Разговор с пришельцем из будущего 135

ПОДВОДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 Множество легенд и средневековых хроник, не говоря уже о сказках, повествуют о том, что нечто таинственное обитает в темных глубинах омутов, в скрытых от человеческих глаз истоках больших и малых рек. Не на пустом же месте появились в разных частях света весьма похожие предания о русалках и водяных? Студенты–фольклористы пединститута Иркутска записали в Восточной Сибири немало историй о некой обросшей волосами (шерстью?) «даме», живущей вблизи воды. А в 1974 году, в полдень июльского полярного лета, трое школьников из ненецкого поселка, что на полуострове Канин, с высокого берега реки Вижес, которая впадает в Белое море, в десяти метрах от суши наблюдали существо, полностью покрытое мокрыми иссиня–черными волосами. Подплыв к берегу, оно стало взбираться по почти отвесной скале, как будто у него на руках и ногах были присоски. Школьники увидели у существа длинный хвост. Взобравшись на берег, оно направилось уверенной походкой в глубь тундры. На берегу остались длинные узкие следы ступней с остроконечной пяткой…

Некоторые описания контактов этих загадочных существ с людьми показывают на желание «русалок» вступить в общение с людьми. Причем разнообразным путем — от заигрывания и розыгрыша удильщиков фальшивым клевом до вполне определенной «охоты».

Не меньше любопытные истории, которые связаны с неведомыми обитателями земных вод, случаются на просторах Мирового океана. Как видно, такие встречи были и в далекой древности. В шумерских легендах, к примеру, неоднократно встречается описание расы «чудовищ, полурыб, полулюдей», которые под предводительством некоего Оанна вышли из вод Персидского залива и начали миссионерскую деятельность среди примитивных первых человеческих цивилизаций: «Все тело у него (Оанна. — Авт.) было как у рыб, а пониже головы у него была другая голова и внизу, вместе с рыбьим хвостом, были ноги, как у человека. Голос и речь у него были человечьи и понятные. Существо это днем общалось с людьми, но не принимало их пищу. И обучало их строить дома, возводить храмы, писать законы. И объяснило им начала геометрии. Когда солнце заходило, существо снова погружалось в море, ибо оно было земноводным».

В древнеиндийских текстах повествуется о подводном народе данавов численностью более 300 миллионов человек! Подобные сообщения есть и в хрониках средневековья. Вот некоторые из них. В 1187 году близ Оксфорда был пойман «морской человек», ему удалось, однако, освободиться и убежать обратно в море… В 1305 году у берегов Голландии удалось поймать «морского человека», который был облачен в рыцарские доспехи. Он умер спустя три недели… В 1400 году торговки молоком поймали «морскую девушку» и подарили ее городку Гарлему. Девушка жила несколько лет, но у нее всегда было желание вернуться в море… В Японии с древности и по наши дни ходят легенды о «камышовом человеке», который способен жить под водой. На руках и ногах у него перепонки с когтями.

Может быть речь во всех этих случаях идет о каком то примитивном ответвлении рода человеческого, своего рода водяном «снежном человеке»? Не будем спешить с выводами. Многочисленные современные сообщения о загадочных явлениях в океане заставляют вполне серьезно отнестись к гипотезе о том, что под многокилометровыми толщами морских вод может существовать совершенно не известная нам развитая цивилизация.

1973 год — экипаж теплохода «Антон Макаренко» в Малаккском проливе темной безлунной ночью наблюдал, как на поверхности воды проплывали светлые пятна. Вскоре эти светящиеся образования стали превращаться в полосы шириной 10— 15 м, радиально расходящиеся от судна. После из этих полос образовалось большое светящееся «колесо», которое начало с нарастающей скоростью вращаться против часовой стрелки. Спустя несколько минут подводный «фейерверк» пропал.
Команда парохода «Сербино» (Югославия) в Персидском заливе также наблюдала белые светящиеся полосы, стремительно перемещавшиеся по водной поверхности с востока на запад. Как и в Малаккском проливе, они вскоре приняли форму гигантского колеса «со спицами», которое вращалось против часовой стрелки относительно наблюдателя. Экипаж торгового судна «Ченту» определил скорость вращения «спиц» — 30 метров в секунду. Аналогичные светящиеся образования экипажи судов наблюдали у Курильских островов, в Андаманском море, Сиамском и Бенгальском заливах, у берегов Индонезии. Только в Индийском океане моряки встречались с этими светящимися «колесами» диаметром от 10 до 200 м не менее 50 раз!
Известный путешественник Тур Хейердал, вспоминая путешествие на «Кон–Тики», пишет: «…Несколько раз, когда океан был спокоен, в черной воде вокруг плота появлялись круглые головы, диаметром 60—70 см, которые, не шевелясь, смотрели на нас большими сверкающими глазами. Иной раз по ночам мы видели в море сверкающие шары диаметром около метра, которые загорались через неправильные промежутки времени, напоминая вспыхивающие на одно мгновение электрические лампочки…».

