищейкой”), что положило конец тенденции к рассказам о Диком Западе, которая до сих пор держалась, и освободило место для чрезвычайно популярного детективного романа.
В современную эпоху термин “грошовый роман” обычно используется для описания сенсационного, но поверхностного произведения. Без “грошовых ужасов” и “десятицентовых романов” мы, скорее всего, никогда бы не увидели массового рынка мягкой обложки, получившего такое широкое распространение в 20-м и 21-м веках.
1920 – 1938 годы нашей эры – падение и подъем книги в мягкой обложке
К началу 20-го века книга в твердом переплете стала обычным явлением, и издатели книг в твердом переплете считали, что книги в мягкой обложке содержат менее качественное или дрянное содержание, и что эти романы в мягкой обложке не будут привлекательны для их аудитории. В начале 1920-х годов это даже было доказано на американском рынке после того, как был проведен тест с выпуском романа Гертруды Атертон “Sisters-in-Law”, который был одновременно выпущен как в твердом переплете (за $2), так и в мягкой обложке (за $1,5). В результате роман в твердом переплете был продан в мягкой обложке в соотношении 54 к 1, а из проданных книг в мягкой обложке большинство было куплено одним дилером, надеявшимся разбогатеть (чего он не сделал). Другие подобные эксперименты дали такие же результаты.
Однако был один издатель, который добился большого успеха с форматом мягкой обложки, хотя он и не был “мейнстримом” в издательском деле и рекламе. Этим издателем был американский эксцентрик по имени Эмануэль Хальдеманн-Юлиус, который разместил в газетах рекламу своей серии мини-книг “Университет в печати”, которые были завернуты в бумагу и стоили всего три цента каждая. Использовалась стандартная синяя обложка, серия получила название “маленькие синие книжки”, и заказы пошли просто валом. Только за первый год (1921) он продал более 31 миллиона маленьких голубых книжек! К 1925 году Publisher’s Weekly провозгласил его “величайшим издательством в истории”, но из-за его атеизма и коммунистических взглядов, а также очень низкого уровня издательского спроса, он был признан “величайшим издательством в истории”
Тем временем братья Бони, основавшие Modern Library (которая в итоге стала Random House, крупнейшим издательством в мире), наблюдали за этими издателями и учились на их ошибках. Они поняли, что все эти революции в мягкой обложке имели наибольший успех благодаря почтовым заказам, а не тем книгам, которые продавались в магазинах. В результате этого исследования они основали “Бумажные книги Чарльза Бони”, который представлял собой книжный клуб почтовых заказов, члены которого за годовую подписку в размере $5 получали периодические рассылки высококачественной литературы в бумажной обложке. Чтобы придать привлекательность основному рынку и престиж книгам, каждая из них была проиллюстрирована известным художником, таким как Номан Рокуэлл и Рокуэлл Кент. К сожалению, год начала деятельности братьев Бони (1929) совпал с годом масштабного краха на Уолл-стрит, и их бизнес был обречен. Однако их влияние было широко распространено благодаря распространению книжных клубов и дальнейшей популяризации книг в мягкой обложке.
Заключение
Эволюция книгопечатания является одним из наиболее значимых и революционных прорывов в истории письменности. От древних глиняных табличек до современных электронных книг, печатное дело прошло долгий путь развития, преобразуя общество и наше отношение к знаниям.
Изобретение печатного станка и внедрение метода типографии в XV веке стало переломным моментом, открывшим путь к массовому распространению книг. Благодаря этому технологическому прорыву знания и идеи стали доступными для широкой аудитории, что привело к интеллектуальному прогрессу и развитию науки и литературы.
Однако современная эпоха цифровых технологий привнесла новые изменения в мир книг. Электронные книги и онлайн-платформы чтения стали все более популярными, предоставляя читателям удобство и мобильность. Они открыли новые горизонты для авторов, издателей и читателей, предоставив возможность легкого доступа к огромному количеству книг и знаний.
Однако несмотря на прогресс и удобство цифровых технологий, классическое книгопечатание не утратило своей значимости. Он продолжает быть символом культуры и источником вдохновения для многих людей. Аромат свежей книги, ощущение бумаги под пальцами, эстетика полочки с книгами в библиотеке – все это создает особую атмосферу, которая не может быть полностью заменена электронными устройствами.
В будущем эволюция книгопечатания, вероятно, будет продолжаться. Новые технологии, такие как печать на трехмерных принтерах или использование искусственного интеллекта для создания книг, могут изменить способ, которым мы воспринимаем и взаимодействуем с письменными текстами. Однако вне зависимости от будущих инноваций, книги будут всегда играть важную роль в распространении знаний, сохранении культурного наследия и влиянии на наше мышление и воображение.
Эволюция книгопечатания свидетельствует о том, как человечество стремится расширять границы своего знания и информации. От первых пергаментных рукописей до современных электронных изданий, каждый этап этой эволюции оставил свой отпечаток на культуре и развитии общества. Книги являются источником вдохновения, образования и развлечения, объединяющими нас и переживающими поколения.
Таким образом, эволюция книгопечатания – это история постоянного стремления человечества к знаниям, открытиям и прогрессу. Она наглядно демонстрирует, как технологии формируют нашу культуру и изменяют способ восприятия и передачи информации. Книги останутся неотъемлемой частью нашего мира, продолжая вдохновлять, просвещать и связывать людей во все времена.


Рецензии