10. Двенадцать писем 5-6
Мой милый и гениальный друг-душа!
Узнала от наших общих знакомых, что недавно ты вновь побывал в СкОпине. Именно так, через твоё упрямое московское «о». Я знаю, сейчас ты улыбнёшься и с мягким акцентом добавишь: «Именно поэтому ты выключила в тот день телефон, и я не дозвонился до тебя!». Я угадала? Не сердись. Я и так чувствую себя, как весенний лёд под яростным солнышком!
Свой телефон я уже два месяца всегда отключаю в выходные дни и ежедневно после девяти часов вечера. Прими это как проявление инстинкта самосохранения очень хрупкой женщины с очень тонкостенной душой...
Друг-душа! Друг-радость! Друг-нетерпеливость (нетерпимость?)!
Мы уже давно с тобой знаем, что очевидное может быть искривлённой реальностью, а сердцевина жизни проще, интереснее, неожиданнее. Иногда труднее и невозможнее.
Я просто болела, в промежутках работала, ждала весны, грачей, твоих справедливо сердитых и бесконечно гениальных писем, гуляла со Зверем (он вынуждал выходить на улицу), ничего не хотела, ничего не могла... Но чем ты удивлён? Тем, что кто-то слабее на каком-то отрезке времени? Или тем, что душа от боли стареет и не находит сил для радости?
Не думаю, что тебе не случалось отворачивать от мира лицо, когда этот самый мир сжимался в одну нестерпимо яркую точку, и смотреть на него было невыносимо! И не хотелось выбирать нужные слова, в нужной последовательности, с нужной интонацией для друзей, родных и близких. У каждого из нас свои способы борьбы с болью физической и сердечной. У меня – одиночество. Чтобы не видели слабой. Некрасивой. Раздражительной. Чтобы не обидеть случайно других из-за того, что собственная душа иссякла. И её вновь надо наполнять чем-то очень важным именно для себя. Любовь, дружба, дети, родители, вдохновение, друзья, радость. Даже полный список был бы не самым длинным, верно? - просто существуют по Божьему вдохновению. Как снег. Дождь. Запах тополиных весенних почек.
Так как же мне сказать правильные они или нет?
Я просто принимаю их как данность, как дар, и - восхищаюсь ими!
Не думай, что я забыла про тебя!
Ведь именно ты сказал мне однажды, что будет очень хорошо сделать свой маленький кукольный театр, который уместится в одном чемодане. Куклы есть, создавать пьесы я могу запросто (это ты так сказал!. Не хватает только маленького фонарика. И театр готов! Дальше гастролировать! Ты тогда ещё добавил, чтобы для охраны я взяла с собой Зверя, моего обаятельного пятнистого пса, которого ты упрямо называл только так. И обязательно пригласила тебя на премьеру!
А позже ты прислал мне восхитительный «Рецепт для повседневного пользования». Напомнить? Вроде, ничего необычного, но пропорции – великолепны!
«Берём День, хорошенько очищаем его от Зависти, Ненависти, Печали, Жадности и Пренебрежения. Добавляем три больших ложки Доброжелательности, полную горсть Веры, ложку Терпения, несколько зёрен Терпимости, и, наконец, щепотку Вежливого отношения ко всем. К полученной смеси добавляем Любовь. Теперь, когда всё готово, украшаем листьями Доброты и Внимательности. Подавать ежедневно с согревающими Душу и Сердце словами. Доброго Утра!».
Я действительно скучаю. Как ты там без меня? Очень интересно знать – я всё ещё метеор, который оставил на секунду красивый след и бесследно сгорел в плотных слоях твоей невозмутимой атмосферы? Я подумала, что могу послать тебе мои «Двенадцать писем». В них есть и ты. Признаюсь - они не такие гениальные, как у тебя! И вначале я не была музыкантом. Виолончелистом. Талантливым. И меня не слушал Ростропович! Так что мне не приходилось решать: кем стать, чтобы было и дешевле и независимее.
