Разговор с пришельцем из будущего 21

Кто такой леший и существует ли он? Этот загадочный персонаж обитал в густых лесных чащах, пугая заблудившихся или помогая им. Подробнее рассмотрим, кто такой леший, какова его роль в народном фольклоре, есть ли они на самом деле. Кто такой леший? Ученые придерживаются мнения, что у славян был сформирован развитый и многокомпонентный пласт мифологических существ, которые объясняли пугающие и волнующие людей природные явления и катаклизмы. Мозг человека устроен таким образом, что ему критически важно находить рациональное толкование всему, что окружает. Если базы знаний не хватает, чтобы справиться с этой задачей, явление мифологизируется. Образ лешего — это не что иное, как попытка объяснить тайны лесной жизни. Эксперты утверждают, что леший — это дух леса, нашедший свое физическое воплощение. В зависимости от региона менялось название этого дивного персонажа. Так, в Беларуси его называли «лясун», а в Украине величали «лісовик». Наименование духа могло отличаться ситуативно: боровик (живет среди хвойных деревьев); моховик (живет в топях и низинах, где много мха); лесовик (живет в лесу). Или по принадлежности к определенному полу: леший — мужчина; лешачиха — женщина. Как выглядит леший: YouTube / СКАЗКИ НАЙТ Так кто такой леший в народной картине мира? Исследователи фольклора собрали наиболее распространенные названия этого персонажа народных сказаний: лесной дед, дедуган или лесной дедушка; лесной хозяин, властитель леса или лесной царь; лесной дядя и лесной мужик. Чаще всего леших представляли как коренастых, невысоких мужичков с длинной бородой. Как выглядит леший в представлении славян, можно понять по многочисленным иллюстрациям в летописях и книгах: часто лесной дух представлен наполовину человеком, а наполовину козлом с рогами и копытами (похож на сатира); волосы лешего спутанные и длинные, в них застревают ветки и ягоды; у лешего обязательно была борода. Считалось, что именно она хранит силу лесного духа; кожа лешего имела зеленоватый оттенок, а глаза сияли, как угольки; неотъемлемая особенность лешего — это хромота. Но она обманчива, потому что при желании леший легко догоняет странников; иногда лешие имеют характерную небольшую лысину. Леший — удивительное существо — не доброе, но и не злое. Считалось, что основная задача лешего — охранять владения, а конкретно — лес. Соответственно, его отношение к человеку напрямую зависело от факта поведения живого существа в чащобе. Хозяин леса благосклонно помогал заблудившимся безобидным путникам, указывая им верную тропу и помогая скрыться от ураганов. А вот браконьерам, которые убивали животных и рубили деревья, приходилось несладко. Их леший мог уничтожить или покарать, не давая в обиду лесных обитателей. В народных верованиях лешие наделены рядом сверхъестественных способностей: Их тело способно на метаморфозы, в частности леший легко меняет свой рост — то вырастает до макушек деревьев, то уменьшается до муравья. Леший в лесу играет роль своеобразного оборотня, превращаясь в растение, человека, любого животного или птицу. Лешие повелевают стихиями, вызывая дождь или провоцируя засуху. Лесной персонаж имел нечеловеческую силу и был неуравновешенным. Нередко в фольклоре встречаются истории о том, как леший одним кулаком раздавил человека, как букашку. Порой леший использовал сверхспособности, чтобы развлечься. В таком случае он притворялся кем-то из соседей или родственников и выходил навстречу грибникам. Иногда специально путал тропы, чтобы посмеяться. Леший бессмертный, но иногда в мифах есть момент, где властители леса ищут себе замену среди молодых парней, любящих природу. Как видите, этот персонаж имеет множество обличий и забавных способностей, не раз описанных фольклористами и собирателями мифов. Существуют ли лешие в реальности? Существует ли леший в реальности или это плод человеческого воображения? Ответ на вопрос нужно давать, опираясь на рациональные факты, а не мифологические сказания. Скорее всего, леший — один из способов объяснения природных явлений, которые случались с людьми в лесу. Обличье лешего: Pxhere Есть тысячи рассказов очевидцев, заплутавших в темных чащах и утверждающих, что из западни их вывел именно добрый леший. Интересны также и другие истории: Не зря леших величают блудунами, шатунами или манилами. Часто они забавы ради уводили путников с тропы, а после выводили их на верную дорогу. Когда пребывали в плохом расположении духа, лешие могли наказать человека голодом или наслать на него дождевую тучу. Часто мужики, которые отправлялись в лес нарубить немного сучьев для помоста или белку подбить, встречались с недоброжелательным лешим. В таком случае нужно быстро вывернуть всю одежду наизнанку и произнести молитву. Леший — нечистый дух, он испугается и сбежит. С лешим заключали соглашения пастухи, собиратели ягод и охотники. На праздник Купала к опушке леса для лешего приносили пожертвования, чтобы потом пользоваться благосклонностью этого лесного обитателя. Нередки рассказы, когда в лесной чаще на путников наваливалась гнетущая тишина, которая будто придавливала к земле. Считалось, что это проделки манил и испугать проказников можно огнивом. Дело в том, что лешие очень боятся даже намека на огонь, ведь он напрямую угрожает их