Что это? Неизвестное природное явление или «позывные» подводной цивилизации, обращенные к земному человечеству? А может это цивилизация древней Атлантиды подает нам сигналы? Не поторопились ли мы похоронить ее под волнами библейского Всемирного потопа?

То, что потоп в действительности был и уничтожил 12 тысячелетий назад немало древних государств, сейчас уже почти никем не оспаривается. Но вот Атлантида… Древние легенды, эзотерические свидетельства говорят о том, что цивилизация атлантов намного превосходила по культурному и техническому уровню все современные ей народы, находившиеся на стадии «медного» века. В легендах говорится, что придворные механики последних царей Атлантиды делали механические приводы не только для морских судов, но и для подводных и воздушных аппаратов. Если все это не преувеличение, то, пожалуй, есть шанс, что кое кто из атлантов все же смог выжить после катастрофы и сохранить знания своих предков.

Как бы там ни было, но последние глубоководные исследования, проведенные в 1984 году с борта «Витязя» в Атлантическом океане, у подножья подводных гор Ампер и Жозефин (предполагаемый район нахождения затонувшей Атлантиды), позволили ученым воочию увидеть лестницы, уходящие в пещеры, вертикальные и закругляющиеся «стены», сложенные из гигантских камней, некие арки, переходы… По сути, это только приглашение к открытию, за которым может скрываться вход к нашим подводным собратьям.

Многочисленные данные за прошедшие 150 лет, по–видимому, позволяют предполагать такую возможность.

1885 год, 12 августа в 3 часа 30 минут — команда корабля дважды наблюдала медленный подъем из воды под углом 7 градусов круглого ярко–красного светящегося большого тела. Объект излучал такой яркий свет, что давал возможность на палубе обнаружить иголку…

1887 год — во время сильного шторма с борта голландского барка в небе видели два объекта — светящийся и темный, которые с громким шумом упали в море.

Уже в наши дни в Северной Атлантике с борта ледокола доктор Р. Дж. Виллела и вахтенные офицеры увидали, как, проломив трехметровый лед, из воды с огромной скоростью вылетело какое то серебристое тело. Из образовавшейся полыньи валили клубы пара, а вода бурлила, будто был включен гигантский кипятильник.

1963 год — во время маневров американских ВМС у берегов Пуэрто–Рико с авианосца «Уосп» был замечен подводный неопознанный объект, перемещавшийся со скоростью более 150 узлов! Надо ли говорить, что подводные лодки ни тогда, ни теперь развить такую скорость не может.

1967 год, 20 июня — с борта судна «Навьеро» (Аргентина), находившегося в 120 милях от берегов Евразии, в 15 м от борта на поверхности воды наблюдали в течение 15 мин бесшумные маневры тридцатиметрового сигарообразного тела, излучающего бело–голубое сияние. Скорость этого «Наутилуса» была больше 25 узлов.

Не всегда встречи с загадочными подводными объектами проходят бесследно. В ночь с 8 по 9 августа 1968 года японский супертанкер «Йохо–Мару», который находился в Аравийском море, получил сильнейший удар в подводную часть и резко накренился на борт. Двадцати двух миллиметровая обшивка судна оказалась разодранной, и 10 000 тонн нефти вылилось за борт. При осмотре судна в сухом доке Бахрейна, куда оно дотащилось с большим трудом, ниже ватерлинии была обнаружена гигантская рваная брешь размером 50 на 20 метров! Район, где произошла авария, глубоководный, здесь нет подводных скал. Морские животные, способные в считаные секунды распороть высокопрочную сталь на площади тысячи квадратных метров, биологам неизвестны.
1964 год, 29 августа — во время глубоководных работ в 1 000 милях от мыса Горн, с борта исследовательского судна «Элтанин» была получена фотография участка дна на глубине 225 морских саженей. На пленке было изображено нечто похожее на сложную радиоантенну, возвышающуюся над илом. Экспертиза подтвердила подлинность снимка, но ясности в части идентификации загадочного объекта не прибавила.

