Андрей Дементьев и Владимир Высоцкий

    Андрей Дмитриевич Дементьев (1928–2018) – советский и российский поэт, журналист, радио- и телеведущий, также известен как поэт-песенник. Ко всему прочему Дементьев был не только стихотворцем, но и литературным чиновником: в 1967-м, переехав в Москву, он возглавил отдел поэзии в издательстве «Молодая гвардия». После был заместителем главного редактора (1972), а затем главным редактором популярного в СССР литературно-художественного и общественно-политического журнала «Юность» (1981–92).
    Точная дата знакомства Дементьева и Высоцкого неизвестна, но можно предположить, что оно состоялось во второй половине 1960-х годов в Москве, где оба проживали.
    В то время Андрей Дмитриевич уже считался «официальным» поэтом: издавались его поэтические сборники (первая книга «Лирические стихи» вышла в Калинине в 1955 году), в центральных и местных журналах, газетах и альманахах публиковались подборки стихов, он являлся членом Союза писателей страны (с 1959 г.).
    В интервью некто Валерий Янклович, провозгласивший себя «администратором Театра на Таганке и Владимира Высоцкого», рассказал:
    «– Если запрет Высоцкого, как вы говорите, легенда, то кто ее создал и кому она была выгодна?
    – Я расскажу тебе одну историю. В одном из своих стихов он пишет: «И мне давали добрые советы, / Чуть свысока похлопывая (верно: похлопав. – А. С.) по плечу, / Мои друзья – известные поэты: / Не стоит рифмовать "кричу-торчу"». Володя давал свои стихи и Самойлову, и Вознесенскому, и, к сожалению, Белле Ахмадулиной, Булату Окуджаве. Они все вроде как бы за, принимали его, но никто никуда ничего из написанного им не понес. После его смерти мы узнали, что стихи якобы были отнесены в журнал «Юность». Мы главного редактора Андрея Дементьева (Янклович опять врет: в 70-х Дементьев был зам. главреда. – А. С.) спрашиваем: «Почему не напечатали?» А он: «Ребята, может, я и не напечатал бы, но прочитать их я бы точно прочитал. Но я их не видел».
    Володю это расстраивало, раздражало. Он-то знал, что он – поэт. Ему не надо было ничего доказывать». (М. Райкина, «"Птица моя, я же не наркоман": неизвестный Высоцкий глазами администратора «Таганки» Янкловича. Двенадцать лет рядом с артистом»: интервью, «Московский комсомолец», 24 января 2023 г.)
    Конечно, в те годы песенную поэзию Владимира Семеновича уже хорошо знали и любили миллионы поклонников его творчества – магнитофонные записи Высоцкого звучали практически в каждом доме, на студиях грамзаписи пусть небольшими тиражами, но выходили пластинки... А поэту, автору-исполнителю, помимо любви народной все же хотелось и официального поэтического признания: выпустить если не книгу стихов и песен, то хотя бы напечатать солидную подборку в газете или журнале...
    Есть еще несколько свидетельств о том, что Высоцкий обращался к Дементьеву – чтобы тот посодействовал, помог с публикацией... Действовать через Андрея Дмитриевича пытались знакомые и друзья.
    Журналист Дмитрий Колесников: «Сергей Бочаров, знакомя барда с влиятельным литератором, обратился к Дементьеву с нижайшей просьбой выделить несколько страниц в «Юности» для стихов Высоцкого, шестидесятник лишь фамильярно ответил, похлопывая актера по плечу: «Пописываешь всё...» То, что когда это было необходимо, Дементьев не протянул Высоцкому руки, пусть остается на его совести». (Д. Колесников, «Русский гений Владимира Высоцкого», «Завтра», № 1, 21 января 2008 г.)
    Сергей Петрович Бочаров известен скандальным портретом «Владимир Высоцкий и его демоны» (1977-80). Вот как описывает полотно сам художник на своем сайте: «На картине лицо великого барда с петлей на шее, а удавку затягивают демоны, портреты которых представлены в левом и правом углу картины, среди которых Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Эльдар Рязанов, Дементьев – демоны, виновные в смерти Высоцкого». (Официальный интернет-сайт художника Сергея Бочарова botcharov.ru, «Владимир Высоцкий и его демоны».)
    «Незадолго до кончины актера эпатажный художник Сергей Бочаров запечатлел его с петлей на шее и в окружении «лучших друзей» – Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы, Эльдара Рязанова, Андрея Вознесенского и Андрея Дементьева. Маэстро свято верит в то, что именно эти люди стали для Высоцкого злыми демонами, подтолкнувшими его к падению и безвременному уходу.
    – Сначала на портрете не было никаких «демонов», – продолжает Бочаров. – Я написал их, то есть Евтушенко, Рязанова, Вознесенского, Ахмадулину и Окуджаву, вверху, в правой и левой части портрета за несколько месяцев до смерти Высоцкого, весной 1980 года. Увидев это, Владимир Семенович насторожился. Он вообще был очень осторожным человеком и страшно боялся изображенных мною людей, так как страстно мечтал, чтобы его стихи опубликовали. И именно от этих влиятельных личностей зависело, быть тому или нет. Он попросил меня их затемнить, чтобы они не бросались в глаза. Каждый раз он просил затемнить их еще больше...
    Получая в редакциях отказ за отказом, Владимир Семенович не понимал, почему его никто не хочет печатать. Ведь все его песни проходили ту же цензуру перед выпуском и пластинок, и фильмов. А вся творческая Москва знала, что не публиковали его просто потому, что этому всячески противодействовали его «друзья»-поэты. А после его смерти все дружно стали списывать свои грехи на советскую цензуру.
    Как-то на моей выставке в редакции журнала «Юность» я подвел Владимира Семеновича к Андрею Дементьеву, которому отдал тетрадку, где Высоцкий своей рукой записал лучшие, по его мнению, свои стихотворения. Пока я просил Дементьева напечатать в «Юности» хоть что-нибудь из нее, Высоцкий стоял рядом, но был перепуган и сконфужен, и все твердил, что это не его, а моя идея. Дементьев снисходительно похлопал его по плечу и отошел. Ни одной строчки из этой тетрадки, ни самой тетрадки я больше не увидел...
    Люди, которых я изобразил как демонов Высоцкого, никогда не помогали ему, а лишь травили и унижали. Когда я выставил портрет поэта с натянутой ими удавкой, все они отнеслись к моему видению их роли в судьбе Владимира Семеновича отрицательно. Но чем больше времени проходит, тем больше я убеждаюсь в своей правоте». (Т. Кокина-Славина, «Сергей Бочаров: "Высоцкого подтолкнули к смерти его приятели!"»: интервью, «Экспресс-газета», № 31, 24 июля 2010 г., глава «"Друзья" не простили народной любви».)
    Из беседы с художником литературного критика, писателя Владимира Бондаренко:
    «В. Б.: А с самим Владимиром Высоцким ты не говорил на эту тему? Сама идея «Высоцкий и его демоны» появилась уже после его гибели, или еще при его жизни ты об этом задумывался?
    С. Б.: Я-то многое при его жизни не знал. Многое не понимал. Но кто-то же его сначала спаивал, а потом накачивал наркотиками. Или тихо помалкивал. Ведь никто же всерьез не боролся за него! Я мало знал его друзей, но не видел от них помощи Высоцкому. Был случай, когда мы были в редакции модного тогда журнала «Юность». Я же по наивности, не будучи другом его, но зная от него о страстном желании напечататься, позвал его с собой на открытие выставки художницы, моей хорошей знакомой, в помещении журнала «Юность». Этакий вернисаж популярного журнала. Я его уговорил поехать со мной, посмотреть хорошие офорты, но сам мечтал познакомить Высоцкого с главным редактором (тогда – зам. главреда. – А. С.) журнала «Юность» Андреем Дементьевым. Я подвел Дементьева к Владимиру Высоцкому, а сам держал в руках тетрадку с его стихами, от руки записанными самим Высоцким.
    Говорю Андрею Дементьеву: «Вы же главный редактор (точнее – его зам. – А. С.), Вы же можете несколько страниц в журнале дать для стихов Высоцкого». И протягиваю ему тетрадку. А он как-то фамильярно так отвечает, похлопывая Высоцкого по плечу: «Пописываешь всё...», и эту тетрадку взял у меня. Но так эти стихи и не появились. В них не было ничего запрещенного. Что же мешало всем этим Дементьевым?.. Вот такие были у него друзья.