владениям. Ученые фиксировали случаи, когда люди сетовали на леших и обвиняли их в краже домашнего скота, который выпасался неподалеку от бора. С точки зрения физики, леший может быть сгустком энергии. Физические очертания такой поток не приобретает, поэтому образ лешего — плод бурной фантазии. Но сам сгусток энергии может вызвать галлюцинации и миражи. К слову, на подобные визуальные моменты влияет также психоэмоциональное состояние заблудившегося в лесу. Как правило, человек напуган, он ощущает тревогу и страх. В состоянии аффекта легко увидеть то, чего на самом деле не существует. Лешие — это чрезвычайно популярные и интересные персонажи славянской мифологии. И пусть они не существуют в реальности, но в мифологическом мире лешие — однозначные фавориты многих фольклорных произведений. Кто такой леший, и почему с ним лучше не ссориться 15.01.2022 Содержание: Как выглядит леший Особенности поведения лешего Как вести себя с лешим Согласно славянской мифологии, леший — это дух леса, обитающий в чаще деревьев. Его основная задача заключается в том, чтобы оберегать свою территорию и контролировать тех, кто на неё заходит. Повышенной агрессией к людям леший не отличается, тем не менее, он может быть весьма суров с теми, кто, по его мнению, нарушает установленные порядки. Как выглядит леший Внешность у лесного духа весьма специфическая, поэтому если он попадётся вам на глаза, вы сможете узнать его за версту. Отличительные признаки лешего: — зелёные, святящиеся в темноте глаза; — спутанные волосы, в которых запутались мелкие ветки и листья; — надетая наизнанку верхняя одежда; — левый ботинок обут на правую ногу, а правый — на левую; — зеленоватая кожа лица. Впрочем, вышеперечисленные приметы являются весьма условными и приблизительными, так как леший может принимать любое обличье, а также умеет менять собственный рост по своему желанию. Чтобы проходящие мимо люди его не заметили, он способен превратиться в пенёк или в какое-нибудь животное. Особенности поведения лешего Леший имеет полную власть, как над деревьями, так и над всеми лесными животными. Он может лечить заболевших зверей, отгоняет от леса злых духов, а также выгоняет из своих владений людей, которые по каким-либо причинам ему не нравятся. Считается, что поступки лешего трудно предсказать, так как он очень подвержен перепадам настроения. Когда он благодушен, то может шутить и веселиться. Шутки его заключаются в том, что он пугает людей и животных разными неожиданными звуками, а потом громко хохочет и хлопает в ладоши.   Мужчина, переживший клиническую смерть рассказал о потустороннем мире. Но если леший зол, лучше не попадаться ему на глаза. Ибо он способен незаметно завести человека в лесную чащу и начать водить его по кругу, долго не позволяя выбраться из леса. Отсюда, скорее всего, пошло известное выражение: «Заблудиться в трёх соснах». Если лешего сильно разозлить, то он даже может убить путника — сначала вывести прямо к лесной топи, а потом толкнуть его туда. Хотя такие случаи бывают нечасто. Злится он тогда, когда люди сильно шумят, неуважительно относятся к природе, мусорят, без причины обижают зверей. В древности считалось, что леший ворует и забирает себе детей, которые приходят в лес без сопровождения взрослых. Он также весьма неравнодушен к красивым женщинам. Поэтому молоденьким девушкам ходить в лес в одиночестве не рекомендуется, чтобы не пропасть там бесследно, став женой лесного духа. Но далеко не всегда лешего следует бояться. Очень часто случается так, что он испытывает расположение к людям, пришедшим в лес. В таком случае, лесной дух оберегает своих гостей от диких зверей, и выводит на поляны, где можно собрать много грибов. Компаниям, заблудившимся в лесу, он помогает выйти из чащи живыми и невредимыми. Но есть один день в году, когда к лесу лучше даже близко не подходить. Считается, что 4 октября леший находится в очень плохом расположении духа, крушит и ломает всё, что попадается ему на пути. Находясь в таком свирепом состоянии, он способен натравить на человека, случайно забредшего в лес, диких животных, или даже свалить на него дерево. Как вести себя с лешим Если вы любите гулять в лесных дебрях, или живёте рядом с лесом, то с лешим вам лучше дружить и не ссориться. Так как он очень хитёр и способен сделать пакость любому, кто отнесётся к нему без должного уважения. Поэтому, придя в лес на охоту или за грибами, не забудьте поздороваться с лесным духом и поблагодарите его за гостеприимство.   Загадочное «существо» сфотографировали в Боливии Если вдруг вы не понравитесь лешему, и он начнёт кружить вас по лесу, не давая найти дорогу домой, снимите с себя верхнюю одежду и наденьте её наизнанку. Можно также одеть левый ботинок на правую ногу, а правый — на левую. Этим вы сразу же завоюете расположение лесного духа, и он перестанет вас дразнить. Иногда бывает так, что леший появляется перед человеком во всей своей красе и ведёт себя довольно агрессивно: кричит по всё горло, кидается камнями и ветками. Особенно часто такое случается с теми, кто бродит по лесу ночью, нарушая покой зверей и лесных духов. Убить его невозможно, так как он является бессмертным и бестелесным. Но если выстрелить в его сторону серебряной пулей, он испугается, убежит, и больше не будет вам докучать