Однако даже если все эти и другие факты могут в какой то мере свидетельствовать о наличии на дне океана технической цивилизации, то уровень ее развития мы вряд ли сможем себе представить. Возможно, что некоторые проявления ее деятельности мы, по нашей наивности, до сих пор принимаем за естественные. Речь идет о появляющихся временами гигантских водоворотах. Впервые их обнаружили в начале 80–х годов японские ученые в Тихом океане. Водоворот диаметром больше 100 км неожиданно возник на глубине 500 м, его скорость была почти в 10 раз больше скорость всех известных океанических течений. Да и ведет он себя своеобразно каждые 100 дней почему то меняет направление вращения. 1984 году другое не менее странное явление было обнаружено в Атлантике: примерно раз в 20 лет, безо всяких видимых причин, верхний слой воды на огромной территории резко прогревается, небо над ним затягивают облака так плотно, что их не могут разогнать даже сезонные ветры. Такая же загадочная гигантская «грелка» Эль–Ниньо функционирует в Тихом океан с периодом три-пять лет. Может быть так проявляет себя в нашей атмосфере энергетика «подводников»?

Не менее интригующее явление было обнаружено в ходе американо–советских исследований по программе Полимоде в Северной Атлантике. На глубине 800—1 300 м найдена водяная линза диаметром в 30 миль. Температура и соленость воды внутри нее намного выше, чем в окружающих водах. Линза, медленно вращаясь, дрейфует в северо–западном направлении. Происхождение этого феномена неизвестно…
 «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена — трогательный рассказ о молодой русалке, которая сражается за любовь и в награду получает долгую счастливую жизнь в облике человека. Шутка. Это версия Диснея.
У Андерсена, молодая русалка отдаёт свой язык, выпивает зелье, причиняющее невероятные страдания, и мучается от дикой боли при каждом шаге своих новоприобретенных ног — все для того, чтобы в конце концов возлюбленный принц женился на другой, а русалочка с разбитым сердцем превратилась в морскую пену. Она предпочла смерть ритуальному убийству спящего принца, хотя одной капли его крови было достаточно, чтобы вернуть прежнюю беззаботную жизнь в море. Серьёзно.
Именно по этой причине Starbucks выбрал русалку в качестве своего логотипа… Нет, это тоже шутка)). Тем не менее, Starbucks взял тысячелетнюю мифологию и разместил её на своих стаканчиках. Правда, отношения между видами: человек — русалка, были такими не всегда.
Обыватели представляли морских обитательниц одержимыми страстью соблазнять моряков с единственной целью — утащить в морские глубины. Считалось, что именно русалки, когда им не помогали чары обольщения, разбивали лодки и заманивали корабли в штормы.

Почему к русалкам сложилось неоднозначное отношение? Откуда пришли первые легенды о русалках? Без сомнения, история наших водных «кузенов» очень загадочная.

Божество с рыбьим хвостом.

Тьерри Бревертон в своей книге «Фантасмагория: сборник монстров, мифов и легенд» утверждает, что до появления русалок около 4 000 лет назад существовал водяной. Эа — вавилонский бог моря, у шумеров известный как Энки.

Нижняя половина его тела была рыбьей, а верхняя принадлежала человеку. Обычно его изображали как бородатого бога в рогатом колпаке и длинных одеждах в окружении текущего потока с рыбами.
Эа был одним из трех самых могущественных богов в Месопотамии, который не только считался покровителем искусств и ремёсел, но и находил время бороться со злом. Поскольку он был непосредственно связан с водой, божество считали покровителем (это не шутка!) уборщиков.
Позднее Эа превратится в Посейдона у греков и Нептуна у римлян.

Богиня плодородия, Земли и Воды.

Самое раннее упоминание о русалке как самостоятельной фигуре, вероятно, связано с сирийской богиней Атаргатис. Великая Мать, богиня плодородия, земли и воды несёт ответственность за защиту и общее благополучие своего народа. Голубь и рыба являются священными животными Атаргатис: голубь как символ любви и рыба как символ жизни и животворящей силы воды. Богиня настолько тесно отождествлялась с рыбой, что часто изображалась женщиной выше талии, и рыбой — ниже.