    Меня просто потрясало, что он (В. Высоцкий. – А. С.) так держался с высокими начальниками. Я видел его рядом с главным редактором «Юности» Андреем Дементьевым (повторимся: в 70-е гг. Дементьев был зам. главреда журнала. – А. С.). Я даже не узнал его. Я-то по его песням всегда считал, что это такой человек – бесстрашный, прямой, гордый. А рядом с Дементьевым (он очень хотел опубликовать свои стихи в «Юности») Высоцкий вел себя просто униженно. Это тоже говорит не в его пользу». (В. Бондаренко, «"Высоцкому мешали демоны". Беседа с Сергеем Бочаровым», «Завтра», №№ 3-4, 15 февраля 2000 г.) (То же: В. Бондаренко, «Последние поэты империи» (2005), глава «Споры о Высоцком».)
    Вновь слова Бондаренко: «Как рассказывает свидетель художник Сергей Бочаров, Андрей Дементьев, главный редактор (верно: зам. главреда. – А. С.) «Юности», презрительно отозвался о его «пописываниях» и не опубликовал ни строчки». (В. Бондаренко, «"Он был поэт!" Беседа с Валерием Золотухиным», «Завтра», №№ 3-4, 15 февраля 2000 г.) (То же: В. Бондаренко, «Последние поэты империи» (2005), глава «Споры о Высоцком».)
    Скульптор Вячеслав Клыков добавляет: «Слой демонов – высокомерные друзья-поэты, использующие его славу, но ничего не сделавшие для его публикаций, ни строчки не написавшие при его жизни. Тут и Вознесенский, и Рождественский, и Андрей Дементьев. Они завидовали его славе и не давали ему никаких шансов войти при жизни в русскую литературу». («Клыков Вячеслав: «Высоцкий – это русское явление» (Беседа с Владимиром Бондаренко)», «Завтра» № 6 (36), 28 марта 2000 г.)
    Делаем выводы. Итак, почему Андрей Дементьев отказался в 70-е годы печатать стихи Владимира Высоцкого в журнале «Юность»?
    «Ну а что вы от Дементьева ждете какого-то эстетического прорыва или прорыва редакторского? Я вообще не очень люблю этого поэта, не очень хорошо отношусь к нему как к редактору. Дело в том, что Дементьев – он же не герой, не борец. Для того чтобы напечатать Высоцкого в 70-е годы, от журнала «Аврора» и от альманаха «День поэзии» требовались какие-то подвиги, что-то титаническое. Для того, чтобы легализоваться в качестве поэта, Высоцкий даже к Хрущеву поехал, хотя Хрущев уже ничего не решал. Ему это очень было важно, он говорил: «Это мой гражданский долг». А почему-то люди этого не делали. И чем спрашивать, почему Дементьев не печатал то и то, вы лучше спросите себя: а почему сегодня большинство главных редакторов не печатают ну очевидных вещей, не говорят их вслух? Если сегодня, когда людям по большому счету ничего не грозит, так трудно сказать слово правды, почему мы должны с Андрея Дементьева что-то спрашивать?» (Интернет-сайт «БЫКОВ.ФМ» bykovfm.ru, декабрь 2023 г., Д. Быков, «Почему Андрей Дементьев отказался в 70-е годы печатать стихи Владимира Высоцкого в журнале «Юность»?»)
    Не посодействовал, не помог Андрей Дмитриевич с публикацией, не помог... Также Дементьев не желал видеть Высоцкого среди своих дачных соседей... Вспоминает приятель барда, писатель, сценарист, драматург Эдуард Володарский:
    «Б. Кудрявов: Вот что пишет в книге («Владимир, или Прерванный полет», советское издание, 1989 г. – А. С.) Влади: «Единственный человек среди наших знакомых, у кого есть дача с большим садом, – это твой друг детства Эдик Володарский. Он сразу соглашается уступить нам часть своего участка»...
    Э. Володврский: Так вот, мой участок в поселке (элитный поселок «Советский писатель» в подмосковной Красной Пахре. – А. С.) был самым маленьким, полгектара. Раньше он принадлежал вдове Семена Кирсанова, чьи стихи Володя Высоцкий очень любил. От вдовы осталась только времянка, в которой жила только прислуга. Дачу я, кстати, покупал за огромные по тем временам деньги – 56 тысяч рублей. Как-то предложил Володе – «отремонтируй времянку и живите с Мариной, жалко, что ли?» Он загорелся, пошел, посмотрел и говорит: «Слушай, а что если времянку снести и из бруса, мне обещали достать, построить дом? Потом все равно вступлю в кооператив и дом перевезу».
    Началась стройка. Это было в году 78-м, кажется. Честно говоря, я сам, а больше моя жена Фарида просто охренели от такой бредовины. Представь, она готовила жрать рабочим, которые пили по-черному. Замучился собирать бутылки по участку... Володя иногда приезжал, охал, ахал и уезжал. Иногда наведывалась и Марина. К марту 1980 года дом построили. Подвели газ, причем сделано это было незаконно. Как ни странно, Высоцкий в новом доме практически и не жил. Приедет, посмотрит, а ночевать идет ко мне. Считал, что у меня уютней. Несколько раз приезжал вместе с Мариной, а когда Влади не было, привозил с собой Ксюху (Оксану Ярмольник. – Авт.). Несколько раз они ночевали в новом доме. Часто гости наезжали, кто только не перебывал. Когда орава людей сваливала, мы с Володей в том доме пьянствовали. Еще во время строительства меня начали долбать соседи – Юлиан Семенов, Эльдар Рязанов, Андрей Дементьев, Григорий Бакланов: у тебя Высоцкий строит дачу, это запрещено, ты не имеешь права. Отнекивался, как мог. Говорю, да не дача строится, архив мой и библиотека, на строительство которых имел полное право. Осаждали страшно. Они же совковые люди, которым до всего было дело. В июле Володя умер. На третий день после похорон Марина спрашивает: «Что будем делать с домом?» Ничего вразумительного я, естественно, ответить не мог. Тогда она предлагает: «Давай, разделим участок». Отвечаю: «Сделать это невозможно, потому что земля государственная». Лично мне, как частному лицу, принадлежал только пай в кооперативе, имевший цену 17 тысяч 840 рублей. Именно в такую сумму оценивался каменный дом, построенный еще при Кирсанове. Такого поворота событий Влади, видимо, представить себе не могла. Она считала, что я ее обманываю. В наших бурных разговорах принимали участие Володины друзья – Артур Макаров и Вадим Туманов. «Ребята, – говорю, – в таком тупиковом деле есть только два пути: первый – я беру на себя обязанность оплачивать в доме свет, отопление. Никто в нем жить, конечно, не будет. Пусть Марина приезжает, когда захочет и хозяйничает. Или разберите брус и увезите его к такой-то матери в Париж!» Марина стала возражать: дом стоит 40 тысяч. Ее интересовали только деньги. Если бы у меня были тогда такие деньги, не задумываясь, отдал бы их, хотя дом явно столько не стоил.
    Тупиковая ситуация, никто не знал, что делать. Мне лично дом был не нужен. Вспоминаю, как еще при его строительстве Эльдар Рязанов предупреждал: «Эдик, ты не знаешь Марину! Дело у вас кончится херово. Ни одно доброе дело не остается безнаказанным. И наказанным будешь ты!» Как в воду глядел. Покойный писатель Юрий Трифонов сразу после смерти Высоцкого сказал: «Эдик, разбери дом, хлебнешь такого! Ты еще не знаешь Марину!» Звонил Юлиан Семенов, говорил: «Ты запомни, у нас участки неделимы, даже родственникам не разрешают это делать».
    Та стоит на своем – только дележка участка! И тут меня вызывают в Моссовет. Принимает заместитель тогдашнего председателя Промыслова – Шуб. «Попали вы в историю, Эдуард Яковлевич, – говорит. – Была у нас мадам, «телегу» на вас принесла». Читаю. Ну, чистый донос в духе 37-го года. Что я антисоветчик, пьяница, избиваю жену, аморальный тип, одним словом. Будто Высоцкий давно жил в этом доме и написал там свои лучшие песни. И главное, таким, как я, не место в кооперативе – нужно срочно меня исключить. Такая вот блевотина. «Что делать?» – спрашивает Шуб и показывает еще одну бумагу – за подписью председателя правления кооператива, Героя Социалистического Труда Романа Кармена (Р. Л. Кармен (1906–1978), советский кинорежиссер и кинооператор. – А. С.). В ней открытым текстом говорится, что мой участок НЕДЕЛИМ! Так я попал между двух огней. Вызывают на правление и говорят: «Будем тебя исключать из кооператива». – «Нет, – отвечаю, – делать вы этого не имеете права, потому что по документам построенный дом – мой архив и библиотека. Другое дело, что брал на строительство деньги у Высоцкого, но обязательно их верну». Знаешь, если б я был последней сволочью, то послал бы Марину куда подальше, потому что фамилия Высоцкого в документах даже не упоминается. Волокита продолжала тянуться. Умер Кармен. Председателем правления кооператива стал Дементьев. Видимо, Марине дали понять, что дело не выгорает. Она психанула, уехала в Париж. А Володин дом все стоит. Нужно искать какой-то выход. Тогда я позвонил Володиному отцу – дяде Семену и попросил совета. Надо сказать, что родственники во всех этих дикостях участия не принимали. Мы с ним порешили строение разобрать, брус отвезти ему для строительства домика на его участке. Приехали сыновья Высоцкого Аркадий и Никита с оценщиком. Я заплатил им 15 тысяч рублей. Дом разобрали, брус увезли». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, Б. Кудрявов, «Эдуард Володарский: Из воспоминаний»: интервью, глава «Высоцкий возил контрабанду».)
