Полезный совет ветерана

   Не могу утверждать, что это было: интуиция или действия ангела-хранителя, но тот памятный полёт запомнился мне на всю жизнь.
   В конце ноября 1969 года мы с командиром полка полковником Вертелем Николаем Федосовичем вылетели на самолёте Ил-14 из Борисоглебска на сборы в Куйбышев. В пассажирской кабине летели с нами начальник штаба полка Герой Советского Союза полковник Яницкий В.И., заместитель командира полка по ИАС подполковник-инженер Шостер М.З., командир батальона аэродромно-технического обспечения подполковник Самарин М.Н. со своим начальником штаба и замполитом, и ещё несколько офицеров-руководителей полка и батальона. Командиром экипажа был Н.Ф. Вертель, а полётное задание на перевозку пассажиров выполнял я с правого сидения. После пролёта Балашова связались с Саратовом, доложили, что летим в Куйбышев и запросили разрешение на вход в их зону.  Иркут (позывной Саратовского РДС) разрешил нам выход на его привод на эшелоне 1500 м.  О занятии по барометрическому давлению 760 мм указанного эшелона и расчётному времени пролёта я доложил Иркуту, Полёт вышел чуть выше нижнего края второго слоя облачности в 8-9 баллов. Ниже нас на высоте 1000 м. -  верхняя граница сплошной 10-бальной облачности первого яруса. И вот тут мне почему-то вспомнилось, что в курсантские годы нам рассказывал преподаватель тактики майор Котляров. Летал он в годы Великой Отечественной войны лётчиком-бомбардировщиком на самолёте В-25. Совершил немало боевых вылетов и ни разу не был сбит. Свой успех он объяснял нам тем, что никогда не летал на высотах, обозначенных двумя и больше нулями. К примеру: 600; 900; 1000; 1500 метров и так далее. Объяснял он, что на такие фиксированные высоты рассчитаны взрыватели зенитных снарядов, на таких же высотах выискивают ночью свои жертвы истребители противника. Он же всегда вносил небольшие ошибки в выдерживании заданных высот и летал вместо 600 на 630 м; или 870, вместо 900 и так далее. При первых признаках противодействия противника, можно было очень быстро дезориентировать его, изменив одним движение штурвала высоту ещё на 5-10 метров в ту или другую сторону. И осколки от зенитных снарядов и истребители противники не находили цели. Всё это я рассказал Николаю Федосовичу и добавил, что тоже буду вести самолёт не точно на высоте 1500 метров, а ниже на 30 метров, то есть на 1470 по высотомеру. А это оказалось к тому же под самой кромкой нижнего края второго слоя облачности. Вертель согласился со мной.
   Подходит время прохода приводной радиостанции Саратовского РДС и тут я вижу сквозь разрывы облаков слева чуть выше нас, примерно на 30 метров, приближающийся ярко освещённый пассажирский Ан-24! Инстинктивно, а согласно НПП (наставлению по производству полётов) совершенно правильно, толкаю штурвал от себя и мы благополучно расходимся по высоте  с «Антоном» под звуки длинных громких звонков отметчика о пролёте привода. Возможно нам с Н.Ф. Вертелем, имеющими немалый опыт полётов строями, близкое появление рядом другого самолёта на нервы особенно не повлияло, а вот на командира рейсового Ан-24 произвело ошеломляющее впечатление! Что тут в эфире началось!
 «Иркут!! Почему мне на одном эшелоне  прошёл на пересечении другой борт?!!
Иркут! Я только что чуть не столкнулся над приводом с другим бортом!!! Иркут вы видели, что мне на пересечение на одной высоте шёл другой борт? Отвечайте, Иркут!!! Иркут!!!
Минуты три-четыре Иркут хранил гробовое молчание. Затем совершенно другой голос диспетчера, сообщил командиру «Антона», что его информацию принято и записано, а ему разрешено заход на посадку в Саратове по установленной схеме.  Затем уже и я доложил о времени прохода их привода и подтвердил, что разошёлся маневром по высоте над приводом с другим бортом, о проходе Казённой Маянги (выходной привод Саратовского РДС) доложу по факту.
   После всего этого Николай Федосович посмотрел на меня и проронил: «Всё-таки ты вовремя про своего преподавателя тактики вспомнил!»

                2013г.
Коллаж автора


Рецензии
Добрый день, Василий. С большим интересом прочёл этот рассказ. Он разбудил приятные воспоминания. С Владимиром Атясовым, заведующим учебной частью высшего военного авиационного училища имени Главного маршала авиации маршала авиации К.А. Вершинина, награждённого Орденом Боевого Красного Знамени,я познакомился на зимней охоте на просторах Алтайского края. Случайная встреча вскоре переросла в крепкую мужскую дружбу. В училище сложился большой коллектив преподавателей-охотников, а мне поручали подготовку к очередному открытию охоты. Вот там, у жаркого костра я слышал рассказы о невероятных случаях, произошедших с моими друзьями, бывшими военными лётчиками, участниками Авганской войны и знавшими Александра Владимировича Рудского. Буду и дальше знакомиться с Вашим творчеством. Валентин Ханович.

Валентин Ханович   04.02.2024 06:17     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валентин.
Благодарю за посещение моей странички и положительный отзыв.
Я в 1949 г. поступил (тогда так именовалось) в Балашовское военное училище лётчиков-бомбардировщиков Дальней Авиации, По окончании был оставлен в нём как инструктор-лётчик, где и прослужил на разных должностях ло августа 1983 г. О Барнаульском ВВАУЛ мне было извстно с конца шестидесятых прошлого века из истории Балашовской военной школы пилотов, которую в 1942 г. из Балашова перевели в Славгород, а в Балашове взамен её была организована 2-я Балашовская военная школа пилотов, впоследствии переобразованная в военное училище, просуществовавшее до 2002г. А ещё некоторые выпускники Барнаульского ВВАУЛ прибывали к нам на службу как лётчики-инструкторы в полк первоначального обучения на самолётах L-29. Но самое яркое впечатление остались от контактов с бывшим начальником Барнаульского ВВАУЛ Александром Александровичем Парфёновым, (генерал-лейтенат авиации, когда он командовал авиацией Приволжского ВО в конце семидесятых-начале восьмидеятых ХХ
века).
Заходите, буду рад общению. желаю творческих удач.

Василий Базилевич   04.02.2024 13:03   Заявить о нарушении
Добрый день, Василий. Вы вспомнили военную школу пилотов в г. Славгороде Алтайского края.Так получилось, что моя семья этой школе обязана жизнью. Я постараюсь изложить коротко ... Наша большая семья успела звакуироваться из г. Харькова в сентябре 41г. Под бомбёжкой и обстрелами мы всё таки добрались до Волги. Но уже в начале 42 немцы начали приближаться к нам снова. Пришлось эвакуироваться из Саратовской области. Мы случайно попали в эшелон с немцами Поволжья и нас повезли в Сибирь. Выгрузили в г. Славгороде, в его пригороде - посёлке Гольбштат, где и размещалась школа военных пилотов. Моя сестра Зина познакомилась с курсантом Ваней Ткачук (истребитель И-160). У нес не было продовольственных карточек, а Ваня приносил нам часть своего пайка.

Валентин Ханович   05.02.2024 06:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.