Сирийцы построили в честь Атаргатис самый большой и великолепный храм, какой только могли создать. Он был богато украшен, с золотыми потолками и дверями. Статуя богини, также сделанная из золота, сидела на двух львах со скипетром в одной руке и ручной прялкой в другой. Её талию подчеркивал пояс, наподобие того что по волшебству делал Афродиту неотразимой, когда она его носила.
Вся статуя была покрыта жемчужинами и драгоценными камнями со всего света, а в короне красовался крупный красный самоцвет, который освещал всю комнату. Удивительно, но где бы вы не находились в комнате, глаза статуи всегда смотрели прямо на вас. Неподалёку от храма находился прекрасный пруд со священными рыбами, куда бы вам вряд ли позволили бросить монетку на счастье.
Морские нимфы.

Не пойманный на вымысле, великий римский писатель-эрудит Плиний Старший, чья «Естественная история» прослужит для последователей научным Евангелием на протяжении веков, писал о нереидах.

Эти нимфы — наполовину человек, наполовину рыба — напоминают русалок, хотя «часть тела, составляющая человеческую фигуру, по-прежнему полностью покрыта грубой чешуёй».
Нереиды считались покровительницами рыбаков и моряков. Они приходили на помощь попавшим в бедственное положение на море. Отдельно нереиды отвечали за различные аспекты морской стихии: солёность морской воды, пену, песок, скалистые берега, волны и течения.
Плиний также упоминает «морских людей», которые с наступлением ночи залезают на корабли. При этом сторона судна, где усядется «морской человек», мгновенно начинает погружаться в воду, и, если он останется сидеть продолжительное время, корабль может полностью затонуть.

Сирены или русалки.

В раннем искусстве сирен изображали как птиц с головами женщин.
Сирена-птица
Позже — как женские фигуры с куриными ногами, с крыльями или без. Однако столетия спустя сирены «превратились» в красивых женщин — русалок, чьи тела, а не только голоса, были соблазнительны.

Эти злодейки заманивали моряков на верную смерть чарующим пением, что представилось на собственном опыте узнать Одиссею. Люди Одиссея ремнём привязали его к мачте корабля, а себе залепили воском уши, дабы не погибнуть у берегов волшебного острова вместе с кораблем.

Свидетельства прошлого.

Получается, русалка в европейской мифологии — довольно противоречивая личность. Иногда её изображали как красивую, соблазнительную деву, почти богиню, бесконечно желанную для одиноких моряков.
Иногда — как зверя, подобно сиренам, который тянул моряков за собой в чернильно-чёрные глубины. Но какими бы не рисовали портреты русалок, они оставили глубокие следы в навигационных знаниях средневековья.
Олаф Магнус, писатель и картограф 16-го века, создатель самой ранней и достоверной карты Северной Европы «Carta Marina», одержимо каталогизировал великое множество морских монстров, якобы обитающих вокруг Скандинавии.

Опираясь на рассказы рыбаков, он писал, что если русалка или морской человек попадут в сети и не будут выпущены на свободу в тот же момент, поднимется такая жестокая буря и такой ужасный, горестный плач, будто рев сотни монстров слился в один голос, способный обрушить небо.
Увидеть морского человека или натолкнуться на него в море, считалось крайне плохой приметой.

Были и другие, менее тревожные встречи. Согласно местным хроникам, в 1430 в Нидерландах, когда дамбы возле города Эдам уступили морю во время шторма, несколько девушек, плывших в лодке, нашли барахтающуюся в мелких грязных водах русалку.
Девушки подняли «находку» на борт, привели домой и одели в женское платье. У них не возникло ни малейшего сомнения, что найденное существо — женщина. Впрочем, русалка не смогла заговорить, даже если хотела, так как оказалась абсолютно немой.
Собственно, это было распространённым древним убеждением, что все земные создания имеют двойника в море, и люди не стали исключением. Известно, что есть морские коровы, морские коньки или морские свиньи, например.
Таким образом, раз человека в море представляют русалки, утверждалось, что даже духовенство имеет своих водных представителей: морских монахов и епископов.

