О душе

   Большинство религиозных, мистических, философских и мифологических учений о мироустройстве вещают о наличии у человека (или даже во всём сущем) души ниспосланной Духом. Дух и душа  в учениях это якобы некое невещественное  начало в природе наряду с материальным. В Индии их называют  «атман» и «прана»;  «пневма» и «психея» в Греции; «спиритус» и «анима» в Риме;  «рух» и «нафс» у арабов. При этом имеет место много вариантность  суждений о том, какова их роль в жизнедеятельности людской.  Почему? Потому что невещественное не увидеть, не пощупать, и от этого суждения о духах-душах это не более чем фантазии и предположения. Но каждый ведь фантазирует по-своему, т. е. в меру интеллектуального зуда в своей голове, отсюда и множество учений о душе.
      
          В изначальных учениях о духах и душах всё было проще. Вселившаяся якобы в тело душа способствует появлению у него чувственного восприятия действительности, и тело, бессмысленное до этого, оживляется и одушевляется. Тело смертно, но душа якобы бессмертна, и так или иначе убывает из погибшего  тела обратно к ниспославшему её Духу.
         На сегодняшний же день, чем больше мыслители вникают в суть вещей,  тем больше появляется разноречивых рассуждений о душе. Приводим некоторые.
Например, имеются суждения о гармонии души и плоти внутри тела: душа владеет плотью как своим оружием; плоть владеет душой; плоть и душа симметрично взаимоувязаны в теле.
       Далее. Душа, обслуживая телесную оболочку, может увядать без контакта с Духом, а получивши от него животворящего импульса, расцветает, у неё появляется вдохновение, начинает тянуться к вершинам бытия.  Как это якобы происходит? В разных учениях на этот счёт говорится: душа может на время  покидать тело, чтобы отлучиться на свидание с Духом, например, во сне; второй вариант: Дух  сам  посещает душу по вызову, или своему усмотрению; третье – сочетание того и другого.
       Идём дальше. Утверждается, что абсолютный Дух творит не только души, а и служебных духов, положительных, а злыми становятся  падшие из них. При этом, те и другие имеют норов вселяться в человеков  (про вселение духов в остальные сущности нет данных). От присутствия в теле какого-либо  духа субъект (от рождения уже душевный, с душой, т. е.) становится  ещё и духовным, только в зависимости от того, какой дух вселился, становится духовным истинно, ложно, добро или зло. И это, мол, отражается на качестве душеньки, изначально якобы непорочной, положительно или отрицательно.
       Далее, появилось учение о троичности человека: мол, в человеке увязаны дух, душа и плоть. Т. е. плотский человек одновременно духовный (истинно, или ещё как) и душевный, а есть якобы ещё и бездуховные, и  даже вообще бездушные. А это ещё как?  Роботы, зомби, овощи?
        Ещё дальше.  Имеются разное толкование самой сути духовности и душевности. Перечислять их не будем, и выбираем такое толкование, которое нам больше подходит.
  - ДУШЕВНОСТЬ есть телесная чувствительность, эмоциональность, проявление чувственных желаний, совести.
  - ДУХОВНОСТЬ же это интеллект, интуиция, т. е. разумное начало со стремлением к познанию.
       Дальше.  Предполагаются (верующими в бестелесные души) разные варианты места пребывания души в теле: в сердце, крови, желудке, половом органе, пятках (временно), или везде одновременно.
       Есть утверждения, что вообще всё в природе одухотворено, т. е. имеет свои души: и минералы  (неживая природа), и всё живое, только души у всех разные.  А у каждого человека вообще своя особенная душа. Но от чего души у людей разные? От качества доставшегося им тела, или такую Дух подобрал? Не поясняется. Не понятно также, почему у поборников реинкарнации души при переселении не меняются. То есть, какой изначально бессметная душенька уродилась, порочной или непорочной, таковой и кочует по свету.
        Бытуют учения, которые считают душу человека цельной, бессмертной и связанной с плотью временно.  Однако, возрождающиеся ныне воззрения, исходя из строения тела, находят, что дело обстоит гораздо сложнее и расплодились варианты о количестве душ у человека и смертности их.
А именно, выделяют в людях души минеральные, растительные, чувствительные и разумные. Минеральные души, мол, заведуют атомно-молекулярными процессами в клетках. Растительные души  связаны с процессами в тканях. Чувствительные (или животные) души, связаны с органами чувств и периферической нервной системой  и  первичными структурами головного мозга. Наконец, разумная душа связана с верхним этажом головного мозга, там где разум обитает.  На этом основании душу человека рассматривают или как целое, обладающее четырьмя гранями, или наоборот признают наличие у человека сразу четырёх душ.
        А поскольку умирание живого организма это длительный поэтапный процесс, это дало повод задуматься о нюансах смертности упомянутых  душ, а также о  различных вариантах адресов убывания их. 
Так вот, после смерти  субъекта грани души (или отдельные души), мол, по очереди покидают тело: разумная восходит к Богу, растительная и животная вселяются соответственно в тех и других, минеральная вместе с прахом уходит в царство минералов. Эта очерёдность, кстати, соответствует принятым срокам поминок, соответственно: после третьего дня, девятый день, сороковой день.
И это  есть отражение действительного процесса  умирания  организма. Т. е. с последним вздохом ещё не всё окончено: мозг безвозвратно разрушается через трое суток, ткани и органы через девять (если не заморозить), а клетки  отдельные держится ещё долго.
      И это ещё не все фантазии и варианты их вокруг понятия душа.
Так что, если верующий, верь во что больше понравится, выбор большой.