Хранители природы. Духи леса, рощ, полей, рек и озер. Часть 1. «Леший и его сородичи»

В предверии одной из главных ночей года (Велесовой Ночи) или всем известной Вальпургиевой ночи, я хочу продолжить тему славянской нежити и рассказать о обитателях озер, рек, лесов и рощ.
Догадались? Речь пойдет о Водяных, Русалках, Мавках, Болотниках и Лешем и Полевиках.

Повелители лесов.

Леший и его сородичи

Вольный дух и хранитель лесов и рощ леший, получил в народе не меньше полусотни имен и прозвищ – в зависимости от облика и занятий. Леший – главный в лесу, властелин, царь растительности и тропинок, старший меж лесными обитателями. Нередко леший воплощает собой всю чащу – он огромен, «с глазами как звезды», ходит с ветром, по направлению которого можно узнать, куда он идет. При этом не оставляет следов, бурлит водой в реке, шумит деревьями, свищет, кричит разными голосами, словно заполняя собой окружающий мир.
От прочих существ леший отличается признаками, присущими только ему: если он проходит, то ростом равняется с самими высокими деревьями. И наоборот, на прогулке он может выглядеть и как малая былинка, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Лешему приписывают способности к оборотничеству: например, он может показаться в виде дикого зверя – медведя, оленя, кабана и прочих. В то же время способен вселяться в малых зверей, травы и деревья, даже в старые пни и коряги: «Носится леший по своим лесам как угорелый, быстро, едва уследишь за ним, и всегда без шапки, часто с огромной дубиной в руках». По виду – мохнатый, с клиновидной головой и зачесанными налево волосами.
По другим источникам – это простой мужичок, только кафтан у него запахнут на правую сторону и обувка не на ту ногу; глаза горят зеленым огнем, волосы длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем схож с человеком, но только весь с головы до пят оброс шерстью. Встречному старается показаться обычным человеком, но его легко разоблачить, если посмотреть из-за правого уха коня. Тогда он предстанет дряхлым стариком или косматым чудищем с козлиными ногами, рогами и бородой. Увидеть лешего можно также через хомут и три бороны. Иногда он предстает перед людьми в чем мать родила: обросший мхом и лишайником, иногда – в длинной белой рубахе с широченными рукавами.
Жена лешего лешачиха – неряшливая черноволосая женщина, особенно не заботящаяся о своем внешнем виде. (Вероятно, из-за непривлекательности супруги хозяин леса любит ухаживать за женщинами, склоняя их к греховным делам.) Лешачиха забирает в домах оставленную без благословения пищу, крадет детей, заставляя их работать на себя. Порой, превратившись в молодую женщину, она соблазняет одиноких мужчин, берет в любовники путников, остановившихся в лесных избушках. Бывает, что лешачихи наведываются к дровосекам под видом их жен. Для мужика такое сожительство редко оканчивается благополучно: спустя некоторое время он начинает чахнуть, тосковать и вскоре умирает, если только не решит покинуть людей и сам не обратится лешим, навсегда поселившись в чащобе. Чтобы избавиться от лешачихи, надо надеть ей крест на шею либо отстегать ее рябиновой веткой.
Дети лешего и лешачихи лесавки – маленькие серенькие человечки, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве и бодрствуют с конца лета до середины осени. Они поднимают листву, шелестят высокой травой, засыпают пеших и конных трухой, обматывают паутиной, а натрудившись, сворачиваются в мохнатенькие клубочки и долго отсыпаются. За лесавками присматривают старик листин и бабка листина. Это духи тихие – не шуршат, не буянят, тихо сидят в куче листвы возле пня и командуют, кому и когда шелестеть.
В другой версии лесавки описываются как бледные высокие девушки с длинными черными волосами. В белых грубых рубахах, подвязанных осокой, а то и вовсе обнаженные, они бегают по глухим лесам, напевая лесавкины песни. Могут заманить неосторожного путника в непроходимую чащу леса и оставить одного на погибель. Излюбленное занятие лесавок – красть младенцев, которых они забирают ночью из люльки и закармливают до смерти. Если младенец оказывается некрещеной девочкой, уносят ее на болото и растят как лесавку. Обычно для защиты от их набегов матери-ведуньи кладут в кроватку ребенка раскрытые ножницы или нож.
Жилище лешего – бревенчатая изба в густом ельнике вдали от людских поселений. Порой в больших лесах живут по два и по три леших, которые постоянно ссорятся между собой. Часто дело доходит до драки: соперники бьют друг друга столетними деревьями и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. Нередки и битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору.
Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим лесной хозяин напоминает лесных эльфов шведского фольклора.
Леший любит тишину, но может и пошалить: заберется на дерево и давай диким криком грибников пугать. Или корнем прикинется и подножку человеку подставит. Путник упадет, нос расшибет, а леший хохочет-веселится! И грибник перепуганный, сбившись с пути, будет долго плутать по лесу. Довольный своей шуткой, захлопает в ладоши леший, и от этого пойдет по лесу шум и гром, да только заблудившемуся все это совсем не в радость.
Излюбленное время лешего – сумерки, ночь. Но в полумраке чащобы, на темных дорогах и тропинках он появляется и утром, и днем. По общераспространенным представлениям, в лесах, болотах пролегают невидимые «дороги лешего», попасть на которые опасно: лесной владыка может «отбросить» попавшегося ему на пути человека, покалечить, увести за собой, а то и сгубить.
Иногда лешие уводят с собой детей, после чего те дичают, перестают понимать человеческую речь и носить одежду. Взамен похищенного младенца лешие иногда кладут в колыбель связку соломы или полено, но бывает, что взамен оставляют свое дитя – безобразное, глупое и обжорливое. Достигнув 11 лет, этот подмёныш убегает в лес, а если все же остается с людьми, то становится колдуном.
Чтобы запутать путника в лесу, леший с умыслом переставляет знаки или прикидывается деревом, которое для путников служит приметой. В другой раз он принимает вид знакомого человека и, заводя разговор, украдкой отводит встречного от дороги. А еще может заплакать, будто ребенок, или застонать, как умирающий, чтобы заманить в чащу леса сострадательного мужика и защекотать его до смерти.
Вмешивается леший и в бытовые дела сельчан. По поверью каждый пастух должен подарить лешему на лето корову, не то он озлобится и перепортит все стадо. Охотники тоже приносили ему подношение в виде краюшки хлеба или блина, выкладывая его на каком-нибудь пне.
При приближении женщины леший норовит затащить ее в свою избушку. Чтобы освободить пленницу, рекомендуется поскорее отслужить службу. Правда, поможет это лишь в том случае, если девушка во время пребывания в гостях ни разу не отведала пищи. Если пленница выполнила это условие и были проведены службы, леший выводит ее туда, откуда и похитил. Впрочем, в некоторых преданиях Западной Украины рассказывали, как девушки сами убегали в лес, но через несколько лет возвращались к людям, причем обученные всяким лесным премудростям, колдовству и знахарству, да еще и с деньгами. Те же, что не вернулись, становились женами лесных духов.
Любимая присказка лешего: «Шел, нашел, потерял». Если, как говорилось, леший «обойдет» путника, тот непременно потеряет дорогу и может заблудиться буквально «в трех соснах». Во избежание таких приключений существовали верные способы рассеять морок лешего: человек должен ничего не есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку). Кроме того, можно надеть всю одежду наизнанку или перевернуть стельки и переобуться – левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот. Только после этого удастся отыскать дорогу из леса.
Проклятых и заблудившихся, не сумевших найти путь домой или не «отведенных», не спасенных родными лесной хозяин забирает себе «в присягу». Вырваться от него можно посредством молитвы или, напротив, матерной брани, а также рассмешив лешего, крикнув «овечья морда, овечья шерсть».

По польскому поверью, леший любит сидеть на старых сучьях в образе совы, и, видимо, поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. Есть даже поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана». На деревьях лешие проводят большую часть времени; качаться и развлекаться для них – самое любимое занятие, отчего в некоторых губерниях лешему давали название «зыбочник» (от зыбки, люльки).

Согласно поверьям севера, леший «кричит на разные голоса: и по-ребячьи, и по-бабьи, и по-мужичьи, ржет и по-лошадиному». Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребенком». Есть для путников и предостережение: в лесу может свистеть только «хозяин», но не человек – иначе тот обидится.
В народном месяцеслове Велесова Ночь 1 мая и Купальская ночь на 24 июня считалась временем, когда активизируется и проказит всякая нежить, в том числе и леший. А в ночь под Рожаници (4 сентября), по поверью, лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и селам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства. Для охраны гумен поселяне выходили к загородям, вооруженные кочергой и в тулупах, вывернутых наизнанку. Также особым «срочным днем» лешего считался Овсень (25 сентября), день, когда «лешаки» сгоняли в особые места лесное зверье, – в эти моменты попадаться им на пути было опасно.
Любопытное сказание связано в народе с днем 22 октября: на Осенние Деды, считали крестьяне, лешие с лесом расстаются. Именно в этот срок они ломают деревья, гоняют зверей по лесу до тех пор, пока не проваливаются под землю. Не полагалось в эту пору даже заглядывать в лес, поскольку там страшно: «леший бесится». Говорили также: «Леший – не свой брат, переломает все косточки не хуже медведя».
Однако с лешим вполне можно было и поладить. Во избежание каких-либо неприятностей каждый, приходя в лес, должен с ним поздороваться и попросить разрешения на ночевку или сбор лесных даров; желательно оставить под деревьями или на пеньке угощение для лесного хозяина и прочих обитателей. Доброго и умного путника он еще и одарит, покажет всякие красоты и чудеса. Может помочь или ответить на разные вопросы. Любит поговорить со знающим человеком и позагадывать загадки.