Мифические существа или морские млекопитающие.
С началом эпохи великих географических открытий в поисках новых торговых путей количество встреч с русалками увеличилось, подобно взрыву, вместе с количеством мужчин на дорогих красивых кораблях, совершающих кругосветные путешествия.
Джон Смит, герой Пакахонтас, завидев русалку в Ньюфаундленде в 1614, отметил, что зелёные длинные волосы придают ей особый, оригинальный шарм, который нельзя назвать непривлекательным.
На самом деле, путешественники, вероятно, видели ламантинов.
Или, предположительно, это могли быть другие необычные существа, например, морские коровы (капустницы) — млекопитающие из отряда сирен, которых исследователи часто встречали на своем пути, пока пробирались по миру. Невероятные, в 7-8 метров длиной и весом от пяти до десяти тонн, морские коровы были в 20 раз тяжелее ламантина и, возможно, даже африканского слона.

Поскольку они были по-настоящему массивными животными, им не нужно было бояться хищников… До появления человека. К сожалению, встречи с мореплавателями и рыбаками закончились полным истреблением медлительных и апатичных капустниц. На рубеже 19 века морская корова бесследно исчезла как вид.
Но оставались дюгони, которые, по всей видимости, в первую очередь стали источником множества мифов. Даже само название их вида — дюгонь — в переводе с малайского означает «морская дева». Они обитают в водах вокруг тех мест, что раньше являлись частью сирийской и вавилонской империи, и вполне могли вдохновить на фантазии об удивительных существах — полулюдях-полурыбах, как Атаргатис и Эа.
Как отмечает Майкл Ларго в своей «Большой ужасной книге о чудовищах», русалка, как плохое предзнаменование, является судам, плавающим слишком близко к берегу, где собираются группами животные отряда сирен, и есть опасность сесть на мель. Легче винить во всем безвредное морское млекопитающее, чем признавать собственные ошибки.
Но, как только наука и разум укрепили свои позиции в европейском обществе, русалка соскользнула дальше от естественной истории и глубже в матросское сознание. В конце конов, в открытом море никогда не помешает немного воображения. Так, например, спасение русалкой сыграло на руку Тому Хэнксу в фильме «Всплеск»… Посмотрите на него сейчас: у него есть Оскар, Золотой глобус и прочее.

Русалки, русалы и морские люди: Антология встреч и факты (Часть 1)
В «Естественной истории Индии», изданной в 1717 году, содержатся упоминания об экзотическом живом существе с Дальнего Востока, которое поймали у Молуккских островов в Индонезии: «Она была длиной 59 дюймов (полтора метра) и чем-то напоминала угря... Прожила в бочке с водой 4 дня и 7 часов... издавала негромкие звуки, ничего не ела и затем умерла».
Русалку обычно изображают, как девушку с рыбьим хвостом, однако у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а иногда еще и играет на арфе.
Помимо русалок бывают и «русалы» иногда такие же романтичные, иногда вспыльчивые и гневные. Русалки любят греться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая гребнями свои длинные волосы. Они живут не только в море, но и в озерах, реках и даже колодцах. В России — в омутах.
Неизвестный очевидец пишет: «В тот год мы отдыхали на Азовском море. Один раз я, двенадцатилетний мальчик, шел по пояс в воде, минуя отмели и углубления, которые плавно чередовались, и неожиданно провалился в подводную яму. Я нырнул, желая посмотреть, что это за яма, и... лицом к лицу столкнулся с небольшим зеленым человечком! Он отдыхал, лежа на песчаном дне. Глаза у него были несоразмерные лицу — большие и сильно выпуклые.
Он поднял веки, мы встретились взглядами и оба вздрогнули. Человечек взмахнул рукой и нечаянно оцарапал мне живот своими длинными ногтями. Мы оба рванули в разные стороны. Он — вглубь, а я — вверх. Смертельно испуганный, прибежал я домой и больше ни разу не вошел в море в тот год. В дальнейшем зеленого человечка я не видел».
Это далеко не первое свидетельство наблюдения в воде человекообразных существ. В 1610 году англичанин Г. Хадсон увидел русалку недалеко от берега. У нее была белая кожа, а на голове — длинные черные волосы. Моряки прошлых веков так часто встречали русалок, что просто отмахнуться от их рассказов ученым было невозможно.
Попытки внушить людям, видевшим русалок, что это были морские животные, натолкнулись на серьезные трудности. В большинстве случаев места обитания, скажем, моржей или тюленей не совпадали с русалочьими. Да и как можно перепутать усатую черную морду моржа с женским личиком?
Известный американский зоолог К. Банзе обратил внимание на то, что рассказы о человекообразных существах, обитающих в водоемах, слишком распространены, и детали их описаний во многом сходятся. Так, типичная русалка обладает бинокулярным зрением (то есть два ее глаза смотрят в одном направлении). Большой палец русалки противопоставлен остальным пальцам, что позволяет захватывать орудия труда. На всех изображениях видна крупная голова. Задняя часть тела изображается с чем-то вроде плавника.
По имевшимся описаниям К. Банзе сделал вывод, что существуют три вида этих существ. Русалка обыкновенная обитала в Средиземном море и у берегов Испании и Португалии со стороны океана. Русалка индейская, которая впервые наблюдалась натуралистом К. Нереусом — участником третьего плавания Колумба, — жила у атлантического побережья Америки. Русалка эритрейская облюбовала воды Красного и Аравийского морей, а также у берегов индонезийских островов.
Русалки употребляли в пищу морские водоросли, моллюсков, рыбу. Многие источники содержат рассказы о том, что, выходя по ночам на мелководье, русалки чудесным пением заманивали к себе людей. Вес взрослой самки несколько меньше веса человека. Поскольку у нее две молочные железы, значит, она производит на свет одного или двух детенышей.
Вот запись знаменитого английского путешественника мореплавателя Генри Гудзона, сделанная в начале XVII века: «Один из матросов команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Ее грудь и спина были, как у женщины... Очень белая кожа и спадающие черные волосы. Когда она нырнула, мелькнул ее хвост, похожий на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели».

