По волне студенческой памяти...
А точнее, вернулась на свою малую родину, да ещё какую!
Пригласили для творчества в международный литературно-художественный и историко-краеведческий (200-страничный) журнал «Кедр», да не куда-нибудь, а в город Усть-Каменогорск.
Что этот город значит для меня?
Это студенческая пора, где пять лет прошли, а вернее пролетели здесь на одном дыхании.
Да ещё и основателем «Кедра» является выпускник этого педагогического института филологического факультета Борис Петрович Аникин.
Отправила свои работы. Жду с нетерпением.
В первом для меня номере (№1, 2022) напечатано моё «Сочинение на школьную тему. САША КАЗАНЦЕВ — ОДНОКЛАССНИК-ПОЭТ-ГРАЖДАНИН». И опять же ЧУДО, по-другому я не могу назвать, случайной литературную встречу на страницах этого номера. «Город детства моего». Очерк-эссе. Автор Иннокентий Казанцев (1927-2008). А это ни кто иной, как папа героя моего «Сочинения на школьную тему».
Или вот ещё чудо со страниц. «Годы, люди, труды». Автор Константин Прокопов. И надо же такому случиться, что учился он в УКПИ и на том же факультете естествознания, где и я, только двенадцатью годами ранее. Тем не менее здесь, в его повествовании я встретила яркие, точные характеристики моих преподавателей, таких как Попова К.И., Попов В.Е., Линёва Л.А., Михайлова Н.И., Самусев И.Ф., Потапова В.Г., Паюнина Э.И. Из всего его списка я перечислила только тех, чьи лекции я слушала, и держала экзамены.
Вспомнился мне экзамен по зоологии позвоночных. Этот курс нам читал Иван Фёдорович Самусев, как его назвал автор «циничный, беспардонный», но тем не менее притягивал к себе какой-то энергетикой, преподаватель. Все студенты разные, как и преподаватели. Есть и были в мою бытность совсем безответственные, которые выезжали на работоспособности своих однокурсников; в меру ответственные, учились добросовестно, но не напрягаясь, чтобы стипендия была, и не обязательно повышенная, а как получится. А были и такие, кого Бог в темечко поцеловал, да и трудяги — ого-го... К последним относилась наша староста — Надежда (светлая ей память). Училась она легко, непринуждённо.
Подхожу я к аудитории, а она выходит с экзамена с порозовевшим от волнения лицом:
Вот разбойник Иван Фёдорович. Задал мне вопрос: «Почему уши у африканских слонов большие, а у индийских — маленькие?»
Какие только доводы я ему не предлагала. А он только сидит, улыбается и носком ноги покачивает. У меня уже в глазах потемнело. Тогда он мне и говорит: «Зря стараешься. Этого ученые ещё не знают, а ты только студентка, хотя и староста. Свободна», - и подаёт мне зачётку.
А что он тебе поставил? - с нетерпением спрашиваю я.
Даже не знаю, - и с трепетом открывает зачётку.
«Отл», - студенты меня поймут. И это была пятая (заключительная) отличная оценка у нашей Нади в летнюю сессию II курса. Значит, повышенная стипендия обеспечена.
«Аристократичная, непредсказуемая» по словам К. Прокопова преподаватель дарвинизма Валентина Григорьевна Потапова такой и была. Читала она нам свой курс на потоке в течение учебного года: пять групп, а это более 100 студентов в аудитории-амфитеатре. Интереснейший человек - Валентина Григорьевна - говоря о себе в третьем лице, называла себя не иначе, «бабушка Потапиха». Ввиду полученной раны при бомбёжке в блокадном Ленинграде, она при ходьбе сильно припадала на ногу. По этой причине, и своей «аристократичности» у неё была домработница, или как она её называла «моя хозяйка».
- Вы думаете, я у неё хозяйка. Нет. Это она — моя хозяйка. Как мне хочется порой ей ответить на её дерзости, неумение. Но ведь знаю, что она после этого покинет мой дом. Вот и терплю. А чтобы как-то усмирить свой гнев, я в кармане халата скручиваю ей фигу. Так мне легче, и она от меня не уходит. А вчера она такое вытворила. Я, чтобы не взорваться, представила у неё на голове перевёрнутую сковороду с макаронами. И только рассмеялась в ответ на её глупость.
