11. Двенадцать писем 7-10
…К дому, любимому саду, к делу всей предшествующей, беспокойной и непредсказуемой жизни, к месту или времени, которые казались или всё ещё кажутся лучшими настолько, что других и не надо.
К человеку…
Самая восхитительная и тяжелейшая привязанность из всех существующих, добровольно и незаметно обмененная на вольную крылатую любовь.
И первая, и оставшиеся, и даже – вот эта – озвученная последней – и мои привязанности тоже. Озвученные (прозвучавшие!) - не по степени главенствования. Самую восхитительную и тяжелейшую из них я осознанно оставила напоследок. Древние архетипы, сакральные знания, живущие в каждом из нас, опыт всех моих предков по женской и мужской линии требовали спрятать суть и сокровенную глубинную сущность моего опалённого любовью сердца от других, прочих, случайно проходящих или любопытно заглядывающих в его окрылённую и окровавленную бездну.
Привязанность…
Мы давно и привычно не вслушиваемся, не вмеряемся, не вглядываемся в слова. Мы отвыкли и ленно не желаем врастать, иногда вплавляться, растворяться в их образы. Гранённый, угольный, почти колющий шрифт. Утерянные точки над буквой «ё», забываемый хвостик «й», бесконечно неоконченное многоточие… Привязанность во многом сходна с зависимостью, навязчивым пристрастием к внешнему. И создаётся иллюзия цельности своего бесконечно любимого «я». Будда сравнивал привязанность с питьём солёной океанской воды в попытке утолить жажду.
…И всё же.Как выбирает среди многих единого и единую наша душа – вечно юная, вечно живая, вечно крылатая. Чем клянётся перед парной любовной чашей, протянутой чуть поодаль, чуть вдаль, чуть навстречу ещё одной, пока неузнанной, сдвоенностью рук. Что поёт, о чём уже печалуется наша душа над наполненной (нет - переполненной!) до краёв, до перелива по серебряной истёртой вязи,
чашей, когда вязкий живой пламень ожигает её, размывая границы бессмертия и смертного бытия. Сила всех звёзд, всех ветров, всех стихий, всех бездн и светил нашей непознанной по сию пору Вселенной собрана здесь и сейчас, в этом вечном бессмертном огне.
Испивший его хоть однажды свободен. Летает.Ничего не просит для себя. Говорю тебе – бойся заменить свою чашу - на чужую.Говорю тебе – бойся разбить её из-за кажущейся ненадобности.И в третий раз говорю тебе - бойся остаться у одной чаши с подножьем в четыре руки.
Тогда станут тебе расчётливо и мало давать. Могут закрыть руками кипящий трепещущий пламень. Повернуться спиной. И сдвинет крылья твоя любовь. Поднимет уродливым беззащитным горбом на спине. И захлестнёт тебя твоя боль.Твоего больше нет. Твоя чаша разбита. Ты когда-то, вначале твоих личных счастливых времён, решил, что можно обойтись и одной. И тебе будет даваться из неё бесконечно.
Привязанность.
Это когда просишь для себя, ради себя, только для себя, необдуманно веруя, что к тебе никогда не повернуться спиной, крылья на которой уже не приподняты, а пролегли долгим пологим холмиком и уходят куда-то вглубь, далеко-далеко, за пределы этого дня и этой бесконечной, потрясающе дивной Вселенной.Так ускользает - нет – погибает – любовь. И приходит привязанность. Твоя привязанность. И уже не защититься от чужой воли, чужой корысти, немилосердной милостыни нескольких горячих капель из единственной серебряной чащи с древними истёртыми письменами, которые мне пока не довелось прочитать до конца.
…И всё же… Я держу в руках свою серебряную любовную чашу. Наклоняю её. И заглядывая (нет! вглядываясь!) вглубь её серебристых, чернёных временем выпуклых боков, с удивлением считываю письмена: «Пей из своей чаши непостижимый огненный напиток. Делись. Переливай через край открыто, честно и радостно. И да будет над вами шатёр из двух парных крыл. И да будет бесконечность в сдвоенности ваших рук».
Привязанность…
Она все время чего-то просит, чего-то хочет, чего-то требует. Любовь не требует ничего. Она только дарит.
8.Юрке с Большого порядка
Прав Соломон.
Нет ничего нового под луной! И не будет!
Потому вольно и невольно, вновь повторяю и повторяюсь за другими, и имею на это право, данное мне царём-мудрецом. Ведь ничего нового под луной уже не будет.
Я помню каждый камешек в паводковом ручье под подошвой резинового сапога на моей шестилетней ноге. Сизо-красные бугры на индюшачьей голове, прямо возле разверстых от страха глаз, и руки, отрывающее это чудовище от моего яро-алого шерстяного платочка.