    Украинский журналист, писатель-высоцковед Юрий Сушко: «К марту 1980 года «стройка века» почти завершилась. Хотя именитые соседи – Юлиан Семенов, Эльдар Рязанов, Андрей Дементьев, Григорий Бакланов и другие – на Эдуарда Яковлевича постоянно «наезжали»: чего это, мол, там у тебя Высоцкий дом строит? Володарский открещивался: это не дом вовсе, а так, служебное помещение для личного архива и библиотеки. Только напрасно писатели переживали насчет своего беспокойного соседа. Здесь Владимир появлялся редко. Приезжая, обычно ночевал в доме Володарского...
    К великому сожалению, история с домом Высоцкого в Красной Пахре имела печальное продолжение, став предметом тяжбы между наследниками умершего поэта, его вдовой и Володарским. Но это будет уже потом, после смерти поэта, когда осмелели и «съехались вампиры»...» (Ю. Сушко, «Владимир Высоцкий. По-над пропастью» (2017), глава «Я бегу, бегу, бегу, бегу, скользя...»)
    25 июля 1980 года поэт и актер Владимир Высоцкий ушел из жизни...
    Январский, № 1, журнала «Мелодия» за 1981 год публикует статью Андрея Дмитриевича «Знакомый хрипловатый голос». Позднее он вошел в книгу болгарского журналиста Любена Георгиева о барде.
    «Когда посмертно вышел в свет диск-гигант с песнями Высоцкого, поэт Андрей Дементьев в аннотации к пластинке написал: "Знакомый на всю страну хрипловатый голос вновь поет нам о том, как надо беречь дружбу и как важно в этой жизни быть честным человеком и чисто относиться к людям. На этой пластинке много песен – и старых, написанных несколько лет назад, и новых, менее известных. Но никогда уже, к сожалению, не появится пластинка с только что созданными песнями Высоцкого, потому что он не создаст и не споет их нам.
    На одном из своих вечеров в Тбилиси Владимир Высоцкий говорил о том, как он относится к творчеству, и в частности к созданию песен. Комментируя шуточную «Песню о переселении душ», он признался, что в каждой песне всегда хочет сказать о чем-то очень важном для него. Даже если сама форма требует веселого настроя, в глубине песни, вторым ее планом непременно должна быть серьезная мысль. Все, что не принимает сердце, против чего оно восстает, что мучит и волнует певца, что в нашей жизни вызывает гнев или боль, – все это стало темами произведений Высоцкого. Он понимал, какой большой отзвук среди слушателей, и особенно молодежи, получает его гражданская позиция, позиция человека, который не хочет заискивать или льстить, когда надо говорить правду, молчать или лгать, когда душа полна негодования и горечи.
    Он еще о многом не успел сказать, не успел спеть, может быть, главные свои песни – песни надежды, любви и доверия. Но и то, что осталось после Высоцкого, – сотни маленьких поэтических спектаклей, сыгранных миру под аккомпанемент гитары, – помогает каждому из нас заглянуть в себя, задуматься, над чем-то посмеяться в себе и что-то перестроить.
    Когда-то Андрей Вознесенский очень точно назвал Высоцкого «шансонье всея Руси». И хотя это французское слово не совсем вяжется с русскими темами Владимира Высоцкого, но другого названия этому явлению в нашем языке, к сожалению, нет.
    Нам долго будет не хватать Высоцкого – его талантливых выходов на сцену Таганки и его героев, которых он создал, его веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного хрипловатого голоса... Вот почему пластинка, которую выпустила фирма «Мелодия», – это продолжение встречи с Высоцким, с его такой недолгой и яркой жизнью, его творчеством, его искусством.
    Закончить бы мне хотелось это слово о Владимире Высоцком стихами, которые я назвал «Черный лебедь»:

                Еще одна разбита фара.
                И свет погас.
                Возьму упавшую гитару,
                Спою для вас.

                Слова грустны. Мотив не весел,
                В одну струну.
                Но жизнь, расставшуюся с песней,
                Я помяну.

                И снова слышен хриплый голос.
                Он в нас поет.
                Немало судеб укололось
                О голос тот.

                И над душой – что в синем небе –
                Не властна смерть.
                Ах, черный лебедь, хриплый лебедь,
                Мне так не спеть.

                Восходят ленты к нам и снимки.
                Грустит мотив.
                На черном озере пластинки
                Вновь лебедь жив..."» (Л. Георгиев, «Владимир Высоцкий. Встречи, интервью, воспоминания» (1991), глава «Жизнь после смерти».)
    Юрий Сушко писал: «После смерти Высоцкого Дементьев поспешил отметиться: «И снова слышен хриплый голос. Он в нас поет. Немало судеб укололось о голос тот». Даже пообещал читателям: «Возьму упавшую гитару. Спою для вас...» Но, слава богу, признал: "Мне так не спеть..."» (Ю. Сушко, «По-над пропастью» (2017), глава «Укоротить поэта – вывод ясен...»)
    Кстати: позднее поэт изменил первую строку в посвящении коллеге, ныне она звучит «Еще одной звезды не стало...» Обновленный текст стихотворения Дементьева «Черный лебедь» опубликован в сборнике стихов и песен В. С. Высоцкого и воспоминаний о нем «Не вышел из боя» (1988), сборнике воспоминаний «Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер» (1989), в поэтической антологии «Венок Высоцкому» (1994), а также в «Учительской газете» (№ 4, 22 января 2002 г.), а также в книге В. Бакина «Владимир Высоцкий. Без мифов и легенд» (2011), глава «Под запретом. 1980-1986 гг. Цветы и стихи».    
    8 июля 1994 года газета «Московская правда» публикуют уникальный материал Татьяны Дерендяевой «Черный лебедь искусства». В жизни автора, по ее словам, «состоялось множество встреч с известными, талантливыми людьми, лично знавшими В. С. Высоцкого». Из воспоминания о поэте и актере Татьяна, к счастью, записала и сохранила. Перед читателем – отрывок из публикации.
    «– Образ черного лебедя родился у меня не случайно, – говорит поэт Андрей Дмитриевич Дементьев. – Высоцкий часто выступал в черном свитере, в черных брюках, когда играл в театре Гамлета, когда пел со сцены. Сама его судьба, непростая, трагическая, и восприятие слова, повенчанного с музыкой, напомнили мне черного лебедя – красивую, гордую, царскую птицу, которая кричит одна и никогда не поет хором. Владимир Высоцкий для меня – черный лебедь искусства».
    Об истории создания посвящения, ставшего песней, и не только Андрей Дмитриевич рассказал в своем последнем большом интервью, данном осенью 2017 года писателю Сергею Шаргунову.
    «С. Шаргунов: А Вы Высоцкого знали?
    А. Дементьев: (С испугом, нервно.) Нет!!! Но стихи ему посвятил. Потому что, конечно, это было явление невероятное. Вот... <...> А Высоцкий... У меня было такое стихотворение (долго вспоминает) «Еще одной звезды не стало...» (читает первую строфу). И так далее. И кончалось оно, э-э-э... (Задумывается.) Э-э-э... Кончалось оно... Что «на черном озере пластинки..., э-э-э, значит, вновь слышится голос. На черном озере пластинки звучит голос». (Имитирует левой рукой вращение пластинки.) Вот... Я эти стихи написал, конечно, – это был Высоцкий, о нем. Но печатать тогда и писать «посвящение Высоцкому» было нельзя. 
    С. Ш.: Скажите, Андрей Дмитриевич, а в каком году Вы возглавили «Юность»?
    А. Д.: Сейчас скажу... Я закончу...
    С. Ш.: Хорошо, про Высоцкого еще!