Вчера вновь перечитывала твою «Прелесть». И к запаху чёрного кофе в джезве и моей глубинной грусти, как всегда, примешивался и уходил в безвременье
запах далеко забытых духов на сухой и морщинистой руке со следами не совершенно утраченной красоты. Ты не находишь, мой друг-душа, что это не самая весёлая сказка? Недавно ты поздравил меня с праздником и пожелал солнца. Я благодарна тебе и за солнце, и за радость в твоих пожеланиях.
С твоей лёгкой руки я переложила на сценарий несколько своих сказок. Спасибо! Я всегда знала - все, с кем сталкивает меня судьба, много лучше меня! И у них всегда включен телефон!
Желаю тебе и всей твоей семье здравствовать долгие счастливые и светлые годы! Желаю непрестанного творческого и иного горения, терпения, полёта.
Желаю радостной весны, некапризных женщин (если тебе это так нравиться!), солнечных лучей именно в твоё окно, исполнения самых простых и самых заветных желаний. Ещё добавлю к тому, что у творчества (хотя часто оно требует временного одиночества), нет ни возраста, ни пола, ни национальности, ни временных рамок. По моему женскому глупому разумению - это полёт стрижа - без видимой логики и смысла. Полёт непредсказуемый, зачастую неукротимый, иногда непонятный для тех, кто рядом, кто важен, кто любим.
Мой друг-душа, как же хорошо, что ты есть!
А с тобой есть множество других - неравнодушных, нерастраченных, не оскудевших на тепло, милосердие, заботу, любовь, преданность.
Они не пнут бездомную собаку с рёбрами, похожими на клетку канарейки. Не отвернуться от ослабевшего. И на всё это совершенно не влияет длительность и давность отношений, близость или дальность расстояний.
Спасибо тебе!
Будь по-прежнему просто и обыденно гениален. Благодарю за то, что бросил в моё сердце добрые зёрна творческой непредсказуемости.
Созвучие в общении - вещь не частая и не случайная.
Как всегда, с восхищением,
Кошка, которая гуляет сама по себе…
6.Мой лучший несделанный снимок
Париж, Франция,
Выставочная галерея Мишеля Конти
Мой драгоценный Мишель!
Я не сделал этот снимок. Ни тогда. Ни сейчас. Мог, но не сделал. Хотя, я в этом уверен совершенно, это именно то, о чём ты меня так горячо просил…
…Я видел этого мальчика лишь однажды. Год назад. Он стоял и спокойно смотрел на женскую руку с занесённым для удара ножом. И сам он был, как острие ножа, тонкий, звенящий, со светящейся от солнца кожей. Серо-светлые полосатые халаты окружали его, как облако, теснились у ног и разорванной воронкой отшатывались, отламывались, откидывались далеко назад, чуть повыше тёмной, аккуратно стриженой головы. За секунду до этого старик в чалме вложил нож (здесь все мужчины носят его в поясе халата) в протянутую из пустоты в пустоту руку с золотым, тонко звякнувшим, очень модным браслетом.
Взмах. Общий вздох-выдох. Одинокий всхрип. Кровь – густая, горячая, не кровь – алый мерцающий пар, взметнулась и осела на досках простого подвесного моста. Река, узкая, глубокая, взъерошенная, как все горные реки, слизнула тяжёлые капли и отошла. Осталась тишина. И тонкий звенящий мальчик в кольце этой завороженной тишины. Люди не двигались. Я видел нестарого мужчину с неподвижно запрокинутой головой, лежащей, как на холмике, на светлой чалме. Полоски его серого халата быстро становились бурыми, влажными и вдруг как-то несуразно, неожиданно вздрогнули, зазмеились нервно и неровно. Я понял. Он дышит. Дышит!