          Едем дальше.
       Поскольку фантазии, что, мол, в природе помимо вещественного имеется ещё и невещественное начало, оказались повсеместны, знать, повод для оного имеет место.   Тогда что послужило поводом для выше изложенных  измышлений?
       Предполагаем, что изначальным поводом послужило наблюдение за рождением ребёнка. Ведь как только новорожденный вдохнёт воздуха  и, о чудо, сразу оживает. Т. е. открывает глаза, начинает что-то чувствовать, шевелиться, хотеть, орать. От чего это вдруг? И древние этому чудесному явлению дали такое объяснение: это, мол, вместе с первым вдохом в тело вселяется душа, сотворённая Духом, и, так сказать, оживляет тело  (одушевляет).
        Для нас же тут нет никакого чуда, просто с поступлением кислорода в лёгкие у новорожденного, в дополнение к идущим у него до психических процессов,  запускаются  полноценные психические, которые ждали своего часа в утробе. В результате тело обретает способности  к ощущениям, эмоциям и чувствам, а попозже и к мышлению, сознанию. 
«Попозже» это о том, что психика у человека до его взросления проходит несколько стадий развития. И этот наблюдаемый факт даёт отдельным «мыслителям», в отличие от сторонников переселения душ, пищу рассуждать о том, что душа не вселяется в готовом виде, а развивается вместе с телом, и зависима от того, какое ей досталось тело.
        Но древние о микромире, кислороде и психизме не знали, и вообще многого не знали, вот и выдумали бестелесных духов, душ. А что им оставалось делать?
       
     Из приведённых выше суждений о духах и душах вырисовывается следующее.
        Душевность, или присутствие души в теле, это на самом деле не иначе как чувственно-эмоциональная  составляющая психики человека.
        Духовность же (или наличие духа в теле) есть разумная составляющая психики.
    Собственно, выше мы такое, понимание нами душевности и духовности, уже отметили.
      
       И так, души (и духа тоже), как некоей эфемерной  (нематериальной)  субстанции в живом теле нет, а приписываемое им влияние на тело это проявление в теле психических процессов, таких же физиологических, как и все остальные в организме. 
          Следовательно, надо поговорить о психике подробнее.
       Психика это форма активного отражения живым существом объективной  реальности, развитая эволюционно в процессе взаимодействия его с внешним миром, и осуществляющая по результатам отражения  познавательную и регулятивную функцию в поведении  и состояниях организма. Способность к психизму возникла у живых тел, но не у всех, а у тех, которым приходилось вести активную подвижную жизнь в неоднородной среде, постоянно приспосабливаться к ней.
Это значит, что у живности, которая не проявляет активности, не движется (есть и такие) психизма и соответствующих ему процессов в организме не имеется, жизнедеятельность их обеспечивается т. н. до психическими процессами.
         Основные функции психики: когнитивная, релятивная и регулятивная.
Когнитивная функция осуществляет познавательные процессы, а регулятивная инициацию и организацию поведения.
          Назначение  же релятивной функции психики это, по результатам ощущений  и с учётом своих текущих потребностей,  выработка субъективных отношений  к окружающей действительности. Отношения  (отрицательные и позитивные) проявляются в первую очередь эмоционально. С развитием же сознания дополнительно вырабатывается эмоционально окрашенное логически осознанное отношение. Эмоциональная "окрашенность" в нашей речи проявляется тональностью, тембром, темпом, громкостью, и этим мы выказываем своё отношение к тому, о чём  говорим. Ну, и жестикуляция, выражение лица ещё дополняют.
   Оформившееся отношение к чему-либо подсказывает  нашему Я какое принять решение, как поступать в отношении этого чего-либо.
    Соотношение эмоционального и разумного при принятии решений в разных ситуациях различно. В состоянии аффекта, например, разумность вообще отключается.

