Кто ты, Рюрик? - часть 2
Становление российской государственности
Рюрик – основатель династии.
По мотивам работ:
= «Рюриковичи. История первой династии». Марина Михайловна Бандиленко (1974)
= «Русь. Легенда о Рюрике» - Сергей Николаевич Короп (1960)
= «Конунг» - Илья Владимирович Бояшев.(1961)
= «История династии Рюриковичей» - Александр Фокин (1988)
= Статьи из интернет – источников.
= «История войн» - Прокопий Кесарийский (между 490-507,ум.565г.)
= «Северные письма» - Ксавье Мармье (1809-1892)
= «Загадки первых русских князей» - историк Александр Сергеевич Королёв (1972)
= «Князья Аскольд и Дир» - Русская историческая библиотека,- по материалам русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911)
************************
Существует множество противоречивых версий по истории Древней Руси. Почему же так сложилось?
Историк Королёв Александр Сергеевич: «Писать о домонгольской Руси очень сложно из-за невероятно малого количества сохранившихся рукописей того периода. Книги гибли во время пожаров, набегов половцев, нашествия татар и по другим причинам.
Так в 1382 году, во время осады Москвы Тохтамышем, жители города и окрестностей свозили книги в Московские каменные церкви. Москва была разграблена, а все книги, собранные в церквах, уничтожены.
Пожар в Москве в 1812 году также уничтожил очень много уникальных книг по истории Руси, в том числе и единственный список «Слова о полку Игореве» конца ХП века. Таким образом, в распоряжении историков не осталось практически ни одной летописной рукописи Х-ХШ веков.
Летописцы последующих трёх веков, труды которых дошли до наших времён, переписывали более ранние, из сохранившихся, источники, сводили несколько летописных произведений в одно,- их называли СВОДАМИ, которые, в свою очередь, впоследствии многократно редактировались, сокращались, дополнялись сводчиками. В большинстве рукописных СВОДОВ русская история до начала ХП века излагается, следуя тексту «Повести временных лет», написанной в 1100 году, которая и сама являлась СВОДОМ ещё более ранних летописных сводов, и впоследствии, также согласно воле «заказчиков», много раз видоизменялась».
Каждая последующая переработка «П.В.Л.» была гибельна для точности передачи старых летописных текстов. Поэтому ряд историков отдаёт предпочтение в получении информации по истории Древней Руси иностранным источникам (византийским, восточным, западноевропейским, скандинавским), в которых есть упоминание о событиях, происходивших в Древней Руси, и соприкасавшихся с их историей.
Русский историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829-1897) отмечал, что «П.В.Л. является архивом, в котором хранятся следы погибших для нас произведений первоначальной нашей литературы».
1.Рюрик – единоличный правитель.
Общепринята легенда, что Рюрик и его братья были призваны на русскую землю и стали её князьями в 862 году…
Правда, достоверность этой легенды часто оспаривается. Существует несколько версий того, каким образом Рюрик мог стать князем. Но вопросы остаются: был ли он сам или с братьями приглашён на княжение в Ладогу, или же, в Новгород? Или он завоевал Новгород, после чего местным жителям пришлось принять его власть? И были ли вообще у него братья?
Территория этого древнего государства при правлении трех братьев (?) простиралась от нынешней Эстонии, захватывая современную Ленинградскую область, Новгородскую и Псковскую области. И эта территория была названа Русью.
Через два года Рюрик остался единоличным правителем, в т.ч. и над городами Белаозером и Изборском, в которых правили (?) его братья, и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (КРИВИЧИ), Ростов (МЕРЯ), Муром (МУРОМА) и Белаозером ( ВЕСЬ).
Надо отдать должное Рюрику: за годы правления он расширил территорию Руси до нынешней Ярославской и Нижегородской областей – на востоке, и до западной Двины – на юге.
Утверждение о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, также оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как «Старая Ладога». Потом он на реке Волхов построит новый город - «Рюриково Городище»
//На момент прихода к власти Рюрика, Новгорода, как города, ещё не существовало, а имелось три селения, окружённых общей городской крепостью, которая была построена ещё в IX веке. Именно крепость в те времена именовали «городом»//.