    А. Д.: Нет, нет, значит! И Володя Мигуля написал музыку – сделал песню шикарную.  просто музыка была потрясающая, это! И я вел тогда программу на телевидении – «Театральные встречи» (цокает языком), по-моему. И он пришел и спел ее. Был, был это, презентация в конце (имитирует руками игру на рояле). Вот... И со мной вела Корниенко такая, народная артистка, эту программу, и говорит ему: «А это что, э-э-э, за песня?» А-а-а запрещен был Высоцкий. Он говорит: «Да это я посвятил, знаете, для спектакля, э-э-э, это, так сказать, песню – ну вот как бы,артисты, там, для спектакля». Там чего-то наговорил, наговорил. Э-э-э... А потом вдруг с телевидения мне позвонили – передача уже должна была пройти, она уже была записана, говорят: «Ты... У тебя залитована?» Тогда же это время такое было: залитовать – это значит цензуру прошел, да? Я говорю: «Нет, она не напечатана. Стихи – они не напечатаны». Говорит: «Срочно давай!» Я позвонил ребятам в Тверь – к себе туда, в мою родную газету «Смена», в которой я работал когда-то. Я говорю: «Ребята, выручайте меня! Нужно напечатать!» Они срочно напечатали. И я сказал на телевидение, что все напечатано, так сказать, тут – законно. А то, что, э-э-э, это Высоцкому, – это нельзя было. И Володя вот спел (вновь имитирует руками игру на рояле). И, на..., мне повезло: Лапин (Сергей Георгиевич Лапин (1912–1990), советский партийный и государственный деятель, председатель Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете министров СССР (с 1978 г. – Гостелерадио СССР) (1970–1985). – А. С.), тот самый Лапин... <...> И короче говоря Лапин, который был, э-э-э, такой деспот и в чем-то антисемит, и так далее, и так далее, – но очень образованный человек. И после вот этого всего разговора, значит, передача эта прошла – прошла передача, и его заместитель – Жданова такая была, которая принимала эти передачи, вот, – в это время, когда песня Володина звучала (вновь имитирует руками игру на рояле) в его исполнении, вот эта, Высоцкому, вот, и, и ее по телефону вызвал как раз Ла... <пин> – она говорила, она не слышала. И я понял, что я, все поняли, что я понял, что вся страна поняла, э-э-э, что это – о Высоцком. Потому, что мне ночью позвонила Нина Максимовна, мама, э, Владимира Высоцкого, и сказала: «Андрей, спасибо Вам за то, что Вы, вот, помните – в, в это непростое время – помните о мо(ем) о Володе!» Я говорю: «А вы узнали?» Она говорит: «Ну, о чем Вы говорите? Вся страна узнала. Конечно, это...» (с улыбкой). Потом уже я посвящение поставил – когда можно было.
    А и в «Юности» мы, когда умер Вла..., Владимир Семенович Высоцкий, мы нап..., мы хотели напечатать некролог целый, и у меня его сняла цензура из журнала – нельзя было... Вот такие времена». (YouTube-канал «Свободная Пресса», 21 октября 2017 г., «Андрей Дементьев: "У меня никогда не было желания покинуть страну"», беседу вел С. Шаргунов.)
    В видеохостинге YouTube без труда можно найти эту видеозапись одного из первых публичных исполнений композитором и певцом Владимиром Мигулей под собственный аккомпанемент на рояле песни «Черный лебедь» – состоялось оно в телепрограмме, которую вел на ЦТ Андрей Дементьев (1983).
    Из беседы журналистки Анжелики Заозерской с Мариной Мигулей, вдовой композитора:
    «А. З.: Владимир Мигуля написал песни «Черный лебедь» (посвящение Андрея Дементьева Владимиру Высоцкому), «Скрипка Паганини». Были ли у Владимира кумиры, которыми он восхищался – гении, перед которыми он преклонялся?
    М. М.: Именно эту песню «Черный лебедь» мама Владимира Высоцкого Нина Максимовна назвала лучшим памятником ее сыну. У моего мужа, конечно, были свои предпочтения, кумиры, но он об этом не распространялся. Но то, что Володя чтил творчество Высоцкого особенно, – факт». (А. Заозерская, «Марина Мигуля: "Володя был человеком нежным и ранимым"»: интервью, «Москвичка», 18 августа 2014 г.)
    В 2013 году на интернет-портале «Большой вопрос.ru» bolshoyvopros.ru пользователь Rumata задался вопросом «Кто написал лучшую песню в память о Владимире Высоцком?» Один из отвечавших Adler написал: «На мой взгляд и слух :-), лучшая песня памяти Владимира Высоцкого это «Черный лебедь» в исполнении Иосифа Кобзона. Слова песни написал Андрей Дементьев. Кто написал музыку, увы не помню. Так, как слышал эту песню только один раз, еще в 80-е».
    С Adlerом соглашается уже цитировавшийся в главе журналист Дмитрий Колесников: «У Дементьева, которого, признаюсь, я ценю как поэта, есть изумительное стихотворение «Черный лебедь», посвященное вдохновенному барду. Читая его, мне иногда кажется, будто я сам его создал когда-то – настолько оно глубоко меня тронуло...
 
    ...Восходят ленты к нам и снимки.
    Грустит мотив.
    На черном озере пластинки
    Вновь лебедь жив.
 
    Лебедь жив...
    «Лебедь жив!», – с надеждой повторяю я вслед за автором сквозь застилающие мне глаза слезы». (Д. Колесников, «Русский гений Владимира Высоцкого», «Завтра», № 1, 21 января 2008 г.)
    «В 1985 году была создана Комиссия по литературному наследию Владимира Высоцкого под председательством Роберта Рождественского (Петкевича). В нее вошли Белла Ахмадулина, Сергей Баруздин, Семен (Шлиом) Высоцкий, Марина Влади (Екатерина Полякова-Байдарова), Андрей Дементьев, Олег Ефремов, Наталья Крымова, Булат Окуджава, Михаил Рощин (Гибельман), Евгений Сидоров, Андрей Турков, Михаил Ульянов, Анатолий (Натан) Эфрос и другие. Факт, равнозначный принятию в Союз писателей». (Л. Георгиев, «Владимир Высоцкий знакомый и незнакомый»/ Пер. с болг. В. Викторова, предисл. В. Огнева (1989), глава «Воспоминания».)
    Как часто случается, в состав Комиссии конечно же поспешили включить тех, кто при жизни барда прямо скажем ненавидел его за талант и популярность, тех, кто ничем и никак ему не помог, а больше унижал, насмехался и гнобил...
    (Один типичный пример, касающийся председателя Комиссии. Вспоминает Инна Крижевская (Кочарян), супруга приятеля молодости Владимира Высоцкого кинорежиссера Левона Кочаряна: «Мы однажды приехали в Переделкино, где нас не приняли из-за Володи – не буду называть хозяина этого дома... (Речь идет о Р. Рождественском. – Прим. Л. Черняка.) Леве так сказали:
    – Вы можете войти. Только «этого» оставьте где-нибудь.
    Лева сказал:
    – Спасибо. Мы уезжаем все.
    И вышли. Не помню, что уж там Лева сказал Володе, как объяснил ему эту ситуацию...
    Вот такие случаи я помню». («Инна Кочарян (Москва), "Это был мой Каретный..."» (продолжение), интервью брал Л. Черняк, Москва, декабрь 1996 г., апрель 1998 г., «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 18, апрель 2015 г.))
    Продолжим.
    Еженедельник Московской писательской организации «Литературная Россия» (№ 39, 1997 г.) публикует статью Андрея Дмитриевича «Когда душа становится звездной». В ней Дементьев по-доброму отзывается о своем коллеге Владимире Высоцком и его поэтическом творчестве. Запоздалое признание.
    В январе 2011 года в Москве Андрей Дементьев участвовал в вечере, приуроченном к 73-й годовщине со дня рождения Владимира Семеновича и вручению премий имени Высоцкого «Своя Колея» за 2010 год.
    Газеты писали: «В студии две декорации: кабинет Высоцкого, с книжными полками и кухня – теплое место дружеских посиделок, чаепития, и творчества. Справа, у сцены, стоит синий «Мерседес», точная копия того, на котором ездил Владимир Высоцкий.
    Ведет посиделки друг Высоцкого Валерий Золотухин с гражданской женой Ириной. В студии собрались друзья поэта (пусть даже некоторые знают Высоцкого только по песням и киноработам). Друзья приходят, как в старые времена застоя, посидят на кухне, побалагурят, анекдоты потравят, вспомнят добрым словом каждый «своего Володю», и уходят по своим делам: Станислав Говорухин, Владимир Меньшов, Вениамин Смехов, Виктор Мережко, Лев Прыгунов, Александр Митта, Андрей Дементьев, Эдуард Хиль, Сергей Безруков, Роман Карцев, Стас Намин». (А. Мешков, «На кухне с Высоцким. 20 января в телецентре Останкино состоялся концерт и церемония награждения лауреатов премии имени Владимира Высоцкого "Своя Колея"», «Комсомольская правда», 21 января 2011 г.)