В начале XVIII века в одной книге было помещено изображение русалки с такой подписью:
«Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину 1,5 метра, телосложением похоже на угря. Прожило на суше 4 дня и 7 часов в бочке с водой. Периодически издавало звуки, напоминающие мышиный писк. Предложенных моллюсков, крабов и морских раков есть не стало...»
Почему-то чаще всего русалок встречали в Шотландии. В XVII веке в «Абердинском альманахе» утверждалось, что путешествующие в этих местах «обязательно увидят прелестную стайку русалок — изумительно красивых созданий».
В 1890 году шотландский учитель Уильям Монро увидел на пляже существо, на голове которого «были волосы, лоб выпуклый, лицо пухлое, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Груди и живот, руки и пальцы того же размера, что и у взрослого представителя человеческой расы; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличия перепонок».
В 1900 году с русалкой, у которой были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза, ростом с человека, встретился некий Александр Ганн. Пятьдесят лет спустя в тех же местах русалку видели две девочки. По их описанию, она в точности походила на русалку, увиденную Ганном. В 1957 году существо, похожее на русалку, даже запрыгнуло на плот путешественника Эрика де Бишопа. Руки этого странного существа были покрыты чешуей.
В нашей стране жители одной деревушки возле Ведлозера в Карелии издавна замечали в нем водяных существ полутораметрового роста с круглой головой, длинными волосами, белыми руками и ногами, но коричневым туловищем. Завидев рыбаков, они ныряли под воду. Эти водяные описаны в книге С. Максимова, вышедшей в 1903 году.
Частота встреч с русалками стала снижаться после эры великих географических открытий и уже в нашем веке упала почти до нуля. Морские люди вымерли, и, видимо, произошло это сравнительно недавно — в середине или конце XIX века. Причина— усиление рыболовства и загрязнение вод. Шансов на то, что где-то в теплых бухтах южных морей мы еще встретим последних представителей русалочьего племени, не больше, чем на встречу со снежным человеком в Гималаях или с динозавром в Конго.
Жанна Железнова из Петрозаводска сообщила вот какую историю:
«В этнографической экспедиции я узнала о встрече человека с невиданным земноводным человекообразным существом. Это было во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Солдат отстал от своего взвода, догоняя его, шел по лесной дороге. И вдруг видит, на этой дороге лежит человек. Он бросился к нему, и когда подбежал, то понял, что это не совсем человек, а кто или что — понять невозможно. С виду мужчина с бородой, но весь в рыбьей чешуе, а на руках и ногах вместо пальцев перепонки. Солдат перевернул его на спину, увидел, что у него лицо человеческое, хотя и нельзя назвать его красивым, но и безобразным не назовешь.
И этот чешуйчатый стал знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, видимо, просил его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и скоро увидел небольшое лесное озеро. Отволок туда чешуйчатого, опустил в воду. Он немного полежал в воде, пришел в себя и уплыл. И даже на прощание солдату рукой помахал».
Легенда о русалке возникла сравнительно недавно по мифологическим меркам и приняла окончательную форму в средневековье. Первое литературное упоминание о русалках сделано в «Романе о розе» английского писателя Джефри Чосера (1366): «То было чудо, подобное пению морских русалок».
В культуре практически всех народов бытуют легенды о духах вод, часто эти духи — поющие женщины, олицетворяющие красоту вида и звука воды. Русалки капризны, своенравны и могущественны (как и реки). Они могут наградить, но могут и навредить.