Рядом находился большой по тем меркам торговый город Ладога, но с 859 года его значимость начала снижаться из-за многочисленных войн и непомерных налогов и междоусобиц.
2. Внутренняя и внешняя политика.
Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика очень сложно ввиду уже упоминавшейся скудости сведений об этом; к тому же часть имеющихся сведений противоречат друг другу.
Как и прочим родоначальникам правящих династий, Рюрику было необходимо решить много задач: удержать собственную власть; создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение своим потомкам; и, при этом, по возможности, расширять границы своего государства..
В таком непростом деле, как создание и управление большой державой, основной акцент Рюрик делал на укрепление своих земель, завоевание авторитета и уважения среди подданных. Его действительно боялись и почитали, в представлении простых людей он был грозным и строгим князем.
Выполнению этих задач должна была способствовать проводимая внутренняя и внешняя политика, непременно базирующаяся на сильной централизованной власти князя.
3.Обеспечение безопасности границ княжества:
Рюрик был опытным воином. Приняв княжение в Ладоге, он первым делом позаботился о надёжном прикрытии границ своей державы. Один из отрядов направил к КРИВИЧАМ в Изборск. Этот форпост держал под наблюдением водные дороги через Чудское озеро и прикрывал княжество от набегов с запада. Другой отряд расположился в Белаозере. Он контролировал путь на Волгу и защищал племя ВЕСЬ, от нападений Хазарского каганата.
С первых шагов правления Рюрик поставил цель разобраться в политической обстановке вокруг Ладожской Руси. Правильно оценив главного врага своего княжества, он сделал однозначный вывод и начал войну против Хазарии.
Его воины из Белаозера двинулись на Верхнюю Волгу и взяли Ростов. Большое племя МЕРЯ, населявшее междуречье Волги и Оки, отказалось платить дань Хазарии и перешло под власть Рюрика,- таким образом, князь вернул земли, входившие ранее в державу его деда Гостомысла. Но на этом он не остановился. По рекам русские флотилии продвинулись дальше, и в 864 году овладели Муромом. Еще одно финское племя, МУРОМА, признало власть Рюрика.
4.Как Аскольд и Дир в Киеве княжить стали:
Войско Рюрика состояло из эмигрантов-ободритов и разношерстных викингов; присоединились и варяги иных национальностей. Двумя отрядами наемников командовали Аскольд и Дир. Они не были из рода Рюрика и не были «племени его»… Послужив князю, эти вожаки решили расстаться с ним и отправиться в Византию. Сочли, что там они заработают больше. На дворе 864 год...
Викинги поднялись по Волхову, перетащили ладьи в притоки Днепра. На своём пути в Византию, они не гнушались никакой добычей. Но богатый и многолюдный подвластный Рюрику, город КРИВИЧЕЙ - Смоленск - Аскольд и Дир не рискнули тронуть, проплыли мимо. А потом прибыли в Киев и узнали, что ПОЛЯНЕ платят дань хазарам. Удача соблазнительно улыбалась боярам. Понимая, что никто не станет сражаться за своих поработителей, дружина неожиданно ворвалась в город, перебила хазарских чиновников и их подручных из местной знати. Аскольд и Дир стали для полян освободителями, и на этом основании, они получили в правление целое княжество.
Конечно, хазарам никак не могло понравиться вторжение в их владения. Но отреагировать и проучить пришельцев Каганат не смог. Как раз в это время ему стало совсем не до Киева…
5. Первое крещение Руси.
Через два года, в 866 году, Аскольд и Дир предприняли повторную попытку завоевать Константинополь, и отправились в Византию во главе большого войска на 200 ладьях. Нападение оказалось неожиданным для греков; не рискуя напасть на саму столицу, викинги предали огню и мечу её окрестности.