    «В студии, где собрали гостей церемонии, всего две декорации: кухня, где Владимир Семенович устраивал творческие посиделки за чашкой чая, и кабинет с книжными полками, креслом и пишущей машинкой. Причем вся эта мебель реальная, она  действительно принадлежала великому артисту. Неподалеку от этих декораций скромно у стены стоит синий «Мерседес» – на нем когда-то ездил Владимир Семенович.
    Тем временем на импровизированной кухне уже собрались ведущие программы Валерий Золотухин и Ирина Линдт, а также гости – режиссер Станислав Говорухин, поэт Андрей Дементьев...» (Т. Трушкова, «Высоцкий не хотел играть Жеглова. На прошлой неделе Первый канал вручил очередную (14-ю) премию "Своя Колея"», «Казанские ведомости» (Татарстан), 1 февраля 2011 г., глава «Посиделки на кухне у Высоцкого».)
    Телеверсию церемонии награждения и концерта зрителям показал Первый канал 30 января 2011 года.
    Через год – то же: «В Театре на Таганке прошла пятнадцатая по счету церемония вручения премии за 2011 год «Своя Колея».
    Юбилейная премия вызвала большой интерес. В фойе Театра на Таганке было многолюдно. Фотокорреспонденты то и дело включали вспышки, направляя свои камеры на известных персон, среди которых были: Юлия Ковальчук, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Сати Казанова, Генрих Боровик, Андрей Дементьев, Геннадий Полока, Александр Шаганов, Светлана Гунько, Александр Носик, Александр Филиппенко, Наталия Бычкова, Виктория Дайнеко, Георгий Гречко...» (Интернет-сайт «Вокруг.ТВ» vokrug.tv, 23 января 2012 г., С. Амроян, «Никита Высоцкий признается, кто сыграл его отца».)
    Телеверсию вручения премий и концерт, посвященный этому событию, зрители увидели 29 января 2012 года на Первом канале.
    Из статьи тверской журналистки Ирины Тарасовой: «26 ноября в московском Доме русского зарубежья им. А. И. Солженицына состоялся День тверской книги. Организатором традиционно выступила Ассоциацией тверских землячеств в Москве, председателем совета которой уже многие годы является наш земляк, поэт Андрей Дементьев.
    На Дне тверской книги ежегодно представляются лучшие книги, изданные за последний год, причем разного характера: и краеведческие, и исторические, и библиографические, и художественные.
    Большой интерес гостей выставки вызвала новая книга о Владимире Высоцком Ефима Беренштейна «"Но мне хочется верить..." (Владимир Высоцкий в Калинине)». Издание посвящено как официальным, так и неофициальным посещениям легендарного музыканта Твери (тогда еще в Калинина).
    – Это не коммерческое издание, – отметил Ефим Моисеевич. – А потому найти книгу можно лишь в библиотеках города и районов. Хотя, несмотря на этот факт, получить ее уже очень много желающих. Необычность книги заключается в том, что Высоцкий в ней представлен не как памятник, не как икона, а как человек, поэт со своими парадоксами». (И. Тарасова, «Новая книга о Владимире Высоцком автора из Твери Ефима Беренштейна получила награду. Диплом вручал Андрей Дементьев на Дне тверской книги в Москве», «Комсомольская правда – Тверь», 27 ноября 2013 г.)
    Интернет-сайт «Год литературы» godliteratury.ru 27 июля 2015 года, за 12 месяцев до открытия монумента, разместил материал А. Васянина «Шестидесятники забронзовеют»: «В Твери поставят памятник поэтам эпохи «Оттепели». Автор идеи памятника – родившийся в Твери поэт Андрей Дементьев.
    В руках Зураба Константиновича – альбом с проектом монумента. В центральной части композиции, в белом квадрате, стоящие на полке номера журнала «Юность», на корешках которого фамилии Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко, Андрея Дементьева и Владимира Высоцкого.
    З. Церетели: Идею памятника родила эпоха. Люди, чьи фамилии будут выведены на этом памятнике, создавали, на мой взгляд, искусство не для народа, а прежде всего для самого искусства, но народ при этом их слушал и понимал!
    А. Васянин: Зураб Константинович, все они были вашими близкими друзьями...
    З. Ц.: «Шестидесятники» – это люди, которые в годы, когда все должны были построиться и идти в ногу, решились показать свое лицо, и в обществе, благодаря их усилиям, случился перелом. Это уже современные классики...
    P. S. Памятник будет установлен в Твери, на улице Володарского, в сквере напротив Дома поэзии, созданного Андреем Дементьевым».
    Накануне культурного события пресса писала: «16 июля в Доме поэзии Андрея Дементьева в Твери откроют памятник скульптора Зураба Церетели. Тема – поэты-шестидесятники, творческая интеллигенция XX века. Среди них Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Андрей Дементьев и Роберт Рождественский. Работа продолжает цикл Мастера «Мои современники», в котором запечатлены образы выдающихся личностей, внесших вклад в духовное развитие общества». (Н. Акимова, «Церетели увековечил Серебряный век. Работы скульптора покажут на выставке в Твери», «Московский комсомолец», 13 июля 2016 г.)
    И вот – о самом событии: «Символический монумент работы скульптора Зураба Церетели открыт 16 июля на улице Володарского в Твери, во дворике единственного в России Дома поэзии Андрея Дементьева.
    Памятник представляет собой символическую полку с книгами «выразителей дум творческой интеллигенции»: Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Владимира Высоцкого, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы и Андрея Дементьева. К большинству из них слава пришла именно в 60-е годы. Собирая стадионы поклонников, шестидесятники внесли неоценимый вклад в духовное развитие советского общества.
    Монумент высотой в три метра и шириной «книжной полки» в два – подарок монументалиста Зураба Церетели Твери.
    Открытие приурочили ко дню рождения уроженца города – поэта Андрея Дементьева, чье имя есть на одном из книжных корешков памятника. 16 июля имениннику исполнилось 88 лет.
    Поэт-шестидесятник, мэтр Евгений Евтушенко (Гангнус), присутствовавший на церемонии открытия, сказал на пресс-конференции: «Я был членом редколлегии журнала «Юность» и я никогда не видел, чтобы Андрей, скажем, «зарубил» хорошие стихи. Наоборот! Был случай: я написал стихотворение о Высоцком «Киоск звукозаписи», сразу после его смерти написал («Бок о бок с шашлычной, шипящей так сочно, / Киоск звукозаписи около Сочи. / И голос знакомый с хрипинкой несется, / И наглая надпись: "В продаже – Высоцкий"»). Меня тогда задело слово «продажа»: оно не сочеталось с именем Володи. Я помню, как начальник советской цензуры товарищ Романов сказал мне скучающе: «Что вы, Евгений Александрович! Пройдет пара месяцев, и Высоцкого забудут». И я знаю, как Андрей Дементьев насмерть стоял за то, чтобы это стихотворение было напечатано».
    А вечером в тверском спорткомплексе «Юбилейный» начался гала-концерт «Письмо из ХХ века: "Будьте счастливы, Человеки!"» с участием звезд отечественной эстрады,  которые также исполнили песни на стихи Вознесенского, Окуджавы, Высоцкого и Евтушенко». (Интернет-сайт «ГОДЛИТЕРАТУРЫ.РФ» godliteratury.ru, 18 июля 2016 г., «В Твери открыли памятник поэтам-шестидесятникам».)
    (Кстати, в интервью, данном незадолго до своей кончины, Евгений Александрович вновь припомнил случай «гражданской смелости» Андрея Дмитриевича: «Дементьев... сыграл огромную роль в формировании поколения шестидесятников. Он был сначала заместителем редактора журнала «Юность», а потом стал редактором. В то время было очень трудно пробить публикацию стихов. Например, когда я написал стихотворение памяти Высоцкого. Но, тем не менее, Андрей Дементьев нам очень помогал с публикациями, многих выручал – и Окуджаву, и Вознесенского». (Информационно-аналитический интернет-портал ТАСС tass.ru, 15 июля 2016 г., С. Вовк, «Евгений Евтушенко: "Боюсь смотреть фильм «Таинственная страсть» про шестидесятников"»: интервью.))
    Больше подробностей о концерте: «16 июля 2016 года исполнилось 88 лет поэту Андрею Дементьеву, художественному руководителю Государственного автономного учреждения культуры Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери. К этой дате был приурочен митинг у Дома поэзии и праздничный концерт во Дворце спорта «Юбилейный».
    На митинге Андрей Дмитриевич, с присущей ему деликатностью, обходил тему своего дня рождения, обходили ее и ведущие, следовавшие сценарию. По этой причине у собравшихся и у прессы сложилось впечатление, что главное событие дня – открытие памятника поэтам-шестидесятникам работы Зураба Церетели и его выставки в Доме поэзии.
    На сцене перед Домом поэзии выступил Иосиф Кобзон, исполнивший четыре песни на стихи ряда поэтов, имена которых нанесены на памятник, еще укрытый белым полотном, а потому загадочно-прекрасный.