Древнейшее из известных морских божеств — вавилонский бог Эа (или Оанн, как его именовали в греческих текстах). Он вышел из Эритрейского моря и научил людей наукам и искусствам. На барельефе VIII века до нашей эры, выставленном в Лувре, Оанн изображен как человек с рыбьим хвостом. На Ближнем Востоке в древности почитали русалку — богиню Луны, которую сирийцы звали Атаргат, а филистимляне — Дерсето.
В индийской мифологии хранителями вод были небесные нимфы апсары, игравшие на лютнях, в Китае и Японии — драконы и их жены. В греческих и римских мифах фигурирует множество водных богов и существ: царь океанов Посейдон (Нептун), его сын Тритон, морские нимфы нереиды — дочери Нерея, речные наяды и, наконец, океаниды. Тритона обычно изображали с рыбьим хвостом, остальные водные духи часто выглядели, как люди.
В Британии и Ирландии слагали легенды о морских девах, которые сбрасывают рыбий хвост перед тем, как выйти на сушу. В Скандинавии и Германии водные существа разделялись на морских и речных. Во Франции, Италии, Португалии и Испании их называли сиренами, хотя в греческих мифах сирены были птицами с женскими лицами.
Героиня французских легенд Мелузина, женщина-змея, иногда изображалась и как русалка с двумя хвостами. В русских народных сказках действуют духи вод — русалки, которые топят купальщиков, и плутоватые водяные. В африканских преданиях это водные женщины и ведьмы. В легендах североамериканских индейцев говорится о двухвостых морских божествах и девах-рыбах.
Культ поклонения древним божествам вод остался в прошлом, но вера в русалок, мудрых и могущественных водных существ, продолжает жить. Возможно, первые мифы о русалках возникли из рассказов об утопленниках и человеческих жертвах, принесенных водным божествам. В Англии, к примеру, Сабрина, незаконнорожденная дочь короля Локрина, была сброшена своей мачехой в реку, которую с тех пор называют Северн, и стала речной богиней — покровительницей невинных девушек.
Подобное превращение с менее приятными последствиями произошло со служанкой Пег О'Нелл из Ирландии, которая провалилась под лед, набирая воду из полыньи, и теперь каждые семь лет топит пловцов в реке Риббл. Таких историй, которые, скорее всего, придумывали, чтобы оградить детей от опасностей, достаточно много: легенда о несчастной служанке Пег мало чем отличается от историй Дженни Гринтис из Ланкашира, Грандилоу из Йоркшира, Пег Паулер — русалки из реки Тис и других. Известная по поэме Гейне рейнская нимфа Лорелея тоже недобрый речной дух: заслушавшись ее песнями, моряки направляли свои суда прямо на опасные скалы. В образе Лорелеи присутствует очевидная связь с древнегреческими сиренами.
Впрочем, русалки нередко совершают и добрые дела: предупреждают о приближающейся буре, исполняют желания, поднимают со дна сокровища или учат наукам. В валлийской легенде нимфа озера Ллин-и-Фан-Фах вышла замуж за смертного и, родив ему сына, исчезла. Затем явились три мудреца и научили ее сына всему, что знали. Русалки совершают благие дела не только по доброй воле. Согласно легендам, русалку можно заставить выполнить любое желание, если отнять у нее какой-нибудь из предметов туалета. Браки с русалками обычно недолговечны.
Заключение такого брака всегда связано с каким-нибудь условием, и когда условие нарушается, русалка исчезает. Русалки нередко забирают смертных в подводное царство. Слепой Морис Коннор, лучший волынщик в Мюнстере, последовал за русалкой в море. Согласно преданию, его пение до сих пор еще временами слышно из-под воды.
После окончательной победы христианства в Европе представители духовенства пытались задушить остатки языческих верований. Однако малозначительные персонажи, такие, как русалки, с которыми не были связаны основные языческие культы, не представляли большой опасности новой религии и продолжали жить в фольклоре. В христианской религии русалка с гребнем и зеркалом в руках стала символом тщеславия и женского коварства, ведущих мужчин к моральной гибели.