По свидетельству местных летописцев: «В славной церкви Влахернской, построенной императором Маркианом на берегу залива между нынешнею Перою и Цареградом, хранилась Риза Богоматери, к помощи которой народ прибегал в случае бедствий. Патриарх Фотий с торжественными обрядами вынес её на берег и погрузил в море, тихое и спокойное. Внезапно разыгравшаяся буря рассеяла флот неприятельский, и только растрёпанные остатки его возвратились в Киев»...
Летописец Нестор повторяет византийских летописцев, но добавляет, что «Язычники российские, устрашённые Небесным гневом, немедленно отправили послов в Константинополь и изъявили желание принять святое крещение». Подтверждением тому служит Окружная Грамота, писанная патриархом Фотием в конце 866 года к Восточным епископам. После возвращения в Киев Аскольд и Дир построили первую христианскую церковь на территории Руси - церковь Святого Илии.
К 870 году в Древней Руси сформировались две самодержавные области – Северная - с центром в Новгороде, и Южная - во главе с Киевом. Рюрик правил в Новгороде до 879 года. Умирая,он оставил князем близкого друга и, по другим данным, родственника - (брата любимой супруги Ефанды)- Олега, которому вдобавок поручил заботу о своём годовалом сыне Игоре.
За время своего правления Рюрик присоединил ряд финских земель, а так же территории, в которых жили мелкие разрозненные племена восточных славян. В итоге, всех славян, живших на присоединённых территориях, стали объединять общие обычаи, язык и вера, что весьма благоприятствовало образованию новой политической формации - государства с единовластным правителем во главе. Рюрик им не стал, но в историю он вошел как основатель династии Рюриковичей, первой династии русских самодержцев.
Приняв крещение, Аскольд и Дир стали считаться подданными императора, греческие дипломаты заступались за них перед хазарами. В Каганате обдумали положение и согласились оставить их в покое.
Продолжать войну против Киева было опасно, так как существовала опасность, что взбунтуются и перекинутся к противнику РАДИМИЧИ,ВЯТИЧИ, СЕВЕРЯНЕ, а кроме того, может возобновить наступление Рюрик. Пришли к выводу, что лучше заключить компромиссный мир, а взамен - князья КИЕВСКИЕ должны взять на себя обязательства не распространять своё влияние на остальных хазарских подданных. Кроме того, они должны взять на себя ещё и обязательства выступить против Рюрика…
Закономерно встаёт вопрос:«Являлось ли крещение Аскольда и Дира первым крещением Руси? Вело ли оно к духовному преображению народов нашей страны»? Ответ напрашивается отрицательный: Киев получил греческое богослужение, непонятное и чуждое населению. Привлечь ПОЛЯН оно никак не могло. Крестилась не Русь, а правители и их окружение из политических соображений.
При этом Аскольд и Дир попали в ту же ситуацию, в какую незадолго до них попал болгарский царь Борис. Им присвоили невысокие византийские чины, а епископ и священники, присланные к ним, проводили в Киеве линию, которую им диктовал император. И если царь Борис отверг греческую опеку, то варяжским правителям было далеко до его могущества. Они превратились не в формальных, а в реальных вассалов Константинополя. Им оставалось лишь послушно выполнять то, что требовали от них греки и хазары...И они выполняли...
Вскоре после крещения, дружины Аскольда и Дира предприняли поход на КРИВИЧЕЙ, подданных Рюрика. Одержали победу, захватили Смоленск. Развить успех им не удалось,- их остановили. Но цель Византии и Хазарии была достигнута, они сумели стравить Ладогу и Киев. Учитывая это, Рюрик не стал продолжать боевых действий против каганата. Отправь он войска на Волгу, ему угрожал бы удар по тылам с Днепра. Одолеть Аскольда и Дира тоже было непросто, так как за ними стояли две сильные недружественные Рюрику державы.
Кроме того, восстание Вадима Храброго показало, до какой степени не прочна Ладожская Русь. Соучастники Вадима окопались в Киеве, выжидали удобного момента, чтобы снова посеять смуту. Поразмыслив, Рюрик через какое-то время согласился заключить мир со своими противниками. В Восточной Европе установилось неустойчивое равновесие.