    Приехавший из США Евгений Евтушенко прочел стихи очень выразительно, но по книге. Евтушенко почти воздержался от традиционных выпадов в адрес СССР, сказав только, что в те времена Дементьев, несмотря на цензуру, всегда печатал в «Юности» хорошие стихи – его стихи.
    Творчество Булата Окуджавы блистательно, несмотря на плохую работу звукового оборудования, напомнил Олег Погудин. Роберта Рождественского почитал Максим Аверин, один из ведущих праздника, на котором присутствовала дочь Рождественского Екатерина. От Ахмадулиной и Высоцкого представителей не было. Жаль, наверно не только я ожидала услышать «По улице моей который год...» и «Дом хрустальный на горе для нее...» (рифма «рос в цепи – россыпи» вполне «шестидесятническая»). Светлана Рогалева выразительно читала стихи Петра Ливермана.
    Андрей Дементьев прочел свое стихотворение о пяти знаменитых поэтах не со сцены, а стоя рядом с памятником. Он также озвучил историю возникновения идеи памятника у Зураба Церетели. Президент академии художеств решил, что к пяти именам надо добавить Владимира Высоцкого и Андрея Дементьева. С точки зрения маркетинга это правильное решение: Высоцкий – народный бард, а Дементьев родом из этих мест. К тому же в Твери самым посещаемым литературным местом является памятник... Михаилу Кругу.
    Конечно, неизбежны споры литературоведов – можно ли считать открытым список «шестидесятников» и культурологов – как вписывается конструкция из железа в ансамбль купеческого дома – памятника архитектуры второй половины XVIII века. У меня же возникло сожаление о том, что железные корешки книг крепко припаяны к своей книжной полке. Это закрытые книги.
    Пусть поэзия звучит! Пусть книги шелестят страницами! Не ставьте поэтов на полку!» («Мария Парамонова. Авторский сайт» paramonovamaria.ru, 18 июля 2016 г., «Записи с меткой «Дора Франко». Не ставьте поэтов на полку!»)
    Кандидат филологических наук, член Союза писателей России Александр Бойников из Твери написал абсолютно верно: «Монументы поэтам и писателям второй половины ХХ века, да еще ныне здравствующим, сегодня устанавливаются крайне редко. В Твери же 16 июля с. г. произошло знаменательное и, возможно, беспрецедентное событие: возле Дома поэзии Андрея Дементьева был торжественно открыт памятник целому литературному течению – поэтам-шестидесятникам.
    Внешне впечатляющее действо состоялось при достаточном стечении публики; его почтили своим присутствием первые лица города и области, а также столичные знаменитости – И. Кобзон, Е. Евтушенко, В. Терешкова, Ю. Поляков, Л. Рубальская и ряд других. И конечно, на церемонии открытия блистал Зураб Церетели, создатель этого уникального арт-объекта.
    Поэты-шестидесятники увековечены в виде книг, на корешках которых начертаны следующие фамилии: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и... Андрей Дементьев. Книги заключены в квадратную бронзовую раму, напоминающую полку библиотечного стеллажа, по двум краям которой оставлено некоторое пространство. Для чего? Наверное, для того, чтобы потом можно было кого-то добавить или, наоборот, снять с импровизированной полки. Или чего еще проще: закрасить одну фамилию и вместо нее написать другую. Экономична и мудра мысль скульптурная...
    Меня как литературоведа и специалиста по русской литературе ХХ века интересует лишь одно обстоятельство: кто определил перечень имен, запечатленных на сем «шедевре»? Не имею ничего против истинных шестидесятников – Ахмадулиной, Вознесенского, Рождественского, Евтушенко, Окуджавы. Они громко заявили о себе после ХХ съезда КПСС, разоблачившего «культ личности», и в своих стихах воплощали особое мировоззрение, обновляли эстетику, культивировали лирическую гражданственность, усиливали эффект акцентного слова. Их ценности во многом не расходились тогда с социалистическими идеалами. К примеру, у Е. Евтушенко явно проступали стереотипы соцреализма, а именно – мотив жертвенной готовности стать «материалом» для светлого будущего: «О те, кто наше поколенье! / Мы лишь ступень, а не порог. / Мы лишь вступленье во вступленье, / К прологу новому пролог!» Б. Окуджава романтизировал гибель «на той единственной гражданской» и «комиссаров в пыльных шлемах», а Вознесенский призывал: «Уберите Ленина с денег! / Он – для сердца и для знамен».
    Но как попали в эту когорту Владимир Высоцкий и Андрей Дементьев? Тайну сию раскрыл материал ТИА (Тверского информационного агентства) под названием «Памятник поэтам-шестидесятникам может привлечь в Тверь любителей литературы и искусства», опубликованный в Интернете 19 июля с. г.
    «Несколько лет назад он (Дементьев) написал стихотворение, посвященное его друзьям-поэтам. Там было такое четверостишие:

                                                     Книги их рядом стоят – 
                                                     Белла с Андреем и Роберт,
                                                     Женя и грустный Булат...
                                                     Час их бессмертия пробил.

    Поэт прочел стихотворение своему другу, Народному художнику СССР Зурабу Церетели, и предложил создать памятник. Именитый скульптор перезвонил и поставил свои условия: во-первых, он решил сделать его в дар, во-вторых, предложил добавить на трехметровую «книжную полку» имена Владимира Высоцкого и самого Дементьева, поскольку тот руководил журналом «Юность», где публиковались поэты».
    Давайте разберемся. Во-первых, Владимир Высоцкий – совершенно особая страница в истории русской поэзии и авторской песни. Проблематика и стилистика его стихотворений-песен разительно отличается от поэзии шестидесятничества, а зрелое творчество вообще приходится на 1970-е годы... Данный вопрос очень спорный; мне не знаком ни один современный вузовский учебник по русской литературе указанного периода, который относил бы Высоцкого к шестидесятникам, а частные дилетантские мнения иного рода таковыми и останутся.
    Во-вторых, разве поэтическое шестидесятничество исчерпывается только вышеназванными именами? Отнюдь, оно гораздо шире: Ю. Мориц, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, Н. Матвеева, Р. Казакова, и, может быть, даже И. Бродский.
    В-третьих, самое главное: при всем уважении к его трудам на благо русской поэзии Андрей Дементьев не имеет к феномену шестидесятничества никакого принципиального отношения, разве что чисто хронологическое. Огромные аудитории в московском Политехническом музее и тем паче на столичных стадионах он в то время не собирал и властителем молодежных дум, увы, не был. В 1955–63 гг. несколько его тонких книг издано в Твери (тогда Калинине), и здесь же А. Дементьев преуспел на ниве борьбы с «упадничеством» в творчестве местных поэтов.
    Первым заместителем главного редактора журнала «Юность» (в котором Высоцкий, кстати, при жизни не публиковался) Дементьев стал в 1972 г., а главным редактором – в 1981-м. Так что, журнальную трибуну поэтам-шестидесятникам на рубеже 1950–60-х давали прежние редакторы «Юности» Валентин Катаев и Борис Полевой. Само же шестидесятничество, как целостное художественное течение к середине 1960-х гг., перестало существовать, а его лидеры пошли разными творческими путями.
    И тем не менее то, что свершилось в Твери 16 июля 2016 года с достойной лучшего применения помпезностью и ночным фейерверком за счет средств городского бюджета, обязательно войдет в историю как образец безвкусной ангажированности и пускания в глаза широкой общественности пиаровской пыли по причине неоправданно разросшегося тщеславия одного человека». (Интернет-сайт газеты «Слово» gazeta-slovo.ru, 19 августа 2016 г., А. Бойников, «Шестидесятники и примкнувший к ним Дементьев».) 
    Абсолютно прав Александр: Андрей Дмитриевич не имеет отношения к поэтам-трибунам 1960-х, ставших и считающихся основоположниками литературного шестидесятничества. Однако продолжают находится пользователи, пытающиеся насильно втиснуть Дементьева в эти рамки.
    «Шестидесятники – субкультура советской интеллигенции, в основном захватившая поколение, родившееся приблизительно между 1925 и 1945 годами, и заявившее о себе в конце 50-х – начале 60-х годов, в эпоху «Оттепели». Поколение шестидесятников, как поколения декабристов или народовольцев, осталось в памяти страны, как нечто единое, цельное.
    Это не только поэты, имена которых на слуху чаще, но и художники, и писатели.
