О вере, религии и науке

Все мы верующие в известной степени. Вера - это экстраполяция наших знаний, которые всегда конечны, хотя бы в силу конечности существования Человечества.

Экстраполяции бывают разные. Первыми дошедшими до нас являются экстраполяции язычников - как славянских, так и всего остального мира. С накоплением знаний они становились точнее; появились экстраполяции иудеев, давшие ветхий завет, от Будды, давшие буддизм, от Христа, легшие в основу различных ветвей христианства. Позже всех из глобальных - откровения пророка Магомета, давшие начало исламу. И это еще - не все, не упомянуты многочисленные религии, ограничившиеся отдельными странами, например - конфуцианство в Китае, и пр.

Изначально получение знания было процессом случайным, и занимались этим лишь немногие не связанные между собой люди, причем бессистемно. Но по достижении некоторой критической массы возникла наука в современном понятии, с каналами коммуникации и фиксации знаний в виде научной периодики - журналов и монографий. И как результат - многие религиозные представления стали стремительно устаревать. И Земля перестала быть плоской и даже стала вращаться вокруг Солнца ;-) , мир оказался не сотворен за семь дней неким "богом", а получил историю своего развития в течении многих миллиардов лет. Человек получил мощнейшие средства воздействия на природу, в том числе - и на свою собственную: побеждены многие болезни, на протяжении веков неоднократно сокращавшие население планеты в разы.

Религии стремительно отступают, хотя и с неохотой. В сфере познания материального мира они проиграли уже и безвозвратно. И современные иерархи различных религиозных конфессий уже без колебаний используют плоды научного знания, отрицающего в корне базовые принципы религиозных воззрений на природу.

В сфере духовной поражение религий тоже не за горами. Прежде всего потому, что на самом деле наука уже сама по себе - явление духовное.

Суть всех последних религий - в поиске примирения между конечностью (бренностью) существования индивида на фоне относительно вечного (с точки зрения индивида) существования социума. Тяжело сознавать себя расходным материалом. А нужно, чтобы существование этого индивида соответствовало нуждам социума, несмотря на конечность своего жития. И
религии создают определенные рамки, с соответствующим кнутом и пряником в виде ада и рая. Чуть более изощренным оказался буддизм, вводящий промежуточный этап - цепочку перерождений, в зависимости от кармы, в более высшее или низшее "воплощение".

Изучение материальной природы человека выбивает саму основу из под этих идей. Нравственные и моральные нормы получают вполне рациональное объяснение с научной точки зрения, позволяющей понять как сходство этих норм в различных религиях, так и их вариации в конкретных социумах.

Религии сыграли свою роль строительных лесов в систематизации и обобщении человеческого опыта и знаний. Отдавая им должное в историческом плане, надо отнестись к ним именно как к строительным лесам, необходимым для создания науки, и двигаться дальше.

А ответ на вопрос - "что есть бог и вера в него?", становится все более очевидным. Как и вопрос о неких "таинствах", на существовании которых так полагается религиозное сознание.
Большая часть их опровергнута, и такая же участь ждет и остальные - по мере развития научного знания.

Кот Матроскин   29.04.2012 06:30
-----

Перечитал себя, тогдашнего.
Добавлю:

Доля непознанного всегда будет велика на пути в неизведанное.
И принятие решений глобального характера - всегда шаг в неизведанное.
Вот тут-то вступают в игру "ненаучные" категории - мораль, как добросовестно  проработанный и усвоенный урок всего предшествующего исторического процесса.

Эта мораль не сводится к какой-либо религии, с попытками оной выделить себя и подставить над человечеством. Гегемония - путь к смерти "избранных". Это-то мы и наблюдаем в текущий момент. И так будет всегда.


Рецензии