А Рюрик,пользуясь временной передышкой, незамедлительно занялся внутренним обустройством государства. Налаживал структуру правления, назначил своих наместников в Белоозеро, Изборск, Ростов, Полоцк, Муром. Повсюду развернул строительство «градов». Они служили опорными пунктами администрации, защищали подвластные племена. В Ладоге и Изборске князь приказал возводить новые каменные крепостные стены. Часть смоленских КРИВИЧЕЙ, попавших под власть Аскольда и Дира, предпочла переселиться в княжество Рюрика. Их направили на Верхнюю Волгу, в область МЕРЯН. Археология свидетельствует, что в данное время здесь появились поселения КРИВИЧЕЙ. В мерянских краях было много свободной земли, которые начали осваивать переселенцы,которые помогали закреплять территории, отбитые у хазар, и упрочивать русское влияние.
Особое внимание Рюрик уделял обороне границ княжества со стороны Балтики. Во второй половине IX века разгул викингов достиг наивысшей точки. Они терроризировали Англию, то и дело жгли и грабили германские города по Эльбе, Рейну, Мозелю, Везеру. Не давали спуска и друг другу. Даже Дания, сама по себе пиратское гнездо, была совершенно разорена. И только на Русь после прихода Рюрика не было больше ни одного вторжения! Она единственная из европейских государств, имевших выходы к морю, обрела безопасность от балтийских хищников. В этом была несомненная заслуга ладожского князя Рюрика.
Правда, варяги стали появляться на Волге, но приезжали они для торговли пленными. Скандинавам и прибалтийским славянам много рабов не требовалось, их использовали лишь в домашнем хозяйстве, а хазары скупали их в любых количествах. Так что Каганат, в общем-то, в накладе не остался. Мир с Ладогой позволил с лихвой компенсировать потерю дани, которую ранее платили МЕРЯНЕ и МУРОМА- с Балтики хлынул поток «живого товара». Так, в конце IX века несколько норманнских эскадр добрались до Каспия, и на рынки Востока выплеснулось более 10 тыс. невольников и невольниц из Франции и Нидерландов.
Но и для Руси транзит получался выгодным. Казна обогащалась за счёт пошлинных сборов. Князь получал достаточно средств, чтобы быстрыми темпами строить крепости, содержать войско и защищать подданных, не обременяя их высокими налогами. А сами подданные могли за хорошую цену сбывать проезжающим хлеб, мёд, пиво, рыбу, мясо, ремесленные изделия, покупать европейские и восточные товары.
6. Мятежи в княжестве против Рюрика.
Пока он был занят расширением границ своего княжества и обеспечением их безопасности, в тылу не дремала прохазарская партия, которая начала разжигать недовольство властью Рюрика. А повод найти было легко:
В Ладоге, после смерти Гостомысла, вече было основным органом управления. На вече верховодили боярские кланы и знать. Проводили решения, выгодные для себя, перераспределяли налоги в свою пользу. Ладожские бояре рассчитывали, что и призванный ими князь будет править по их указке. Но Рюрик не оправдал их надежд, а взялся за укрепление централизованной власти. Естественно, что единовластное правление Рюрика вызывало их недовольство, и они стали готовить и провоцировать вспышки протестов в разных концах княжества.
Так, под предводительством упомянутого Вадима Храброго, местного словенского князя, в 864 году в Новгороде вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Но правитель твёрдой рукой подавил мятеж. Вадим был убит вместе со многими его приверженцами. Всё же многим мятежникам удалось бежать, и Киев их принял под своё крыло.
В Киеве, где нашли пристанище уцелевшие мятежники, политика очень отличалась от Ладожской. Она была сумбурной и беспорядочной. Для бродяг-викингов создание герцогств или княжеств никогда не было самоцелью. Заниматься рутинными государственными проблемами они не любили. Места, где они угнездились, становились базами для дальнейших пиратских набегов.
Подобным образом повели себя Аскольд и Дир. В 864 году они по Днепру вышли в Чёрное море и напали на Болгарию. Предприятие закончилось плачевно - «Убиен бысть от болгар Осколдов сын».