    В поэзии это было время, когда поэты заговорили в своих стихах о том, что волновало всех, таким языком, который был понятен всем. Целое созвездие ярких имен возникло тогда на поэтическом небосклоне: Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Новелла Матвеева, Андрей Дементьев, Булат Окуджава…
    Это было время, когда поэты собирали огромные залы и стадионы, когда зародилась авторская песня, выходили лирические сборники, которые не хранились долго на прилавках книжных магазинов, время больших надежд и светлых помыслов». (Интернет-сайт МБУК «Межпоселенческая централизованная районная библиотека» Дятьковского района Брянской области biblioteka-dyatkovo.ru, «Еще раз о шестидесятниках…») 
    Еще: «Дементьев стал одним из самых ярких представителей поколения советских поэтов-шестидесятников. У каждой эпохи, у каждого времени есть свой неповторимый отпечаток. Невозможно представить 60-е годы ХХ века без песен под гитару и туристских костров, без моды на узкие стильные брюки и туфельки-шпильки, без первых КВН и волнующих песен «о главном» и, конечно, без поэзии Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Юрия (верно – Юлия. – А. С.) Кима, Геннадия Шпаликова, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Эдуарда Асадова, Андрея Дементьева…» (Интернет-сайт «Ульяновск» ulpressa.ru, 13 августа 2022 г., «Литературно-музыкальный вечер о жизни и творчестве Андрея Дементьева».)
    Не попавший в сценарий знаменитого телесериала поэт-«шестидесятник» пытается комментировать увиденное...
    «Поэт Андрей Дементьев прекрасно помнит то время, в которое нас окунает сериал «Таинственная страсть», и тех людей: Василия Аксенова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского... В разговоре с «КП» Андрей Дмитриевич описал первые впечатления.
    – Имена героев зашифрованы. Вы-то всех узнали?
    – Конечно. Сходство поразительное! Актеры подобраны прекрасно. Особенно мне нравится парень, который играет Васю (героя по имени Ваксон – как бы самого Василия Аксенова. – Авт.). Атмосфера эпохи тоже передана. Конечно, рано делать выводы, показали всего несколько серий, но то, что я увидел, меня устроило. Кстати, там есть и журнал «Юность», которому я посвятил 21 год жизни. Из него вышли многие герои того времени. Очень важно, что сериал появился. Молодое поколение должно увидеть ровесников из того времени.
    На мелочи я старался не обращать внимания. Но помарки есть. В Центральном доме литераторов никогда не танцевали – там обсуждали, разговаривали». (Е. Арефьев, «Поэт Андрей Дементьев – о сериале «Таинственная страсть»: «Они были нигилистами, которые любили страну». Друг шестидесятников, печатавший их стихи в журнале «Юность», внимательно следит за проектом», «Комсомольская правда», 2 ноября 2016 г.)
    1 июня 2017 года на интернет-портале «Алые паруса. Проект для одаренных детей» nsportal.ru размещена интересная литературоведческая статья Юлии Шумилиной «Столкновение мира природы и человека в стихотворении В. Высоцкого "Баллада о двух погибших лебедях"». В аннотации к ней указывается: «В данной исследовательской работе сделан глубокий анализ баллады В. Высоцкого в сопоставлении со стихотворением А. Дементьева «Лебединая верность», рассказом Полин Джонсон «Лебединая песнь» и повестью Б. Васильева "Не стреляйте белых лебедей"». 
    Однако вернемся к основной теме нашей главы. 15 июля 2017 года в прямом эфире программы «Виражи времени» на «Радио России» Дементьев откликнулся на прошедшее год назад на его родине культурное событие, обратившись напрямую к слушателям: «Каждый год, в июле, в свой день рождения я отчитываюсь перед вами своими стихами и песнями. В прошлом году в Твери был открыт памятник поэтам-шестидестяникам, который подарил городу президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Памятник изображен в виде книжной полки, на которой стоят книги знаменитых поэтов – Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого. У памятника часто собирается молодежь, читают стихи. В этом году Церетели дополнил свою композицию и создал сквер поэзии. Надеюсь, многие из вас не преминут побывать в этом поэтическом уголке».
    Еще через год Андрей Дмитриевич Дементьев тихо скончался на 90-м году жизни в Москве. Похоронен на столичном Кунцевском кладбище рядом с сыном.
    «Не стало Андрея Деметьева. Он был искренним рыцарем своего поэтического поколения – Евтушенко, Вознесенского, Окуджавы, Высоцкого, Ахмадулиной, Казаковой, Соколова...» (П. Басинский, «Он был рыцарем своего поэтического поколения. Умер Андрей Дементьев», «Российская газета», 26 июня 2018 г.)
    А память о поэтах – продолжает жить.
    В начале 2018 года тверской интернет-ресурс распространил новость: «На мероприятие приглашают всех поклонников творчества поэта.
    26 января Дом поэзии Андрея Дементьева приглашает на вечер памяти, посвященный 80-летию Владимира Высоцкого «Где тебя сегодня нет?»
    Артисты Виктор Сухов и Ирина Гефеле исполнят песни Владимира Высоцкого, кандидат филологических наук Ефим Беренштейн расскажет о пребывании поэта в Твери (по мотивам авторского издания «Но мне хочется верить...»)». (Интернет-сайт «Тverigrad» tverigrad.ru, 25 января 2018 г., «В тверском Доме поэзии Андрея Дементьева исполнят песни Высоцкого».)
    12 июля 2019 года сайт «Tverigrad.ru» tverigrad.ru распространил новость «В Тверь приедет сын Владимира Высоцкого»: «Никита Высоцкий примет участие в мероприятиях, посвященных памяти известного тверского поэта Андрея Дементьева.
    С 19 по 21 июля в Доме поэзии Андрея Дементьева в Твери будут отмечать дату своего рождения и день рождения основателя – лауреата государственной премии СССР, поэта Андрея Дементьева.
    19-го числа в Твери соберутся любители поэзии со всей страны. Они примут участие в III Всероссийском слете молодых поэтов «Зеленый листок». Почетными гостями станут российские поэты Юрий Кублановский, Джахан Поллыева, Юрий Поляков, Геннадий Красников, Марина Кудимова, Григорий Кружков и другие.
    В этот же день в Доме поэзии будет открыта выставка «Владимир Высоцкий. Страницы жизни» – ее представит актер театра и кино Никита Высоцкий. А 20 июля в сквере у Дома пройдет открытый микрофон, который объединит мэтров стихосложения и начинающих поэтов.
    Гала-концерт «Россия слагалась из наших имен», участие в нем примут выдающиеся исполнители и артисты, пройдет 20 июля на Театральной площади. Там будут звучать произведения Андрея Дементьева в исполнении звезды эстрады».
    О мероприятии: «В Твери в рамках фестиваля поэзии состоялось открытие выставки «Владимир Высоцкий. Страницы жизни» из фондов Государственного музея поэта.
    На выставке можно увидеть уникальные фото Владимира Высоцкого в разные периоды его жизни – от детства до последних дней. Много фото, в которых поэт и бард запечатлен в образе театрального или киноперсонажа. Зритель увидит сцены из аншлаговых спектаклей и культовых фильмов с участием Высоцкого. Представлены скульптуры малых форм из бронзы, гипса и дерева, программки к спектаклям, реквизит к постановке Театра на Таганке «Послушайте», матросская бескозырка к спектаклю «10 дней, которые потрясли мир», из личных вещей – кепка, водолазка, кассетный магнитофон. На стенах по годам и месяцам расписаны вехи его биографии: что он делал в данное время, где снимался, кого играл. Ритм жизни этого человека просто сумасшедший. Можно услышать голос певца и поэта, есть записи. Воспроизведены несколько листков со стихами поэта, написанными его рукой.
    Глубоко символично, что такая выставка проходит в Доме поэзии Андрея Дементьева. На памятнике поэтам-шестидесятникам в сквере Дома поэзии изображен и корешок книги с надписью «Владимир Высоцкий».
    Дементьев и Высоцкий писали в разной творческой манере. Но оба они являются ярчайшими выразителями своего времени, имена обоих золотыми буквами вписаны в историю отечественной литературы.
    Открыл выставку и представил ее экспозицию актер театра и кино, сын поэта Никита Высоцкий: «Эта выставка является совместной акцией Государственного музея Владимира Высоцкого и Дома поэзии Андрея Дементьева. Главное в ней то, что она воссоздает в воображении зрителя некий образ Высоцкого».
    20 июля вечером на Театральной площади состоялся концерт-посвящение Андрею Дементьеву «Россия слагалась из наших имен».
    Зрителей порадовали артисты Евгений (верно: Валерий. – А. С.) Баринов, Елена Гусева, оперный певец Оскар Абдразаков, Евгений Дятлов, Евгений Павлов, Зара, группа «Республика» и другие. Звучали песни на стихи не только Дементьева, но и Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Вознесенского, Р. Рождественского.