Тем, кто хочет его позвать, надо знать присказку: «Дедушка леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таковым, каков я». После таких слов леший, если пожелает, явится в человеческом обличье и с ним можно будет поговорить о жизни.

Чаще всего лешего видели в Купальские дни: в этот период он ходит по лесу рядом с людьми, смотрит на их игры и забавы. В людские поселения заходит редко, уважительно относясь к их служебным духам – домовым и банникам.
Надо сказать, что знакомых, родичей и помощников у лешего не счесть. Среди них – пущевики, полевики , лесной дух аука, моховики и прочие сущности. Пущевик, как правило, живет в непроходимой чащобе – пуще. У него руки как сучья, ими он цепляет путника, срывает одежду, норовит попасть в глаза, чтобы не допустить в свои владения. У него сверкающий взгляд, косматые зеленые волосы, он то кустом колючим прикинется, то корягой, то веткой. Во владениях пущевика вечный мрак и постоянная влажная прохлада даже среди самого жаркого лета. Здесь всякое движение замирает, всякий крик пугает до дрожи – редко кто может избавиться от тягостного, хотя и невидимого присутствия пущевика.
В отличие от прочей нежити, дух леса аука не спит ни зимой, ни летом. Выглядит на первый взгляд довольно безобидно: маленький, пузатенький, с надутыми щеками с круглым выпуклым брюшком. Живет аука в самой глухомани леса, в избушке, проконопаченной золотым мхом. Зимой, когда лешие спят, ему раздолье! Любит он морочить голову человеку в зимнем лесу, отзываться сразу со всех сторон. Того и гляди заведет в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомится человек и не уснет сладким морозным сном, забыв обо всем на свете. И делает это аука не от злости, а для собственного развлечения. И чтобы не попасть в такую ситуацию, следует внимательно прислушиваться и по голосу отличать человека от лесной нечисти.
Другой дух с ласковым именем боли-бошка предпочитает прятаться в ягодных местах. При встрече с людьми предстает бедно одетым грустным востроносым старичком: весь в лохмотьях, взгляд печальный, выражение лица скорбное. Однако, если присмотреться, можно заметить хитринку в его глазах. Боли-бошка с глубоким вздохом сообщает встречному, что потерял свою суму и просит-умоляет помочь ее найти. У того, кто посочувствует и примет горестное признание за чистую монету, тотчас заболит голова, кроме того, человек потеряет способность ориентироваться на местности. Но бывает и хуже: как только сердобольный посетитель леса откликнется на мольбу и начнет искать пропажу, боли-бошка вскакивает ему на шею и катается верхом в свое удовольствие.
Если местность болотистая, есть вероятность встретить моховика , маскирующегося в зеленые или бурые тона – под стать мху, в котором живет. Этот самый маленький лесной дух может являться людям в образе свиньи или барана, а захочет спрятаться – превращается в маленькую кочку. По роду занятий моховика можно отнести к лесным сторожам: он не позволяет собирать ягоды в неположенное время. Тех, кто попадется на этом, моховик начинает водить кругами до тех пор, пока вконец не измотает. И все же ради справедливости надо заметить, что, помучив изрядно, моховик обычно отпускает ослушников подобру-поздорову.
Всем этим мелким воинством командует дед-лесовик : руки и ноги у него покрыты корой, в волосах и бороде вьется плющ, на голове – птичье гнездо. Если кто заблудился в лесу, то должен сразу сказать: «Дед-лесовик, ты к лесу, а я к дому привык», – и сразу отыщет верную дорогу.
Вероятно, во многих народных представлениях дед-лесовик и леший – одно и то же существо.
Среди других подчиненных лесовика-лешего – белки, песцы, зайцы, полевые мыши, которых он перегоняет из одного леса в другой. По украинскому поверью, леший, или полисун , гонит плетью голодных волков туда, где они могут найти прокорм. По народным рассказам, лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Так что массовые миграции этих животных, разумное объяснение которым найти трудно, оказываются на самом деле уплатой карточного долга.
Согласно распространенным представлениям, леший может как напускать на домашнюю скотину хищных зверей, так и охранять стадо по договору с крестьянами. Обычно когда стадо первый раз по весне выходило в поле, то его поручали невидимому надзору святого Егория, но при этом пастух нередко заключал (или «подновлял») и договор с лесным хозяином. Хороший пастух, по понятиям крестьян, должен был знать условия заключения и соблюдения такого соглашения (включавшего жертву лесному духу). Знающиеся с нечистыми духами пастухи во многих районах России почитались колдунами. На берегу Белого моря местные жители еще недавно вспоминали о пастухах-поморах, «сильных» колдунах, которые сумели «закрыть» скот, сделать его невидимым для хищников.
Передавались в народе и относительно простые, незасекреченные методы. В Архангельской губернии, да и в других областях Севера России, считали, что леший согласится охранять деревенское стадо, если в качестве оплаты предложить ему молоко. Для скрепления этого договора пастух произносит заговор и бросает в лес замо;к с ключом; леший поднимает его и отпирает или запирает, в зависимости от желания пастуха. При этом считается, что скот ходит, то есть пасется, только тогда, когда замок отперт. По рассказу, записанному на Волыне, леший-пастух избирается из числа нечистых на Маковея, 1 августа.
Пасти скот может и лешачиха («оборванная жонка», высокая дряхлая старуха). Если человек, заключивший с лесными духами договор, нарушает хотя бы одно из его условий (например, пытается увидеть пастухов-лесовиков), то невидимые помощники исчезают, а разгневавшись, напускают на стадо диких зверей или уводят коров.
Потерявшихся, «уведенных» животных также возвращали с помощью жертв, подарков лесным духам. На Киевщине при пропаже коров увязывали в платок пшеничную шаньгу и горшочек каши и в полночь оставляли на росстани (перекрестке). Считалось, что если горшочек исчезнет, то лесовики возвратят коров. «Чтобы вернуть коров, угнанных лешим, раньше суеверные люди через головы скота бросали хлеб, тем самым стараясь войти «дедушке в милость». В Полтавской губернии лешему предназначали краюшку хлеба, щепотку чая, кусочки сахара, оставляя их на дереве. Нередко при отыскании скота обращались к колдунам, которые, в свою очередь, имели связь с лесными духами. В повествовании, записанном на Прикарпатье, колдун, знающийся с лешим, отыскивает пропавших животных: идет глухим лесом, «без всякого следа», свистнет – и появляется потерявшаяся лошадь.
Деревенские пастухи заключали с лешим и такой договор: чтобы скотина в болото не забредала, чтобы ее зверье лесное не трогало, чтобы коров не сдаивало. Такое поручительство записывали на бересте или на доске как взаимные обязательства. После чего уносили «берестяную грамоту» и угощение лесному хозяину на заветное место.
Если случалась беда в лесу, то люди обращались к нему за помощью на опушке леса или посреди большой поляны; иногда писали в этом случае «Прошение к лесному царю» и оставляли его на большом пне или в дупле дерева. За помощь люди всегда щедро благодарили лешего, так как понимали, что жить в мире и дружбе с лесными обитателями всегда лучше, чем в ссоре.
В целом можно сказать, что образ лешего в поверьях так же разнообразен, как лес, окружавший поселян с рождения до смерти. Многоликий лесной хозяин, вызывающий к себе двойственное отношение, в сказах большинства районов все же не представляется злокозненным существом, противным Богу и людям. Как и лес, он необходимый участник бытия; леший небезопасен, но в чем-то и привычен. Благодаря вере в «живой» лес, многочисленных лесных обитателей таинственные пространства оказывались приближенными к человеку, а сам человек, растения, звери, птицы нередко становились не противниками, а родственниками, добрыми соседями и надежными помощниками.