Помню мальчишку с другого порядка (улиц там не было), именно весной портившего мне жизнь каждое новое утро. Он качался и прыгал на единственном, наспех набросанном, жердяном мосточке, и я уходила от него по глубокому броду, напрочь захлёстывая совсем не маленькие сапоги. Гусь, принадлежавший его родителям, такой же нахальный, огромный и безжалостный, караулил меня на бугорке у тропинки в школу, и щипал за мокрые коленки, больно и безжалостно.
Мальчишка вырос.
Гусь, меняя поколения, уходил всё дальше, и отчего-то мельчал. А я с удивлением узнала через тридцать долгих и разных лет, как сильно нравилась этому мальчику.
Во многом знании много печали. И подкладкой ненависти может служить любовь. И дрожит во мне тонкой привычной прозрачной струной беспокойная любовная песнь Соломонова. И прикладываю её, как печать к сердцу. И тому уже минуло за полвека человеческих лет…
Как, должно быть, вздохнут мудрые. Как, должно быть, усмехнуться юные.А я могу рассказать им только своё сердце. Такое же, как у них. Ведь ничего нового под
луной нет.
Я помню, как шершаво стекала дождевая вода с кустов школьной сирени. Тончайший аромат первого наивного любовного признания. Много дольше и дальше – ряд вагонов. Длинных и дребезжащих. Рельсы тяжелыми тёмными крестами впереди,справа, слева. Кто уверил, что параллели не пересекаются. Я пересеклась со своей капризной, взбалмошной и невероятно самоуверенно-счастливой первой любовью. И она прошла мимо меня. Мы расходились в разные стороны с мальчишкой, ставшим мужчиной, который не повернул на мой радостный оклик лица. Он так и не научился благодарно отпускать любовь. А кресты и вагоны множились, раздвигали время, упёрто толкали года и встреченных на пути случайных, важных, и не очень. И в их колёсах мелькало солнечным диском моё тоненькое, совсем девчачье свадебное кольцо. Предана. Продана. Такое тоже бывает.
Нет ничего нового под луной.И снова взлетает и вздрагивает сердце. Неуёмное и бесстрашное. Это в нём живёт память. Это ему нужно ставить уходящий в глубину запредельную пьедестал с надписями на всех языках и наречиях: «За храбрость!». Потому как, уже зная и уже печалясь, оно неизбежно и неотвратимо толкает вперёд и поёт о любви. «Положи меня, как печать твою на сердце твоё…».
А сколько мне лет? А это важно? Ведь нет ничего нового под луной.
Снова и бесконечно встречает и будет встречать мужчина свою женщину. Снова и бесконечно встречает и будет встречать женщина своего мужчину. Снова и бесконечно не имеют цены и смысла приученные и привычные слова, правильные поступки, продуманные движения. Потому как дрожит во мне, в тебе, в нём и других многих тонкой прозрачной струной беспокойная любовная песнь Соломонова. И прикладываем её, как печать к сердцу своему. И тому уже минула не одна тысяча человеческих лет…
Как, должно быть, улыбнулись мудрые. Как, должно быть, вздохнули юные. И как бесконечно и нескончаемо прав Соломон-мудрец. Ничего нового под луной нет…
9.Жёлтый дождь
Пустота между двумя мгновениями.
Она может вместить, вдруг и сразу, всю сегодняшнюю, прошлую, будущую (до самого донышка!), несуразную и всегда восхитительную (несмотря ни на что!) жизнь. И в этой, такой невозможно малой пустоте, человек блуждает среди боли, страха, недосказанности, предательства, веры, надежды совершенно неосмысленно, бессильно и опустошённо.Кажется. Ничего уже не будет. Блазнится. Ничего не было. Чудится. Здесь и сейчас мир затвердел
холодной неприступной глыбой. И нет в нём малому человеку места…
И всё же…
Я помню цвет зелёной травы, синего неба, сверкающую, как влажный бриллиант, землю под звонкими ударами радостного весеннего дождя. Мне – 22. У меня родилась дочь. Я слаба, как высушенная морозом былинка на краешке знакомого поля. Я не вставала семь дней. И впервые и заново открываю первозданность и чистоту цвета, запаха, влаги и всего сущего мира.
Годом раньше…
Тогда тоже был дождь. Грязно-жёлтый. Беспроглядно плотный. Он накрывал меня с головой и уводил за пределы почти невидимого, совершенно равнодушного города. Не знаю, что виделось на моём влажном, иссечённом холодными полосками лице, но нечастые прохожие (особенно женщины), бросив короткий (краткий!) взгляд, уступали дорогу и отводили глаза.