           Поскольку эмоции, к душе-душевности  имеют первостепенное отношение, о них дополнительно.
           Эмоции это форма первичной ответной психической реакции организма на внешние и внутренние вызовы. Эмоциональная реакция выработалась в процессе эволюции ещё до развития сознания как форма приспособления организма к экстремальным факторам.
         Биологическим субстратом для осуществления этих функций служит группа подкорковых мозговых структур, объединённых тесными связями, и составляющих лимбическую  систему мозга.
       В целом эмоции играют мотивационную роль в психике.
       С помощью эмоций организм:
- экстренно мобилизуется, обретая состояние эмоционального напряжения;
- усиливает функции органов и систем органов, необходимых для лучшего (на данный момент) взаимодействия организма с внешней средой;
- изменяется физиологическое состояние субъекта,  обостряется  внимание, от чего более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимается окружающее.
- являются способом передачи информации о себе (состояние, настроение, отношение к действительности) окружающим.
          Эмоции возникают невольно  (т. е. подсознательно).  Эмоциональная реакция проявляется либо в виде аффекта (мгновенное наглядное проявление), который быстро развивается и исчезает.  Либо проявляется в виде настроения (переживания, чувства), которое вызревает не сразу и может сохраняться длительно (часы, недели, месяцы).
          
        Эмоциональная реакция (выраженность, форма) зависит от врождённых (в ДНК зашифрованных)  индивидуальных особенностей психики человека: характера, темперамента. Вот это и определяет изначальную душевность индивида, или качество его души, как психического феномена. Это ответ на вопрос:  почему у людей души разные.
        Эмоциональное восприятие действительности и отношение к ней (душевность, т. е.) зависит не только от врождённых данных, но и текущего состояния организма человека, от того каковы на данный момент его  потребности: телесные (половые, в пище и др.) и духовные (к чему интерес).
         
       Чувства и вызвавшие их образы действительности фиксируются  памятью, формируя внутренний чувственный (душевный) мир человека.
       С развитием сознания (у ребёнка в процессе освоения речи) внутренний мир обретает  ещё разумную (духовную) составляющую, где мировоззрение, ценности и др.
       Душевный и духовный мир вместе составляют совокупный внутренний мир человека. И есть мнение, что мир этот и есть Душа человека,  что и отражено в Толковых словарях, излагающих  светское понимание  феномена душа.
В общем, ДУША (душевное и духовное вместе) есть содержание сущности личности как таковой, лицо его Я. И каково оно выявляется в отношении человека к действительности. (Составляющими Я являются ещё самосознание и функция принятия решений с целью самосохранения).

       Внутренний мир он в памяти, но он постоянно корректируется, пополняется) познаниями и новым отношением субъекта к действительности. Поэтому ДУША-внутренний мир не нечто раз и навсегда, а живое, развивающееся начало.
От сюда соотношение эмоционального и разумного в ДУШЕ при принятии решений в разных ситуациях различно, и вообще, изменчиво.
       У несмышлённого ребёнка  душенька чистая и непорочная – святая непосредственность. У взрослого же к эмоциональной реакции организма на вызовы  подключается интеллект (мышление, воображение). У осмыслившего ситуацию непосредственное эмоциональное впечатление может измениться, даже на обратное.  При этом, волевые и умудрённые способны сдерживать спонтанную эмоциональность, пока не оценят ситуацию как следует.
       В течение жизни среда, обстоятельства, воспитание порой основательно изменяют врождённую эмоциональность, или душевность, делают человека  сдержанным или наоборот излишне возбудимым, и даже психически (душевно) больным.
       В общем, ДУША очень зависит от того, насколько человек "с умом дружен", какое у него соображение и воображение, насколько развращён, порочен. Последнее как раз от ума неумного. Неспроста попы внушают: о душе надо подумать, о спасении её, т. е. раскаянием, причастием (не бесплатно, конечно) очистить душу от пороков, иначе в рай не примут.
    Далее уместно вспомнить такие известные слова:  "чтобы тело и душа были молоды"; "был душою молод, а теперь старик".
Прокомментировать это можно так. Душа (как эмоциональная реакция на действительность) молода, пока тело молодо, т. е. пока есть здоровье, тогда и бес в ребро. В общем, закаляйся и молодость души продлишь. Но, перенёсшие тяжёлые морально-психические испытания, как бы стареют душой и при здоровом теле. Например, дети Донбасса рано взрослеют (утрачивают непосредственность), значит рациональная составляющая их внутреннего мира занимает ведущее положение, что присуще пожилым.
      