Человеческая застывшая воронка качнулась, втянула воздух и под общее: «Ах!» - расслоилась, рассыпалась на множество лиц, рук, задвигалась, понесла себя, тонкого мальчика, женщину с ножом, лежащего мужчину, через мост, через реку, через вечность, дальше, на другой берег реки, к единственному многоэтажному зданию в этих местах.
…Я встретил их через год. В чайной. Духанщик ласково кивнул мне и быстро поставил на стол чайник и сухую, прогретую пиалу. Он ценит и любит своих гостей, подумалось мне, когда в ладонь плотно села горячая, на треть налитая густым чаем чашка. Женщина и мальчик сидели чуть в глубине. Было заметно, что им это привычно и приятно.Я опять отметил, как хрупка и красива женщина, одетая очень модно даже по моим, питерским меркам.
Она поставила на стол пустую пиалу, ласково посмотрела на мальчика. Золотой браслет звякнул и замолчал, а мне в который раз подумалось – порода, уходящая в столетия удивительная порода. Дед этого мальчишки вполне мог играть по вечерам в шахматы с Чингизом Айтматовым, а его внук, сидя на мешке с сушеными фруктами, читать книгу в старинном кожаном переплёте.Они встали. Я вышел почти следом и успел поймать глубокий, уважительный и восхищённый поклон в их сторону. Духанщик ценит и любит своих гостей, вновь подумалось мне. Но эта женщина и этот мальчик для него особые гости.
Солнце рванулось навстречу и ослепило. И потому я чуть с запозданием увидел мужчину, стоявшего на коленях с прижатыми к груди руками и низко склонённой головой. Духанщик за правым плечом молчал и, кажется, привычно смотрел, как ласковые женские руки бережно поднимают ещё не старого узбека, гладят его руки, и – вдруг – вспомнил. Лето. Река. Нож. Кровь. Толпа, застывшая разлатой воронкой вокруг одинокого неподвижного мальчика, тонкого и звенящего, невероятно схожего с острием старинного ножа.
Я задержался, наблюдая, как несколько человек по очереди пьют воду из реки, из приямка, где песок взмывает под ударами воды золотистой мерцающей пылью. Гостеприимный хозяин, заметив мой интерес, рассказал, что здесь все пьют и берут речную воду, и потому его чай такой вкусный. Я решился и спросил, кто эта женщина, что произошло год назад на мосту, и зачем стоял на коленях совсем ещё не старый узбек перед матерью и её ребёнком. Чайханщик долго разглядывал меня сквозь нависшие веки, и видимо, всё же решив, что это не простое любопытство, и я не причиню никому вреда, начал говорить, тихи и уважительно.
Женщина была врач. Она работала по другую сторону реки, в больнице – единственном многоэтажном здании в этих местах. Они с сыном (он приходил после школы) каждый день обедали в чайхане и возвращались в больницу. Мужчина, которого я видел уже лежащим на мосту, за минуту до этого пил воду из реки, черпая её, как и все, руками. Случайная пиявка мгновенно впилась в гортань, и отёк перекрыл горло. А дальше - протянутая тонкая женская рука в звенящем модном браслете. Нож, хищный и острый (здесь мужчины носят его в поясе халата), уверенно полоснувший трахею. Бурые полоски на сером халате, вдруг зазмеившиеся, пропуская в лёгкие воздух.
…Я не стал делать этот снимок. Ни тогда. Ни сейчас. Хотя точно знал, что эти трое: стоящий на коленях ещё не старый узбек, хрупкая, удивительно красивая женщина и мальчик со светящейся от солнца кожей и аккуратно стриженой тёмной головой, эти трое могли принести мне на открытии международной фотовыставке и славу, и успех, и деньги.
Я оставил это им.
И это мой лучший несделанный снимок.
Ты поступил бы также.
Верно, мой драгоценный друг Мишель
Петербург. Россия.
Фотогаллерея Ильи Гаретова, июнь, 2023 год.
Авт. имена, фамилии, адреса – вымышленные. Удивительный случай имел место быть…
Свидетельство о публикации №123121806190