С болью нельзя сжиться. Её можно только изжить.Перетереть тяжёлым от соли и слёз жерновом времени и времён.Отбелить и выцветить не-взятыми, не-испитыми,
заплаканными в наконец наступившее тяжёлое утро ночами. Вымести изо всех глубинных закоулков и впадин изорвавшейся, почти онемевшей, но всегда (бесконечно и вечно!) живой души. И боль устанет. Отползёт. Истончится. Истает.
И жёлтый, роскошный, почти царственный клён выложит благородно светящуюся листву новым (всегда и во все времена!) узором. И в этих рыжих письменах я снова услышу, узнаю, открою, пропою душой безрассудной и бесконечной, горький запах истлевших миров, человечьих историй, и поверю (прямо здесь и сейчас!), что нет ничего восхитительнее первозданного чистого цвета зелёной травы и всегда синего (над всеми и всем) неба. И новый (спустя полвека тому) дождь накроет мою голову. И город будет также ускользать вглубь-вдаль. И женщины (особенно женщины!), бросив короткий (краткий!) взгляд на моё мокрое, иссечённое тонкими полосками позднего ливня лицо, будут уступать мне дорогу.
И уже не будет сострадательного милосердия в их коротеньком взгляде. Они отдают мне сегодня, безотчётно, неподвластно суетному всё взвешивающему разумению, восхищение и благодарность. И теперь знают вместе со мной (наверное и точно) - боль нельзя пережить. Её можно только изжить. Изработать. Обесцветить.
Истереть жерновами этого восхитительного, совсем неравнодушного, просто благозвучно созерцающего нас с вами с высоты своей бездонности и бесконечности мира.
И каждое мгновение, каждую пустоту между ними, мы просто обязаны помнить (вспомнить - как дети!), что трава - безукоризненно зелёная. Небо - синее. Земля под дождём – сверкающий влажный бриллиант. А мы – просто люди. Человеки малые. Племя временное человеческое. И нам есть (дар безусловный и неделимый!) время и место в этом восхитительном мире…
Ваша Марина Бондарева.
Дождь.
Июль.
Год следующий
10.Париж и цветки клёна
Увидеть Париж и - восхитительно жить дальше.Запрокинуть голову. Вглядеться, наконец, в эту металлическую брутальную ажурность и понять, глубоко внутри себя - что это? Бесконечно-удивлённый восторг или неуклюже-неуместный монстр с длинной шеей, против установки которого жители благословенного Парижа собирали подписи под петицией.
Красный зонт. Косой дождь. Шерстяной берет и пятнистый бульдог с кривыми короткими лапами. Набережная Сены, мутноватой уже пару сотен лет назад.
Белёсая от времени и пыли листва, мерцающая шероховатость голоса позднего Азнавура, восхитительные пироженные и утренняя газета за маленькой чашкой кофе на ажурном металлическом столике, хрустящий багет с ломтиком жёлтого, как осень, масла…
...А дома простой клён выбросил щитки соцветий. Желтовато-рыжих, с зелёными разбелёнными пятнами, спрятанных вглубь-внутрь под шаровидной, почти плоской кроной, и открывающихся простенькой, потрясающе-невозмутимой, без возможности повторения, тайной, вверяющейся только тем, кто отчего-то именно сегодня запрокинул голову. Шёл звонкий, солнечный, прорезанный весенним яростным воздухом день.
Я стояла у старого здания с ротондой и опиралась на любимый, неприлично красный парижский зонт. Дождя в этот день не случилось.
Но отчего-то непреодолимо захотелось запрокинуть голову среди спешащих вглубь и навстречу, каких-то отрешённо-пропылённых лиц, одинаково спотыкающихся взглядом о мой непривычно (неприлично!) красный зонтик.
Я запрокинула голову и впервые увидела (узнала!) как восхитительно цветёт простой клён под нависающей над ним жестяной ротондой, похожей на круглое бальное серебряное платье прелестной красавицы. Редкое, нет – редкостное – зрелище. Скорее – видение, не одно десятилетие ускользавшее, скользившее мимо меня.
Мы встретились в этот день. Парижский красный зонт, я с запрокинутой головой и развёрстыми створками своей всё ещё непоколебимо юной души и он, с желтовато-зелёными, чуть разбелёнными редкими пятнышками, щитками-соцветиями, одаривший меня своей простенькой, но такой восхитительной тайной просто потому, что я отчего-то запрокинула голову…
Увидеть Париж. И восхитительно жить дальше. До новых, почти призрачных цветков клёна под старой серебряной ротондой моего любимого маленького города. И точно знать – это много восхитительнее металлической брутальной ажурности Эйфелевой башни.
Свидетельство о публикации №123121900681