В 865 году киевские правители предприняли поход в Белоруссию и побили ПОЛОЧАН, «много зла сотвориша». Но закрепиться среди здешних славян и обложить их данью не удалось. Пожары, резня и бесчинства подтолкнули ПОЛОЧАН к противоположному выбору. Они решили, что надо обзавестись сильным покровителем, и передались в подданство Рюрика. Аскольд с Диром воевали и с другими племенами: ДРЕВЛЯНАМИ, УЛИЧАМИ; у СЕВЕРЯН захватили город Любеч. Это не только обогатило варягов и подняло их авторитет в Киеве, но и вызвало недовольство Рюрика...
7. Противостояние Киева и Новгорода.
Рюрик, став единовластным правителем Новгородской земли, направил своего наместника в Полоцк, расположенный на слиянии рек Полоты и Западной Двины. Он стремился контролировать Янтарный торговый путь, (по нему из Прибалтики в Средиземноморье шёл янтарь), а также северную часть пути «из варяг - в греки» и держать в руках международную торговлю со странами Северо-Западной Европы. Однако Киев не хотел усиления влияния Рюрика в этом регионе.
Аскольд начал поход на север и посягнул на земли, принадлежавшие Новгороду. В затяжной войне Рюрик разбил армию Аскольда, но Киев захватить не удалось. Рюрик решил заключить союз с западными племенами с целью объединения усилий для захвата Киева, но не успел, ибо умер в 879 году.
…И всё же, именно Рюрик был одним из первых, кто заявил о Руси на мировой арене…
8. Личная жизнь Рюрика.
Известно, что Рюрик несколько раз был женат. Первую его супругу звали Руцина, она была из прибалтийских русов. Второй была германка или скандинавка Хетта. Но об их судьбе и потомстве никакой информации не сохранилось.
В 873–874 годах ладожский государь побывал за рубежом. Он совершил весьма масштабное для того времени дипломатическое турне по Европе. Встречался и вёл переговоры с Людовиком Немецким, королём Франции Карлом Лысым и королём Лотарингии Карлом Смелым.
О чём шла речь, история умалчивает. Но, учитывая, что Людовик Немецкий враждовал с Византией, а Рюрик исподволь готовился к борьбе за Южную Русь и ему нужны были союзники в борьбе против Византии, захватившей в свои сети Киев, можно предположить тему их переговоров…
На обратном пути князь посетил Норвегию. Здесь он и присмотрел себе третью жену, норвежскую принцессу Ефанду. Рюрику шёл 61 год, но он был бодр и полон сил, потому сразу после возвращения в Ладогу сыграли свадьбу.
Правой рукой и советником князя стал брат Ефанды, Одда, который впоследствии станет известным на Руси как Вещий Олег.
Вскоре в новой семье родился наследник, князь Игорь. Конечно, у Рюрика было много детей и от иных жён. Но за Игоря стояла вся норвежская дружина Олега. В Иоакимовской летописи так и сказано: «Имел Рюрик несколько жён, но паче всех любяше Ефанду, дочерь князя урманского, и та роди сына Игоря, даде ей обесчаны при море град с ижорою в вено».
В связи с принадлежностью к знатному роду, Ефанда пользовалась уважением не только на своей родине, но и на территориях, принадлежащих её супругу. Когда Рюрик отправлялся в очередной поход, Ефанда, на правах главной жены, управляла хозяйством и многочисленными слугами. Судя по всему, князь любил жену – в подарок любимой он отдал Ладожские земли.
Ефанде, как и её мужу, нашлось место в истории России. Она вошла в историю как мать князя Игоря, который родился в 878 году.
9. Смерть Рюрика:
В 879 году Рюрик скончался. Как было уже упомянуто, перед смертью он передал власть своему соплеменнику, соратнику и родственнику Олегу (Вещий Олег), доверив ему воспитание своего годовалого сына Игоря.
О причинах смерти основателя династии Рюриковичей известно крайне мало. Согласно поздним летописям, князь нашёл смерть на войне в Карелии. Здесь же он и был похоронен. В источниках также упоминается некая деревня Рюрикиярви, что находилась на границе между Новгородом и землями шведов...