Кто такой Леший и почему его нельзя обижать, когда собираешь грибы
Леший – в мифологии восточных славян хозяин леса, дух-покровитель лесных животных. В древности данное существо наделяли достаточно противоречивыми качествами и считали, что лесовики способен как помочь человеку, так и навредить. Именно этим духам подчинялись все птицы, животные и растения.
Как и многие другие фольклорные персонажи, в период христианизации Руси, леший был сильно демонизирован и причислен к нечисти. Со временем образ лешего перекочевал в мировую культуру и стал источником вдохновения для зарубежных и отечественных писателей, живописцев, режиссеров и других творческих деятелей. Чтобы проследить истоки и развитие данного персонажа, следует узнать, где живет леший, есть ли у него семья и каким образом он взаимодействует с человеком.

Как выглядит леший
Внешность у лесного духа весьма специфическая, поэтому если он попадётся вам на глаза, вы сможете узнать его за версту. Отличительные признаки лешего:
• зелёные, святящиеся в темноте глаза;
• спутанные волосы, в которых запутались мелкие ветки и листья;
• надетая наизнанку верхняя одежда;
• левый ботинок обут на правую ногу, а правый — на левую;
• зеленоватая кожа лица.
Впрочем, вышеперечисленные приметы являются весьма условными и приблизительными, так как леший может принимать любое обличье, а также умеет менять собственный рост по своему желанию. Чтобы проходящие мимо люди его не заметили, он способен превратиться в пенёк или в какое-нибудь животное.
Особенности поведения лешего
Леший имеет полную власть как над деревьями, так и над всеми лесными животными. Он может лечить заболевших зверей, отгоняет от леса злых духов, а также выгоняет из своих владений людей, которые по каким-либо причинам ему не нравятся.
Считается, что поступки лешего трудно предсказать, так как он очень подвержен перепадам настроения. Когда он благодушен, то может шутить и веселиться. Шутки его заключаются в том, что он пугает людей и животных разными неожиданными звуками, а потом громко хохочет и хлопает в ладоши.
Но если леший зол, лучше не попадаться ему на глаза. Ибо он способен незаметно завести человека в лесную чащу и начать водить его по кругу, долго не позволяя выбраться из леса. Отсюда, скорее всего, пошло известное выражение: «Заблудиться в трёх соснах».
Если лешего сильно разозлить, то он даже может убить путника — сначала вывести прямо к лесной топи, а потом толкнуть его туда. Хотя такие случаи бывают нечасто. Злится он тогда, когда люди сильно шумят, неуважительно относятся к природе, мусорят, без причины обижают зверей.
В древности считалось, что леший ворует и забирает себе детей, которые приходят в лес без сопровождения взрослых. Он также весьма неравнодушен к красивым женщинам. Поэтому молоденьким девушкам ходить в лес в одиночестве не рекомендуется, чтобы не пропасть там бесследно, став женой лесного духа.
Но далеко не всегда лешего следует бояться. Очень часто случается так, что он испытывает расположение к людям, пришедшим в лес. В таком случае, лесной дух оберегает своих гостей от диких зверей, и выводит на поляны, где можно собрать много грибов. Компаниям, заблудившимся в лесу, он помогает выйти из чащи живыми и невредимыми.
Но есть один день в году, когда к лесу лучше даже близко не подходить. Считается, что 4 октября леший находится в очень плохом расположении духа, крушит и ломает всё, что попадается ему на пути. Находясь в таком свирепом состоянии, он способен натравить на человека, случайно забредшего в лес, диких животных, или даже свалить на него дерево.
Как вести себя с лешим

Если вы любите гулять в лесных дебрях, или живёте рядом с лесом, то с лешим вам лучше дружить и не ссориться. Так как он очень хитёр и способен сделать пакость любому, кто отнесётся к нему без должного уважения. Поэтому, придя в лес на охоту или за грибами, не забудьте поздороваться с лесным духом и поблагодарите его за гостеприимство.
Если вдруг вы не понравитесь лешему, и он начнёт кружить вас по лесу, не давая найти дорогу домой, снимите с себя верхнюю одежду и наденьте её наизнанку. Можно также надеть левый ботинок на правую ногу, а правый — на левую. Этим вы сразу же завоюете расположение лесного духа, и он перестанет вас дразнить.
Иногда бывает так, что леший появляется перед человеком во всей своей красе и ведёт себя довольно агрессивно: кричит по всё горло, кидается камнями и ветками. Особенно часто такое случается с теми, кто бродит по лесу ночью, нарушая покой зверей и лесных духов. Убить его невозможно, так как он является бессмертным и бестелесным. Но если выстрелить в его сторону серебряной пулей, он испугается, убежит, и больше не будет вам докучать.
Леший и его образ жизни
Принято считать, что в каждом лесу живет один леший, но если лес уж очень большой, то у него может быть несколько хозяев, причем каждый «отвечает» за свой участок.
Живут лешие в дуплах, старых сухих деревьях, корягах, лесных избушках, пещерах и т.п. Путь к жилищу лесного хозяина преграждают:
• густые заросли;
• поваленные деревья;
• болотные топи;
• прочие помехи.
Зачастую этот персонаж предстает одиноким и холостым, но в некоторых сказаниях утверждается, что лешему свойственна тяга к созданию семьи. Его супругой может стать как лешачиха, так и похищенная или заблудившаяся девушка. Помимо своих лешачат берет лесной хозяин на воспитание и человеческих детей, потерявшихся в его владениях.
Жизнь леших связана со сменой времен года. Весной дух-хранитель просыпается от зимней спячки вместе с природой, а в канун Ивана Купалы с ним даже можно заключить договор. Всю весну, лето и начало осени леший занимается делами своего родного леса, а после праздника Воздвижения (27 сентября) уходят на покой до новой весны. В некоторых регионах считалось, что леший впадает в спячку после 17 октября, после Ерофеева дня.
Чем опасен леший для человека?
Все трагические происшествия, случавшиеся в лесу, люди связывали с немилостью лесного духа. Заблудился и пропал ребенок, утащили волки корову, напал зверь на охотника – все это проделки хозяина леса.
Если не проявить к лешему достаточного почтения, то он непременно рассердится и заведет обидчика в такую чащу, откуда выбраться без посторонней помощи вряд ли удастся. Любит лесной дух покуражиться над незадачливым грибником или охотником. Однако не всегда «водит» по лесу в наказание, иногда это делается просто из зловредности – не стоит забывать, что лесной хозяин это «нечистая сила».
Не любит он хвастунов. Когда собирались идти в лес, избегали говорить о скором возвращении, чтобы не сердить лешего, который специально начнет путать следы. Но опаснее всего оказаться в лесу после ссоры с родней, особенно если в спину были посланы проклятия. Проклятый человек – законная добыча лесного хозяина.
Что нельзя делать в лесу, чтобы не разозлить Лешего?
• В лесу строго-настрого запрещалось ругать кого-либо, особенно ребенка, с упоминанием Лешего, говорить о нем в лесу, иначе дух не заставит взять к себе того, кто его призвал.
• Особенно оберегали от нападений Лешего детей, идущих в лес. Идя в лес, советовали всегда запоминать, какое первое слово произнес случайно встреченный по дороге человек. Такой случайный прохожий может оказаться Лесовиком, и если придется обращаться к нему за помощью, потеряв в лесу дорогу, он спросит это слово. Не удастся его припомнить — с собой заберет.
• Нельзя было кричать в лесу, откликаясь на эхо, свистеть и всячески шуметь. Если все же Леший завел в глухую чащу, чтобы найти дорогу, надо было снять с себя одежду, вывернуть наизнанку или задом наперед, так и надеть, обуть левый сапог на правую ногу.
Способы вызвать лешего

