900. Как я пишу рецензии
Такими темпами, может статься, скоро добью и тысячу - если не до нового года,
то хотя бы до Рождества по юлианскому календарю.
А сейчас захотелось коротко обобщить мой опыт написания рецензий
(их у меня написано более 7000, на порядок больше, чем получено).
1. Есть авторы, на рецензии которых я отвечаю сразу - и пишу ответные, а есть
такие, которые должны немного "отлежаться". Сразу отвечаю на короткие рецензии,
и в ответ пишу такие же. Короткая рецензия - не всегда чистая формальность,
иногда одна фраза стоит простыни текста. Тут важно ухватить смысл, самое главное
в произведении - или же одну, но самую значимую для меня деталь.
2. То, что "должно отлежаться" - в основном, рецензии-экспромты.
Иногда я пишу экспромты и по свежим следам, но чаще - через несколько дней после
прочтения, исходники сохраняю в закладки и перечитываю пару раз, заметок не делаю,
как для "полномасштабных" стихов, но определённые мыслительные процессы имеют
место быть - и сознательные, и подсознательные. Обдумываю прочитанное, когда
занимаюсь чем-то, не требующим специального сосредоточения мысли (прогулки,
домашняя работа и т.п., но не во время отдыха и общения в реале).
3. Я собираю написанные экспромты в сборники, у меня их несколько разных серий
(диалоги с Еленой Хвоей и Лейбой Тигровым, "Курилка Гутенберга", отдельные тематические серии,
новый проект - "Женское фойе"). Сборники выходят не всегда регулярно,
как получается. Но каждый сборник представляет собой
одно целое в плане содержания и формы.
4. Есть авторы, к которым я захожу "редко, но метко" - могу за один присест
прочитать много произведений, и оставить рецензии на несколько из них.
И есть другие, к которым захожу часто, но читаю и рецензирую по одному-два
стиха или прозаических текста за раз. Это не зависит ни от моего личного отношения
к творчеству авторов, ни от их отношения ко мне, просто интуитивно выбираю
такой способ общения, который более удобный и эффективный именно для
конкретного случая.
5.Я не считаю себя обязанной непременно отвечать рецензией на рецензию и не
веду подсчётов, "кто кому сколько должен". Сначала так делала, но со временем
отказалась. Таким образом отсеялись те "читатели", которые, собственно, и не
читают толком тексты, а "наматывают круги" ради рейтинга или удовлетворения
личного тщеславия. Нисколько не сожалею о потерянной аудитории, взамен
приобрела множество интересных новых знакомых - не все становятся постоянными
читателями, но богатство и разнообразие контактов расширяет кругозор.
6. В целом, для меня ответы и написание рецензий - не только формальное
или дружеское общение, но и самостоятельный вид творчества.
У меня есть небольшой юношеский опыт деятельности в качестве литературного
критика (два года участия в отборочном жюри радиоконкурса для молодых
украинских поэтов, в тандеме с более опытным коллегой, мы писали рецензии
на все поступавшие тексты и вели ежемесячную передачу на радио).
Этот опыт убедил меня в том, что литературная критика - дело серьёзное,
и что я от природы не критик (хотя имею развитые навыки).
Но иногда высказанное мимоходом мнение товарища по перу стоит
многих критических разборов профессионалов.
7. В моих рецензиях больше логики, чем эмоций и эмпатии.
Потому что я чувствую, что многим авторам именно логики и не хватает в
собственном творчестве. А что моя логика не всем "заходит" - дело другое.
Sapienti sat et nil admirari.
20.12.2023
В иллюстративном коллаже - моё свежее фото и подборка изображений из Интернета.
Свидетельство о публикации №123122001408
Катрены Надежды
Перо и шпага.
***
С уважением
Лейба Тигров 21.12.2023 17:54 Заявить о нарушении
Разгребусь немного - сделаю несколько совместных публикаций на разные темы.))
Надия Медведовская 25.12.2023 05:26 Заявить о нарушении