Состоялась как-то у Валентины Григорьевны перепалка с дерзким, но довольно ленивым студентом на потоке:
- Мы, юноши, умнее девушек.
- А вот и неправда Ваша, молодой человек. К уму ещё прилежание необходимо, любовь к науке. А этого у Вас нет.
- Но Вы же ставите мне оценки не ниже, чем девушкам.
- Это Вам за штаны.
- Девушки тоже в брюках ходят.
- Напросился, тогда уточню: не за штаны, а за сущность под штанами.
Вот такой мне запомнилась Валентина Григорьевна - «бабушка Потапиха».
Линёва Людмила Александровна. С её слов я написала рассказ «Каждая пылинка словно витаминка».** Были мы с ней и Виктором Александровичем Филипповым, преподавателем динамической геологии, на дальней комплексной эконом-физико-географической практике. Маршрут наш пролегал по Узбекистану, Таджикистану, Киргизии. Об этом как-нибудь в другой раз. По многолетней традиции студентов мы готовили и проводили творческий отчёт по практике. И до сей поры я делюсь со своими учениками воспоминаниями (того августа 1975 года) на уроках географии.
Относительно Эммы Ивановны Паюниной. Рассказ моего однокурсника в бытность её лекций:
- Представляете, девчонки, еду я сегодня в институт, как всегда, в переполненном автобусе. А впереди меня стоит наша Эмма Ивановна, такая словоохотливая, в общем, как всегда. И рассказывает своему соседу-пассажиру: «Какие студенты пошли, какие студенты! Вы не представляете. Вчера один из моих студентов, который сейчас едет с нами в автобусе, на вопрос перечислить типичные растения тундры, отвечает — верблюжья колючка... Какой ужас!»
И это на весь автобус. Хорошо, что пальцем не указала на меня.
Мы в недоумении...
- Да это я вчера так коллоквиум сдавал, - нехотя поясняет однокурсник. - Но свой вожделенный «хор» получил, - довольный сообщает.
Или вот ещё. Обращаясь к нам, студентам, добрая женщина говорит:
- Я же знаю, как вашим мамам тяжело, сколько труда они вкладывают, чтобы вы получили образование. Поэтому, у меня не поднимается рука поставить вам «уд», тем самым лишить вас стипендии. А вы старайтесь, учитесь, помогайте своим семьям. Зная эту её особенность, мы экзамен по её предмету ставили в расписании сессии последним.
Видя предыдущие «хор» и «отл», Эмма Ивановна действительно не срезала нам стипендию. А это был для многих студентов основной доход для существования.***
От неё я услышала материнскую мудрость, которой следовала в детские годы моего сына. Будучи возрастной мамой, она старалась быть готова к ответу на любой вопрос своего сына. В пору её рассказа она знала все марки автомобилей, мотоциклов, изучила историю космоса, знатно разбиралась в литературе, хотя нам читала курс ботаники: систематика растений. Наука, прямо скажем, далёкая от увлечений сына.
Говорила нам:
- Помните, девушки, до тех пор, пока в глазах ваших дети вы будете умной, мудрой, всё знающей мамой, ваша связь с ними не прервётся, ни нравственная, ни моральная, ни физическая.
Такой мне запомнилась Эмма Ивановна, в чём-то «неадекватная», в чём-то душевно-сердобольная...
* Правда, с 2018 мои рассказы, были, эссе печатаются и в белорусском журнале «Однако, жизнь»/
** http://stihi.ru/2016/08/01/6755 ссылка на рассказ "Каждая пылинка словно витаминка"
*** При минимальной зарплате в СССР 62 рубля 50 копеек, стипендия составляла 40 рублей (если сессию сдал без «троек»), и 45 рублей (отличникам), на пятом курсе соответственно по пять рублей добавлялось. И выплачивали стипендию даже троечникам-пятикурсникам. Как было в других ВУЗах страны — не знаю.
13 декабрь 2023
Свидетельство о публикации №123121304131