В некоторых регионах существовали следующие способы вызвать лешего:
• Если кто желал узнать свое будущее, то в четверг Светлой Седмицы (недели после Пасхи) в лесу нужно было отыскать старую березу. Усевшись на дерево, следовало трижды прокричать: Царь лесовой, всем зверям батько, явись сюда! Явившийся лесной дух предсказывал человеку его судьбу.
• В тех местах, где домашний скот выпасали в лесу, перед началом выпаса пастух заключал договор с лесным духом. В Юрьев день (23 апреля по старому стилю) или же на Николу Вешнего (9мая) пастух трижды обходил стадо с иконой и произносил специальный заговор. Затем, нужно было найти осиновый пень или старую березу, и, усевшись вызвать хозяина леса с помощью специального заклинания. При этом обязательно следовало пообещать подношение – корову из стада или что-то из еды. Считалось, что в обмен на подарок леший пошлет своих помощников, которые все лето будут охранять стадо.
• Искали расположения лесного духа и охотники. Заключившему договор с лесным хозяином добыча сама шла в руки. Чтобы умилостивить духа, охотники оставляли ему в дар пасхальные яйца, блины и прочую снедь. Но благоволит леший лишь к тому человеку, кто не возьмет в лесу лишнего.
По большей же части люди старались избегать лесного хозяина, а не то что специально искать встречи с ним. Собираясь в лес, крестьяне просили дозволения лесного духа войти и старались соблюдать некоторые правила, например, не шуметь без нужды, возвращаться домой засветло и т.п. Если же доводилось заночевать в его владениях, то нужно было просить специального разрешения.
Среда обитания
Согласно легенд, лесовик любит уединение и выбирает для жизни самые непролазные и труднодоступные места в чаще. Однако встретить его можно в любом месте вверенного ему в заботу леса.
Обязанности
Присматривает за порядком в лесу, помогает животным и птицам, убирает больные деревья, оберегает лес от бесчинства нечисти и людей
Нрав
Не смотря на любовь к уединению, любит веселье да шутки. Грибники и охотники могут стать объектами его развлечения. Маховик пугает заплутавших путников и подшучивает над ними. А когда шутка удается на славу радуется как ребенок, смеется и хлопает в ладоши.
Если человек не уважает лес и вредит ему, может осерчать и заманить в топь либо чащу и погубить. Среди способностей духа леса можно выделить еще и умение подражать разным голосам, от скрипа дерева, до смеха или крика человека.
Леший не только следит за лесом. Но и может помочь заплутавшим найти дорогу к дому или населенному пункту.
Важно. 4 октября леший из доброго и заботливого духа леса превращается в беснующуюся нечесть. В этот день в лес лучше не ходить.
Взбесившийся лесовик может разрушать все на своем пути, убивая птиц и животных. После этого дня проваливается под землю в спячку до весеннего потепления.
С кем враждует?
Леший относится к доброму и миролюбивому духу, но чужих не любит. Если в лес приходит другой леший, они вступают в бой. Также леший не жалует домового и водяного. При пересечении, с которыми вступает в бой.
Как защититься от лешего?
Лесовой не нападает на людей без веской причины, главный вред который может нанести хранитель леса — запутать следы, затрудняя поиск выхода из леса. Для защиты от духа леса снимите с себя одежду и наденьте её наизнанку. Если в лесу заплутала группа людей, стоит поменяться одеждой друг с другом и надеть её наизнанку
Леший в славянской мифологии
У славян были особенные духи, нечисть, которые управляли силой воды, ветра, полями, лесами, помогали в делах или, наоборот, устрашали людей. Леший — это наверное один из самых популярных персонажей славянской мифологии.
Это существо, которое руководит всем лесом, чаще всего одинокое. Отношение к такому персонажу в народе всегда было двойственным. С одной стороны его уважали, почитали, к нему отправляли за советом и помощью. С другой стороны Лешего демонстрировали как представителя нечистой силы, целенаправленно вредящего людям, пугающего, ворующего детей.
Считалось, что если человек не будет просить у Лешего помощи, задабривать перед выпасом скота, собирательством грибов и ягод, то дух очень сильно рассердится и сделает так, чтобы человек в лесу потерялся.
В далекие времена этому духу приписывали самые разнообразные способности. Одна из них — это возможность видеть будущее. В некоторых легендах указано, что Леший мог даже обращаться за помощью к людям, и если они сотрудничали с ним, то мог хорошенько наградить их и даже раскрыть некоторые тайны будущего.
Данный дух имеет множество имен, которые распространены в различных регионов. Кстати, уважительно к нему обращались называя «Лесной хозяин». Слово «леший» считалось очень неуважительным (точно так же, как слово «домовой», правильно говорить — «Дедушка»). Духи любят, чтобы к ним относились с уважением.
Слово «Леший» весьма часто начинает упоминаться в некоторых текстах заговоров, начиная только с 17 века.
Где живет леший?
Как правило, обитают существа в любой точке леса. Иногда появляться дух может в полях либо деревнях. Самое любимое место Лешего — это старые ели. Свой дом он поможет обустроить также в дупле, лесных домиках либо в тайных пещерах. Рядом с домом хозяина леса человек обязательно заблудится.