===========================
...Погибли его братья, или?
Как развивался сей сюжет?
Судьбу ль всех воев повторили?
Кто скажет через толщу лет?
А, может, не было их вовсе?
В их именах – всё это он?
И Рюрик – князь «Победоносный»
И «Верный» - это всё не сон?
Свершилось. Он один – хозяин
Над многоликою землёй.
На долю много испытаний
Вползало гибкою змеёй.
...Он правит мудро и бесстрастно:
Так много сделать предстоит
На землях, что ему подвластны,
И чей покой он сторожит.
Ростов и Муром, также Полоцк
Раздал соратникам своим.
Сам в Новгороде. Уж не молод,
А бег времён необратим.
Его задачи не простые:
Учиться власть в руках держать;
Решать вопросы ключевые;
На трон права как передать;
Границы ширить государства;
Как племена в семью собрать...
А где, скажите, без коварства?
Где возле трона – тишь да гладь?
Единовластьем не довольны
Бояре местные и знать,-
Деянья ширятся крамольны:
«Как власть у Рюрика забрать».
...Могучею рукой правитель
Мятеж тот жёстко подавил;
И заговорщики раскрыты,
И всех виновных истребил.
...И воле покорились грады ,-
Их записал в свой арсенал.
Не для себя искал награды,
А государство расширял.
Град Киев-стольный, что Аскольда
Своим правителем признал,
Красою поразил настолько,
Что свой покой он потерял.
Противоречий летописцев
В истории «хоть пруд пруди»,-
А князя одолели мысли:
"Как Киев-град приобрести".
Есть версия: и также спорна,
Что заключил с Аскольдом мир;
Потом с ним воевал упорно,
Но Киев, всё ж, не покорил…
...И здесь бы надо поразмыслить
Да просто дух перевести;
Средь исторических коллизий
Непросто истину найти.
Аскольд и Дир – его бояре?
Иль всё же, предок их - князь Кий?
И длятся споры долго, яро,
На грани нервных истерий.
...Есть Сводов летописных много,
Но надо их уметь читать
И подходить к их тексту строго,
Крупицы правды чтоб узнать.
...А где же Летописи сами,
Где корень сгинул их родной?
Давайте помнить, что веками
На Русь упрямо шли войной.
В пожарах города и веси:
Сгорали книги в их огнях.
Что уцелело в тех процессах –
Осело базой на столах.
И с них уже писали Своды:
«Кроили» часто так, и сяк,
И добавляли эпизоды,
Когда Источник уж иссяк.
...Я ничего не утверждаю,
А только версию пишу;
Страницы прошлого листаю,
И просто истину ищу.
...Был Рюрик много раз женатым,
Но о потомках данных нет.
О нём не судим мы предвзято -
В истории оставил след.
...Лишь в третьем браке сын родился:
Его он Игорем назвал;
На сыне род не прекратился,-
Династии названье дал.
Он имя дал князьям, что править
Семьсот, страною будут, лет;
А через сто – Русь в православье,
Как Феникс, явится на свет...
Падение узрит империй;
Нашествий выдержит урон;
Свою не растеряет веру,
Не будет сильным бить поклон.
Заняв собой два континента,
Крупнейшей станет на земле,-
Остался Рюрик в ней легендой,
Не затерявшейся во мгле.
...Весною птицы, возвращаясь
Являют к ней любовь свою.
Не в комплиментах рассыпаюсь,
Лишь нить истории веду.
...Он в деревушке Рюрикьярви
Нашёл покой свой, наш герой...
Так Русь, являясь чистым сплавом,
Сияет дивно над землёй...
Свидетельство о публикации №123121307341
Про деревушку Рюрикьярви что-то давным давно слышал. В Рязанской области и слышал ещё, что поминальный памятник Рюрик поставил себе при жизни где-то за границей.
Понравилось!
С уважением
Евгений Деденко 28.11.2024 02:48 Заявить о нарушении
Евгения Грекова 2 28.11.2024 19:37 Заявить о нарушении