Глава 3. Мгновения весны

Глава 3. Мгновения весны

Шелленберг же, помня первый жребий,
Табакову слал открытку в след:
“Звезды, дорогие, есть на небе,
Но герои – Вы, и на земле”.

Оценил его зловредный гений,
Чертыхаясь рыбой на мели,
Фильм наш из семнадцати мгновений,
Что весне победу принесли.

С болью вспоминал иную пору,
Что пьянила, словно колдовство,
Оттого и письма слал актеру,
Что похож так сильно на него.

Как промокший клест на тонкой ветке,
С веткой, как пером, пал в снежный наст –
Книгу написал он о разведке,
Что полезна даже и для нас.

В крови замараться не успел он,
Но от печени мятежной слег,
Не переварил ослабшим телом
Тех, кого сожрал воины курок.

Не о нем обрывки разговоров
Слышались в неясной тишине,
Что у фильма двое режиссёров
Было при семнадцатой весне.

У разведки ль нашей сдали нервы?
Нервы не сдает чекист аскет.
Режиссер – Леознова, но первый,
Не известен, не прошел анкет.

Он почти доснял, смешались мастер
И гуляки-парня естество.
“Что расскажешь нашим по матчасти?”-
Спрашивало КГБ его.

Он пил сбитень свежий, сочный, пенный,
Тут же – трезвый, смотрит робко вниз,
Герб советский, не простой, военный
Он не разгадал, и вмиг раскис:

В том гербе неведомая сила
Принципы смогла переложить –
Гусеница танка обходила
Глобус, а не колос спелой ржи.

Серп за молотком за грани топал,
И не выйти вроде, вот беда –
Если знает русского Европа,
Русский должен честь блюсти всегда.

Очи бедолаги вмиг померкли,
Загудел в конторе узкий зал,
И сказал агент, что для проверки
Режиссер не нужен больше стал.

Слил артист мат часть… чекисты, вы же
С нами били немцев, вы ль в крови? –
Крови нет… с конторы парень вышел:
“Мне не жить“… “Да что ты, брат, живи.

Ты теперь не в нашем узком зале,
А на воле, благодать кругом, -
Обняли чекисты и сказали:
Вновь снимай, но только о другом”.

Парень шел домой, трепались кадры,
Фильма недоснятого в аванс,
И с военной, да и близкой квадры
Благодарность шла сквозь ассонанс.

Да, у Шелленберга сдали нервы,
У разведки нет, крепки вдвойне,
Режиссер второй, что в прошлом первый,
Вновь снимал, но жаль, не о войне.

……

Я глядел кино… в весенних тонах
Профиль твой узнал в лучах тепла,
Ты была ль при ромбах, при погонах,
Иль в заградотряде ты была?

Ты ли партизанская невеста,
Иль связная в сумрачной дали,
Не пойму, но дождь снегов заместо
В кинобудку ли, в контору лил.

Нет, я помню… расскажу – едва ли,
Друг, беги сквозь ливень без вины,
Только жаль, что мы с тобой расстались
Где-то на мгновении весны.

……

Рождество весной… разведка – муж твой,
Шел, меня заметив  второпях,
Мигов лишь семнадцать, потому что,
В восемнадцать встретимся опять.

Мне ли, дел великих подмастерью,
У Невы смахнуть от Эльбы  дрожь?
Ты ответишь вслед: “Ошиблись дверью,
Миром, веком”… но, узнаешь, всё ж.
……….

Летчик я, мы били фрицев стаю,
Как стрижи ворону бьют вдали,
Помогли союзники, я знаю,
Только как они нам помогли?

Песня б прозвучала в странной силе,
Доминанту взяв наоборот,
Если б англичанами мы были,
Ты разведчица, а я пилот.

Русь не сдам нигде, качнет упруго
Ветер крылья в выси голубой,
Но послушай, милая подруга,
Как бы объяснялись мы с тобой.

Примечания

Оттого и письма слал актеру – Шелленберг действительно прислал Табакову открытку после воины, увидев сходство с собой в его роли в 17 мгновениях весны.

Книгу написал он о разведке – Шелленберг писал научно-фантастические романы и книги о разведке после воины

В крови замараться не успел он, но от печени мятежной слег – традиционно внешняя разведка не связана с большим кровопролитием, поэтому Шелленберг был относительно легко наказан на Нюренбергском трибунале, но он умер в молодом возрасте от рака печени.

Режиссер – Леознова, но первый – существует легенда, согласно которой первым режиссером 17 мгновений весны до Леозновой был другой человек. Он не прошел проверку в КГБ, в частности, не смог объяснить значения элементов альтернативного военного герба СССР, такие как, например, железная гусеница танка в виде железной Персии по бокам герба вместо колосьев и некоторые другие. Режиссёру после этого помогли с другими киноработами, но этот фильм он уже не снимал.


Рецензии