Вместе с сущностью обязательно живут различные животные. Считается, что к дому Лешего приходят звери перед смертью. В некоторых легендах указывается, что хозяин может жить со своей женой. Нередко ею является похищенная девушка. В некоторых мифах указано, что в такой семье могут быть даже дети (свои, либо похищенные у людей).
Люди верили, что у данного существа есть даже свое хозяйство. Все животные, птицы, которые находились на территории леса, принадлежали ему. Миграцию зверей люди объясняли тоже с магической точки зрения — Леший проиграл кого-то из животных другому Лешему и поэтому звери уходили к новому хозяину в другие места.
Внешний облик хранителя леса
В легендах дух леса описывается абсолютно по-разному. Можно сказать одно, Леший очень многолик. Иногда он может напоминать человека, но его выдает серая кожа, темно-зеленые волосы и зеленая борода.
В некоторых сказаниях встречается и другое описание — что это одновременно и животное, и растение. Можно встретить описания, указывающие на то, что Леший — это безликий дух.
У данного персонажа есть весьма важное качество — он может превращаться во что угодно. Чаще всего он принимает образ дерева. Это демоническая осина, дуб, липа или сосна. Также стать дух может пнем, грибом либо мхом. Иногда в сказаниях описывается обросшая мхом одежда и лицо духа, плотная грубая кожа.
В легенде указывается, что иногда, прежде чем показаться человеку, Леший пугает его. При приближении хозяина леса начинают трещать деревья, ветви хватают человека за руки, лес начинает гудеть и шуметь. В некоторых случаях существо является персонификацией всего леса. Превращаться Леший может в любое животное. Такое тотемное, как медведь, филин либо волк, а также демоническое — сорока, лягушка.

В некоторых случаях Лешего ассоциировали с древнегреческим богом Паном, так как представляли его в виде получеловека-полукозла. Нередко перед путником магическая сущность может появиться в виде знакомого человека. Часто это усопший родственник.
В одних сказаниях описывается сущность как великан, в других — как маленький человечек. Считалось, что в зависимости от того, в какую сторону дует ветер, можно узнать, куда движется Леший.
Нашим предкам был известен действенный способ, который позволяет увидеть эту сущность. Для этого необходимо было посмотреть через правое ухо лошади либо через хомут. Согласно одному из преданий, хозяин леса носит шапку невидимку и с ее помощью скрывается от людей.
Ритуалы и обряды
Различные легенды содержат некоторые упоминания о ритуалах, которые проводились для того, чтобы пообщаться с Лешим. В одной из них указано, что для того, чтобы встретиться с хозяином леса, необходимо было срубить несколько берез, сложить их по кругу так, чтобы все верхушки сошлись в центре, расположиться в середине круга и громко позвать дедушку.
Был еще один весьма распространенный способ. Необходимо было срубить сосну так, чтобы она повалила две осины. После этого на дерево нужно было стать лицом к северу и позвать духа.
Большой популярностью пользовался обряд призыва в ночь на Ивана Купала. Человеку нужно было срубить осину так, чтобы она рухнула на восток. После этого человек становился на нее, поворачивался лицом к востоку, нагибался и смотрел на землю.
В древности люди также обращались к Лешему за помощью и советом. Считалось, что на Святки можно погадать на перекрестке. Для этого необходимо было взять лучину и нарисовать вокруг себя (стоя на перекрестке) три круга. Далее принести с собой кусок хлеба. Иногда брались и другие дары.
Лешего следовало позвать, после чего задать вопрос. Звуки, доносящиеся из леса, и будут ответом на вопрос. Таким образом, можно было получить 3 ответа. Если человек не брал ничего с собой в дар, то мог за это поплатиться.
Кроме этого, узнать, что ждет человека в будущем, можно было внезапно столкнувшись с хозяином леса. Считалось, что он не откажет путнику в помощи, если будет в хорошем расположении духа.
Хранитель леса — это очень распространенный персонаж легенд, мифов, сказок. Благодаря тому, что образ появлялся в очень многих произведениях, он приобрел новые черты, которые далеко не всегда соответствуют традиционным представлениям об этой нечисти. Но, как бы там ни было, Леший навсегда останется мудрым, сильным и грозным хранителем подвластной ему территории.
Существуют ли лешие в реальности?
Существует ли леший в реальности или это плод человеческого воображения? Ответ на вопрос нужно давать, опираясь на рациональные факты, а не мифологические сказания. Скорее всего, леший — один из способов объяснения природных явлений, которые случались с людьми в лесу.

Есть тысячи рассказов очевидцев, заплутавших в темных чащах и утверждающих, что из западни их вывел именно добрый леший. Интересны также и другие истории:
• Не зря леших величают блудунами, шатунами или манилами. Часто они забавы ради уводили путников с тропы, а после выводили их на верную дорогу. Когда пребывали в плохом расположении духа, лешие могли наказать человека голодом или наслать на него дождевую тучу.
• Часто мужики, которые отправлялись в лес нарубить немного сучьев для помоста или белку подбить, встречались с недоброжелательным лешим. В таком случае нужно быстро вывернуть всю одежду наизнанку и произнести молитву. Леший — нечистый дух, он испугается и сбежит.
• С лешим заключали соглашения пастухи, собиратели ягод и охотники. На праздник Купала к опушке леса для лешего приносили пожертвования, чтобы потом пользоваться благосклонностью этого лесного обитателя.
• Нередки рассказы, когда в лесной чаще на путников наваливалась гнетущая тишина, которая будто придавливала к земле. Считалось, что это проделки манил и испугать проказников можно огнивом. Дело в том, что лешие очень боятся даже намека на огонь, ведь он напрямую угрожает их владениям.
• Ученые фиксировали случаи, когда люди сетовали на леших и обвиняли их в краже домашнего скота, который выпасался неподалеку от бора.
С точки зрения физики, леший может быть сгустком энергии. Физические очертания такой поток не приобретает, поэтому образ лешего — плод бурной фантазии. Но сам сгусток энергии может вызвать галлюцинации и миражи.
К слову, на подобные визуальные моменты влияет также психоэмоциональное состояние заблудившегося в лесу. Как правило, человек напуган, он ощущает тревогу и страх. В состоянии аффекта легко увидеть то, чего на самом деле не существует.
Лешие — это чрезвычайно популярные и интересные персонажи славянской мифологии. И пусть они не существуют в реальности, но в мифологическом мире лешие — однозначные фавориты многих фольклорных произведений.
Как, по мнению славян, выглядит хозяин леса?