      Как понимать ДУШУ определились, а далее душой будем называть только чувственно-эмоциональную составляющую психики, так как считаем, что она первостепенная в ДУШЕ.

         Что принимают за душу в быту, т. е. в разговоре, а также литературе?

           Выражений, где присутствует душа более полусотни.
        Подавляющее количество выражений, где присутствует «душа»  это по большей части об эмоциях, испытываемых человеком в определённых ситуациях и выражающих его отношение к чему-либо. См. приложение.

           И только  выражения «душа с телом рассталась», «отдал богу душу», «о душе надо подумать, о спасении её»,  «очистить душу»  имеют прямое отношение  к религиозным мифам о душе. 
            
        Имеются выражения, в которых под душой  подразумевается просто человек.
Живая душа, мёртвая – человек живой или мёртвый.
Нет ни души – людей нет.      
В наличии столько-то душ – о количестве людей.    
В чём только душа теплится - доходяга.
Нет ничего за душой – нищий.
Душегуб – убийца людей.         
Душечка - приятная женщина.
Душа общества - организатор, заводила.          
         
       Вот выражения с душой, отражающие свойства характера человека (особенности психики т. е.)
Добрая душа, или душевный - человек, который сопереживает, тонко чувствует прекрасное, отвергает негативное.
Душа «чёрная», или  подлая душонка эта тот, который трусит, ненавидит, завидует, мстит, лжёт и видит всё в чёрном свете.
Душу продал –  в своих эмоциональных проявлениях и поведении стал другим, чужим.
Бездушный  -  не испытывающий никаких эмоций по поводу чужих горестей и радостей.
Душевно больной –  испытывающий неадекватные чувства  по отношению окружающей действительности.
       
        И ещё. Душа понимается как уголок памяти во внутреннем мире, где хранятся оберегаемые от посторонних чувства.
В душе сохраню – в  памяти, где храню сокровенные  чувства,
Душу вынул, влез в душу – выпытал скрываемые  чувства.

       В заключение вспомним А. С. Пушкина: «Нет, весь я не умру. Душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья избежит»…, «чувства добрые я лирой пробуждал».
  Из этого следует, если и есть бессмертие у ДУШИ, то только в качестве эмоционально-рационального образа вашей личности в памяти потомков.
Делайте доброе, значимое, нужное людям, и это залог остаться памяти поколений.      
                Приложение.
       (Имеем в виду, что душа это чувственно-эмоциональная  составляющая психики).
   За милую душу – с чувством легкости.
   Разговор по душам – с чувством откровения.
   Предан душой и телом – стопроцентное  чувство преданности.
   Отвести душу – испытать утешения, успокоения, разрядки, выплеснувши накипевшие чувства.
   Вложить душу – отнестись к делу с любовью и самоотдачей.
   Стоит над душой – вызывает чувства надоедливости.
   Сколько душе угодно –  до чувства пресыщения.
   Душа не терпит – испытывается чувство негатива к чему-то.
   Вдаль летит душа – чувство открытости всему миру.
   Душа рвётся из груди – страстное желание позитива.
   Душа скорбит и молится – чувства раскаяния и страха.
   Душа не лежит –  не хочется.
   С души воротит – испытывается чувство отвращения.
   Душа в душу – одинаковое эмоциональное восприятие действительности.
   Душа радуется - положительных чувств через край.
   Душа болит, скорбит и молится – одолевают чувства тревоги, угрызения.
   Душа полна тобой – твой образ постоянно со мной.
   Душа опустошена – отсутствие положительных эмоций.
   Души не чаять – любить очень.
   Душа в пятки ушла – оцепенел от испуга. 
   Что на душе? – какие одолевают чувства?
   Радостно на душе – весело, это особенно.
   Камень на душе – гнетущие чувства не явного происхождения.
   Душещипательный, или за душу берёт – волнует,  тревожит очень.
   Душераздирающий вопль – наполненный чувством отчаяния.
   В душе был убийцей – испытывал постоянное чувство враждебности, мстительности.
   Наплевать в душу – надругаться над сокровенными чувствами.
   Сохранить в душе, сердце - оставить о ком-то светлую (чувство такое) память.


Рецензии
Здравствуйте, Михаил!
Со всем в вашей статье согласен полностью.
Спасибо вам за время и большой труд.
В своё время я согласился с вашим мнением об определении термина "время":
http://stihi.ru/rec.html?2017/11/08/6474

Всего доброго, с уважением,


Владимир Шкуропадский   31.08.2024 15:01     Заявить о нарушении
Рад единомышленнику.

Михаил Шамин   03.09.2024 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.