Шедевры Эрмитажа. Лоджии Рафаэля!

       Прекрасно всё, что создали для Эрмитажа
Талантливейшие мастера!
Они для этого трудились день и ночь -  с утра и до утра!
Шедевры ими созданы великолепно,
Величественно-мудро, благолепно!

    Лоджии Рафаэля в Эрмитаже - копия знаменитой галереи,
cооруженной в начале 16 века в Ватикане, во дворце Папы Римского
по проекту архитектора Д. Браманте.
Стены и своды галереи украшены фресковыми росписями и скульптурными рельефами,
исполненными по замыслу и эскизам Рафаэля его учениками.
   Эрмитажная копия, повторяющая архитектуру и декор римской галереи,
была создана по желанию Екатерины II.
Петербургские Лоджии первоначально представляли собой отдельное сооружение (арх. Дж. Кваренги),
в середине 19 века корпус галереи был включен в объем Нового Эрмитажа,
построенного для музейных собраний по проекту архитектора Лео фон Кленце.
Копии с фресок, осуществленные в Ватикане под руководством художника К. Унтербергера,
были исполнены темперными красками на холстах, натянутых на деревянные рамы.
   Лоджии Рафаэля - цельный ансамбль, в котором отлично соединены архитектура, живопись и скульптура.
Галерея состоит из тринадцати одинаковых архитектурных объёмов,
каждый из которых перекрыт отдельным сводом.
Упругие арки сводов и мощные опорные столбы создают мерный, чёткий ритм.
Характерное для эпохи Возрождения обращение к искусству древних,
а также стремление обнаружить связь между античностью и христианством,
воплощено и в декоре галереи.
Своды украшены картинами на библейские сюжеты, - по четыре в каждой части.
Этот цикл из пятидесяти двух композиций, сорок восемь из которых посвящены Ветхому Завету,
а четыре - Новому Завету, - получил название "Библия Рафаэля".
Последовательно представлены ветхозаветные события - история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона).;Новозаветные сюжеты - Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря,
завершающая цикл.
 На стене под зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли //гризайль (фр. grisaille, от фр.  gris - серый) - разновидность росписи, в отличие от живописи, выполняемая градациями одного тона, хроматического или ахроматического (чёрно-белого)//.
Небольшие рельефы, располагающиеся между живописными композициями ватиканской галереи,
воспроизведены в эрмитажных Лоджиях также в технике гризайли.
   Под впечатлением от античных орнаментов Рафаэль создал композиции, в которых диковинные образы причудливо сочетаются с мотивами, навеянными земной реальностью. Орнамент такого типа получил название "гротеск". Возникшее от слова "грот" (пещера), оно связано с росписями интерьеров "Золотого дома" - дворца императора Нерона, руины которого, со временем оказавшиеся под землей, были открыты в конце XV века.
   Гротески, рожденные свободной и яркой фантазией Рафаэля, не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. По распоряжению Екатерины на торцовой стене эрмитажной галереи был помещен портрет "божественного Рафаэля" (в ватиканских лоджиях на этом месте изображен герб Медичи - рода, к которому принадлежал заказчик галереи Папа Лев X).


Рецензии