Перед каждым человеком леший предстает в ином обличье: то карликом, то великаном, а иногда и нормальным человеком. Может обернуться птицей или зверем, а то и сильным ветром.
Но чаще всего лешего описывают как старика, с длинной зеленоватой бородой. Кровь у него синяя, поэтому цвет лица синюшный, сероватый, или же белый, как береста. Глаза у лесного хозяина зеленые, но несвойственного человеку бледного оттенка, и гораздо больше людских.
Иногда леший предстает перед заблудившимся человеком в образе родственника или знакомого, и только по возвращении домой оказывается, что встреченный в то время был совсем в другом месте.
Читайте также:  Славянский оборотень Волколак. Какой силой обладает и как от него защититься?Одет лесной хозяин может быть во что угодно, разве что иной раз одежда застегнута на левую сторону. Но может явиться и совершенно голым. А вот чего никогда не будет на лешем, так это нательного креста, ведь он принадлежит к «нечистой силе».
Обереги

Как и многие представители «нечистой силы» боится лесной дух железа. Поэтому, отправляясь в лес, желательно было иметь с собой вещицу из этого металла, чтобы леший не запутал.
Интересно, что схожее поверье существовало у кельтских племен, а впоследствии в английском фольклоре: якобы лесной народ (эльфы, феи и пр.) избегает «холодного» железа.
Опасался леший и медных пуль. Помочь против духа может соль, огонь, обструганные палки из следующих пород дерева:
• рябины;
• осины;
• липы.
Если заблудившийся человек никак не мог найти обратную дорогу, то надо было вывернуть собственную одежду наизнанку и надеть ее уже в таком виде. Когда заплутавших было несколько, можно было просто поменяться одеждой между собой. Считалось, что такая хитрость делает человека невидимым для глаз лешего.
Помогают от козней лесного духа православные молитвы, в особенности молитва Пресвятой Богородице. Как и любая нечисть, не любит он матерную брань.Если по пути в лес встретишь странного человека, который заведет разговор, обязательно следовало запомнить его первое слово. Как начнет леший заговаривать заблудившемуся зубы, достаточно сказать ему это слово и замкнуть круг беседы.
Наши предки жили в куда более тесном взаимодействии с природой, чем мы. Поэтому неудивительно, что с существованием лешего связано такое множество сказаний, поверий и примет. Гнев лесного хозяина мог сгубить человека в лесных дебрях, а милость – спасти жизнь.
В культуре
Русские поэты и писатели обожают использовать в творчестве образ хранителя леса. С детства каждому знакомы строчки из поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила»:
«Там леший бродит, русалка на ветвях сидит…»
Старика можно встретить в стихах Василия Жуковского, Павла Катенина, Афанасия Фета, он засветился в прозе Ивана Тургенева и сказках Алексея Ремизова.
Спартак Мишулин в роли ЛешегоДвести с лишним лет леший живет в книгах под разными личинами: то это неугомонный своенравный дух, то добрый хранитель леса, то выступает главным герой, а то скромно сидит в «уголке». Современные писатели тоже уделяют персонажу внимание – в конце 90-ых годов любители фэнтези получили от Анджея Сапковского рассказы «Сага о Ведьмаке».
Михаил Кононов в роли ЛешегоРедкая киносказка обходится без лешего. Персонаж дополняет традиционный набор «злых» героев – Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного. Костюм лесного старика примеряли Владимир Рудин («Лесная песня», 1961), Иван Миколайчук («Лесная песня. Мавка», 1980), Сергей Яковлев («Немухинские музыканты», 1981) и другие известные российские актеры.
Великолепный леший вышел из Спартака Мишулина, который появился в сказке «В тринадцатом часу ночи» (1969), и из Михаила Кононова, снявшегося в фильме «Андрей и злой чародей» (1981).

Георгий Штиль в роли ЛешегоВ 2011 году российский кинематограф обогатился картиной «Реальная сказка», где повелителя лесов сыграл Георгий Штиль. Интересно, что для Штиля это уже второе появление в образе Лешего: в 1975 году он входил в актерский состав сказки «Новогодние приключения Маши и Вити»
Из зарубежных киноработ ярким стал фильм ужасов «Леший», созданный режиссером Бреттом Леонардом. В основу легли комиксы «Марвел», поэтому с персонажем из русского фольклора его роднит только имя. В таинственного жителя глухих болот, убивающего людей, перевоплотился Конан Стивенс.
Конан Стивенс в роли ЛешегоИ, конечно, сказочный герой присутствует в россыпи мультфильмов. Советские дети знакомились с ним в мультиках «Приключение домовенка», «Глаша и кикимора», «Стрела улетает в сказку», «Уважаемый леший». Голоса старику дарили Георгий Вицин, Феликс Иванов, Юрий Волынцев. В первом десятилетии нового века леший вошел в сюжет еще нескольких анимационных фильмов.
Поверья и обычаи
Образ лешего за долгие годы успел обрасти поверьями. Заходя в лес, гость обязан попросить разрешение на охоту и собирание ягод и грибов. Если даров природы оказалось много, следует, возвращаясь домой, сказать «спасибо» лешему за помощь. Перед Ивановым днем на поклон к нему ходили пастухи, чтобы дух помог уберечь скот от хищных зверей. А 4 сентября народ, одетый в вывернутые тулупы, выходил стеречь гумна от разбушевавшегося деда, который норовил пробраться прямо в деревню.
Разозленный Леший. У персонажа даже имеется собственный день – 16 октября, когда ни один оберег не спасет человека от возможных проказ лесного духа. Этот сказочный старик накануне Ерофеева дня беснуется по-особому буйно и творит в компании с кикиморами страшные дела, ведь нечисти предстоит исчезнуть до весеннего тепла.
Убить лешего невозможно, но зато просто напугать и прогнать. Он, например, боится меди. Если выстрелить в него пулей из этого металла, тут же исчезнет. Заплутавшим в лесах и болотах грибникам поможет найти дорогу домой вывернутая наизнанку одежда. А верный способ избавиться от чар лешего – выругаться или прочитать молитву.
Дед Леший. За пропавшими в лесах родственниками и знакомыми люди приходили с дарами, если найти не удавалось, угрожали заступничеством святых. Леший не переносит соль и боится огня, поэтому люди заворачивали соль в платочек и прятали в левом кармане, а в лесу при малейшем подозрении на то, что по пятам ходит дух, разводили костер.
Народный этикет предписывал строгое поведение в лесу. Хозяина легко рассердить громкими песнями, свистом, бранью и вообще лишним шумом. По поверьям, нельзя разбивать ночную стоянку на тропе – вдруг через нее взбредет лешему прогуляться вместе с семьей, тогда смерти не миновать.


 


Рецензии