Как и многие другие вымышленные существа, русалки и их символическое значение были неоднократно описаны в средневековых бестиариях (трактатах о реальных и фантастических животных). Персонажами ранних бестиариев были не русалки, а сирены. Однако после того как сирены и русалки смешались в сознании народов, то же произошло и в бестиариях.
В бестиарии Уайта (XII в.) русалки описаны, как полулюди-полурыбы, но иллюстрация изображает девушку с крыльями на талии, птичьими лапами и рыбьим хвостом. В «Божественном бестиарии» XIII века Гийома Леклерка говорится, что нижняя часть русалки — птичья или рыбья. Варфоломей Английский утверждает, что сирены — девы-рыбы, хотя и отмечает, что по некоторым источникам нижняя часть их тела — птичья.
Среди научных источников следует отметить описания нереид и тритонов, приводимые Пли-нием Старшим (I в.) со слов очевидцев. Судя по всему, существа, описанные Плинием, — морские коровы и котики.
В исландских хрониках XII века запечатлено свидетельство о полуженщине-полурыбе, которую видели у берегов Гренландии. У нее было ужасное лицо, широкий рот и два подбородка. Рафаэль Холиншед сообщает о том, что во времена английского короля Генриха II (50—80-е годы XII в.) рыбаки поймали человека-рыбу, который отказывался говорить и питался как сырой, так и вареной рыбой. Он сбежал в море спустя два месяца после поимки.
В 1403 году после шторма в Западной Фрисландии нашли русалку, запутавшуюся в водорослях. Ее одели и кормили обычной пищей. Она научилась прясть и кланяться перед распятием, но так и не заговорила. Она часто предпринимала безуспешные попытки к бегству обратно в море и умерла после четырнадцати лет жизни среди людей.
Эти и другие подобные свидетельства долго поддерживали веру в существование человекоподобных морских существ, хотя со времен средневековья никому так и не удалось поймать или найти тело какого-нибудь из них. Скорее всего, за русалок принимали тропических ламантинов, небольших китов, котиков и тюленей. Вблизи эти животные, безусловно, совсем не напоминают людей, но в водной стихии их позы и крики бывают порой очень «человеческими». Пойманные средневековыми рыбаками человек-рыба и русалка были, видимо, немыми людьми с незаурядными способностями к плаванию. Или?..
Пусть скептики лишний раз ухмыльнутся, но в 1830 году на острове Бенбекьюла на Гебридах состоялись похороны самой настоящей русалки... Началось же все с того, что жители острова, собирая водоросли, увидели резвящееся недалеко от берега странное создание. Внешне оно напоминало маленькую девочку с длинными черными волосами.
Белая нежная кожа и огромная грудь вызвали небывалый восторг у сильной половины человечества, и мужчины приложили немало усилий, чтобы изловить русалочку. Однако она ловко ускользала от них, и тогда один из разгоряченных этой необычной охотой подростков запустил в подводную деву увесистым камнем.
Хотя русалка скрылась под водой, удар оказался для нее смертельным, и спустя пару дней труп удивительного создания прибило к берегу. Толпы людей собирались, чтобы посмотреть на самое настоящее чудо, — ведь существо почти не отличалось от человека, если не считать огромного рыбьего хвоста. Ни у кого не оставалось сомнений, что это настоящая легендарная русалка. Причем ее сходство с человеком было настолько сильным, что власти острова отдали распоряжение изготовить гроб и сшить саван.
Так состоялись самые необычные похороны в мире — похороны русалки... К сожалению, могилка ее затерялась, и в XX веке попытка найти захоронение окончилась неудачей. Однако сам этот факт говорит о многом. Жители острова не были профанами и знали всех морских обитателей, соответственно они не могли принять за русалку мертвого тюленя, акулу или другую морскую живность.


Рецензии