    На сцену выходил и Никита Высоцкий. И он не мог отказать организаторам мероприятия. Никита прочитал одно из пронзительных стихотворений своего отца и в кульминационные моменты чтения он был так удивительно похож на своего знаменитого родителя: такая же хрипотца, такой же надрыв в голосе…
    Концерт длился более трех часов!» (Интернет-сайт «Караван. Ярмарка» karavantver.ru, 23 июля 2019 г., А. Арсенов, «Дементьев-фест под аккомпанемент дождя», главы «Никита Высоцкий открыл выставку, посвященную отцу» и «Дождь не испугал зрителей».)
    Даже спустя два месяца после открытия выставки сайты размещали следующие предложения: «Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери приглашает посетить уникальную выставку «Владимир Высоцкий. Страницы жизни» из фондов Государственного музея Высоцкого. В представленной экспозиции хорошо передан образ любимого автора, исполнителя, актера в разные периоды жизни, в разных ипостасях его таланта. Уникальная выставка включает в себя книги, рукописи, личные вещи, фотографии, программки к спектаклям, в которых играл знаменитый поэт и актер». (Интернет-сайт «Рамблер / женский» woman.rambler.ru со ссылкой на портал tvernews.ru, 11 сентября 2019 г., «Тверской Дом поэзии приглашает любителей и поклонников творчества Высоцкого».)
    Вновь культурное событие: «В Твери 26 июня любители поэзии вспоминали имя одного из самых ярких представителей шестидесятников, уроженца города – Андрея Дементьева. Он ушел из жизни три года назад, не дожив до 90-летия чуть больше двух недель. День памяти поэта прошел в тверском Доме поэзии.
    Тематика лирических произведений Андрея Дмитриевича разнообразна, от гражданской до любовной. При всем этом разнообразии лирики поэт писал так, что стихи его понимал каждый, так, что у каждого отзывалось сердце. В них нет витиеватости, и, пожалуй, не нужно ломать голову над разгадкой каждой строки – и в этом их очарование, их бесценная простота. Дементьев занял место среди шестидесятников, к которым причислены Владимир Высоцкий, любимый миллионами советских граждан, Белла Ахмадуллина, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Юнна Мориц, Булат Окуджава...
    Их портреты по традиции встречали гостей Дома поэзии Андрея Дементьева. 26 июня здесь воцарилась особенная атмосфера. Маленький на первый взгляд дом, построенный в конце XVIII века в стиле классицизма и принадлежавший в свое время четырем разным владельцам, принимал всех почитателей поэзии Дементьева и поэзии вообще». (Интернет-сайт газеты «Вся Тверь» газета-вся-тверь.рф, 26 июня 2021 г., «В тверском Доме поэзии состоялся день памяти Андрея Дементьева».)
    Вести из Калининграда: «13 мая в нашей школе состоялась долгожданная премьера – театральный кружок «Маски» представил спектакль «Жить взахлеб». Художественный руководитель Штефан Ольга Владимировна и актеры, ученики 10-х классов, постарались передать атмосферу 60-х годов прошлого века, показать, чем жили люди в то время, а самое главное познакомить зрителей с известными поэтами эпохи Вдохновения.
    Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Дементьев, Михаил Танич, Эдуард Асадов, Николай Заболоцкий, Расул Гамзатов прозвучали со сцены голосами юных любителей поэзии.
    Зрители встретили спектакль бурными аплодисментами! Поздравляем с успешным выступлением!» (Интернет-сайт Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Калининграда средней общеобразовательной школы № 26 shkola26kld.ru, 22 мая 2022 г., А. Корепанов, «Кружок «Маски» представил спектакль "Жить взахлеб"».)
    Не совсем понятно, какую «атмосферу 60-х годов прошлого века» мог передать своей лирикой скончавшийся в октябре 1958 года поэт и переводчик Николай Алексеевич Заболоцкий, а так – ничего...
    Новости культуры из города Энгельс Саратовской области.
    «Еще одной звезды не стало.
    И свет погас.
    Возьму упавшую гитару,
    Спою для вас...
    Этими словами стихотворения «Черный лебедь» Андрея Дементьева, посвященными Владимиру Высоцкому, начинался час поэзии «Я из народа вышел поутру...», который подготовила и провела сотрудник библиотеки-филиала № 37. Мероприятие, посвященное 85-летию Владимира Семеновича Высоцкого, проводилось в рамках клуба по интересам «Радуга». 
    Свои стихи поэту посвящали великие авторы: Вознесенский и Окуджава, Ахмадулина и Филатов, Валентин Гафт и Андрей Дементьев. На встрече звучали произведения этих поэтов.
    Сотрудник филиала рассказала читателям о некоторых малоизвестных событиях из жизни Высоцкого. Участники познакомились с творчеством знаменитого советского барда, автора-исполнителя песен, поэта, актера театра и кино и поделились своими знаниями о судьбе поэта. Библиотекарь рассказала о жизни популярного человека, соединившего в себе таланты большого артиста, большого поэта, автора и исполнителя песен. Звучали стихи любимого поэта Владимира Высоцкого, которые читали участники мероприятия.
    Мероприятие сопровождалось полочной выставкой «Я, конечно, вернусь», где вниманию участников были предложены издания, представляющие поэтическое наследие Высоцкого». (Интернет-портал «БЕЗ ФОРМАТА. Энгельс» engels.bezformata.com, 17 января 2023 г., «Час поэзии "Я из народа вышел поутру..."»)
    А в районной библиотеке в Брянской области к юбилею барда открылась выставка: «Для выставки «А строки продолжают жить...», которая организована в Дятьковской центральной библиотеке было выбрано пять имен. Поэты представлены книгами стихов и мемуаров.
    Как прекрасна книга Беллы Ахмадулиной «Влечет меня старинный слог». Интересен сборник поэтических произведений Андрея Вознесенского «Прорабы духа». Нельзя пройти мимо мемуаров Евгения Евтушенко «Граждане, послушайте меня...» или лирики Андрея Дементьева. И уж точно нельзя упустить книгу Марка Цыбульского "Планета Владимир Высоцкий"». (Интернет-сайт МБУК «Межпоселенческая централизованная районная библиотека» Дятьковского района Брянской области biblioteka-dyatkovo.ru, «Еще раз о шестидесятниках...») 
    «14 июля в библиотеке прошел удивительный музыкально-поэтический вечер «Ты меня на прощанье собой обручи...», связавший два далеких поколения: молодые тверские поэты Светлана Блохина, Яна Яжмина, Александр Глебов, Алиса Королева, Олеся Конопля и другие читали стихи шестидесятников. Это было столь вдохновенно и искренне, что слушатели встречали и провожали каждого чтеца бурными аплодисментами. Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Андрей Дементьев – вечер доказал, что и сейчас эти имена не просто звук, а музыка, наполняющая души светом, которого так не хватает...» (Интернет-сайт Тверской областной универсальной научной библиотеки им. А. М. Горького tverlib.ru, 14 июля 2023 г., «Ты меня на прощанье собой обручи...»)
    3 июня 2022 года интернет-сайт «Рrosodia. Медиа о поэзии» prosodia.ru размещает информацию «Вышло второе издание книги Якова Кормана "Владимир Высоцкий и писатели ХХ века"». Интересующий нас отрывок: «Сборник выпустило издательство «Нестор-История». Для второго издания все главы были исправлены и дополнены. Например, в главу «Высоцкий и поэты-шестидесятники» вошли такие темы, как «Высоцкий и Александр Иванов», «Высоцкий и Дементьев», «Высоцкий и Поженян», «Высоцкий и Дольский», "Высоцкий и Ахмадулина"».
    «Сергей Николаев, бывший директор Владивостокского профтехучилища № 1, ныне работающий пенсионер: "Конечно же, я не отрицаю, что Пушкин – это наше все. Хороший поэт Андрей Дементьев. Но сегодня нет в нашей стране более искреннего поэта и человека, чем Владимир Высоцкий, который мог бы так точно выразить свое отношение к жизни"». («Песнями и стихами Владивосток вспомнил Высоцкого», «Владивосток», 28 января 2020 г.)
    Завершить эту главу стоит словами, сказанными продюсером АНО «Русский дом» Владимиром Комаровым на поэтическо-бардовском фестивале «Высоцкий. Сквозь время»: «Кто-то из наших современников сказал, что поэтом второй половины ХХ века не стал ни Андрей Вознесенский, ни Андрей Дементьев, ни Евгений Евтушенко. Им стал Владимир Высоцкий. Поэтому интерес к нему неспроста растет. И будет дальше расти. Его творчество все больше проникает в нас. Мы только сейчас начинаем понимать, о чем он говорил». (Интернет-сайт «НТС. Независимое телевидение Севастополя» nts-tv.com, 4 февраля 2023 г., М. Давыдов, Д. Александрович, «Фестиваль памяти Высоцкого завершился концертом-спектаклем».)


Рецензии